... высказанных в одной сетевой статье. А именно - что литература наша (особливо фэнтези всякая с фантастикой в компании) вся из себя объинфантилилась, оподростковела, герои сплошь невзрослые... в общем - и небо не мило, и земля не хороша, и вообще автор ныне пошел незрелый, а потому о таких вот незрелых и пишет.
Фу.
Не говоря уже о том, что в подобную схему не укладывается... да ничего в нее не укладывается!.. сам тезис о незрелости и инфантильности авторов весьма... специфичен. Но меня заинтересовал вопрос - а в самом деле, что определяет возраст героев текста? Как паспортный возраст, так и внутренний, душевный.
И пришла к выходу, что определяется он даже не жанром - хотя мнение о том, что юный годами персонаж легче на подъем и с большей охотой будет участвовать в приключениях, наводит на мысль о том, что жанр, изобилующий приключениями и прочими там квестами, и вправду предполагает молодость героев. Но... мне мыслится, что дело не в этом - или не только в этом. А дело в том, что больше интересно автору:
- как герой (герои) воздействует (-ют) на ситуацию.
- как ситуация воздействует на героя (героев).
- и то, и другое.
- как ситуация не может воздействовать на героя, потому что его уже ничем не прошибешь.
- как герой (герои) не может (не могут) воздействовать на ситуацию, потому что она уже приобрела вид Мальстрема.
- и так далее.
ИМХО - совершенно очевидно, что если характер героя уже СЛОЖИЛСЯ - то ситуация будет воздействовать на героя скорее внешним образом, не затрагивая этого самого характера. И в случае, если автору интересно наблюдать и описывать сложение характера - то герой будет, как правило, молодым. Исключение - когда ситуация настолько превышает силой воздействия уровень окостенения характера, что как бы взрывает его изнутри (Господи, как же я люблю истории о том, как в человеке произошел полный внутренний переворот - некоторые из них глубинно трагичны, некоторые абсолютно хэппиэндовые, некоторые забавны, как история Эрмино Гримальди по прозвищу Эрмино Скопидомо - но они просто не могут оставить человека равнодушным!). Но все-таки характер обычно складывается в молодые годы и уже считается сложившимся в более зрелые.
Вот если автора больше интересует, как герой воздействует на ситуацию - тогда возраст героя может быть и молодым, и зрелым, и вообще каким угодно. А если речь идет о периоде сложения, становления характера - чаще все-таки герой будет еще молод и еще способен к внутреннему росту - или падению - в большей степени, чем человек уже сложившийся.
Так что... вовсе нынешняя фэнтези, фантастика и вообще литература не подростковая - она психологическая. В хорошем смысле слова.
Потому что о психологии в том смысле слова, который подразумевает попытки определить возраст по количеству восклицательных знаков в тексте, мы не говорим.