Вообще эта тема с редким постоянством всплывает из глубин коллективного подсознательного прямо в интернет. То и дело возникают вопросы - почему, с какой стати королева Джиневра вдруг вся из себя негритянка - даже если она хорошая актриса? Или кто-нибудь из скандинавских богов - вот уж где неоткуда бы взяться? А если вдруг кастинг на роль Марии Стюарт - не помешает ли цвет кожи правильному пониманию взаимоотношений Марии Стюарт с Елизаветой Тюдор?
И что тут сказать?
С одной стороны - смотрится, ИМХО, обычно не ахти. С другой - мировая классика принадлежит всем. И как же решается этот вопрос?
А вот для его решения у нас есть несколько волшебных слов. А именно - стилистика и условность.
А условность - штука занятная. Умница Акимов писал когда-то, что дело не в ее размере - иногда зритель принимает очень большую условность и не принимает вроде бы маленькую. Зритель видит тряпки, на которых намалеваны веселенькие зеленые разводы и говорит: "Ага - это, значит, лес? Хорошо, пусть это будет лес. Верю". Зритель видит страшную старую толстую тетю, к оторую по ходу пьесы все влюбляются, и говорит: "Не-а. Не верю".
Стилистика тоже штука занятная - и предполагает единство решения. Даже если это эклектика. Собственно, особенно эклектика требует четкого стилистического решения, чтобы на выходе получилась именно эклектика, а не куча мусора.
И из этого сам собой напрашивается вывод.
Если целая труппа, состоящая сплошь из негров, играет "Гамлета" - вперед и с песней! Это будет всего лишь условностью и будет сохранять стилистическое единство. И если постановка талантлива, вы очень быстро забудете про цвет кожи, уверяю вас. Потому что спектакль не про негров, равно как и не про белых. Он просто про людей.
Если целая труппа, имеющая полностью разнорасовый и разнонационральный состав, опять же играет "Гамлета" - условность другого рода, но и тут расовая принадлежность на кастинг не влияет. Это - опять-таки - про людей.
А вот если все актеры белые, к примеру, а один из исполнителей негр, хотя персонаж ни разу не Отелло,особенно если действие происходит там и тогда, где и когда никаких негров нет, не было и быть не может - это нарушает единство стилистического решения и нарушает восприятие. Мешает. Требует от зрителя дополнительного усилия. Ну... чтобы не касаться расовых вопросов - когда-то Высоцкий играл Гамлета в свитере, джинсах и с гитарой. Так на Таганке все решение спектакля именно к этому вело! А теперь проделаем мысленный эксперимент - вставим Гамлета-Высоцкого в постановку... ну, хотя бы Козинцева. Не меняя в ней больше ничего. Представили? Или, скажем, в реконструкторский шекспировский театр, где все роли исполнряют мужчины, приходит играть женщина - чтобы ее не дискриминировали! - с чисто женским голосом и фигурой... а тем более если и роль мужская... представили? Вот так, ИМХО, и смотрятся чернокожие актеры в подобных ролях. Неуместно.
Тогда как в многонациональной или монолитно-расовой труппе - без проблем.
В конце концов - если какая-нибудь французская труппа захочет играть китайскую оперу, если это у них получится - дерзайте! Если японцы ставят "На дне" - кстати, для японского театра это очень знаковая постановка - все нормально. Но вот если среди этих японцев вдруг зачем-то затесался нордический блондин-европеец... как-то оно плохо получится.
То есть стилистика условности очень важна. Есть театры чисто мужские по составу - и это нормально. Есть театры чисто женские по составу - вроде той же "Такарадзуки" - и это нормально. И так далее. НО. Впердоливать актера на роль только толерантности ради - даже если он очень хороший актер - ИМХО, это не очень хорошая идея.
Кстати, пока я обдумывала этот пост мне пришла в годову совершенно безумная идея в смысле совмещения костюмов разных эпох... но это - следующим постом.

@темы: Мысли вслух

Комментарии
30.01.2017 в 01:04

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Падуб остролистый, тем более. Насколько я знаю, доктора в Англии весьма разноцветные.
30.01.2017 в 01:15

Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Клятый_Вомпэр Как способность или неспособность сыграть что-то зависит от цвета кожи?

Не от цвета кожи, а от верибельности типажа. Которая, тут я полностью согласна с Элой, может быть разной в разных обстоятельствах постановки и отличаться для разных зрителей в зависимости от их внутреннего понимания контекста. Частично до нужного типажа бывает можно дотянуть гримом-прической-шмотками, но опять же только частично.
То есть существуют некоторые границы, в которых можно говорить о той или иной трактовке образа - но существует и пространство за их пределами, при вылезании в которое имеем "типичное не то", как актер ни старайся. Будь иначе - зачем тогда были бы нужны кастинги на ту или иную роль, если любой высококлассный актер был в состоянии сыграть что угодно?
30.01.2017 в 02:14

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Кодзю Тацуки, во-первых, два разных зрителя будут очень по-разному понимать типаж. Во-вторых, он не всегда нужен, тем более в театре. Есть роли, которые может сыграть кто угодно, и таких, в общем-то, большинство. В-третьих, я все еще не понимаю, как это все относится к разговору о цвете кожи.
30.01.2017 в 02:23

Существует огромная масса мелочей, которые соответствуют касте, цвету кожи, религии, особенно в таком кастовом и традиционном обществе как английское. Так вот ни на один ломанный шиллинг ничего нет в поведении Гермионы, что выдавало бы в ней что то иное как белую девочку из среднего класса. Психологи же достаточно четко научились определять такие вещи не видя и не зная заранее собеседника. Мы может не настолько хорошо это умеем, и не в состоянии это ясно и четко все разъяснить и разложить по полочкам, но тем не менее мы прекрасно чувствуем это. Черная девочка уровня Гермионы вела бы себя совершенно иначе.
30.01.2017 в 03:07

Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Клятый_Вомпэр То есть ты в принципе отрицаешь, что могут быть какие-то объективные критерии, по которым "просто другая трактовка" отличается от мискаста? Да, для каждого конкретного случая эти критерии различны, но обычно они таки есть.
Если что... ну вот имеется, например, тот же Бал-Маскарад с Лючано Паваротти. Где общая степень условности очень и очень огромная, там актеров подбирали непосредственно по звукоизвлечению, и ни по чему иному. Шестипудовая Амелия постбальзаковского возраста, толстый Паваротти со своей бородой в роли красавца Густава все в том же 18 веке... Вот там мне негр в роли заговорщика Риббинга ничуть не режет глаз, тем более что на сцене еще двое темнокожих - гадалка Ульрика и паж Оскар. Да, я не люблю эту постановку, но не люблю всю равномерно, а не из-за того, что конкретно черный Риббинг не укладывается в мое представление о шведском аристократе. Там скорее тот самый случай, о котором говорила Эла - вся труппа разномастная, разноцветная, спели хорошо, а что до красивой картинки, то никто мне конкретно здесь ее не обещал - т.е. мои претензии к концепции оптом, а у кого к концепции-вообще претензий нет, не будет их и к Риббингу в частности.
А вот будь тот же самый темнокожий актер в той же самой роли Риббинга в постановке с Пласидо Доминго, которая куда более выверена стилистически - он бы там смотрелся, пардон, как тапочка среди чайного сервиза.
30.01.2017 в 08:56

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Улленшпигель, у вас очень много опыта общения с черными девочками уровня Гермионы? Я со своей колокольни не взялся бы судить так однозначно, поскольку мне доводилось общаться только со взрослыми чернокожими лондонцами. Вели они себя очень по-разному, надо сказать. И я несколько озадачен тем, как тогда рассматривать заявление Роулинг, что она любит черную Гермиону. Наверное, Роулинг недостаточно долго прожила в Англии.
Кодзю Тацуки, То есть ты в принципе отрицаешь, что могут быть какие-то объективные критерии, по которым "просто другая трактовка" отличается от мискаста? я не берусь это однозначно отрицать, но мне сложно в данном вопросе отделить объективные критерии от субъективных. Я думаю, что если спектакль провалится по причине того, что зрителям не понравился подбор актеров на роль - можно было бы говорить о том, что имеет место мискаст. Или если подавляющее большинство зрителей остались недовольны именно кастом. Такое вполне случается. Тем не менее, я думаю, что когда дело касается вопросов расы, сексуальной ориентации, национальности, невозможно скидывать со счетов проявления ксенофобии, пусть даже и неосознанной.Или просто излишней консервативности. Иногда трудно привыкнуть к тому, что становятся возможными те решения, которые не были возможны во времена, когда создавался тот стандарт, к которому мы привыкли.
30.01.2017 в 16:44

Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Клятый_Вомпэр Тем не менее, я думаю, что когда дело касается вопросов расы, сексуальной ориентации, национальности, невозможно скидывать со счетов проявления ксенофобии, пусть даже и неосознанной. Или просто излишней консервативности. Иногда трудно привыкнуть к тому, что становятся возможными те решения, которые не были возможны во времена, когда создавался тот стандарт, к которому мы привыкли.

А на этот счет существует хороший анекдот еще сталинских времен - нет, мы не будем брать в новый оркестр евреев. И не будем брать туда русских. Мы будем брать туда тех, кто лучше прочих играет на скрипке ;))))
Так вот, на роль надо ставить того, кто раскрывает твою личную режиссерскую задачу. Даже не того, кто абстрактно "лучше играет". Потому что стереотипы имеет смысл взламывать не ради абстрактного взламывания, а тогда, когда ты что-то хочешь этим сказать. И желательно в рамках предложенного сценария, а не просто незатейливо используя сцену как транспарант для своих политических взглядов (на эту тему я могу много что рассказать про японские так наз. труппы Сингэки, т.е. драмтеатр в европейском стиле первой половины 20 века, мы с еще одним моим другом ради его текста неплохо так копнули эту тему).
Лично меня равно бесит как консерватизм ради консерватизма, так и "а чо тут такого, щазз так принято и прогрессивно, пора идти в ногу с веком". Первое скучно, второе обычно нелепо, и ни то, ни другое не дает пищи лично моим эмоциям. И снова извечная тупая борьба Порядка с Хаосом вместо поисков Сути и рассказа хорошей истории.

Что касается ориентации... если она как-то и соотносится с типажом, то скорее через штампованное обывательское представление о типичном носителе ориентации, при этом ориентация самого актера, коему не посчастливилось иметь данный типаж, может быть вполне традиционной. На этот счет у меня тоже есть два реальных сценических примера, один в моих глазах положительный, другой предельно отрицательный, если будет интересно, могу подробнее развернуть оба.
Если же столь одиозного типажа у актера нет, то обычно зрителю таки плевать, с кем тот спал. Как подавляющему большинству консервативных советских дам было плевать на ориентацию Жана Маре ;))))
Ровно то же самое можно сказать и про национальность. Если не вышел "типичный штампованный кто-то", зрителю в массе своей по сараю, что там в паспорте у актера, точнее, на время спектакля он об этом попросту забывает.
А вот темная кожа в этом плане все-таки вносит более очевидную ВИЗУАЛЬНУЮ дисгармонию. Даже монголоидность режет глаз существенно меньше, тем более, что и гримом исправляется легче. Поэтому тут я бы поостереглась валить все в одну кучу якобы нетерпимости.
30.01.2017 в 16:47

Если про Отеллу написано "мавр", скандинав в этой роли Вам тоже кажется уместным? - да, однозначно.

Ну, тогда, конечно, разговор бессмыслен. Видимо, визуальной картины на сцене Вам не требуется, а иначе объяснить не получится.
31.01.2017 в 07:56

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Кодзю Тацуки, Так вот, на роль надо ставить того, кто раскрывает твою личную режиссерскую задачу. вот! О чем я и говорю. Но тебе не кажется, что это означает, что мы не можем взломать черепную коробку режиссера и понять, о чем он думал, когда брал того или иного актера на ту или иную роль? Как невозможно в целом сказать, что выбор продиктован консерватизмом, так и невозможно однозначно сказать, что режиссер проявил толерантность, если, конечно, он сам не кричит об этом на каждом углу. Но если кричит - то это уже нифига не толерантность.
Опять же, бывает так, что режиссеру очень даже есть что сказать. Но сказать не выходит, потому что не хватает таланта, старания, удачи, чего угодно. Как разделить "ему нечего сказать" и "он хотел что-то сказать, но не удалось" - я не знаю. Могу отталкиваться от своих предположений, но вряд ли у меня хватит опыта и проницательности.
А вот темная кожа в этом плане все-таки вносит более очевидную ВИЗУАЛЬНУЮ дисгармонию. я вполне верю, что это так для определенного процента публики. Вопрос почему? Есть какие-то объективные причины, какие-то исследования, показывающие, что в такой ситуации человек будет воспринимать такой набор людей как визуальную дисгармонию? Я сомневаюсь. Я подозреваю, что все куда проще - жители некоторых стран и регионов видят живых чернокожих в лучшем случае раз в год, поэтому чернокожий человек привлекает внимание. Когда в виденном сто раз спектакле вместо привычного каста (белого, с редким вкраплением смуглых актеров) всплывает негр - это выбивает из колеи. Потому что непривычно. Подозреваю, что монголоиды тебе лично не режут глаз потому, что ты их чаще видишь, чем негров. Я могу даже привести личный пример того, как меня вынесло дисгармонией. Мы всегда смотрим фильмы без дубляжа, но сломались на шведском - он звучал слишком дисгармонично. При этом я не стану утверждать, что шведский вообще неприятный и некрасивый язык, и что все шведские фильмы в мировой прокат должны выпускаться исключительно в дубляже. Просто в моем окружении шведский язык не звучит.
Я целиком и полностью за то, чтобы каст был открыт для людей с любым цветом кожи, за исключением тех случаев, когда цвет кожи или внешность действительно важны. Но я не считаю, что это непременно всем и каждому должно нравиться. Можно не смотреть те версии, в которых каст кажется тебе непривычным. В конце концов, это же не только негров касается. Любой актер может кому-то быть неприятен в конкретных ролях или вообще во всех ролях. Это нормально.
Miranta, почему? Мне требуется визуальная картина. Просто если визуальное решение режиссера мне не близко, я решу это самым простым способом - не буду себя мучить просмотром данного творения.
31.01.2017 в 17:15

Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Клятый_Вомпэр Подозреваю, что монголоиды тебе лично не режут глаз потому, что ты их чаще видишь, чем негров.

Не только мне, но вполне готова согласиться, что дело именно в этом. И тоже имею реальный пример: в 90е у нас в харьковской ролевой команде была красавица-мулатка Анита, плод советской дружбы народов от кубинского негра. Над которой абсолютно беззлобно, но постоянно подшучивали иногородние - если мы ехали эльфами, то "а в Дориате есть живая дроу", если людьми - "это у вас что, харадская пленница?" Она не обижалась, мы к этому все относились совершенно нормально, но...
...но в новокузнецкой команде была девочка даже не полукровка, а бурятка с предельной континентальной монголоидностью, щелочки вместо глаз. При этом я ни разу не слышала ни одной шуточки на тему, что эльфы Галадриэли вастачку в плен взяли.

01.02.2017 в 02:10

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Кодзю Тацуки, азиатов в России как-то побольше будет, может, в этом дело. Я в свое время очень удивился, что состав народа на улицах такой разный. У нас скорее японца можно увидеть, или китайца, чем бурята.
01.02.2017 в 02:10

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Кодзю Тацуки, азиатов в России как-то побольше будет, может, в этом дело. Я в свое время очень удивился, что состав народа на улицах такой разный. У нас скорее японца можно увидеть, или китайца, чем бурята.
01.02.2017 в 02:14

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Кодзю Тацуки, азиатов в России как-то побольше будет, может, в этом дело. Я в свое время очень удивился, что состав народа на улицах такой разный. У нас скорее японца можно увидеть, или китайца, чем бурята.
02.02.2017 в 08:56

Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
Если целая труппа, состоящая сплошь из негров, играет "Гамлета" - вперед и с песней! Это будет всего лишь условностью и будет сохранять стилистическое единство. И если постановка талантлива, вы очень быстро забудете про цвет кожи, уверяю вас. А вот если все актеры белые, к примеру, а один из исполнителей негр, хотя персонаж ни разу не Отелло,особенно если действие происходит там и тогда, где и когда никаких негров нет, не было и быть не может - это нарушает единство стилистического решения и нарушает восприятие. Мешает. ППКС.
03.02.2017 в 02:22

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
tanya-salpe, да как бы... даже если бы там открытым текстом было сказано "блондинка нордического типа с голубыми глазами и маленькой родинкой в уголке губ" это не имело бы ни малейшего значения. Если только не важно для сюжета. Хотя и в таком случае это не то чтобы необходимое препятствие.
03.02.2017 в 14:09

Клятый_Вомпэр, я не собираюсь кого-либо переубеждать, тем более в такой... эээ... дискуссии. Ок, вам заявленый автором цвет кожи не имеет значения, мне (и очень многим в этом треде) - имеет принципиальное значение. Т.е. я помню, что сначала Гермиона вообще была блондинкой, даже это мне важно))
03.02.2017 в 14:24

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
tanya-salpe, тогда я могу разве что посоветовать не смотреть экранизации вообще. И тем более - не ходить в театр. Там вообще на такие штуки чаще всего плюют.
03.02.2017 в 14:30

Клятый_Вомпэр, спасибо за совет)))
06.02.2017 в 04:20

Если что, я в каске
Ela, аплодирую стоя!