Дорогие ПЧ и гости дневника! Мне очень нужна помощь зала - очень-очень. Это для Мишкиногог диплома.
Пожалуйста, накидайте мне ссылок или хотя бы названий сказок и легенд - любых! - русских, восточноевропейских или западноевропейских и/или просто художественных произведений до начала ХХ века, где говорится о том, что мертвые не видят иллюзий. Или что они видят реальность такой, какова она есть. Ведь должно же быть что-то такое!

upd: Посоветовали Проппа. Нет, Пропп тут категорически не подходит. Там речь о том, что яга опознает в Иване живого по запаху. Тут речь о другом. Диплом-то по блоковским "Шагам Командора" - и вот одна из самых странных загадок этого стихотворения - то, что Командор НЕ ВИДИТ Донну Анну. Он видит спальню, видит спящих слуг - но не Донну Анну. Вот Дон Жуан ее преотлично видит - как она "спит, скрестив на сердце руки". А Командор - нет. Он ее не просто окликает, даже не просто зовет - он ее ищет. Как-то ведь не иголка, чтобы потеряться даже в очень "пышной спальне", а человек. Одна из гипотез - то, что Дон Жуан еще пока жив, а Командор - мертв. Ищем хоть что-то, что имеет к ней отношение - подтвердить или опровергнуть. И срочно.
Вопрос остается. Видят ли мертвецы морок, иллюзию? И - если они видят живого, то кого или что они при этом не видят?

@темы: просьба к пч

Комментарии
05.05.2016 в 18:47

Не кричи, что плохо, подумай, как сделать лучше.
Пропп В. Исторические корни Волшебной Сказки
Там есть про бабу Ягу, хранительницу мира мертвых и про то, как она воспринимает мир.
www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/...
05.05.2016 в 18:54

Времени в обрез, вечность впереди. (с)
Я такого не знаю, но почитать остаюсь. Самой интересно
05.05.2016 в 18:54

Времени в обрез, вечность впереди. (с)
Я такого не знаю, но почитать остаюсь. Самой интересно
05.05.2016 в 19:02

Нет, Пропп тут категорически н подходит. Там речь о том, что яга опознает в Иване живого по запаху. Тут речь о другом. Диплом-то по блоковским "Шагам Командора" - и вот одна из самых странных загадок этого стихотворения - то, что Командор НЕ ВИДИТ Донну Анну. Он видит спальню, видит спящих слуг - но не Донну Анну. Вот Дон Жуан ее преотлично видит - как она "спит, скрестив на сердце руки". А Командор - нет. Он ее не просто окликает, даже не просто зовет - он ее ищет. Как-то ведь не иголка, чтобы потеряться даже в очень "пышной спальне", а человек. Одна из гипотез - то, что Дон Жуан еще пока жив, а Командор - мертв. Ищем хоть что-то, что имеет к ней отношение - подтвердить или опровергнуть. И срочно.
05.05.2016 в 19:09

Волшебница со стажем
М... Не уверена в том, что полностью подходит... Но "Вий", быть может? Мертвая Панночка ищет наощупь Хому, как и прочая нечисть. Гоголь же не фольклоре основывал
05.05.2016 в 19:09

Вий у Гоголя, там есть эпизод, что Фому не видят нечистые. И только Вий смог его увидеть.
05.05.2016 в 19:35

Да, но Хома Брут вообщето ЖИВОЙ. А Донна Анна - нет. И Командор видит все, кроме Донны Анны. Дон Жуана он по идее тоже видит - потому что не ищет его, а обращается прямо к нему. Если бы речь шла о том, что мертвый не видит живого, все было бы очень просто. Увы - не то. Хотя про Вия мы тоже думали, но - все-таки не то. Речь не о том, видит ли покойник и/или нечисть живого, ну не живая она ни разу!
05.05.2016 в 19:49

Откуда возникла эта светлая мечта о человеческой рациональности – непонятно. (c)
Любопытно... подписываюсь посмотреть, вдруг что найдется.

Единственное, что получается вспомнить - так или иначе выводит максимум на то, что мертвые видят относящееся к миру мертвых, существа, "живущие" на два мира - видят попеременно одну из реальностей или обе (в зависимости от каких-то условий) и при этом обладают признаками и мертвого, и живого (например, живой глаз видит человеческий мир, слепой мертвый глаз - мир мертвых).
И каждый раз получается, что реальностей две настоящих, а не настоящая и иллюзорная.

Еще в мифах иногда встречается мотив, что можно что-то или кого-то как раз сделать невидимым для нежити. После чего живой человек не заметит разницы, а нежить в упор не увидит. Но что и как сделали там с Донной Анной...
05.05.2016 в 19:52

Ангел-пилот. Скорпион, Кошка, ИЛИ, ЛВЭФ, НПВБ.
Оп, сообразила! Она же В МОГИЛЕ. А Командор пришёл - ИЗ царства мёртвых в мир живых... а она В царстве мёртвых. Она ЕЩЁ НЕ встала, ЕЩЁ НЕ вернулась в мир живых...
05.05.2016 в 20:06

"NEC ASPERA TERRENT"
А почему это именно командор? Страшно, холодно и странно - это ощущения живого человека.
И почему иллюзия? она мертвая - ее просто тут нет.
05.05.2016 в 20:45

"Паук великолепно проводил время. Он никогда не работал в офисе. Он вообще никогда не работал" (с) Нил Гейман, "Дети Ананси"
Вот что-то как-то память подсказывает, что мертвецы сами приходят из морока и из иллюзии - может, проблема-то наоборот? Командор не видит того, что как раз реально? Он не видит собственную жену (вдову). Но видит, допустим, Дон Жуана, погрязшего в иллюзиях? В каком пласте бытия-сознания находишься - то и видишь? Обычно мертвые видят тех, кто сам скоро умрет, то есть перейдет в такое же, понятное, состояние.
05.05.2016 в 20:54

Жить надо так, чтобы не соскучилось установленное за вами негласное наблюдение
Тут не русские сказки надо вспоминать, а, скорее, европейские, включая сиддские холмы, как мне кажется. Там живой, пока он не нарушит что-то или не привлечет к себе внимание специально, невидим для обитателей холма... Но это, опять же, обереги и их нарушение. Может быть, дело как раз в том, что донна Анна защищена отходной (и не только) молитвой и потому невидима для Командора? А дон Жуан не то, чтобы хороший христианин и потому обереги на нем не работают?
К сожалению, не вспомню сейчас европейский сказок на эту тему, но что-то там такое относительно регулярно было. И есть восточные сказки тоже, в которых нечисть не видит защищенного "благодатью" - этот мотив в целом довольно распространен.
05.05.2016 в 22:24

Он не видит собственную жену (вдову) - а вот нигде не нарисовано, что она его жена (вдова). Или даже дочь - есть и такая версия легенды. Для Блока это равнофиолетово. У Юлока Командор едва ли муж или отец Донны Анны - тем более исходя из ее природы "не-мертвой". Он РЫЦАРЬ Донны Анны. А что делают Донны Анны и им подобные с рыцарями - открываем "Снежную маску" и читаем. Вот уж чем Донна Анна точно НЕ защищена - так это благодатью. Она как раз темненькая, и даже очень. Почему - это я расскажу потом, после защиты диплома, я его просто выложу. Потому что на такие интересные вещи юный казуист натолкнулся, что я только икаю. И научрук - самый тяфный тяф на всем факультете, между прочим - не заявляет на уже написанную часть, что это все фигня, а наоборот, говорит, что проделана хорошая работа. В общем - не светлая она у Блока ни разу и благодатью не защищена, она благодати вообще внеположна. А вот версия, что Командор вышел с того света, а она еще там - в этом что-то есть, спасибо.
И - да, я помню ро защиту благодатью или магией. Кстати, панночка не видела Хому Брута, потому что оьнр был защищен - и благодатью, и кругом. И если бы он не посмотрел в глаза Вия, фиг бы Вий его увидел.
05.05.2016 в 22:59

Жить надо так, чтобы не соскучилось установленное за вами негласное наблюдение
С удовольствием почитаю) Что же до благодати - вам виднее. Я, честно говоря, не помню точно сейчас, что там было. С другой стороны то, что она - темненькая, не отменяет возможности наложить на нее оберег. У нее самой бы не вышло, а с внешнего источника - почему бы нет? Пока она не переступит запрет оного оберега или его не сломает кто-то снаружи - он действует. Вспомним хотя бы обережные круги и амулеты вокруг могил и на всякой нечисти в той же восточноевропейской традиции. Спящие рыцаря с колоколом, сломанные защиты, после которых мертвец возвращается в мир живых... ну и все тому подобное. И защищенные подобным образом для мертвых, как правило, не видимы - или хотя бы не досягаемы до тех пор, пока, опять же, кто-то из живых не приложит руку.
05.05.2016 в 23:18

"NEC ASPERA TERRENT"
Обереги это конечно чудесно, но все-таки бардак у Блока в голове был слегка упорядочен классическим европейским образованием.

Касательно женского образа там есть один конкретный факт - он мертвая. Это неживое тело без души и звать там нечего.
Второй факт уже мистического толка - упоминание Девы света. Вернее ее отсутствие. То есть ни "жены облаченной в Солнце", ни хотя бы Беатриче или Лауры в этом неживом теле нет и, видимо. не было. Ну не получалось это у самого поэта, не получилось и у героев стихотворения.
Ну... мне так думается...
06.05.2016 в 00:39

Каждый электрик желает знать, где сидит фаза
Ela, Есть чешская легенда о замке Гасиштейн. Сейчас это развалина, но раз в году, вроде бы в Страстную Пятницу, замок можно увидеть в его первозданном виде. И тот, кто его таким увидит, скоро умрет.
06.05.2016 в 00:57

Второй факт уже мистического толка - упоминание Девы света. Вернее ее отсутствие. То есть ни "жены облаченной в Солнце", ни хотя бы Беатриче или Лауры в этом неживом теле нет и, видимо. не было - :hlop:
Именно так!!!!!!!!!
То, что Командор видит в ней Деву Света (к слову, сказать, из этого ясно, что никакой он ей Не муж - иначе с чего бы ей быть девой?!) - это глубоко его личные заморочки. Блок как раз отлично знает, что это не так.

Обереги это конечно чудесно, но все-таки бардак у Блока в голове был слегка упорядочен классическим европейским образованием. - и опять же - именно так! Почему меня и интересует, что ему могло на эту тему попасться.
06.05.2016 в 01:05

"NEC ASPERA TERRENT"
Почему меня и интересует, что ему могло на эту тему попасться.
А возможно и ничего.
Просто диссонанс между блоковским восприятием женщины (и вообще декадентской культуры, которая априори с душком) и петраркистским образом женщины - образцовым для всей европейской поэзии.
06.05.2016 в 04:00

"Паук великолепно проводил время. Он никогда не работал в офисе. Он вообще никогда не работал" (с) Нил Гейман, "Дети Ананси"
Ela, а я по привычке ползу из испанской легенды, поэтому тут приношу извинения!
06.05.2016 в 07:21

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Ela, тем более исходя из ее природы "не-мертвой"О как.... А из чего следует, что она именно не-мёртвая. а не просто умерла?
я его просто выложу ждду, желаю юному казуисту всяческих творческих удач. стучу по столу ложкой от нетерпения.
06.05.2016 в 10:21

А из чего следует, что она именно не-мёртвая. а не просто умерла? - из того, что она встанет, когда умрет Дон Жуан, подкормившись его смертью, как и положено не-мертвому. В черновике еще резче - даже не "в смертный час твой встанет", а - "в час, когда ты будешь умирать". То есть со всем садизмом восприятия этой смерти не только как факта, но и как процесса.
Вообще классиков походят - но увы, не очень-то при этом читают. А вот если их реально читать, на свет вылазит та-а-аако-о-оое... ;-)
06.05.2016 в 10:22

А из чего следует, что она именно не-мёртвая. а не просто умерла? - из того, что она встанет, когда умрет Дон Жуан, подкормившись его смертью, как и положено не-мертвому. В черновике еще резче - даже не "в смертный час твой встанет", а - "в час, когда ты будешь умирать". То есть со всем садизмом восприятия этой смерти не только как факта, но и как процесса.
Вообще классиков походят - но увы, не очень-то при этом читают. А вот если их реально читать, на свет вылазит та-а-аако-о-оое... ;-)
06.05.2016 в 11:28

Волшебница со стажем
Ela, у меня лично всегда при прочтении возникал вопрос: "А была ли она вообще, Анна. Или она появилась скорее в момент смерти Дон-Жуана".
06.05.2016 в 11:39

Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Ela, когда умрет Дон Жуан, подкормившись его смертью, как и положено не-мертвому А-а-а!!!! какая шикарная трактовка!!!! Могу только повторить про ложку))))
06.05.2016 в 12:36

"NEC ASPERA TERRENT"
Ela,
Можно еще вот тут поискать:
Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. 1865-1869 гг. - С этим автор вполне мог быть знаком. И специфических существ тут полно

А также вот это
www.upyr.net/blog/zelenin-1995/
Хотя сама книга вышла в 1913 г. , но кусок «К вопросу о русалках. Культ покойников, умерших неестественною смертью, у русских и у финнов» был опубликован в 1911 г.
06.05.2016 в 12:59

Каждый электрик желает знать, где сидит фаза
Кстати, "Майская ночь" Гоголя. Почему-то панночка сама не может найти среди русалок ведьму, причем собственную мачеху, а просит это сделать совершенно постороннего парня. Может, по той же причине- у живых и мертвых разное восприятие?
06.05.2016 в 14:21

"А была ли она вообще, Анна. Или она появилась скорее в момент смерти Дон-Жуана". - об этом мы тоже думали - но вот в начале действа Дон Жуан еще определенно жив - а Анна мертва, и он ее видит.

Почему-то панночка сама не может найти среди русалок ведьму, причем собственную мачеху, а просит это сделать совершенно постороннего парня. Может, по той же причине- у живых и мертвых разное восприятие? - мачеха все-таки живая колдунья, и как раз мертвая падчерица не может ее распознать, то есть на нее морок вполне действует. Но - что-то в этом есть, будем думать.

hound - а вот ща ссылки спасибо, посмотрю обязательно!
06.05.2016 в 14:27

"NEC ASPERA TERRENT"
11.05.2016 в 13:49

I'm here Inside Your Mind
Ela,
Я тут случайно наткнулась, не знаю, пригодится ли, поскольку мнение авторов о свете и тьме в Донне Анне в трактовке Блока противоположно вашему,
но, может, будет интересно.
amin.su/content/analitika/9/277/
и еще
ps.1september.ru/article.php?ID=200402710
11.05.2016 в 18:16

Прочтем с удовольствием - хотя идея, что Донна Анна якобы дева Света суть общее место блоковедения ))) Но статьи могут оказаться полезными и помимо этого мнения )