Вообще эта тема с редким постоянством всплывает из глубин коллективного подсознательного прямо в интернет. То и дело возникают вопросы - почему, с какой стати королева Джиневра вдруг вся из себя негритянка - даже если она хорошая актриса? Или кто-нибудь из скандинавских богов - вот уж где неоткуда бы взяться? А если вдруг кастинг на роль Марии Стюарт - не помешает ли цвет кожи правильному пониманию взаимоотношений Марии Стюарт с Елизаветой Тюдор?
И что тут сказать?
С одной стороны - смотрится, ИМХО, обычно не ахти. С другой - мировая классика принадлежит всем. И как же решается этот вопрос?
А вот для его решения у нас есть несколько волшебных слов. А именно - стилистика и условность.
А условность - штука занятная. Умница Акимов писал когда-то, что дело не в ее размере - иногда зритель принимает очень большую условность и не принимает вроде бы маленькую. Зритель видит тряпки, на которых намалеваны веселенькие зеленые разводы и говорит: "Ага - это, значит, лес? Хорошо, пусть это будет лес. Верю". Зритель видит страшную старую толстую тетю, к оторую по ходу пьесы все влюбляются, и говорит: "Не-а. Не верю".
Стилистика тоже штука занятная - и предполагает единство решения. Даже если это эклектика. Собственно, особенно эклектика требует четкого стилистического решения, чтобы на выходе получилась именно эклектика, а не куча мусора.
И из этого сам собой напрашивается вывод.
Если целая труппа, состоящая сплошь из негров, играет "Гамлета" - вперед и с песней! Это будет всего лишь условностью и будет сохранять стилистическое единство. И если постановка талантлива, вы очень быстро забудете про цвет кожи, уверяю вас. Потому что спектакль не про негров, равно как и не про белых. Он просто про людей.
Если целая труппа, имеющая полностью разнорасовый и разнонационральный состав, опять же играет "Гамлета" - условность другого рода, но и тут расовая принадлежность на кастинг не влияет. Это - опять-таки - про людей.
А вот если все актеры белые, к примеру, а один из исполнителей негр, хотя персонаж ни разу не Отелло,особенно если действие происходит там и тогда, где и когда никаких негров нет, не было и быть не может - это нарушает единство стилистического решения и нарушает восприятие. Мешает. Требует от зрителя дополнительного усилия. Ну... чтобы не касаться расовых вопросов - когда-то Высоцкий играл Гамлета в свитере, джинсах и с гитарой. Так на Таганке все решение спектакля именно к этому вело! А теперь проделаем мысленный эксперимент - вставим Гамлета-Высоцкого в постановку... ну, хотя бы Козинцева. Не меняя в ней больше ничего. Представили? Или, скажем, в реконструкторский шекспировский театр, где все роли исполнряют мужчины, приходит играть женщина - чтобы ее не дискриминировали! - с чисто женским голосом и фигурой... а тем более если и роль мужская... представили? Вот так, ИМХО, и смотрятся чернокожие актеры в подобных ролях. Неуместно.
Тогда как в многонациональной или монолитно-расовой труппе - без проблем.
В конце концов - если какая-нибудь французская труппа захочет играть китайскую оперу, если это у них получится - дерзайте! Если японцы ставят "На дне" - кстати, для японского театра это очень знаковая постановка - все нормально. Но вот если среди этих японцев вдруг зачем-то затесался нордический блондин-европеец... как-то оно плохо получится.
То есть стилистика условности очень важна. Есть театры чисто мужские по составу - и это нормально. Есть театры чисто женские по составу - вроде той же "Такарадзуки" - и это нормально. И так далее. НО. Впердоливать актера на роль только толерантности ради - даже если он очень хороший актер - ИМХО, это не очень хорошая идея.
Кстати, пока я обдумывала этот пост мне пришла в годову совершенно безумная идея в смысле совмещения костюмов разных эпох... но это - следующим постом.
И что тут сказать?
С одной стороны - смотрится, ИМХО, обычно не ахти. С другой - мировая классика принадлежит всем. И как же решается этот вопрос?
А вот для его решения у нас есть несколько волшебных слов. А именно - стилистика и условность.
А условность - штука занятная. Умница Акимов писал когда-то, что дело не в ее размере - иногда зритель принимает очень большую условность и не принимает вроде бы маленькую. Зритель видит тряпки, на которых намалеваны веселенькие зеленые разводы и говорит: "Ага - это, значит, лес? Хорошо, пусть это будет лес. Верю". Зритель видит страшную старую толстую тетю, к оторую по ходу пьесы все влюбляются, и говорит: "Не-а. Не верю".
Стилистика тоже штука занятная - и предполагает единство решения. Даже если это эклектика. Собственно, особенно эклектика требует четкого стилистического решения, чтобы на выходе получилась именно эклектика, а не куча мусора.
И из этого сам собой напрашивается вывод.
Если целая труппа, состоящая сплошь из негров, играет "Гамлета" - вперед и с песней! Это будет всего лишь условностью и будет сохранять стилистическое единство. И если постановка талантлива, вы очень быстро забудете про цвет кожи, уверяю вас. Потому что спектакль не про негров, равно как и не про белых. Он просто про людей.
Если целая труппа, имеющая полностью разнорасовый и разнонационральный состав, опять же играет "Гамлета" - условность другого рода, но и тут расовая принадлежность на кастинг не влияет. Это - опять-таки - про людей.
А вот если все актеры белые, к примеру, а один из исполнителей негр, хотя персонаж ни разу не Отелло,особенно если действие происходит там и тогда, где и когда никаких негров нет, не было и быть не может - это нарушает единство стилистического решения и нарушает восприятие. Мешает. Требует от зрителя дополнительного усилия. Ну... чтобы не касаться расовых вопросов - когда-то Высоцкий играл Гамлета в свитере, джинсах и с гитарой. Так на Таганке все решение спектакля именно к этому вело! А теперь проделаем мысленный эксперимент - вставим Гамлета-Высоцкого в постановку... ну, хотя бы Козинцева. Не меняя в ней больше ничего. Представили? Или, скажем, в реконструкторский шекспировский театр, где все роли исполнряют мужчины, приходит играть женщина - чтобы ее не дискриминировали! - с чисто женским голосом и фигурой... а тем более если и роль мужская... представили? Вот так, ИМХО, и смотрятся чернокожие актеры в подобных ролях. Неуместно.
Тогда как в многонациональной или монолитно-расовой труппе - без проблем.
В конце концов - если какая-нибудь французская труппа захочет играть китайскую оперу, если это у них получится - дерзайте! Если японцы ставят "На дне" - кстати, для японского театра это очень знаковая постановка - все нормально. Но вот если среди этих японцев вдруг зачем-то затесался нордический блондин-европеец... как-то оно плохо получится.
То есть стилистика условности очень важна. Есть театры чисто мужские по составу - и это нормально. Есть театры чисто женские по составу - вроде той же "Такарадзуки" - и это нормально. И так далее. НО. Впердоливать актера на роль только толерантности ради - даже если он очень хороший актер - ИМХО, это не очень хорошая идея.
Кстати, пока я обдумывала этот пост мне пришла в годову совершенно безумная идея в смысле совмещения костюмов разных эпох... но это - следующим постом.
+стопицотбурные, продолжительные аплодисменты, переходящие в нескончаемую овацию)))+стопицотбурные, продолжительные аплодисменты, переходящие в нескончаемую овацию)))Так что... хочет негритянка с соотв. оперным голосом петь ту же Тоску при прочем чисто белом составе исполнителей - ну побелка ей в помощь, блинн!!! Вот тогда и станет понятно, что актриса на данной роли из-за голоса, а не по причине политкорректности.
"Много шума из ничего", при практически полностью белом касте дона Карлоса играет Дензелл Вашингтон. А братца его, дона Хуана - Киану Ривз. И вполне себе "верю".
Конечно, есть нюанс в том, что компания дона Карлоса в условной "Мессине" (хотя вообще-то там откровенная Тоскана) - пришлые. Ну, а там черные ли они, как король, с явной азиатской примесью, как его брат, или рыжие, как Кеннет Брана, режиссер и исполнитель роли Бенедикта - ну, вот такие разные там люди водятся.
Спасибо. Вот просто спасибо.
Сколько же из меня крови попили по данному вопросу!
Ибо "режиссер так видит" - и точка.
(Можно ли попросить утащить пост к себе?)
В общем или делайте еще кого-то в семье негром (бабушку), или объясняйте зрителю как так вышло.
Особенно, если задел на что-то серьезное и историческое.
Хе-хе, это не после вчерашних моих пять копеек про негритянку-французскую принцессу в Ричарде II?
"Много шума из ничего", при практически полностью белом касте дона Карлоса играет Дензелл Вашингтон. А братца его, дона Хуана - Киану Ривз. И вполне себе "верю". - а почему кого-то там зовут дон Карлос? Вроде бы он был дон Педро. И кстати - вполне себе могу такой каст не просто оправдать, а подвести под концепт, когда это не баг, а фича.
И эти соседи подумали и решили - раз по сюжету главная героиня - иностранка, нам в постановку тоже нужна иностранка. А вроде бы за роль соперничали две актрисы, и вот ту, вторую, к ним как раз отправили (собственно, к чему этот рассказ и был). И показывали кусочек той, азиатской, постановки. И это было действительно красиво...
Так что... хочет негритянка с соотв. оперным голосом петь ту же Тоску при прочем чисто белом составе исполнителей - ну побелка ей в помощь, блинн!!! Вот тогда и станет понятно, что актриса на данной роли из-за голоса, а не по причине политкорректности.
Во-первых на западе подобный грим под чернокожих считается не вежливым. И наблюдала я как-то SJW в когнитивном диссонансе, когда они обсуждали, является ли подобный грим на актриссах Такарадзуки расизмом, или нет.)
Во-вторых, побелка чёрную актрису в белую не превратит никак. Она просто будет выглядеть смешно.
С какого конкретно времени???
Во-вторых, побелка чёрную актрису в белую не превратит никак. Она просто будет выглядеть смешно.
Если правильно краситься, то не превратит, но и смешно выглядеть не будет. Сейчас попросту ломы искать в Инете фото, как красятся к свадьбе темнокожие девушки с юга Индии, которые ОЧЕНЬ СИЛЬНО выбеливают лицо, но если все правильно сделать, в этом есть своя гармония.
Ela, потому, что я писала по памяти и не сильно помнила, как его зовут. - ясно. Чуть позже подойду и объясню, почему, с моей точки зрения, такой вот чернокожий дон Педро тут не просто будет уместен, а даже окажется мотивирующим.
Не папа, однозначно. А вот мама - вполне. Времечко у нас на дворе ренессансное, так что и пиратов, и набегов, и локальных войнушек, и невольничьих рынков хватает. Уж такое оно, тогдашнее Средиземноморье. Почему бы принцу где-нибудь в Турции и не углядеть прекрасную негритянку-невольницу, почему бы н выкупить ее? Или не купил, а подарили? Нравы дозволяют. И - все, любовь с первого взгляда, окрестил и женился. А кто ему помешает? Он на своей земле полновластный монарх. То есть даже если он и чей-то ленник, запретить ему не может никто. Вот если бы его придворный, графчик какой-нибудь затеял подобную женитьбу, принц мог бы ему и попенять, мол, графьям такое непригоже. Возможно, даже запретить. А себе-то любимому - с какой стати запрещать? Женился, и все тут. И в результате имеем законного сына и наследника, ставшего, в свою очередь, не менее законным правителем.
А теперь подумаем, как от чернокожего законного братца, занявшего отцовский трон, должно корежить куда более цивильного с виду и красивого БАСТАРДА дона Хуана. Сын какой-то там выкупленной рабыни, негритянки, занял трон - а ему, такому из себя замечательному, дулю с маком. Тут и правда впору сбеситься. То есть законному брату он бы завидовал вусмерть в любом случае - но такому брату... это уже даже не зависть. Это намного, намного страшнее. Это одержимость.
Так что именно на роль дона Педро Дензел Вашингтон годится, а Кеннет Брана - умница. В данном случае мы имеем не уступку толерантнрости при выборе актера, а очень интересную концепцию насчет мотивации дона Хуана. ИМХО.
ИМХО, внешность имеет значение только тогда, когда имеет значение. Когда на этом строится важная часть сюжета, например. В остальном - кому-то может не нравится черная Гермиона, белый Гамлет, Эсмеральда с цыганской внешностью и вся Такарадзука скопом - единственный совет, который в данном случае можно дать, это удалить от себя раздражающий предмет. То есть, не смотреть.
Что касается Сары Бернар... ИМХО, это было очень плохо. Аста Нильсен в качестве Гамлета была интереснее. Но вот тянуло Сару на мужские роли - Гамлет, Лоренцаччо... в качестве эксперимента это было интересно. В другом качестве - ИМХО, не очень. "Гамлета" в Такарадзуке я бы посмотрела. А вот с Сарой Бернар, будь у меня такая возможность и машина времени - не думаю. Разве что в познавательных целях.
А вот с черной Гермионой дело обстоит иначе. Понимаешь, мало того, что в книгах она таковой не была - были же еще и фильмы, причем кастинг был одобрен Роулинг лично. То есть долгие годы Гермиона не была афробританкой. И - упс, неожиданность - вдруг стала. Прости, но вот это не вызывает никаких добрых чувств. А подозрения в процентовке чернокожих актеров во имя той самой толерантности - вызывает. А вот лично мне хотелорсь бы побольше хороших, действительно хороших ролей для них - и это было бы правильно. Когда я смотрела Стартрек, я была в восторге от Ухуры, от ее роли, от того, что она не только чернокожая, но среди киноперсонажей - первая чернокожая женщина, которая при этом еще и профессионал высокой квалификации. Это классная роль. И без ужимок в стиле Эдди Мерфи, которые давно уже превратились в штамп. Хочется хороших серьезных проблемных ролей для актеров самых разных рас. Их мало - так же, как мало хороших возрастных ролей, особенно для женщин - такие пьесы, как "Мамуре" или "Волки и овцы", в меньшинстве. Но все-таки даже великую Гоголеву я не хотела бы видеть играющей Джкльетту лет этак в 70. ИМХО, победа над дискриминацией в том, чтобы обеспечить качественным драматургическим материалом всех актеров всех рас и возрастов. А не в том, чтобы внезапно обнаруживать черную Гермиону - которая так неожиданно изменилась за лето. Загорела, наверное.
Что касается Сары Бернар... ИМХО, это было очень плохо. потому, что она - женщина или потому, что это просто было плохо? И опять же - это твое мнение. В театральной тусовке хватает людей, которые считают ее Гамлета лучшим.
Насчет черной Гермионы я вообще не понимаю, почему нет. Современная лондонка не может быть черной? Ой ли? Эмма Уотсон при всей моей любви к ней абсолютно не напоминает мне лично книжную Гермиону. Ничего, я с этим сжился как-то. Привык. Чернокожая Гермиона в театральной постановке вообще никак не смутила. Если кому-то не нравится именно эта Гермиона - их кто-то заставляет смотреть именно эту постановку? А завтра ее сыграет блондинка и это тоже кому-то не понравится. Иначе мы так докатимся до того, что если персонажа в первый раз сыграл такой-то актер, значит, он и должен играть его во всех последующий экранизациях, дабы не травмировать публику. А когда он состарится и умрет - устроим кастинг на самого похожего на него актера и продолжим снимать уже его. Иначе, конечно, будут те, кому внешность именно этого актера будет поперек горла.
Понимаешь, я считаю, что победа толерантности не возможна без того, чтобы цвет кожи имел значение только там, где он действительно имеет значение. Где он оговаривается. Иначе не отвязаться от вопросов, почему Гермиону может играть актриса, которая не соответствует описанию, данному в книге, но не может другая актриса, которая попросту не слишком привычна для определенной части публики. Причем для самого автора - ок, норм. Я понимаю, что мнением автора можно и пренебрегать, но если автор не считает, что это важно для понимания его произведения - я склонен считать, что таки неважно.
читать дальше
ИМХО, логика происходящего. То, что НашеФсё Пушкин называл силой вещей. Поэтому чем больше ты в контексте, тем больше несоответствие этой самой силе вещей тебе мешает.
Мой любимый пример - я не могу воспринимать Кодзуки Ватару как Ферсена, хотя многим нравится. Но нравится - обычно тем, кто не загоняется, как я, по 18 веку и плевал на нюансы контекста. На то, что никакой Ферсен, кто бы и какого пола его ни играл, от-Карлайлевская это интерпретация персонажа или от-Цвейговская, не имеет права выглядеть как переодетый в кафтан и парик ковбой, который вот-вот похлопает тебя по плечу и предложит пропустить по пиву. Ну Джек Лондон Ватарка по психотипу, и не может переступить через эту Джечность. В результате - "когда между мантией и шапочкой университетского профессора видишь лицо и всю голову грузчика с Савеловского вокзала, что-то неуловимо мешает поверить в его латынь"
При этом ровно та же самая ее Джечность и физическая грубоватость делает для меня ее Радамеса достовернее утонченной Асаки Манато. Как я когда-то писала у себя, это должен быть военачальник, а не придворный фараона, ибо по контексту его основная функция не писать изящные стихи на папирусе, а ливийцев по пустыне сандалией гонять.
Ela "Гамлета" в Такарадзуке я бы посмотрела. А вот с Сарой Бернар, будь у меня такая возможность и машина времени - не думаю. Разве что в познавательных целях.
Если уж речь зашла про Сарочку, то не Гамлета, а Орленка
Абстрактная лондонка может быть какой угодно. Но к персонажу "Гермиона" прилагается описание. А "одобренный Роулинг каст" - это набор очень ОЧЕНЬ английских лиц, какими их видит своих хогвардских учеников Роулинг (автор, причем, живой пока автор). Если про Отеллу написано "мавр", скандинав в этой роли Вам тоже кажется уместным?
Все-таки, авторское видение как бы должно приниматься во внимание, разве нет?
П.С. Почему "цвет кожи" вообще важен - театральное искусство все-таки еще и визуальное. Иначе и кастюмы с декорациями бы не использовали.
А потому, что в заданных рамках именно девочка что чернокожего, что азиатского происхождения, будет выглядеть недостоверно (начиная с того, что там есть, хоть и немножко, семья Гермионы, а это - образованный средний класс. Массовая цветная миграция в Британию из стран - колоний началась после Второй Мировой, и это были в основном переселенцы не из Африки, а из Вест-Индии. На приобретение образования и соответствующего статуса у родителей просто тупо времени не хватило бы, через пару поколений - да, возможно). странно. Я бывал в Лондоне, общался с разными лондонцами, в том числе чернокожими, что-то не заметил отсутствия чернокожего среднего класса. К тому же я не помню, чтобы где-то оговаривались профессии и происхождение родителей Гермионы. Подходит все, от черной интеллигенции (внезапно - в Англии даже черные профессора существуют) до неплохо устроившейся семьи рабочих.
Кодзю Тацуки, извини, но я вообще не понял о чем ты. Как способность или неспособность сыграть что-то зависит от цвета кожи?
Miranta, Если про Отеллу написано "мавр", скандинав в этой роли Вам тоже кажется уместным? да, однозначно.
Все-таки, авторское видение как бы должно приниматься во внимание, разве нет? так она и черную Гермиону одобрила. Официально. После чего часть публики возопила, что автор ничего не понимает и вообще кто слушает автора