00:46 

Эпично? Эпично!

Ela
Пересмотрела виденного когда-то аж в детстве "Илью Муромца" Птушко. М-да... ну, что тут скажешь... Снимать эпос - искусство отдельное. Очень. И совершенно Птушко незнакомое. Не могу не признать, что Борис Кимягаров с фильмами по "Шах-наме" справился со своей задачей несравнимо лучше. Так что я решила пересмотреть его "Легенду о Рустаме", а заодно обсудить с Мишкой, что такое эпос и с чем его едят.
А едят его ни разу не с драмой.
Потому что герой в драме - характер, а в эпосе - тип. Причем тип этот может иметь уйму индивидуальных черт и черточек, быть очень многокрасочным, очень личностным, пышно разнообразным, даже многогранным - и за блеском этого множества граней мы перестаем видеть, что это все же тип, а не характер. Между тем отличие есть, и отличие очень четкое. Характер героя в драме подвергается развитию, изменениям, иной раз очень радикальным. Герой в эпосе - статика, сразу явленная нам как данность. Даже если она пышна и многогранна. Одиссей - не Аякс, Илья Муромец - не Добрыня Никитич, они вполне индивидуальны. И все же это типы, а не характеры в том смысле слова, в котором мы говорим о характере героя драмы.
Это как раз достаточно общеизвестно. Но из этого напрашиваются занятные выводы. Возможно, спорные. Но мне кажется, что мне удалось до чего-то додуматься. Возможно, изобрести велосипед )))
Первая мысль - о том, что в драме характер героя выявляется и/или изменяется при взаимодействии с обстоятельствами (которые он, возможно, изменит, а возможно, и нет). В эпосе же герой, как уже было сказано, статика, данность - и получается, что это, напротив, обстоятельства выявляются при взаимодействии с героем. Как бы обратный драме ракурс. И при экранизации эпоса это необходимо учитывать.
Мысль вторая - эпос, даже пересказанный прозой, поэтичен. Причем поэтичность эта своеобразная, характерная именно для фольклора. Возьмем хотя бы такой пример:
"Как наедут мировые-ти посреднички,
Как начнут над народом надругатися -
Нету сердца у них да во белых грудях,
Нету совести у них да во ясных очах".
Песня чрезвычайно характерна. Что касается белых грудей - ну, согласна, мировые посредники того времени едва ли шастали по соляриям. Но вот называть ясными глаза, в которых нет совести, мы бы, пожалуй, не стали. А народный сказитель - стал, потому что для него от постоянный эпитет, неотрываемый от очей. Гектор - шлемоблещущий, Одиссей - хитроумный, очи - ясные, ноги - резвые. Это тоже - данность, статика, но данность поэтическая. Все в мире обладает качествами, отличающими одну данность от другой, все пронизано ими, качества обволакивают, облекают предметы, выявляют их. И это напрямик ведет нас к третьему соображению.
Эпос, как и любое устное народное творчество, не ригиден в изложении, он вполне вариабелен - но вариабелен только потому, что четко структурирован. В том числе и уже упомянутыми постоянными эпитетами. Традиционные зачины, подхваты, повторы - это не просто орнаментовка, это структура. Именно она дает возможность свободно импровизировать на заданную тему. Вопли, плачи, причеты, величания не заучиваются наизусть - они импровизируются. И импровизатор опирается на всю структуру постоянных эпитетов, зачинов, обращений, рефренов. Эпос пронизан ими, структурирован ими. И этот нельзя не учитывать при экранизации.
Но - как учесть, каким способом? Как отобразить явленную данность, наличие постоянного эпитета, напряженную поэтичность и структурированность?
Самая первая мысль - саундтрек. Работа композитора тут приобретатет огромное значение. но - только ли музыка? А видеоряд? Может быть, отбор ракурсов, выражающих и подчеркивающих то или иное качество? Ракурсы как постоянные эпитеты?
Может быть. Может, и не только.
Наверняка еще монтаж - только я пока не придумала, как именно он тут должен работать.
А не изобретала бы ты велосипед - а пошла бы ты посмотрела еще разок Эйзенштейна!
Верная мысль - но недостаточная. Эйзенштейн умел, да. Но кто запрещает придумывать свои способы?

В общем. давно хочется снять эпос. Это челлендж такой. Снять так, как никто еще не снимал. Выявив его именно как эпос - но так, чтобы от пафоса персонажи не лопались. Потому что патетика эпоса - опять же штука особая. О которой я поразмыслю в следующий раз. ;-)

@темы: Мысли вслух, дилетантское, книжное

URL
Комментарии
2013-09-07 в 01:45 

strange
:: сибарит :: красавчик :: умница :: недобрый :: няшка :: гений ::
на тему отсутствия в эпосе иной динамики, кроме как продвижение по сюжету - согласен абсолютно.
цветовая гамма кадра, закрепленная за определенным персонажем/сюжетом? характерная деталь образа (ну чисто как в онеме, там вообще хорошо проработаны статичные маркеры))?
еще вот знаешь, эпос - он всегда масштабен. и герои его - части целого, в отрыве от целого не существующие. а мозаика - это очень понятная визуальная схема, которую как раз кинематограф мог бы воплотить на ура. то есть некоторая схожесть отдельных фрагментов и эпизодов между собой, наличие у них общих черт - на мой вкус, вполне играет на воплощение эпоса)
а пафос, как таковой, задается контекстом. шлемоблещущий Гектор, торгующийся из-за пары оливок на базаре, производит несколько иное впечатление, нежели он же в битве с Ахиллом) создаем адекватную среду - и вуаля, никакого пафоса. хД

2013-09-07 в 01:52 

Ela
Да, цветовая гамма - бесспорно!
И аниме действительно неплохо работает со статикой.
масштабность - она тоже само собой, но вот атушковский "Илья Муромец" масштабен, но от этого, увы, не легче. Меня от этих интонаций в трубочку сворачивает и хочется засунуться в ухо. Вроже и контекст - то, что надо, но слышать это и не свернуться в трубочку просто не могу. А вот в старом мультике "Илья Муромец" - может, помнишь, там было две серии минут по 20 - все в порядке. Так что масштабность и контекст жестоко необходимы - но нужно что-то еще. Может быть, наличие вкуса у постановщика? ;-)

URL
2013-09-07 в 02:23 

strange
:: сибарит :: красавчик :: умница :: недобрый :: няшка :: гений ::
у меня сегодня какой-то былинно-древнерусский вечер, прямо. см. мой последний пост)
еще, пожалуй, ритмика, повторы - визуальные в том числе, которые не маркеры, а именно эдакая симплока от операторской работы) мне еще мнится, что в эпосе нет дидактики. масштаб - есть, ч/б конфликт - есть, а вот морализаторства - нет.
что же до Птушко... я вообще не могу это воспринимать. оно недодержано как раз в плане пафоса, срывается то комедийными эпизодами, то фонтанирующей с экрана декоративностью происходящего, то режиссура большими буквами говорит ЭТО СКАЗКА, ТУТ ВСЕ ПОНАРОШКУ, в итоге получается ни рыба ни мясо. серьезное лицо надо делать, когда эпос снимаешь)

2013-09-07 в 02:47 

Ela
у меня сегодня какой-то былинно-древнерусский вечер, прямо. см. мой последний пост) - ага, я уже прикололась, как это мы так синхронно )))

еще, пожалуй, ритмика, повторы - визуальные в том числе, которые не маркеры, а именно эдакая симплока от операторской работы) - согласна полностью! И это тоже даст структурирование.

мне еще мнится, что в эпосе нет дидактики. масштаб - есть, ч/б конфликт - есть, а вот морализаторства - нет - хм... как сказать, ИМХО - бывает, но дидактика эпоса тоже совсем иная.

что же до Птушко... я вообще не могу это воспринимать. оно недодержано как раз в плане пафоса, срывается то комедийными эпизодами, то фонтанирующей с экрана декоративностью происходящего, то режиссура большими буквами говорит ЭТО СКАЗКА, ТУТ ВСЕ ПОНАРОШКУ, в итоге получается ни рыба ни мясо. серьезное лицо надо делать, когда эпос снимаешь) - вот именно по причине недодержанности пафоса он у Птушко так люто и в глаза бросается. Особенно когда осуществляется посредством псевдомхатовских подвываний. Но у него вообще все вперемешку. Полное отсутствие чувства стиля и в особенности единства стилевого и жанрового решения. Я Мишке показала его "Сказку о царе Салтане" именно как пример жанрового винегрета, и мало юному казуисту не показалось ))) И это тем более обидно, что там масса прелестных находок - но из-за такой вот жанровой и стилистической окрошки смотреть это положительно невозможно. Полистилистика, она ж тоже умения требует.

URL
2013-09-07 в 17:06 

Miranta
Фильм "Hero" c Джетом Ли - эпос китайский, но эпос. Именно, как тут говорилось - музка, цвет, жесткие образы. Изумительное кино!

И кажется я теперь знаю, чем мне так не нравится Арагорн в, несомненно, эпическом "Властелине Колец" Джексона - эпичности в нем (Арагорне) ноль. Внешне, по поведению, по подаче во всех смыслах - обычный человек. Это было (кажется, все еще остается) "в струе" в то время подавать даже комиксовых героев обычными людьми, но на общей эпичности картины конкретно Арагорн мне резал глаз.

2013-09-09 в 11:38 

Margoshyk
I'm here Inside Your Mind
Miranta,
но на общей эпичности картины конкретно Арагорн мне резал глаз. - согласна абсолютно, и линия с Арвен невнятная. За каким милым из нее Лару Крофт на коне делать?... Глорфиндейл в данном эпизоде был уместен, Арвен - ни разу. И опять-таки, отступление от типа "Светлая и печальная эльфийская царевна" на пользу не пошло. А Галадриэль мне глаз перестала резать только в Хоббите... Потому что сцена у зеркала, несмотря на шествие по ступеням в лунном сиянии, мне не пошла... :rider:

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Фамильная клумба Шенно

главная