Ну - поехали...
Значит, так. Зашла мне в голову мысль, что не только разные культуры, но и разные эпохи характеризуются резким преобладанием "я-сознания" или "мы-сознания". Причем придет следующая эпоха извне с варварами или кем-нить еще либо будет выпестована в недрах предыдущей - принята она всё равно будет, благо одно сознание с необходимостью в коенчном итоге ведет к другому. И вся мировая история суть еще и маятник между этими "я" и "мы". Ну сами посудите. Первобытноообщинный, родовой, племенной строй - "мы-сознание", без вопросов. Античность - "я-сознание", развивающееся в обоих своих разновидностях - индивидуалистической и тоталитарной (на всякий случай поясняю - тоталитаризм - это НЕ "мы-сознание". Это "я-сознание". И с индивидуализмом они не просто близнецы, а я бы сказала, аж сиамские близнецы). Средние века - снова "мы". Начиная от ренессанса и далее - опять "я-сознание" с небольшими попытками прорыва "мы"... каковым "мы" социализм в том виде, в котором был осуществлен так и не стал (или не успел стать) - отчего и навернулся.
Оба вида сознания предоставляют свои преимущества. "Я"- самоопределение (назовем это так, о свободе я не говорю и не буду по ряду причин намеренно), а "мы" - социальные гарантии. Первобытный воин, гибнущий битве с другим племенем,ТОЧНО ЗНАЕТ, что его семья не будет голодать, его дети буду выучены всему, что должно, и так далее. Таким образом, наличие социальной гарантии обеспечивает его ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ героизм. И вызревает благодаря ему "я-сознание"... ну - направление процесса понятно. Обратный процесс тоже прост - как раз отсутствие каких бы то ни было социальных гарантий приглушает порывы индивидуального и заставляет сплачиваться, консолидироваться.
В общем - вкратце и в примитиве мысль изложена, можно начинать грызть.
А потом, после погрызания, я выскажусь о средневековье, котрое мы выдумали - и о том, зачем мы это сделали. Потом - поскольку для меня это две мысли связанные, а не полностью автономные.
Значит, так. Зашла мне в голову мысль, что не только разные культуры, но и разные эпохи характеризуются резким преобладанием "я-сознания" или "мы-сознания". Причем придет следующая эпоха извне с варварами или кем-нить еще либо будет выпестована в недрах предыдущей - принята она всё равно будет, благо одно сознание с необходимостью в коенчном итоге ведет к другому. И вся мировая история суть еще и маятник между этими "я" и "мы". Ну сами посудите. Первобытноообщинный, родовой, племенной строй - "мы-сознание", без вопросов. Античность - "я-сознание", развивающееся в обоих своих разновидностях - индивидуалистической и тоталитарной (на всякий случай поясняю - тоталитаризм - это НЕ "мы-сознание". Это "я-сознание". И с индивидуализмом они не просто близнецы, а я бы сказала, аж сиамские близнецы). Средние века - снова "мы". Начиная от ренессанса и далее - опять "я-сознание" с небольшими попытками прорыва "мы"... каковым "мы" социализм в том виде, в котором был осуществлен так и не стал (или не успел стать) - отчего и навернулся.
Оба вида сознания предоставляют свои преимущества. "Я"- самоопределение (назовем это так, о свободе я не говорю и не буду по ряду причин намеренно), а "мы" - социальные гарантии. Первобытный воин, гибнущий битве с другим племенем,ТОЧНО ЗНАЕТ, что его семья не будет голодать, его дети буду выучены всему, что должно, и так далее. Таким образом, наличие социальной гарантии обеспечивает его ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ героизм. И вызревает благодаря ему "я-сознание"... ну - направление процесса понятно. Обратный процесс тоже прост - как раз отсутствие каких бы то ни было социальных гарантий приглушает порывы индивидуального и заставляет сплачиваться, консолидироваться.
В общем - вкратце и в примитиве мысль изложена, можно начинать грызть.

А в остальном что скажешь?
я тоже это понимаю хорошо
По-моему из самого слова "тоталитаризм" логично вытекает.
Насчет античности думаю,что там было 2 этапа- 1. действительно "я" ,в микенский переод -для которого были характерны иерархическая структура общества, с царем-анаксом на вершине социальной пирамиды,
и 2. больше от "мы-сознания" полисный, когда общественная структура стала определяться принципом гражданского равенства, а мысль — рационализмом.
Хотя, именно за счет творчеста быть может в античнром мире и развивалось "я-сознание". Свободный человек (ТОЛЬКО СВОБОДНЫЙ) обладал исключительной привелегией- досугом,который мог посвятить интеллектуальным занятиям.(отсюда-расцвет философии, истории, поэзии, искусства, архитектуры).
И может быть еще поделить греков и римлян с понятием "я-сознание" и "мы-сознание". Но это ,если совсем углубляться...
(хотя бы из-за наличия массы рабов в Древнем Риме)
В Греции вроде тоже была масса рабов.
Да и в средневековой Европе, э-э... не без этого.
Я, конечно, никакой не античник, но по моему безграмотному впечатлению там присутствовали оба типа сознания. По крайней мере, в разных там трагедиях они активно конфликтуют... Пожалуй, как и говорит Ela, "я-сознание" начинает преобладать позже.
Запуталась... Лучше помолчу, послушаю.
Отношение к рабству в Греции и Риме несколько отличалось. Как и количество рабов.Насчет средневековой Европы- эээээ, а можно факт хоть какой-то ?
Впрочем,я тожде не античник.Подожду
Социальная гарантия - это НЕ права человека. Это - что с тобой может или не может случиться и от чего тебя защищает или не защищает закон и обычай, если с тобой все же что-то случилось. Можно родиться рабом - и обращаться с тобой будут как с рабом. Как именно - это вопрос прав человека (еще и в том смысле - а считают ли тебя человеком). Но вот насколько закон гарантирует тебя в том социальном положении, в котором ты родился - вопрос другой. Так вот как раз с ним не все так просто - и вот с ним в средине века обстояло получше, чем в античности. Гораздо.
Кстати, об античной демократии - а кто тебе сказал, что даже в случае если ты свободный, ты являешься ЧЛЕНОМ ДЕМОСА?! Далеко не обязательно - так что весь этот процесс протекает мимо тебя. А вот если ты и вправду член демоса - ты НЕ ИМЕЕШЬ ПРАВА на частную жизнь. Не имеешь права не участвовать в демократическом процессе. Нормальный себе тоталитаризм - ничего общего, как и любой тоталитаризм, не имеющий с "мы-сознанием".
Если это прежде всего культурологический анализ (а с виду он - психосоциальный, но это, как мне кажется, только с виду, потому что терминология такая), то тогда, как мне кажется, просто необходимо включить еще один компонент: нацию/народ. В смысле, все сказанное, если я это понимаю правильно, актуально только в том случае, если мы знаем, о какой стране/нации/народе идет речь. Или я все-таки не так понимаю?
А то без "привязки к местности" получается, что в любом времени в любом месте можно найти и "я"-черты, и "мы"-черты.
Или я все-таки чего-то не понимаю...
Анализ скорее психосоциальный - а вообще фиг его знает, какой он после чтения стольких материалов - хроник, мемуаров, записок современников, старинных кодексов и из трактовок (ох, какие есть чудесные учебники по римскому праву!) и прочих документов. Ну не знаю я, как махровый дилетант, какой анализ будет культурологическим, какой социокультурный... в общем, фиг ее знает, эту терминологию! Потому и выложила мысль сюда - на покусание и рассмотрение.
Значит, тогда, насколько я понимаю, гораздо важнее идея именно МАЯТНИКА между "я" и "мы", чем собственно определение "я" и "мы", правильно?
Потому что это самое "я" и "мы" каждый понимает интуитивно и, видимо, правильно. Я вот тоже тоталитаризм словом "мы" не назвала бы.
Гораздо интереснее переходные периоды, имхо.
А еще я могу добавить в преимущества-недостатки. Если я правильно понимаю, то в "я"-период будут процветать искусства и ремесла. А в "мы" - период - техника и технологии. По крайней мере, они будут востребованнее.
И еще - вопрос. А как насчет нового времени? Скажем, для "обобщенной" Европы. Мы - это уже "мы", или все еще "я"?
Ты извини за терминологический затык. Меня просто припрягли читать курс "История культур для чайников", и я слегка от этого обалдевшая.
Тви - Новое время для обобщенной Европы - это все еще "я". Как продолжение и развитие творческих традиций Ренессанса.
Цитата:
"Во время пребывания в Сиракузах Платон сблизился с родственником тирана Дионом, в котором Дионисий надеялся найти достойного преемника. С неудовольствием и опаской наблюдал Дионисий за усиливающимся влиянием Платона на Диона. Платон вынужден был покинуть Сиракузы, но на пути в Афины был высажен в Эгине, которая тогда находилась в острой вражде с Афинами. Платону грозило обращение в рабство, но к счастью для него в это время в Эгину прибыл из Кирены Анникерид, с которым Платон познакомился во время своего пребывания в его стране. Анникерид помог через друзей Платона в Афинах организовать выкуп философа и добился его освобождения.
В 387 г, до н. э., в сорокалетнем возрасте, Платон вернулся в Афины."
(В.Ф. Асмус, «Жизнь и сочинения Платона»)
Но это ладно, это частности. А вот что все-таки подразумевается под я-сознанием и мы-сознанием? Например, я-сознание, это, видимо, не в том смысле, что человек сам кузнец своего всего, а скорее в смысле такой бомжеватой психологии - без прочной основы, без завтрашнего дня, типа "человек - игрушка в руках судьбы и начальства"? Или я совсем неправильно представляю?