Дорогие ПЧ и гости дневника! Мне очень нужна помощь зала - очень-очень. Это для Мишкиногог диплома.
Пожалуйста, накидайте мне ссылок или хотя бы названий сказок и легенд - любых! - русских, восточноевропейских или западноевропейских и/или просто художественных произведений до начала ХХ века, где говорится о том, что мертвые не видят иллюзий. Или что они видят реальность такой, какова она есть. Ведь должно же быть что-то такое!
upd: Посоветовали Проппа. Нет, Пропп тут категорически не подходит. Там речь о том, что яга опознает в Иване живого по запаху. Тут речь о другом. Диплом-то по блоковским "Шагам Командора" - и вот одна из самых странных загадок этого стихотворения - то, что Командор НЕ ВИДИТ Донну Анну. Он видит спальню, видит спящих слуг - но не Донну Анну. Вот Дон Жуан ее преотлично видит - как она "спит, скрестив на сердце руки". А Командор - нет. Он ее не просто окликает, даже не просто зовет - он ее ищет. Как-то ведь не иголка, чтобы потеряться даже в очень "пышной спальне", а человек. Одна из гипотез - то, что Дон Жуан еще пока жив, а Командор - мертв. Ищем хоть что-то, что имеет к ней отношение - подтвердить или опровергнуть. И срочно.
Вопрос остается. Видят ли мертвецы морок, иллюзию? И - если они видят живого, то кого или что они при этом не видят?
Пожалуйста, накидайте мне ссылок или хотя бы названий сказок и легенд - любых! - русских, восточноевропейских или западноевропейских и/или просто художественных произведений до начала ХХ века, где говорится о том, что мертвые не видят иллюзий. Или что они видят реальность такой, какова она есть. Ведь должно же быть что-то такое!
upd: Посоветовали Проппа. Нет, Пропп тут категорически не подходит. Там речь о том, что яга опознает в Иване живого по запаху. Тут речь о другом. Диплом-то по блоковским "Шагам Командора" - и вот одна из самых странных загадок этого стихотворения - то, что Командор НЕ ВИДИТ Донну Анну. Он видит спальню, видит спящих слуг - но не Донну Анну. Вот Дон Жуан ее преотлично видит - как она "спит, скрестив на сердце руки". А Командор - нет. Он ее не просто окликает, даже не просто зовет - он ее ищет. Как-то ведь не иголка, чтобы потеряться даже в очень "пышной спальне", а человек. Одна из гипотез - то, что Дон Жуан еще пока жив, а Командор - мертв. Ищем хоть что-то, что имеет к ней отношение - подтвердить или опровергнуть. И срочно.
Вопрос остается. Видят ли мертвецы морок, иллюзию? И - если они видят живого, то кого или что они при этом не видят?
Там есть про бабу Ягу, хранительницу мира мертвых и про то, как она воспринимает мир.
www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/...
Единственное, что получается вспомнить - так или иначе выводит максимум на то, что мертвые видят относящееся к миру мертвых, существа, "живущие" на два мира - видят попеременно одну из реальностей или обе (в зависимости от каких-то условий) и при этом обладают признаками и мертвого, и живого (например, живой глаз видит человеческий мир, слепой мертвый глаз - мир мертвых).
И каждый раз получается, что реальностей две настоящих, а не настоящая и иллюзорная.
Еще в мифах иногда встречается мотив, что можно что-то или кого-то как раз сделать невидимым для нежити. После чего живой человек не заметит разницы, а нежить в упор не увидит. Но что и как сделали там с Донной Анной...
И почему иллюзия? она мертвая - ее просто тут нет.
К сожалению, не вспомню сейчас европейский сказок на эту тему, но что-то там такое относительно регулярно было. И есть восточные сказки тоже, в которых нечисть не видит защищенного "благодатью" - этот мотив в целом довольно распространен.
И - да, я помню ро защиту благодатью или магией. Кстати, панночка не видела Хому Брута, потому что оьнр был защищен - и благодатью, и кругом. И если бы он не посмотрел в глаза Вия, фиг бы Вий его увидел.
Касательно женского образа там есть один конкретный факт - он мертвая. Это неживое тело без души и звать там нечего.
Второй факт уже мистического толка - упоминание Девы света. Вернее ее отсутствие. То есть ни "жены облаченной в Солнце", ни хотя бы Беатриче или Лауры в этом неживом теле нет и, видимо. не было. Ну не получалось это у самого поэта, не получилось и у героев стихотворения.
Ну... мне так думается...
Именно так!!!!!!!!!
То, что Командор видит в ней Деву Света (к слову, сказать, из этого ясно, что никакой он ей Не муж - иначе с чего бы ей быть девой?!) - это глубоко его личные заморочки. Блок как раз отлично знает, что это не так.
Обереги это конечно чудесно, но все-таки бардак у Блока в голове был слегка упорядочен классическим европейским образованием. - и опять же - именно так! Почему меня и интересует, что ему могло на эту тему попасться.
А возможно и ничего.
Просто диссонанс между блоковским восприятием женщины (и вообще декадентской культуры, которая априори с душком) и петраркистским образом женщины - образцовым для всей европейской поэзии.
я его просто выложу ждду, желаю юному казуисту всяческих творческих удач.
стучу по столу ложкой от нетерпения.Вообще классиков походят - но увы, не очень-то при этом читают. А вот если их реально читать, на свет вылазит та-а-аако-о-оое...
Вообще классиков походят - но увы, не очень-то при этом читают. А вот если их реально читать, на свет вылазит та-а-аако-о-оое...
Можно еще вот тут поискать:
Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. 1865-1869 гг. - С этим автор вполне мог быть знаком. И специфических существ тут полно
А также вот это
www.upyr.net/blog/zelenin-1995/
Хотя сама книга вышла в 1913 г. , но кусок «К вопросу о русалках. Культ покойников, умерших неестественною смертью, у русских и у финнов» был опубликован в 1911 г.
Почему-то панночка сама не может найти среди русалок ведьму, причем собственную мачеху, а просит это сделать совершенно постороннего парня. Может, по той же причине- у живых и мертвых разное восприятие? - мачеха все-таки живая колдунья, и как раз мертвая падчерица не может ее распознать, то есть на нее морок вполне действует. Но - что-то в этом есть, будем думать.
hound - а вот ща ссылки спасибо, посмотрю обязательно!
У первого текста автор Афанасьев.
imli.ru/upload/elibr/folklor/Afanasev_A.N._Poet...
bibleoteca.narod.ru/afanasjev2.pdf
bibleoteca.narod.ru/afanasjev3.pdf
Я тут случайно наткнулась, не знаю, пригодится ли, поскольку мнение авторов о свете и тьме в Донне Анне в трактовке Блока противоположно вашему,
но, может, будет интересно.
amin.su/content/analitika/9/277/
и еще
ps.1september.ru/article.php?ID=200402710