- Ну уж это положительно интересно, - трясясь от хохота проговорил профессор, - что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! (© М. Булгаков)

А почему, собственно, нет - вот же он, Локи, во всей своей трикстерской красе! Рыжий стройный красавец среднего роста - даром, что великан. Впрочем, великанство в скандинавских сагах - штука весьма и весьма портативная. Тор вот выспался в великановой рукавице, и преотлично, приняв ее за дом - но когда асы или ваны крутят любовь с великаншами, такой разницы в размерах не наблюдается. Так что Локи все-таки великан. Хотя и невысокий )))
Именно великан. Он не ас и не ван, он йотун, он из рода ледяных великанов. Огонь, сын льда? Хм... вулканизм в северных широтах? Почему бы и нет, даже и в наши дни вулканы Исландии дают о себе знать.
Итак, Локи - великан, йотун. А это значит - он СТАРШЕ Одина. Он старше всей компании из Асгарда. Он "из раньшего времени". Тоже вообще-то неудивительно - Прометей тоже "из раньшего времени"... так и хочется поинтересоваться у квалифицированных античников, не мог ли Прометей быть огненным божеством в до-олимпийский период? Тем более, что родство обычного огня и огня вдохновения и разума отмечалось в разных мифах, вот в древнем Египте, если мне мой склероз не изменяет, огонь проходил по ведомству Гора, причем именно по этой причине. Так что вопрос Прометея для меня остается открытым.
Но был ли он огненным богом или нет, а в олимпийский период у огня есть те, кто за него отвечает. Огонь домашнего очага? Это Гестия. Огонь кузнечного горна? Пожалуйте к Гефесту. Впрочем, кое-какие огненные атрибуты были и у других богов, зачастую неожиданных.
Бывали и варианты, где огнем занималось одно божество. Тот же Агни Семипламенный, к примеру. Поначалу вообще один из самых значимых богов, потом его подвинули всего лишь в локапалы-миродержцы, но в локапалах ходить - не в кордебалете на подтанцовках прыгать. Агни - это очень и очень серьезно.
Огонь - это и вообще серьезно.
В индоевропейской традиции огонь чист, огонь свят. При огне нельзя даже ругаться - вспомним хотя бы русское "сказал бы я тебе, да печь в избе". Огонь наделяет силой положительных героев - недаром все Золухи и Золушки, будь то шотландский Ассипатл, грузинский Золодув или очередной Иван-дурак, не говоря уже обо всем известной Синдерелле-Сандрильоне, так любили сидеть у очага, пересыпая теплую золу! Одним словом, картинка благостная до полного умиления - но ровно до тех пор, пока мы не добираемся до Локи.
Потому что Локи у нас, изволите ли видеть, злокозненный.
Нет, ну я фигею, дорогая редакция! Как клятвы нарушать и прочие безобразия хулиганить, так весь Асгард строем почти в полном составе со всем божественным размахом. Но вот уже как разбираться с последствиями - так "Локи, придумай что-нибудь" (это если проблему не решили сразу же Мьёлльниром или еще чем-то увесистым по тыкве, ибо нет человека - нет проблемы). Локи и разгребает последствия. Но именно Локи после всего этого "злокозненный". С ума сойти можно. На самом деле реально-то единственный эпизод, который заслуживает подобного эпитета - это гибель Бальдра. С ним-то Локи что не поделил? Но о Бальдре чуть позже, потому что и тут имеется наличие отсутствия, что прямо-таки роднит его с Локи. А эпизод... загадочен, да. Скажем мягче - странен. Ощущение резкой неполноты предания. Лакуны, а может, и не одной.
Итак, наш злокозненный в конце концов нарвался. Формально - по результатам знаменитой божественной перебранки (кстати, тоже вполне себе ритуал). Ну да, ни разу не за то, что мощный шаман, причем с технологиями, резко отличными от применяемых Одином. Локи не только в животных перевоплощаться умеет, но и пол менять, причем не только внешне. Не скажу, что это умение среди асов и ванов служит к его чести - "муж женовидный" было самым страшным оскорблением у викингов, и когда Тору ради благого дела пришлось переодеться в женское платье, визгу было - аж страшно. А вот для шамана трансвестизм - это как раз нормально, и уже в исторический период (например, в "Саге о Гисли") такое поведение отмечено. Ну, а Локи как супершаман меняет не только платье, а все тело. Хотя сравнение шаманских практик Одина и Локи - это и вообще отдельная и весьма занятная тема, так что не будем отвлекаться.
Короче говоря, по ходу упомянутой перебранки Локи обложил всех богов на пару этажей круче, нежели они его, выиграв таким образом состязание в сквернословии, а заодно - невесть с какой радости - признался, что гибель Бальдра его рук дело. Непонятно, зачем - ему ведь это сошло с рук. Аплодисментов, что ли, захотелось? Но на этом шуточки Локи и закончились. Если все на одного, уже не до шуток. В узилище ввергли, в цепи заковали, змеищу ядовитую над головой подвесили - лежи теперь и мучайся аж до самого Рагнарёка (на который боги, ИМХО, нарывались с максимальным старанием, не упустив ни одной детали). И вот тут начинается самое интересное и непонятное.
Боги вообще-то не просто так существуют, а еще и за что-то отвечают. В ведении Локи, как мы помним, огонь. И вот Локи посажен на цепь и так далее. Но ОН НЕ МЕРТВ. И он продолжает быть богом огня!!!
То есть функции Локи на себя не взял никто. Он так и остается до самого Рагнарёка в творческом отпуске по причине тюремного заключения. И получается, что ОГНЮ МОЛИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ! Нельзя ставить капища Локи, как их бы возвели тому же Одину или Тору! Локи проклят! Вроде и есть божество - власти над огнем его никто не лишал - но молиться ему нельзя, чтить нельзя и жертвы приносить нельзя. Вот оно, наличие отсутствия!
Интересно, не так ли?
Ничего, Локи в этом плане не одинок, есть у него товарищ по творческому отпуску - и это как раз Бальдр.
Бог весны, ага.
По идее Бальдр стоит в ряду многих и многих богов весны или урожая - умирающих и возрождающихся божеств. Из самых известных вспомним хотя бы Персефону. Да, но как раз Персефона в этом смысле богиня правильная - полгода в Аиде сидит, полгода по земле ходит. Все, как и положено подобным богам. А вот Бальдр отправляется в царство Хель насовсем - и до самого Рагнарёка не выйдет оттуда. Нормального бога весны Хель должна была бы отпускать на побывку - а не отпускает. Раз нашлось живое существо, которое не плачет по Бальдру, то сидеть Бальдру у нее безвылазно. То есть весна все-таки есть - куда ж она денется-то? - а вот бога у нее больше НЕТ. Хот где-то там он и есть. Но не здесь.
Мир скандинавских мифов - по крайней мере, тех, которые мы знаем - это очень странный мир, если приглядеться. Это мир безбожной весны и несвятого огня.
Хотелось бы знать, почему...


 

@темы: дилетантское, мифологическое, Мысли вслух

Комментарии
01.05.2012 в 09:33

[FitzChivalry][Ясная луна, прохладный ветерок]
Это прекрасный текст, спасибо за него!

Мир скандинавских мифов - по крайней мере, тех, которые мы знаем - это очень странный мир, если приглядеться. Это мир безбожной весны и несвятого огня.
И заметим: мир холода и зимы! Природные условия встали против такого разрешения) Получается в Исландию никак не придет весна ,и с огнем проблемы :)
01.05.2012 в 09:53

Вот в том-то и дело, что в мире холода и зимы без огня и весны ну никак не обойдешься! Это на юга можно лопать бананы и спать под навесом, а на севере без огня только погибать! И весна северная, может, и не такая яркая, как в более теплом климате, но после северной зимы воспринимается куда как сильнее, и нужна больше. А вот поди ж ты, беда с этими богами!
01.05.2012 в 10:43

In every wood in every spring there is a different green. (C)
Ну правда загадочно. Не зря Локи так всех привлекает, хоть и сидя на цепи. )
Эх, матчасти мне не хватает...
А что злокозненный он - может, это из-за вулканов? Когда рядом огонь так безобразничает, поневоле заподозришь, что божество у него какое-то злокозненное.
Хотя в Греции, например, тоже вулканов хватало...
01.05.2012 в 10:48

Мы дети богов, наша участь известна...
Ela, спасибо! Чудесный текст
01.05.2012 в 10:50

"Да, это был бисульфат бария." (с)
вот в древнем Египте, если мне мой склероз не изменяет, огонь проходил по ведомству Гора, причем именно по этой причине.
Прошу прощения что вмешиваюсь, но нет. Гор у нас вообще не об это. Он у нас отвечает за воинскую доблесть, небо и свет. Гор при этом - символ и бог царственной власти.
Вообще говоря то же небо и свет находится в епархии и других богов.
Что же касается огня, то в Египте с этим вообще было неоднозначно. Вообще говоря всепоглощающий огонь это у нас Сехмет, потому что Сехмет - воплощение ярости Ра. Другого ярковыраженного огня я сейчас не припомню. Есть разумеется - жар пустыни. Но это Сэт, и у него тоже сразу несколько обязанностей, к слову он как и Гор символ власти.
01.05.2012 в 11:22

El sueño de la razón produce monstruos
А не задуматься ли о циклической природе скандинавских мифов? О том, например, что, возможно, убийство Бальдра ритуально происходит каждый год? И Рагнарёк происходит каждый год? а потом начинается новый цикл рождения-смерти мироздания?
Забавная мысль...
01.05.2012 в 13:09

Шальная мысль так сильно пошалила! (с)
Изумительно написано, спасибо.:)
01.05.2012 в 14:01

На словах ты фея Винкс, а на деле – Джа-Джа Бинкс.(с)
И Рагнарёк происходит каждый год?
Ммм, это вряд ли. У Рагнарёка вроде бы были довольно чёткие условия.
01.05.2012 в 14:10

El sueño de la razón produce monstruos
Именно. Смерть Бальдра - начало осени и увядания. Похолодание - зима. Солнце гибнет (зимнее солнцестояние) - и новый цикл возрождения. Я бы не удивился, если это оказалось бы древним мифологизированным воспроизведением годового цикла, смысл которого с веками забылся...
01.05.2012 в 15:50

Go fun yourself
Atandakil, Вы не правы насчет Рагнарёка. У него действительно есть чёткие условия. Это вполне апокалиптическое, а не сезонное, событие.
01.05.2012 в 16:02

El sueño de la razón produce monstruos
Возможно, и не прав, но гибель/рождение мира как цикл - не столь уж экзотично.
01.05.2012 в 17:34

Нет иного рассвета, чем в нас
Atandakil, за год боюсь когтей мертвецов на корабль не наберется...))

ximerik, меня можно считать жирафом - кроме Локи в скандинавском пантеоне действительно никого ответственного за огонь нету? Мне лень идти Эдду перечитывать...
01.05.2012 в 17:35

El sueño de la razón produce monstruos
Это маленький кораблик... :) :) :) :)
01.05.2012 в 17:38

кроме Локи в скандинавском пантеоне действительно никого ответственного за огонь нету? а вот нету, все боги остались при своей специальности, совместительства не взял никто. )))) И весна точно так же осталась без куратора с божественной стороны )))

Kadzu - оп, похоже, на сей раз мой склероз меня обманул. Но прежде чем править, я сначала пошуршу страницами в бумаге и в сети и поищу, откуда-то же мне это прилетело. То есть раз ошиблась, надо найти, откуда такая идея ко мне в голову зашла и с чем это связано. И уже тогда буду править в нужную сторону.
01.05.2012 в 17:50

"Да, это был бисульфат бария." (с)
Ela, Да скорее всего потому что а) Горов их два, есть Гор -сын Исиды, и так называемый - Гор-старший, б) Гор ассоциируется с солнцем, потому как у сложно запутанной египетской системы было сразу несколько богов отвечающих за Солнце, они же - разные проявления Ра. Гор туда тоже входит. Ну а Солнце - огонь, не без этого.
Хотя, хотя, если вдруг найдете точно цитату откуда вы этого взяли, мне будет любопытно взглянуть.
01.05.2012 в 18:48

Квинтэссенция Бесполезности.
Очень интересный текст.
А Локи, при всеё своей злокозненности всё же один из самых полезных персонажей. может, в этом дело - без огня не обойтись, но только дай ему волю...
01.05.2012 в 19:16

Меня еще Эдда всегда поражала фантастической логикой. Когда скажем, пошел свататься, для чего вырезал половину населения страны и семью невесты. И так во всем.
01.05.2012 в 19:18

Да скорее всего потому что а) Горов их два, есть Гор -сын Исиды, и так называемый - Гор-старший, б) Гор ассоциируется с солнцем, потому как у сложно запутанной египетской системы было сразу несколько богов отвечающих за Солнце, они же - разные проявления Ра. Гор туда тоже входит. Ну а Солнце - огонь, не без этого.
Хотя, хотя, если вдруг найдете точно цитату откуда вы этого взяли, мне будет любопытно взглянуть.
да, вероятнее всего, так оно и было, и именно таким образом у меня как-то оно и призапуталось. Но - да, я обязательно поищу, откуда же я это вообще взяла, мне и самой интересно. Точно не с пустого места, что-то было такое, что я не очень точно запомнила. Так что надо постараться найти.
01.05.2012 в 22:10

He, who does not fear his sword is not worthy to hold it.
Как по мне, то весь этот шаманизм, "старшинство" (по отношению к Одину), превращения и ликвидность формы и есть суть Локи - хаотичного, необузданного, воплощения первородного, а не устаканенного и упорядоченного (того, что принесли асы, сотворив мир). Подсознание, тяга к разрушению, дикость - наше все. Он гораздо ближе к природе, к истокам, чем логически мыслящие боги, и этим хитрее и умнее.
И как пожар трудно погасить, так трудно унять такое, и тем более убить.
Возможно, из-за того, что огнем они пользовались часто, а постройки были в основном деревянные, со всеми вытекающими отсюда последствиями - огня-то и боялись?
Вообще очень интересная тема ведь, думать и думать.
01.05.2012 в 22:15

"Да, это был бисульфат бария." (с)
Так что надо постараться найти.
:cool:;-)
01.05.2012 в 22:52

А мне тут прислали кое-какие ссылки про Локи - страшно интересно, буду изучать, думать и потом обнародую.
02.05.2012 в 00:24

Jette tei, meldo
без огня не обойтись, но только дай ему волю...
а это вот мысль...
02.05.2012 в 01:01

Sad al Suud
Наверняка Вы уже встречали эти статьи, но на всякий случай дам ссылки:
www.weavenworld.ru/books/C42/I95/P192
www.weavenworld.ru/books/C42/I95/P193
02.05.2012 в 01:05

За ссылки спасибо. Все желающие - читаем, обдумываем, обсуждаем.
02.05.2012 в 11:30

Evolution by any means!
Flash, за ссылки спасибо. Единственно что, Raven Kaldera ни разу не историк, этнограф, культуролог или филолог, что обесценивает его труды в этом направлении.
02.05.2012 в 14:37

но в Духе :)
в творческом отпуске по причине тюремного заключения- каким полезным оказывается может быть тюремное заключение :)
06.05.2012 в 15:51

...Я верю в любовь, верю в надежду, верю, что смысл обнажается в слове - и люди рождаются снова и снова, и Небо людей обнимает, как прежде. (с)
Ощущение резкой неполноты предания. Лакуны, а может, и не одной.
Так может, дело в том, что записывались предания тогда, когда перестали быть "живыми"?
Поправьте меня, если это сбой в оперативной памяти... но записывались мифы уже после принятия христианства, так? Вполне могли что-то упустить/забыть/осознанно не упомянуть/подчеркнуть нужное.
буду изучать, думать и потом обнародую
Буду с нетерпением ждать, очень интересно. :)
07.05.2012 в 00:59

Когда вместе собираются критики, они говорят о Теме, Композиции и Идее. Когда вместе собираются художники, они говорят о том, где купить дешёвый скипидар. © Пикассо
Вообще, кажется, предполагалось, что после Рагнарека Бальдр должен вернуться к жизни: «Заколосятся хлеба без посева, зло станет благом, Бальдр вернется, жить будет с Хёдом у Хрофта в чертогах, в жилище богов - довольно ли вам этого? (Прорицание вельвы, 62)»
07.05.2012 в 02:24

после Рагнарека Бальдр должен вернуться к жизни так ведь только ПОСЛЕ РАГНАРЕКА! А богу весны положено воскресать и умирать ежегодно! Как и божествам урожая и злаков! Вот Фрейр исправно умирает-воскресает каждый год, как положено - а Бальдр нет! Один раз умер - и до Рагнарёка там и остается в царстве Хель!
Кстати, вот тут еще одно рассуждение про Бальдра )))
А тут - про Локи )))
27.05.2012 в 21:07

Слегка освежила в памяти скандинавскую мифологию.
И далеко не слегка офигела.
Есть молодые боги, которые не делали гадостей, не нарушали клятв, не предавали и так далее. Именно они и уцелеют после Рагнарёка - плюс еще вернутся Бальдр с Нанной и Хед. А есть все остальные боги. И Локи в том числе. Ну так вот - среди этих остальных богов ЛОКИ - ЕДИНСТВЕННЫЙ, КТО НИКОГДА НЕ НАРУШАЕТ СВОИХ КЛЯТВ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ БЫЛИ ВЫРВАНЫ У НЕГО НАСИЛЬНО!!!!!
И как вам это понравится?
Злокозненный он наш, ага.
Единственный эпизод, который близок к нарушению клятвы - это когда Локи проспорил свою голову. Сначала он предлагал за нее выкуп - практика вполне привычная, но выкуп принят не был. потом он всяко удирал. А потом сказал - ладно, голову руби, но насчет шеи уговору не было. И таким способом выкрутился. Единсвенный случай, который хотя бы приближается к нарушению клятвы - но он именно что выкрутился, и не более того. Тогда как остальные боги нарушали клятвы оптом и в розницу. Но злокозненный и притом еще и обманщик - Локи. Чуден, право, белый свет...