Кажется, я поняла, зачем (не столько почему, сколько именно зачем) их смотрят - и почему их не смотрю я.
Нет, если это какой-нибудь симпатичный вейрд - да с премоим удовольствием. Или кайдан. Или... в общем, понятно. Но если речь идет о чем, то, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пугает - я этого НЕ смотрю. И до сих пор, несмотря на все объяснения, не понимала, зачем это может быть нужно. Кому охота испытывать страх, для чего?
Кажется, поняла.
Это я размышляла о замещающих фобиях (НЕТ - Фрейд тут НЕправ, все возникает иначе, ИМХО) и о страхах в целом. О границе между сознанием и подсознанием. О том, что у разных людей она разной толщины - у кого-то там бетонная стена стоит в три метра толщиной, а у кого-то в лучшем случае заборчик хлипенький. Примечание - количество психически больных и здоровых в процентном отношении у обеих категорий примерно одинаково. Но дело не в этом. Дело в том, что сознанию и подсознанию иногда просто необходимо пообщаться. Плотно так пообщаться, основательно. Чайку вместе попить, информацией обменяться. Причем необходимо как раз для сохранности того самого психического здоровья. Впрочем, и другие у них надобности бывают. Но - нужно, обязательно нужно. А что делать, если между ними стена, и докричаться никак? Ну так вот - ИМХО, страх как раз один из "мостов", дверь в стене, называйте, как угодно. Страх усиливает напор подсознания на стену. Помогает пробить в ней дверь хоть на время. И дает тем самым возможночть сознанию и подсознанию пообщаться - что очень и очень идет им на пользу.
Именно для этого некоторым людям необходимо время от времени бояться. И чем толще и выше стена - тем нужнее.
И для этого служат фильмы и книги ужасов.
Средство, мягко говоря, не всегда и не для всех безопасное.
Так вот - мне нравится вейрд и интересные истории с мистикой, но НЕ фильмы и книги, растормаживающие сколько-нибудь реальные страхи. Просто потому, что в этом способе самообслуживания я не нуждаюсь. Есть и другие. )))))))))))))))
Кстати, многие ритуалы инициации постороены на применении страха. Это принято считать "испытанием мужества". А что, если речь идет в первую очередь о растормаживании подсознания и пробое стены между сознанием и подсознанием?

@темы: ночной бред, психоложество, дилетантское

Комментарии
06.11.2011 в 05:21

Пуговка
Я себе это объяснила иначе - когда попала к стоматологам на коронки. Это в Союзе(до 90-х) у стоматологов были всякие мало помогающие новокаины и лидокаины. А тут впрыскивают адреналин - и сиди себе, улыбайся, пока тебе нервы дергают. Только у адреналина есть поганенькое свойство, накапливаться в организЬме. И примерно на пятом зубе попала я в адреналиновый шок. Хреновое ощущение - не передать. А врач удивился: ну никак не должно было это происходить на пятом зубе, минимум - на десятом...
Вот тогда я себе и объяснила, почему я ужастики не смотрю: у меня естественный адреналиновый порог сам по себе низенький.))))) Нефиг его хоррорами подпитывать - уж очень ощущения неприятные, от шока.))))
Чистая физиология.))))
06.11.2011 в 10:59

In every wood in every spring there is a different green. (C)
Очень интересный подход, насчет стенки между сознанием и подсознанием!
Правда, я не уверена, что механизм во всех случаях именно такой. Хотя очень часто - да, похоже на правду.
Но вот я знаю человека, у которого, на мой дилетантский взгляд, эта самая стенка вообще тонюсенькая, и страхов навалом, а вот поди ж ты - человек увлекается ужастиками. Я подозреваю, что он таким образом приручает свои страхи. Ну, что-нибудь вроде того, что ужастики смотришь по своей воле, тем самым как бы уже получаешь власть над страхом.
И кроме того, человек тащится от самого факта, что автор, режиссер и т.п. сумел вытащить наружу именно такие-то и такие-то страхи - значит, он тоже понимает такие вещи, а если кто-то еще их понимает, они уже не такие страшные.
Примечание: примитивные ужастики с орущими девицами и рычащими зомби этот человек глубоко презирает. )))
06.11.2011 в 11:01

"NEC ASPERA TERRENT"
Кстати, многие ритуалы инициации постороены на применении страха. Это принято считать "испытанием мужества". А что, если речь идет в первую очередь о растормаживании подсознания и пробое стены между сознанием и подсознанием?
В общем и целом именно так оно и работает.
06.11.2011 в 11:01

..разомкнуть оковы, да ключ потерян...сам себя я запер в стальную клетку...
какое интересное наблюдение.
И очень вовремя-как раз задумалась над собственной темой "я и ужастик"
06.11.2011 в 12:32

Интересное объяснение.)))))) Мне тоже нравятся красивые страшные истории о сверхъестественном, но не о том, что действительно страшно в реальной жизни. Я этому причин не искала.
06.11.2011 в 12:36

"NEC ASPERA TERRENT"
нравятся красивые страшные истории о сверхъестественном
Недостаток мистического опыта в сознании современного человека. В объективной реальности религиозного сознания вроде как уже нет, но подсознание материя весьма косная - ему эти штуки все равно требуются. Хотя бы в виде суррогата - иначе происходит дисбаланс в психике...
06.11.2011 в 12:51

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Не знаю, на самом-то деле. Я пока не встречал людей, которых взаправду, а не от неожиданности, может испугать резиновый монстр или маньяк с бензопилой в классических ужастиках. Пугают как раз вейрд и кайданы :) То есть, то, что мы даже объяснить толком не можем. Понятное дело, встретив в реальной жизни маньяка с бензопилой, мы испугаемся, но на экране оно слишком ненастоящее. А вот призраки в зеркалах, появляющиеся на долю секунды, вообще что-то непонятное, живущее под кроватью и никогда не показывающееся - оно почему-то своей реальности не теряет. Может, как раз потому, что в хорошем фильме ужасов есть только присутствие потустороннего, его символ. А само потустороннее, сам страх рождает уже наше подсознание.
Подобные фильмы ужасов можно смотреть в качестве психотерапии. Посмотреть в глаза своему страху. Это как ходить на американские горки - ты боишься высоты, боишься упасть, но там ты в безопасности. Падаешь вниз, тебе страшно, но с тобой ничего не будет. И на какое-то время у тебя появляется ощущение, что ты победил свой страх. Не факт, конечно, что действительно победил - но ощущение есть. Ужастик дает еще больший уровень безопасности, потому что твой страх вообще заперт на экране телевизора или на страницах книги. Смотри-любуйся. Где-то даже приятное ощущение.
06.11.2011 в 14:22

наркомань и мимимишность(с)
Я об этом тоже думала на днях, применительно к себе. Я в принципе фильмы и книги ужасов не особо-то и потребляю, но... я к примеру одно время всерьез болела историей группы Дятлова. Что это, как не "фильм" ужасов, только в реальности?.. А я скопом читала все материалы об этом деле, фото, попытки реконструкции... Мне потом такие сны снились, какие даже под температурой во время болезни не снятся. Дома было одной страшно сидеть. Причем я знала что именно так и будет, что мне будет страшно и плохо, но все равно не могла остановиться.

И маленький оффтоп: хочу заметить, что отнюдь не все, что причисляется к фильмам ужасов, на самом деле им является. К примеру гениальный Sunshine тоже иногда к ужасам относят, хотя это по-моему просто очень хороший фантастический фильм, про то как "не бояться и делать что надо".
06.11.2011 в 19:13

Do or die
Я еще не видела ни одного фильма, который показался бы мне страшным. Большинство так топорно сделаны, что кажутся, извиняюсь, комедией. Руальные кошмарики из жизни вызывают чувство брезгливости. Но чтобы страшно, то нет. Наверное, просто отсутствует воображение.
07.11.2011 в 00:36

Дело в том, что сознанию и подсознанию иногда просто необходимо пообщаться. Плотно так пообщаться, основательно.
Причем необходимо как раз для сохранности того самого психического здоровья.
Полный бред. Позвольте содержимому подсознания проникнуть в сознание - и психическому здоровью будет нехилый такой нокаут.
07.11.2011 в 01:44

Полный бред. Позвольте содержимому подсознания проникнуть в сознание - и психическому здоровью будет нехилый такой нокаут. а ведь именно этим и занимаются психотерапевты - доводят до сознаия суть бессознательных процессов )))))
07.11.2011 в 10:32

Да, именно что специалисты этим занимаются. А не фильмы ужасов. Специалисты контролируют процесс, тогда на выходе еще возможно восстановление душевного здоровья, а не один бессмысленный нокаут. Неконтролируемое и спонтанное проникновение подсознательного в сознание ничего, кроме вреда, не принесет.
А у фильмов ужасов другое назначение.
07.11.2011 в 10:40

Да, именно что специалисты этим занимаются. А не фильмы ужасов. Специалисты контролируют процесс, тогда на выходе еще возможно восстановление душевного здоровья, а не один бессмысленный нокаут.
А у фильмов ужасов другое назначение.
- и тем не менее люди занимаются вот таким вот самообслуживанием, даже не очень понимая, ЧТО делают. Нормальных-то способов полно. Любой актер, мало-мальски овладевший системой Станиславского, обращается к своему подсознанию ежедневно. Любой писатель, если не халтурит, занимается тем же самым. Это нормальный рабочий процесс. Но владеют им не все, а потребность пообщать сознание с подсознанием в той или иной форме есть у всех, они вообще-то и должны время от времени общаться между собой. И вот люди смотрят фильмы ужасов - и тем самым устраивают такое общение. И далеко не всем это идет на пользу.
Что же до их назначения... собственно, это не первый тред у меня на эту тему. Я как-то спрашивала, зачем люди смотрят фильмы ужасов, а главное, какое УДОВОЛЬСТВИЕ от этого получают. И в общем-то единственным внятным ответом был вариант безопасной "канализации" своих страхов. Вот только это не единственный вариант на самом деле. И мне сильно сдается, что посредством хорроров люди осущемствляют вот такой вид самообслуживания, сами того не зная. Ну... вот как если не хватает кальция в организме, то и мел покажется вкусным, и дети со склонностью к рахиту нередко едят мел и слизывают со стен побелку, сама знавала такие случаи. Если нет нормального способа пообщать сознание с подсознанием, каждый справляется, как может. И хоррор - один из таких способов. Ну - уж какой есть.
07.11.2011 в 10:53

И мне сильно сдается, что посредством хорроров люди осущемствляют вот такой вид самообслуживания, сами того не зная. - чушь это. Не пробивают фильмы ужасов никаких дырок ни в какое подсознание. Механизм взаимодействия сознательного с бессознательным совсем другой, но это уж пусть вам специалисты объясняют, как мне объяснили. Эти "дырки" могут пробивать - и чаще всего пробивают - обыкновенные повседневные ситуации. Т.н. поведенческие паттерны.
А у фильмов ужасов (как и у кинопродукции всех прочих жанров) одно предназначение, его выражают разными словами, но суть все равно сводится к одному - это способ безопасно пережить накопившиеся негативные эмоции.
07.11.2011 в 11:38

Пробивает страх как таковой - независимо от того, чем именно он был вызван.

Эти "дырки" могут пробивать - и чаще всего пробивают - обыкновенные повседневные ситуации. Т.н. поведенческие паттерны. - и оседают в подсознании. Не пробивают - а прросто оседают в нем. А потом приходится лечить - и извлекать оттуда все то, что туда навалилось.
Или вы имеете в виду варианты, когда какая-то житейская ситуация вызывает пробой изнутри? Так это тем более потом лечить приходится. ОБЩЕНИЯ сознания и подсознания при этом не происходит. А вообще такое общение посредством страха, боли, депривации сна и многого другого - это да-а-ааавние шаманские практики, и они постарше психоанализа будут. Причем намного.

это способ безопасно пережить накопившиеся негативные эмоции. а вот БЕЗОПАСНЫМ я этот способ переживать накопившийся негатив не назову ни при какой погоде.