Вообще эта тема с редким постоянством всплывает из глубин коллективного подсознательного прямо в интернет. То и дело возникают вопросы - почему, с какой стати королева Джиневра вдруг вся из себя негритянка - даже если она хорошая актриса? Или кто-нибудь из скандинавских богов - вот уж где неоткуда бы взяться? А если вдруг кастинг на роль Марии Стюарт - не помешает ли цвет кожи правильному пониманию взаимоотношений Марии Стюарт с Елизаветой Тюдор?
И что тут сказать?
С одной стороны - смотрится, ИМХО, обычно не ахти. С другой - мировая классика принадлежит всем. И как же решается этот вопрос?
А вот для его решения у нас есть несколько волшебных слов. А именно - стилистика и условность.
А условность - штука занятная. Умница Акимов писал когда-то, что дело не в ее размере - иногда зритель принимает очень большую условность и не принимает вроде бы маленькую. Зритель видит тряпки, на которых намалеваны веселенькие зеленые разводы и говорит: "Ага - это, значит, лес? Хорошо, пусть это будет лес. Верю". Зритель видит страшную старую толстую тетю, к оторую по ходу пьесы все влюбляются, и говорит: "Не-а. Не верю".
Стилистика тоже штука занятная - и предполагает единство решения. Даже если это эклектика. Собственно, особенно эклектика требует четкого стилистического решения, чтобы на выходе получилась именно эклектика, а не куча мусора.
И из этого сам собой напрашивается вывод.
Если целая труппа, состоящая сплошь из негров, играет "Гамлета" - вперед и с песней! Это будет всего лишь условностью и будет сохранять стилистическое единство. И если постановка талантлива, вы очень быстро забудете про цвет кожи, уверяю вас. Потому что спектакль не про негров, равно как и не про белых. Он просто про людей.
Если целая труппа, имеющая полностью разнорасовый и разнонационральный состав, опять же играет "Гамлета" - условность другого рода, но и тут расовая принадлежность на кастинг не влияет. Это - опять-таки - про людей.
А вот если все актеры белые, к примеру, а один из исполнителей негр, хотя персонаж ни разу не Отелло,особенно если действие происходит там и тогда, где и когда никаких негров нет, не было и быть не может - это нарушает единство стилистического решения и нарушает восприятие. Мешает. Требует от зрителя дополнительного усилия. Ну... чтобы не касаться расовых вопросов - когда-то Высоцкий играл Гамлета в свитере, джинсах и с гитарой. Так на Таганке все решение спектакля именно к этому вело! А теперь проделаем мысленный эксперимент - вставим Гамлета-Высоцкого в постановку... ну, хотя бы Козинцева. Не меняя в ней больше ничего. Представили? Или, скажем, в реконструкторский шекспировский театр, где все роли исполнряют мужчины, приходит играть женщина - чтобы ее не дискриминировали! - с чисто женским голосом и фигурой... а тем более если и роль мужская... представили? Вот так, ИМХО, и смотрятся чернокожие актеры в подобных ролях. Неуместно.
Тогда как в многонациональной или монолитно-расовой труппе - без проблем.
В конце концов - если какая-нибудь французская труппа захочет играть китайскую оперу, если это у них получится - дерзайте! Если японцы ставят "На дне" - кстати, для японского театра это очень знаковая постановка - все нормально. Но вот если среди этих японцев вдруг зачем-то затесался нордический блондин-европеец... как-то оно плохо получится.
То есть стилистика условности очень важна. Есть театры чисто мужские по составу - и это нормально. Есть театры чисто женские по составу - вроде той же "Такарадзуки" - и это нормально. И так далее. НО. Впердоливать актера на роль только толерантности ради - даже если он очень хороший актер - ИМХО, это не очень хорошая идея.
Кстати, пока я обдумывала этот пост мне пришла в годову совершенно безумная идея в смысле совмещения костюмов разных эпох... но это - следующим постом.
И что тут сказать?
С одной стороны - смотрится, ИМХО, обычно не ахти. С другой - мировая классика принадлежит всем. И как же решается этот вопрос?
А вот для его решения у нас есть несколько волшебных слов. А именно - стилистика и условность.
А условность - штука занятная. Умница Акимов писал когда-то, что дело не в ее размере - иногда зритель принимает очень большую условность и не принимает вроде бы маленькую. Зритель видит тряпки, на которых намалеваны веселенькие зеленые разводы и говорит: "Ага - это, значит, лес? Хорошо, пусть это будет лес. Верю". Зритель видит страшную старую толстую тетю, к оторую по ходу пьесы все влюбляются, и говорит: "Не-а. Не верю".
Стилистика тоже штука занятная - и предполагает единство решения. Даже если это эклектика. Собственно, особенно эклектика требует четкого стилистического решения, чтобы на выходе получилась именно эклектика, а не куча мусора.
И из этого сам собой напрашивается вывод.
Если целая труппа, состоящая сплошь из негров, играет "Гамлета" - вперед и с песней! Это будет всего лишь условностью и будет сохранять стилистическое единство. И если постановка талантлива, вы очень быстро забудете про цвет кожи, уверяю вас. Потому что спектакль не про негров, равно как и не про белых. Он просто про людей.
Если целая труппа, имеющая полностью разнорасовый и разнонационральный состав, опять же играет "Гамлета" - условность другого рода, но и тут расовая принадлежность на кастинг не влияет. Это - опять-таки - про людей.
А вот если все актеры белые, к примеру, а один из исполнителей негр, хотя персонаж ни разу не Отелло,особенно если действие происходит там и тогда, где и когда никаких негров нет, не было и быть не может - это нарушает единство стилистического решения и нарушает восприятие. Мешает. Требует от зрителя дополнительного усилия. Ну... чтобы не касаться расовых вопросов - когда-то Высоцкий играл Гамлета в свитере, джинсах и с гитарой. Так на Таганке все решение спектакля именно к этому вело! А теперь проделаем мысленный эксперимент - вставим Гамлета-Высоцкого в постановку... ну, хотя бы Козинцева. Не меняя в ней больше ничего. Представили? Или, скажем, в реконструкторский шекспировский театр, где все роли исполнряют мужчины, приходит играть женщина - чтобы ее не дискриминировали! - с чисто женским голосом и фигурой... а тем более если и роль мужская... представили? Вот так, ИМХО, и смотрятся чернокожие актеры в подобных ролях. Неуместно.
Тогда как в многонациональной или монолитно-расовой труппе - без проблем.
В конце концов - если какая-нибудь французская труппа захочет играть китайскую оперу, если это у них получится - дерзайте! Если японцы ставят "На дне" - кстати, для японского театра это очень знаковая постановка - все нормально. Но вот если среди этих японцев вдруг зачем-то затесался нордический блондин-европеец... как-то оно плохо получится.
То есть стилистика условности очень важна. Есть театры чисто мужские по составу - и это нормально. Есть театры чисто женские по составу - вроде той же "Такарадзуки" - и это нормально. И так далее. НО. Впердоливать актера на роль только толерантности ради - даже если он очень хороший актер - ИМХО, это не очень хорошая идея.
Кстати, пока я обдумывала этот пост мне пришла в годову совершенно безумная идея в смысле совмещения костюмов разных эпох... но это - следующим постом.
Не от цвета кожи, а от верибельности типажа. Которая, тут я полностью согласна с Элой, может быть разной в разных обстоятельствах постановки и отличаться для разных зрителей в зависимости от их внутреннего понимания контекста. Частично до нужного типажа бывает можно дотянуть гримом-прической-шмотками, но опять же только частично.
То есть существуют некоторые границы, в которых можно говорить о той или иной трактовке образа - но существует и пространство за их пределами, при вылезании в которое имеем "типичное не то", как актер ни старайся. Будь иначе - зачем тогда были бы нужны кастинги на ту или иную роль, если любой высококлассный актер был в состоянии сыграть что угодно?
Если что... ну вот имеется, например, тот же Бал-Маскарад с Лючано Паваротти. Где общая степень условности очень и очень огромная, там актеров подбирали непосредственно по звукоизвлечению, и ни по чему иному. Шестипудовая Амелия постбальзаковского возраста, толстый Паваротти со своей бородой в роли красавца Густава все в том же 18 веке... Вот там мне негр в роли заговорщика Риббинга ничуть не режет глаз, тем более что на сцене еще двое темнокожих - гадалка Ульрика и паж Оскар. Да, я не люблю эту постановку, но не люблю всю равномерно, а не из-за того, что конкретно черный Риббинг не укладывается в мое представление о шведском аристократе. Там скорее тот самый случай, о котором говорила Эла - вся труппа разномастная, разноцветная, спели хорошо, а что до красивой картинки, то никто мне конкретно здесь ее не обещал - т.е. мои претензии к концепции оптом, а у кого к концепции-вообще претензий нет, не будет их и к Риббингу в частности.
А вот будь тот же самый темнокожий актер в той же самой роли Риббинга в постановке с Пласидо Доминго, которая куда более выверена стилистически - он бы там смотрелся, пардон, как тапочка среди чайного сервиза.
Кодзю Тацуки, То есть ты в принципе отрицаешь, что могут быть какие-то объективные критерии, по которым "просто другая трактовка" отличается от мискаста? я не берусь это однозначно отрицать, но мне сложно в данном вопросе отделить объективные критерии от субъективных. Я думаю, что если спектакль провалится по причине того, что зрителям не понравился подбор актеров на роль - можно было бы говорить о том, что имеет место мискаст. Или если подавляющее большинство зрителей остались недовольны именно кастом. Такое вполне случается. Тем не менее, я думаю, что когда дело касается вопросов расы, сексуальной ориентации, национальности, невозможно скидывать со счетов проявления ксенофобии, пусть даже и неосознанной.Или просто излишней консервативности. Иногда трудно привыкнуть к тому, что становятся возможными те решения, которые не были возможны во времена, когда создавался тот стандарт, к которому мы привыкли.
А на этот счет существует хороший анекдот еще сталинских времен - нет, мы не будем брать в новый оркестр евреев. И не будем брать туда русских. Мы будем брать туда тех, кто лучше прочих играет на скрипке
Так вот, на роль надо ставить того, кто раскрывает твою личную режиссерскую задачу. Даже не того, кто абстрактно "лучше играет". Потому что стереотипы имеет смысл взламывать не ради абстрактного взламывания, а тогда, когда ты что-то хочешь этим сказать. И желательно в рамках предложенного сценария, а не просто незатейливо используя сцену как транспарант для своих политических взглядов (на эту тему я могу много что рассказать про японские так наз. труппы Сингэки, т.е. драмтеатр в европейском стиле первой половины 20 века, мы с еще одним моим другом ради его текста неплохо так копнули эту тему).
Лично меня равно бесит как консерватизм ради консерватизма, так и "а чо тут такого, щазз так принято и прогрессивно, пора идти в ногу с веком". Первое скучно, второе обычно нелепо, и ни то, ни другое не дает пищи лично моим эмоциям. И снова извечная тупая борьба Порядка с Хаосом вместо поисков Сути и рассказа хорошей истории.
Что касается ориентации... если она как-то и соотносится с типажом, то скорее через штампованное обывательское представление о типичном носителе ориентации, при этом ориентация самого актера, коему не посчастливилось иметь данный типаж, может быть вполне традиционной. На этот счет у меня тоже есть два реальных сценических примера, один в моих глазах положительный, другой предельно отрицательный, если будет интересно, могу подробнее развернуть оба.
Если же столь одиозного типажа у актера нет, то обычно зрителю таки плевать, с кем тот спал. Как подавляющему большинству консервативных советских дам было плевать на ориентацию Жана Маре
Ровно то же самое можно сказать и про национальность. Если не вышел "типичный штампованный кто-то", зрителю в массе своей по сараю, что там в паспорте у актера, точнее, на время спектакля он об этом попросту забывает.
А вот темная кожа в этом плане все-таки вносит более очевидную ВИЗУАЛЬНУЮ дисгармонию. Даже монголоидность режет глаз существенно меньше, тем более, что и гримом исправляется легче. Поэтому тут я бы поостереглась валить все в одну кучу якобы нетерпимости.
Ну, тогда, конечно, разговор бессмыслен. Видимо, визуальной картины на сцене Вам не требуется, а иначе объяснить не получится.
Опять же, бывает так, что режиссеру очень даже есть что сказать. Но сказать не выходит, потому что не хватает таланта, старания, удачи, чего угодно. Как разделить "ему нечего сказать" и "он хотел что-то сказать, но не удалось" - я не знаю. Могу отталкиваться от своих предположений, но вряд ли у меня хватит опыта и проницательности.
А вот темная кожа в этом плане все-таки вносит более очевидную ВИЗУАЛЬНУЮ дисгармонию. я вполне верю, что это так для определенного процента публики. Вопрос почему? Есть какие-то объективные причины, какие-то исследования, показывающие, что в такой ситуации человек будет воспринимать такой набор людей как визуальную дисгармонию? Я сомневаюсь. Я подозреваю, что все куда проще - жители некоторых стран и регионов видят живых чернокожих в лучшем случае раз в год, поэтому чернокожий человек привлекает внимание. Когда в виденном сто раз спектакле вместо привычного каста (белого, с редким вкраплением смуглых актеров) всплывает негр - это выбивает из колеи. Потому что непривычно. Подозреваю, что монголоиды тебе лично не режут глаз потому, что ты их чаще видишь, чем негров. Я могу даже привести личный пример того, как меня вынесло дисгармонией. Мы всегда смотрим фильмы без дубляжа, но сломались на шведском - он звучал слишком дисгармонично. При этом я не стану утверждать, что шведский вообще неприятный и некрасивый язык, и что все шведские фильмы в мировой прокат должны выпускаться исключительно в дубляже. Просто в моем окружении шведский язык не звучит.
Я целиком и полностью за то, чтобы каст был открыт для людей с любым цветом кожи, за исключением тех случаев, когда цвет кожи или внешность действительно важны. Но я не считаю, что это непременно всем и каждому должно нравиться. Можно не смотреть те версии, в которых каст кажется тебе непривычным. В конце концов, это же не только негров касается. Любой актер может кому-то быть неприятен в конкретных ролях или вообще во всех ролях. Это нормально.
Miranta, почему? Мне требуется визуальная картина. Просто если визуальное решение режиссера мне не близко, я решу это самым простым способом - не буду себя мучить просмотром данного творения.
Не только мне, но вполне готова согласиться, что дело именно в этом. И тоже имею реальный пример: в 90е у нас в харьковской ролевой команде была красавица-мулатка Анита, плод советской дружбы народов от кубинского негра. Над которой абсолютно беззлобно, но постоянно подшучивали иногородние - если мы ехали эльфами, то "а в Дориате есть живая дроу", если людьми - "это у вас что, харадская пленница?" Она не обижалась, мы к этому все относились совершенно нормально, но...
...но в новокузнецкой команде была девочка даже не полукровка, а бурятка с предельной континентальной монголоидностью, щелочки вместо глаз. При этом я ни разу не слышала ни одной шуточки на тему, что эльфы Галадриэли вастачку в плен взяли.
"В каноне "Гарри Поттера" нигде не сказано, какого цвета кожа Гермионы". Ага, ну да. Аж 40 раз не сказано.