Сегодня у Мишки выходной, и можно вдоволь потрепаться о разном.
Треплемся.
В частности, о сайнс-фикшене, фэнтези и их гибриде сайнс-фэнтези. Приходим к выводу, что хорошего сайнс-фэнтези мало, по пальцам пересчитать можно, а бОльшая часть жанра представлена неудобоваримой смесью мыла с сахаром, причем это не случайно.
Я: Понимаешь, это даже не разница методов, это разница в способе видеть мир. И эти два способа очень плохо сочетаются.
Мишка: Да, они сплавляются плохо, а если это не сплав, все разваливается. Тут или надо противопоставлять магию и технику, если они сошлись в одном мире, или заменять одно другим, иначе все разваливается. А сплавлять умеют единицы. Такой вот маготехнический мир...
Сергей: Ну да, верно - магия в фэнтези проходит по той же категории, что и технология в фантастике, а для чего в одном мире два несовместимых комплекта технологий?
Я: В общем, чтобы мир не разваливался, в бензобак надо заливать не бензин, а магию )))
Мишка: Примерно...
Я: Но даже и тогда совмещается все-таки плоховато. Именно потому, что это все-таки два разных способа видеть мир. Есть удачные случаи, но это все-таки редкость. А вот мистика, в отличие от магии, с фантастикой, ИМХО, сочетается прекрасно! Может быть, потому, что восприятие техники большинством населения, если вдуматься, насквозь мистично?
Мишка: Не только. ИМХО, фэнтези - это яркая магия невозможного, а мистика - это темная сторона непонятного. Теневая сторона непонятного.
И так мне эта его формулировка понравилась, что не могу не поделиться ))))
Треплемся.
В частности, о сайнс-фикшене, фэнтези и их гибриде сайнс-фэнтези. Приходим к выводу, что хорошего сайнс-фэнтези мало, по пальцам пересчитать можно, а бОльшая часть жанра представлена неудобоваримой смесью мыла с сахаром, причем это не случайно.
Я: Понимаешь, это даже не разница методов, это разница в способе видеть мир. И эти два способа очень плохо сочетаются.
Мишка: Да, они сплавляются плохо, а если это не сплав, все разваливается. Тут или надо противопоставлять магию и технику, если они сошлись в одном мире, или заменять одно другим, иначе все разваливается. А сплавлять умеют единицы. Такой вот маготехнический мир...
Сергей: Ну да, верно - магия в фэнтези проходит по той же категории, что и технология в фантастике, а для чего в одном мире два несовместимых комплекта технологий?
Я: В общем, чтобы мир не разваливался, в бензобак надо заливать не бензин, а магию )))
Мишка: Примерно...
Я: Но даже и тогда совмещается все-таки плоховато. Именно потому, что это все-таки два разных способа видеть мир. Есть удачные случаи, но это все-таки редкость. А вот мистика, в отличие от магии, с фантастикой, ИМХО, сочетается прекрасно! Может быть, потому, что восприятие техники большинством населения, если вдуматься, насквозь мистично?
Мишка: Не только. ИМХО, фэнтези - это яркая магия невозможного, а мистика - это темная сторона непонятного. Теневая сторона непонятного.
И так мне эта его формулировка понравилась, что не могу не поделиться ))))
Просто для качественного технофэнтези необходимо понимание того, что технологии влияют на социум. А это и обычные-то фантасты/фэнтезисты в половине случаев не понимают...
А про мистику формулировка мне понравилась. Очень даже точно.
Из западных - да хоть "Дочь Железного Дракона" Суэнвика.
Ela, далеко не всегда. Например, когда в мире используется повсеместно боевая магия, а вот бытовая нет - становится смешно.
Или, как у госпожи Громыко, когда довольно высокое развитие маготехнологий никак от слова "совсем" не сказывается на социуме...
Ela, почему? Мир магии в фэнтези соответствует рациональному способу восприятия мира, как и мир техники в НФ. Это мистика иррациональна, но иррациональному все равно, где проявляться.
мистика - это темная сторона непонятного.
И почему ТЕМНАЯ сторона? Может быть вполне светлая.
Не уверен что сайнс, но можно посмотреть трилогию (пока) Уланова о Диком Западе.
Более того, магия и тенология по влиянию на мир довольно схожи. Правда, есть поправка на то, что маг - более "штучный товар", чем инженер...
Впрочем. я об этом уже говорил в alex-celly.livejournal.com/526873.html
Так вот как оно называется!.. Сайнс-фэнтези...
Я давно искала чего-то такого, но не попадалось. Особенно про мои любимые самолёты. Так и не нашла.
Удачного - действительно, оч-чень мало.
Мы с младшим братом немного увлекаемся Биониклами. Биороботы и органические гуманоиды, живущие в мире, где и магия высоко развита, и технологии не отстают, уровень повыше, чем в нашем 21-м веке. Красивый синтез. Основная целевая аудитория - подростки и дети. Но их много) Значит, получилось.
Сплав там действительно очень удачный. В основном, за счёт того, что магичат не все, и магию творят не словами, а - ментальными образами, почти так же, как обычно боги фольклора: представили результат и визуализировали его. Они стихийники, и силой стихии овладевают не сразу. Живут тысячелетиями, но не бесмертны. У одной из рас важная добродетель - работа, а не безделье. И акцент - на психологических вопросах и вечных темах. Убраны приевшиеся любовные коллизии, сюжеты - приключенческие и очень психологичные.
И почему ТЕМНАЯ сторона? Может быть вполне светлая. Мне показалось, что тёмная, потому что непознанная, неизвестная.
Но формулировка хороша!)
Alex-Celly
Например, когда в мире используется повсеместно боевая магия, а вот бытовая нет - становится смешно.
Вот недавно перечитывал "Князя Пустоты", где такое имеется... и там один из главных героев как раз на такое и сетует - мол, колдуны обладают колоссальнейшей силой, но идет она обычно лишь на разрушение и уничтожение. Это с учетом того, что его собственная школа существует именно для готовности к борьбе.
почему? Мир магии в фэнтези соответствует рациональному способу восприятия мира, как и мир техники в НФ м-ммм... вы действительно НЕ понимаете, чем отличаются эти два рациональных мировосприятия?
В качестве же очень качественного примера гармоничного техномагического мира и правильного обсчёта влияния магии на социум можно предложить пресловутое "Житиё моё" Сыромятниковой. А если абстрагироваться от "технологии" и смотреть на "высокомагические" миры... ну, выше я уже давал ссылку на свою статью о "Записках маленькой ведьмы" Шумской. Вот там орошо всё показано, в этом цикле.
Аналогия понятна, но неточна. Атомная бомба и АЭС - вещи связанные и появились с небольшим "лагом" по времени. И мне сложно представить себе мир, где маг умеет создавать огненную стену, но не может наладить подогрев воды для системы центрального отопления. Это какой-то очень... узконаправленный мозг у такого мага должен быть.
вы действительно НЕ понимаете, чем отличаются эти два рациональных мировосприятия?
А они вообще-то отличаются? Ага. Отличаются. Тем. что магическое "рацио" более личностно. Вот и всё, по большому счёту... Как доказательство - "Город и Ветер" Парфёновой, там Тэйон Вер Алория - персонаж, который вполне мог быть не магом, а инженером. Да он и является им в некоторой степени... Мышление вполне схожее и вполне укладывается в известные тексты Киплинга на данную тему.
А вот паровую пушку там придумал как раз смертный, к магии касательства не имевший, и работавший с чистой воды естественными материалами.