Еще важнее, однако, то, что в некоторых случаях самоубийство, как и дуэль, могло способствовать восстановлению поруганной чести. Такое замещение требовалось в тех случаях, когда оскорбленная сторона не могла принудить обидчика к дуэли. Конфликт с противником значительно более высокого ранга, особенно с государем или с членом императорской фамилии, мог толкнуть человека к самоубийству ради спасения чести. В 1816 году в Варшаве пять польских офицеров покончили с собой, протестуя против грубого обращения великого князя Константина с их сослуживцами. Шестой офицер потребовал у Константина удовлетворения и, будучи арестованным, совершил попытку самоубийства. Константин как будто согласился на дуэль и даже настаивал на ее совершении, но офицер объявил себя удовлетворенным, и дуэль не состоялась 4. Другой мотивировкой самоубийства могла быть физическая невозможность встречи с обидчиком. В начале 1820-х годов, находясь на юге и не имея возможности добиться дуэли с человеком, распространявшим о нем оскорбительные слухи, Пушкин думал о самоубийстве.
Отказ обидчика принять вызов был наиболее частым мотивом для восстанавливающего честь самоубийства. Хорошей иллюстрацией может служить попытка самоубийства, совершенная в Москве в 1875 году двадцатишестилетним морским офицером в отставке. Он стрелял себе в голову, но остался жив. На вопрос о мотивах он отвечал, что был смертельно оскорблен неким человеком, который, однако, не принял вызова на дуэль. Когда офицер понял, что самоубийство не удалось, он попросил оказать ему медицинскую помощь, из чего ясно, что он стремился не столько уйти из жизни, сколько смыть нанесенное ему оскорбление. Обильно пролив свою кровь (он стрелял в себя трижды, и, согласно газетным сообщениям, не только голова его была в крови, но и «[п]остель была вся [в] крови, на полу, кругом кровати и письменного стола стояли лужи крови...»), он доказал этим серьезность своих намерений и очистил свое имя 5.
Ирина Рейфман
Дуэль как акт агрессии: Термины и определения
Ищем дальше...