Эскперимент - даже более точно имитирующий - всегда остается "игровой" ситуацией, моделью. И эта ситуация имеет одно очень важное отличие от реала - я бы сказала. кардинальное. (Помимо двуединства игрок-персонаж, о котором я говорила ниже). Безумно важное.
На примере того же стэнфордского эксперимента.
В реале в охранники подаются по большей части не садисты, желающие безнаказанно "оторваться" на зэках. Просто - это тоже работа, зарплата неплохая, а другой приличной работы как-то и не подвернулось... короче говоря - и не подкопаешься, вроде как жизнь заставила (насколько это оправдание валидно, вопрос другой). Но - не то чтобы так уж хотелось, но надо же кормить семью, обстоятельства так сложились... и так далее. А я, может, космонавтом стать хотел...
И уже тем более НИКТО - ни виновный, ни тем более нвиновный - в реале не собирается становиться заключенным. Заключенным становятся помимо воли.
Однако как только мы переходим от реальности действительной жизни к виртуальности эксперимента, ситуация меняется резко. И я очень прошу вас обратить на это отличие ваше внимание.
ВСЕ УЧАСТНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ ПОДПИСАЛИ СВОЕ СОГЛАСИЕ НА УЧАСТИЕ В НЕМ.
В реале человек может сопротивляться своей роли охранника и пытаться сохранить себя. В реале человек может сопротивляться своей роли заключенного и пытаться сохранить себя. Он имеет возможность НЕ СОГЛАШАТЬСЯ с этой ролью, со своим положением, внутренне воспринимать себя иначе. То есть - СОПРОТИВЛЯТЬСЯ СИТУАЦИИ И ОБЧТОЯТЕЛЬСТВАМ.
В игре-эксперименте участники добровольно согласились на происходящее (при этом понятия не имея, какая жуть их ожидает). То есть "охранники" и "заключенные" могли сопротивляться друг другу - но вот как раз ситуации, обстоятельствам они НЕ сопротивлялись. Более того - они с этими обстоятельствами сотрудничали!!!!
И это очень важно понять.
Отчасти именно поэтому реакции были настолько жуткими, а последствия настолько тяжелыми. Имено поэтому озверение шло так быстро, а психоломка происходила настолько успешно. Игроки играли честно - и честно сотрудничали с игрой. Во имя цели - а об этом разговор пойдет дальше.
Важно, очень важно также понять, что у них не было причины, реальной причины, по которой они оказались в игре без правил, кроме своего согласия - а значит, не было ЦЕЛИ сопротивляться (а вот цель сотрудничать - была). В реальной жизни это выглядит иначе - как только появляется цель. В гитлеровских концлагерях что только не делали, чтобы дезорганизовать лагерное сопротивление - подсаживали провокаторов, постоянно "тасовали" заключенных, мешая им хотя бы познакомиться ближе и уж тем более объединиться - так ведь не помогало! Узникам концлагеря было за что бороться и было против чего бороться.
А в эксперименте игроки - повторяю - не боролись, а сотрудничали с ситуацией. Ну, и результат налицо.
Отсюда простейший вывод.
Так называемые "экстремальные" ролевые игры, помесь поставленной неспециалистами психодрамы со "слабым звеном", которые рекламируются как средство познать себя в критической ситуации и тому подобное - НИ ЧЕРТА НЕ ДАЮТ В ПЛАНЕ ПОЗНАНИЯ СЕБЯ-РЕАЛЬНОГО. Не говоря уже о том, что действует, как уже было неоднократно говорено, не столько человек, сколько гибрид его самого и его персонажа - в реале человек критической ситуации сопротивляется, и прежде всего внутри себя, а в игре подобного рода - сотрудничает с ситуацией. Это два совершеннол разных типа поведения. Так что ничего он о себе не узнает. А вот психотравму огребет по самое "не могу" - потому что действует-то гибрид - а вот последствия получает лично игрок (потому что это ведь он-реальный давал согласие, и отчасти он и вытворял то, что вытворял), и это очень тяжелые последствия. Дикая психоломка - и на самом-то деле НОЛЬ информации на выходе.