Беседа идет о Гоголе и его экранизациях. Посмотрели "Майскую ночь", подивились общей тонкости вкуса Роу - и единственному из него исключению, а именно тенору, приклеенному в песнях Левко. Принялись обсуждать. И тут вдруг возникло несколько мыслей. Мы их думать будем. Но одна оказалась для меня очень уж внезапной. А именно: когда парубки у Гоголя устраивают свой вокальный марш протеста против головы, они, само собой, маскируются. Рядятся. Но они не просто ряженые в неурочное время. Он выряжаются всякой бесовщиной, практически чертями. И вот у меня возник вопрос - а не может ли быть так, что появление поддельной инфернальщины (ряженые чертями парубки) не просто предвещает, а еще и придает силу инфернальщине подлинной (панночка-утопленница), благодаря чему она и проявляется?
Что скажете, филологи?
Что скажете, филологи?

Так это же изначально и является смыслом обряда. Ряженые как бы перевоплощаются в покойников и прочих потусторонних обитателей - раз. С их толпой легко смешаться и притвориться одним из них настоящему мертвецу или бесу - два. Это совершенно языческий по сути и очень опасный, "пограничный" ритуал. Помнишь фильм "Сказ о том, как царь Петр арапа женил"? Там это хорошо обыграно: личины ряженых - на самом деле их подлинные лица. Только в фильме подразумевалось, что безобразная маска - отражение некрасивой души, а в сознании крестьянина, хоть русского, хоть малороссийского - она отражение сути. Ряженых старались всячески задобрить, не скупились на подарки и угощение, не мешали им хулиганить - например, затаскивать сани на крышу, - потому что они могли оказаться вовсе не соседскими ребятами, напялившими маски, а настоящей нечистью.
Нам об этом Софья Залмановна Агранович на лекциях рассказывала, еще, по-моему, у Панченко, у Бахтина... Вот к Гоголю и к литературе прямого отношения не имеет, непосредственно к народной карнавально-смеховой культуре.
Да, в том же контексте - скоморошья игра в "умруна". С.З. приводила эпизод из жития московского юродивого (имени не помню), которому боярин подарил шубу, а скоморохи сговорились одурачить его и шубу выпросить. Для этого один из них притворился мертвым, товарищи принялись причитать и плакать. Юродивый спросил: "Истинно ли мертв клеврет ваш?" - "Да, отче!" - "Быть по сему!" - с этими словами блаженный скинул шубу, покрыл скомороха и пошел. А "умрун" оказался и впрямь мертвым.
В общем, это нужно искать в книжках Агранович. Там точно есть. И ссылки на Панченко, Бахтина и прочих тоже там.
В общем, это нужно искать в книжках Агранович. - а кстати, да! Лексции на ю-тубе мы слушали, а вот книги пока не успели. Спасибо!
В смысле - это ж я не только для себя и своего кругозора, это я для юного казуиста и его магистерской спрашиваю.
"Двойничество" посмотри. И "Человек двусмысленный: археология сознания". Гдетотам.