Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
18:32 

Литература - и жизнь: неожиданное соображение о русской классике

Ela
Соображение почти наверняка банальное. Но для меня оно оказалось неожиданным - возможно, потому, что раньше я на эту тему не размышляла. А тут вдруг как-то пришло на мысль.
Мне подумалось, что в русской классической литературе начисто отстутствует одна тема. То есть полностью и совсем.
Это тема самопреодоления, воспитания себя.
Удивительного в том, пожалуй, немного.
Сентиментализм? Он не про это и не для этого. Хотя он сложнее и неоднозначнее, чем о нем принято думать - но ведь не для этого.
Романтизм? Романтическому герою не до самовоспитания. Некогда ему. Он занят противоборством с обществом. Причем позволяет себе в этом противоборстве иной раз такое, что позволять бы не следовало. Но - это ведь общество, так и что с ним стесняться-то? В общем, и тут с самовоспитанием дело обстоит скверно. Романтический герой скорее уж может быть замечен в том, как он попускает себя - в пику обществу, разумеется, и всякой там прочей мещанской морали.
Реализм? А он у нас в девятнадцатом веке не какой-нибудь там, а критический. И как прикажете критиковать человека, который создает свою личность из совсем негодного материала, ценой страшного и страстного усилия алхимически преобразуя душевные помои в душевное золото? Или того, кто преодолевает увечье, болезнь, многое другое - и, победив себя, обретает новую силу и зрелость?
Ну, и в любом случае - там, где почти в течение столетия в фокусе внимания литературы неизменно оказывается "лишний человек", о самовоспитании нет и речи. Потому что такое самовоспитание, такое самопреодоление подразумевает ЦЕЛЬ. А с целеполаганием у "лишних людей" дело обстоит плохо. Иногда по их вине, иногда - по вине других, будем справедливы, но всегда - плохо.
А главное, что такое положение дел имело место только в литературе, а не в жизни. В жизни тогдашней как раз примеров хватало - всяких и на любой вкус. Для начала возьмем хотя бы Сашу Оленина, которого тогдашняя молва упорно именовала прототипом Митрофанушки. Оленин "Недоросля" посмотрел. И очень обиделся. НА СЕБЯ. И принялся учиться - с трудолюбием и страстью. Став одним из образованнейших людей своего века. Его пример - другим наука. А если кто решит тут вспомнить любимых (или не очень) деятелей российской истории - милости прошу. Надо же отдать им и жизни справедливость, раз уж литература в этом деле оплошала.
А насколько эта тема и вообще освещена в мировой классической литературе? В той, которая до начала ХХ века? Кое-что мне на память приходит сразу, но называть я пока воздержусь. Подожду вас, дорогие гости и ПЧ.
И какие условия диктовали определенную литературную традицию, которая, в свою очередь, диктовала выбор темы?
Да и так ли все однозначно с русской классикой? Я хоть и не самый безграмотный человек на земле - но ведь и не самый начитанный. Могу чего-то и не знать. Может, я что-то пропустила?

@темы: Мысли вслух, дилетантское, книжное

URL
Комментарии
2017-04-19 в 08:14 

_ЛАЙТ_
Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Ela, Почему только Рахметов?? ))) Там все - то есть решительно все. Там скупо описано - но рассказ о том, как Лопухов и Кирсанов самостоятельно учили иностранные языки, потому что без них в науке никуда, это сплошное удовольствие) Или как Вера Павловна, обнаружив уязвимость в собственном характере и образе жизни, сначала долго думает, а чего это её так развезло, а потом придумывает, что счастье в труде делом надобно заниматься. оно даёт опору в жизненных трудностях.

2017-04-19 в 08:16 

_ЛАЙТ_
Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Если иностранную можно и такую. где вот этот личностный рост не декларируется как цель. но явно присутствует в тексте - Жизнь Дэвида Копперфильда, мне кажется. пойдёт

2017-04-19 в 08:20 

_ЛАЙТ_
Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Ela, не далее начала ХХ века. А до какого места у нас начало?) А то если начало до 18-го года. то в фантастико-романтическом ключе "Алые паруса" подходят под критерий.

2017-04-19 в 09:48 

Tongor
Abfliegen, zu wiederkommen
Я в плане русской классики не очень начитан, так, в пределах школьной программы. Но точно вынес одно. "Всё плохо. А теперь поговорим об этом на 600 страницах". То есть именно в том, что принято позиционировать как русскую классику, в основном мрак, беспросветность и томление духа. Откуда ж там взяться самоопределению и воспитанию себя?

2017-04-19 в 10:53 

Ананастя
Ela, в википедийной статье про Алексея Оленина написано, что он Митрофанушка...
какая-то путаница, что ли?

2017-04-19 в 12:18 

Яртур
Боже, помоги мне быть таким человеком, каким меня считает моя собака!
Лаевский в финале "Дуэли". Но это уже начало двадцатого века.

2017-04-19 в 12:35 

Миранда Элга
Два кармана стрижей с маяка\...- Четыре месяца я не снимал штаны. Просто повода не было.
Ela, м, тут бы подошло даже "Детство Темы" ) с его "никогда не предам своих товарищей" и медленным пониманием взрослого мира и тем, что надо быть лучше того, что происходит)

2017-04-19 в 12:36 

Миранда Элга
Два кармана стрижей с маяка\...- Четыре месяца я не снимал штаны. Просто повода не было.
MirrinMinttu, ага, "В лесах и на горах"! Такая чудесная вещь.

2017-04-19 в 13:11 

Ela
в википедийной статье про Алексея Оленина написано, что он Митрофанушка... какая-то путаница, что ли? - уйййй... он считается ПРОТОТИПОМ Митрофанушки. Во всяком разе, именно так считали современники. И когда Оленин - Александр все-таки, а ни разу не Алексей - посмотрел постановку, в которой действовал списанный с него, по общему мнению, персонаж, то пришел в ужас и взялся за себя.

Начало ХХ века - понятие, конечно, сильно растяжимое. Но не думаю, что 18 год сюда относится. Это, ИМХО, уже как бы и не совсем начало, хотя не отстоит далеко. Но перелом уже произошел.

URL
2017-04-19 в 13:22 

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Ela, стоп-стоп-стоп, что-то тут не так. Я так понимаю, что под Александром Олениным понимается композитор, но он никак не мог быть прототипом Митрофанушки, потому что вот.
Или все-таки Алексей Оленин, который историк и художник? Вот этот. Он как-то лучше подходит, по-моему. И про легенду о Митрофанушке как раз в этой статье говорится.

2017-04-19 в 13:53 

Ela
Cорри - значит, в моем справочнике было напутано, и - действительно, Алексей.

URL
2017-04-20 в 14:38 

Бурная вода
Белая ворона по жизни..
Вы меня только не убейте - Татьяна Ларина, из Онегина.
В начале и в конце романа - это совсем разный человек, и нам даже показывают часть прооцесса преобразования - чтение книг в имении у Онегина.

2017-04-20 в 15:25 

Огненный Тигр
тварь, воспитанная книгами
Бурная вода А за что убивать? Кстати, да. И у Тургенева я бы самовоспитание искал в первую очередь не у мужских персонажей, а у женских.

2017-04-20 в 16:08 

Кодзю Тацуки
Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Огненный Тигр Бинго! Ровно то же самое я писала в том своем посте - у женщин русской классики высокие воли найти не так сложно, и результативную, и процессионную, а вот у мужчин - упс.
Напрашивается не просто собирательный образ рефлексирующего и мятущегося автора-интеллигента, но еще и интеллигента, готового в любой момент мешком упасть на руки своей спутнице жизни и предоставить ей тащить по этой самой жизни данный чемодан без ручки. Или в более мягком варианте, пресловутый русский-человек-на-рандеву, который соцзаказывает героиню и в ее лице всю Россию... а когда та закономерно спрашивает, так что же из этого следует, революцию ж надо делать, хотя бы в собственной жизни - русский-человек-на-рандеву прячет голову в карман и говорит, что его не так поняли ;)))))

2017-04-20 в 16:34 

Огненный Тигр
тварь, воспитанная книгами
Кодзю Тацуки Вот меня это всегда вымораживало - ой всё плохо, но делать ничего не бууууду. Потому что и так плохо, и сяк плохо, а потом лопух вырастет. Когда рядом с активной деятельной и умной женщиной вот такое, возникает единственный вопрос: зачем ей это надо?

2017-04-20 в 16:38 

Кодзю Тацуки
Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Огненный Тигр 60% - по молодости и неопытности; 30% - по ошибочной уверенности, что Вот Это можно перевоспитать; 10% - ну так в итоге низачем и не надо, герой уходит солнцем палимый ;)))))

2017-04-20 в 21:24 

Яртур
Боже, помоги мне быть таким человеком, каким меня считает моя собака!
Татьяна Ларина, из Онегина.
По сабжу - нет: Татьяне абсолютно незачем себя ломать, преодолевать и перевоспитывать, ей достаточно повзрослеть и набраться опыта. В начале романа Таня - природный алмаз: умна, великодушна, искренна, обладает яркой индивидуальностью и недюжинной силой характера, но очень романтична и наивна (что простительно). В конце - перед нами мастерски ограненный и оправленный бриллиант, побывавший в руках искусного ювелира. Но этот тот же алмаз, только к природному уму добавилось критическое мышление, к искренности - сдержанность, к великодушию - уверенность в себе, к силе характера - безупречные манеры.

2017-04-21 в 02:07 

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Яртур, а разве самовоспитание - это обязательно самоломание?
Бурная вода, обеими руками за Татьяну! "Онегин" - одна из тех вещей, которыми я только больше проникся по второму прочтению. А Онегин, кстати, ИМХО - как был урод, так и остался.

2017-04-21 в 03:31 

Ela
А Онегин, кстати, ИМХО - как был урод, так и остался. - есть такое дело! )))

URL
2017-04-21 в 04:14 

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Ela, :buddy:

2017-04-21 в 09:15 

Миранда Элга
Два кармана стрижей с маяка\...- Четыре месяца я не снимал штаны. Просто повода не было.
Клятый_Вомпэр, о да, Онегин странный чувак)

2017-04-21 в 13:39 

Яртур
Боже, помоги мне быть таким человеком, каким меня считает моя собака!
Клятый_Вомпэр,
Это тема самопреодоления, воспитания себя.
Татьяне нечего особо преодолевать. Она как была незаурядной личностью, способной на поступок (первой объяснилась в любви) - так и осталась (отказалась от любви в пользу более важных вещей). Она не Митрофанушка и не Лаевский.

2017-04-21 в 14:30 

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Яртур, то есть, самовоспитание стоит понимать как "из грязи в князи" и никак иначе? Я предполагал, что любая работа над собой является самовоспитанием.

2017-04-21 в 16:36 

Кодзю Тацуки
Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Яртур, Клятый_Вомпэр, а вот тут у вас как раз классическое непонимание между результативной и процессионной волями ;))))
У меня самой результативная... дело в том, что эта зараза работу над собой не воспринимает как Работу, ибо никогда и ни по какому поводу себя не переламывает. И при этом естественное поступательное развитие отслеживает очень плохо, ибо нацелена только на авторизацию результата - вот в данный момент я таков, и это круто ;))))) ...а потом через 20 лет оглянется - ойблиннн, это что, был(а) я, такая маленькая чмошенька???
А у нас в культуре работу над собой таки принято понимать как процесс, т.е. где этот процесс у тебя самого уходит в слепое пятно, там типа ее и нет ;))))

2017-04-21 в 21:32 

Яртур
Боже, помоги мне быть таким человеком, каким меня считает моя собака!
Клятый_Вомпэр, по сабжу:
создает свою личность из совсем негодного материала, ценой страшного и страстного усилия алхимически преобразуя душевные помои в душевное золото
кто преодолевает увечье, болезнь, многое другое - и, победив себя, обретает новую силу и зрелость

Ну и где "негодный материал"? У Татьяны материал высшего качества. И никаких "душевных помоев". А несложившаяся первая девичья влюбленность все-таки не тянет ни на увечье, ни на болезнь.
Татьяна взрослеет и развивается абсолютно органично. Из тонко чувствующей, умной, решительной, великодушной девочки - в сильную, мудрую и благородную женщину.
Кодзю Тацуки,
где этот процесс у тебя самого уходит в слепое пятно, там типа ее и нет ;))))
Логично, по-моему. Зачем львенку ломать/преодолевать себя, чтобы стать львом? Это произойдет само собой.
А Онегин, кстати, ИМХО - как был урод, так и остался.
Сравните хотя бы с Печориным - и увидите, кто урод, а кто безвредная тихая протоплазма.

2017-04-21 в 22:34 

Ela
Это произойдет само собой. - само собой может произойти только разрушение.

URL
2017-04-21 в 22:42 

Кодзю Тацуки
Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Ela Плюс много. "Происходит само собой" и "ощущается изнутри как происходящее само собой" - отнюдь не одно и то же.
Правда, в моем случае, чтобы донести до меня разницу, потребовался лечащий врач ;)))))

2017-04-22 в 03:09 

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Ну и где "негодный материал"? У Татьяны материал высшего качества. И никаких "душевных помоев". А несложившаяся первая девичья влюбленность все-таки не тянет ни на увечье, ни на болезнь. моя проблема в том, что я вообще не верю в годный или негодный материал. Материал - он, ИМХО, всегда средненький. В смысле, по больнице. Там чуть лучше, тут чуть хуже. В случае с Татьяной я вижу массу острых углов, которые могли привести к совсем другому результату. Тонко чувствующие, умные, решительные и великодушные запросто могут замкнуться в себе, озлобиться, или, наоборот, начать причинять добро и наносить пользу направо и налево, не считаясь с чужими чувствами.
Но ладно, я понял - только "из грязи в князи". Не подходит.
Сравните хотя бы с Печориным - и увидите, кто урод, а кто безвредная тихая протоплазма. по-моему, уроды оба. Причем очень похожие.
Ela, само собой может произойти только разрушение. думаю, что и оно само собой не происходит :) Хотя если под "само собой" понимать стагнацию и ноль усилий - то да.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Фамильная клумба Шенно

главная