Искала я, искала книгу Экштута "Александр I" - ан нет, не книгу мне, а фигу мне. Ее нет не только в сети. Ее я и в бумаге так и не смогла найти. Вот такая библиографическая редкость.
Решила c горя почитать его же "Закат империи" и "Россия перед Голгофой".
Ну, что я могу сказать. Умный он, этот Экштут. И материалом владеет на отлично. Это и близко не значит, что я с ним во всем согласна - вот уж нет. Когда его уносит от эмпирических рассуждений в рассуждательные эмпиреи, я могу разве что пожать плечами. Слишком хорошо видно, где и в чем именно он пристрастен. Но спорить с книгой умного человека - в этом есть своя прелесть.
А еще - для меня "Закат империи" является очередным доказательством этакого философски-расширительного толкования теоремы Геделя. То есть проблема, которая не решается, а то и не замечается как подлежащая решению, в рамках одной науки, отлично решается средствами другой. Давно считала, что историки нередко дают куда более точный разбор художественной литературы, чем литературоведы. Разбор некоторых деталей "Вишневого сада" в "Закате империи" как раз и содержит то, чего я у литературоведов не видела.
Например, тот факт, что вишневый сад мертв.
Чехов весь на оттенках, на полутонах - те его рассказы, которые мы когда-то изучали в средней школе (например, "Ионыч") на самом деле наиболее для него нетипичны. Чехов предпочитал не орать лозунги, не педалировать сильную долю, не тыкать читателя носом, а надеяться, что читатель сам разберется, где на картине что нарисовано. Без подписей "это аднаногая сабачка".
Чехов считал, что читатель - умный. И эта убежденность неоднократно сыграла с ним дурную шутку.
Сам Чехов насадил в своей жизни не один сад. Он и вообще был уверен - если ты поселился на пустыре, так хоть какую морковку посади, что ли. Для Чехова все было внятно в том, что он написал. Но городские читатели и зрители, которые в жизни своей не посадили ни цветочка, не могли понять четко выставленных вешек. А они есть.
Сад огромен, это верно. И это единственное, что можно сказать в его пользу. Сад дает урожай раз в два года, и вишня в нем уже нехороша. А это значит - сад задичал. Плодовым деревьям нужен надлежащий уход. Нужно своевременно вырубать совсем уж состарившиеся деревья и высаживать новые. Нужно... да много что нужно. И во времена крепостного права дармовых рабочих рук хватало. А теперь садом заниматься некому. Баре в нем участия не принимают - ну, кроме как по дороге из Парижа в Париж заехать полюбоваться и наговорить возвышенных монологов. Но факт остается фактом - на протяжении четырех действий этой пьесы никто не пьет чай с вишневым вареньем (при том, что самовар плюс варенье - это нормальные черты усадебной жизни - так ведь нет же!). Сад практически мертв.
Ну, и то, что в финале забыли не только Фирса, но, по сути, и Аню...
В общем, мне нравится, когда историки разбирают классиков и вообще худлит. В очередной раз - нравится.
Решила c горя почитать его же "Закат империи" и "Россия перед Голгофой".
Ну, что я могу сказать. Умный он, этот Экштут. И материалом владеет на отлично. Это и близко не значит, что я с ним во всем согласна - вот уж нет. Когда его уносит от эмпирических рассуждений в рассуждательные эмпиреи, я могу разве что пожать плечами. Слишком хорошо видно, где и в чем именно он пристрастен. Но спорить с книгой умного человека - в этом есть своя прелесть.
А еще - для меня "Закат империи" является очередным доказательством этакого философски-расширительного толкования теоремы Геделя. То есть проблема, которая не решается, а то и не замечается как подлежащая решению, в рамках одной науки, отлично решается средствами другой. Давно считала, что историки нередко дают куда более точный разбор художественной литературы, чем литературоведы. Разбор некоторых деталей "Вишневого сада" в "Закате империи" как раз и содержит то, чего я у литературоведов не видела.
Например, тот факт, что вишневый сад мертв.
Чехов весь на оттенках, на полутонах - те его рассказы, которые мы когда-то изучали в средней школе (например, "Ионыч") на самом деле наиболее для него нетипичны. Чехов предпочитал не орать лозунги, не педалировать сильную долю, не тыкать читателя носом, а надеяться, что читатель сам разберется, где на картине что нарисовано. Без подписей "это аднаногая сабачка".
Чехов считал, что читатель - умный. И эта убежденность неоднократно сыграла с ним дурную шутку.
Сам Чехов насадил в своей жизни не один сад. Он и вообще был уверен - если ты поселился на пустыре, так хоть какую морковку посади, что ли. Для Чехова все было внятно в том, что он написал. Но городские читатели и зрители, которые в жизни своей не посадили ни цветочка, не могли понять четко выставленных вешек. А они есть.
Сад огромен, это верно. И это единственное, что можно сказать в его пользу. Сад дает урожай раз в два года, и вишня в нем уже нехороша. А это значит - сад задичал. Плодовым деревьям нужен надлежащий уход. Нужно своевременно вырубать совсем уж состарившиеся деревья и высаживать новые. Нужно... да много что нужно. И во времена крепостного права дармовых рабочих рук хватало. А теперь садом заниматься некому. Баре в нем участия не принимают - ну, кроме как по дороге из Парижа в Париж заехать полюбоваться и наговорить возвышенных монологов. Но факт остается фактом - на протяжении четырех действий этой пьесы никто не пьет чай с вишневым вареньем (при том, что самовар плюс варенье - это нормальные черты усадебной жизни - так ведь нет же!). Сад практически мертв.
Ну, и то, что в финале забыли не только Фирса, но, по сути, и Аню...
В общем, мне нравится, когда историки разбирают классиков и вообще худлит. В очередной раз - нравится.
Если надо в бумаге.
Меня вполне устроит в бумаге - хотя бы уже потому, что в электронке этого ни в каком виде нету. Да, в бумаге недешево - но и не смертельно дорого.
И прямая ссылка на алибе:
www.alib.ru/findp.php4?author=%DD%EA%F8%F2%F3%F...
А потом уже, перечитывая то-се из классики параллельно с прохождением этого Марькой, порой просто диву давалась, как можно не видеть этого и вот того... и не только из классики, из детской литературы тоже.
диплом
1) Звуковая впечатлительность его была такова, что он запоминал чужие стихи главным образом, как некий музыкальный мотив, ощушая в них раньше всего – мелодию.
Да-да-да, и-мен-но!!! Я потому и уцепилась тогда за Блока, предпочтя его обожаемому Гумилеву-отцу, что именно на его примере, когда ритм довлеет над словом, прекрасно демонстрировалось создание смысла не словами, а возле- и междусловьем, собственно, то, как думаю и воспринимаю мир я сама. Про поэтический язык как замкнутую систему - просто гениально!!!
3) "Злая вода" = Блоковский Петербург. Я там жила 4 года. Пары злой воды - это метафора, за которой очень прагматичный контекст: в тумане и близ воды мороз во много раз сильнее, обморожение, которого сам не замечаешь. А Блоковский Петербург - это ОЧЕНЬ близко к воде.
2) "Постылая свобода". Юный казуист говорит об непроизвольно-цитировании Блока, но при этом, разбирая "постылую свободу", упустил, что это из Цыган Пушкина, очень знаковая точка в поэме - "Свою постылую свободу я променять не захотел..." Для меня эта цитата очень-преочень важна, потому что это свобода, ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ любви, из-за которой любовь все время проскальзывает сквозь пальцы. Еще в 1997 г у меня был стиш, посвященный дорогому супругу, со строчками:
...любовь несовместима со свободой.
Да, в мире нет закона непреложней:
"Привязанность" - от слова "привязать",
И вечно тот, кто любит - не свободен.
Но боги, как мне это объяснить
Тому, кого люблю... тому, кто любит???
И свобода Дон Жуана, разумеется, именно такова - он ставит целью овладеть, а не обладать и не удержать.
Жду дальнейших коментариев!
За ссылку спасибо и от меня, как раз хотела ближе к зиме спросить, а то ту потеряла. Заодно спрошу и про первую часть, которая курсовая - она где-то в сети есть? А то Миша мне во время очередного обсуждения ещё пишущейся дипломной сказал, что скинет мне курсовую, но мы не уточнили, как, когда и куда
Кодзю Тацуки, про ритм - спасибо за прекрасную формулировку того, за что я обожаю Блока)) И про воду внезапно.
Наступил мой скудный день.»
19 Аркан Таро - Солнце. Следующий после 17 - Звезды - вести ниоткуда, которая может быть как благой, так и губительной, заманивающей, и 18 - Луны - тяжелой ночной пьяной иллюзии. И вот, когда ты всю ночь не спал, то ли пил, то ли блудил, то ли просто интеллигентствовал на кухне, утром приходит Солнце - и окна твои пыльны, и стол твой грязен, и вообще это свет, который обнажает всю неприглядность и мира, и невыспавшегося задолбанного тебя. Это реально очень страшное состояние. Плавала, знаю
А следующая за ним карта, прямое следствие необходимости исправить данную ошибку - 20 - Страшный суд. С тем самым вставанием мертвых из могил.
5) но, оставаясь обманутым, он зовет ее «Девой Света». Однако она не является Девой Света – а потому это неправильное имя, на которое Донна Анна не откликнется.
А вот тут просто цитата:
...оглянись - и будет это
Люцифер, НОСИТЕЛЬ СВЕТА,
Ангел Утренней звезды.
"Без моей команды, - скажет
Он, - вокруг тебя не ляжет
Тьма, и медленной волною
Не сомкнется над тобою
Ослепительная тишь:
Так что где-нибудь в Лаосе
Потанцуй еще на тросе,
Или где-нибудь в Майами
Помаши еще руками -
Может, все-таки взлетишь..." (М. Щербаков, второе послание герою.)
Я могла бы просто напомнить про "Носителя света" как перевод данного имени, но не случайно цитирую это место полностью. Тоже очень-очень важное для меня, то, что я вижу в образе той, кого ставлю на аватарку при этом комменте - Смерти-Асадзи, которая с ухмылочкой говорит: "ишь как легко вздумал отделаться, Я - не выход, вперед на ржавые мины".
При том, что Блоковская Снежная дева - это другая Така-Смерть, то ли Иширо, то ли Шизуки Асато. То ли закономерный итог, то ли неотвратимость смертной казни (а казнят обычно за преступление).
А это ТАМ надо пожить, чтобы осознать все коварство. Ходил близ воды, ну холодно, ну не настолько же холодно, не буран в степи, каких-то -10... а приперся домой - а у тебя скула омертвелая. Тоже плавала и знаю.
(а на эту аватарку ставлю собственно Снежную Деву
Ну вот, казуист и сам это увидел
Все, догрызла. Но сейчас сделаю шаг дальше, чем увидел Михаил, и разъясню сову окончательно.
Если Донна Анна = Снежная дева = роковая женщина, то не командор, а ИМЕННО ОНА двойник Дон Жуана. Так сказать, встречная волна или встречный пал. Та, кому тоже надо только овладеть. А вот дальше...
читать дальше
(а здесь аватарка - собственно процесс ужина
А насчет кто тут кому двойник - ИМХО, оба правы. И ты, и казуист. В триадах Блока есть обычно не одна пара двойников )))
Кодзю Тацуки, про воду - ой-ой-ой...
Про следующий анализ - ого, сколько новых смыслов!!.. я это всё тоже не увидела, спасибо!! Любимое и знаковое стихотворение заиграло новыми красками. Моя тёзка хищно облизывается.
Отдельный прикол в том, что, когда я писала одну ориджевую зарисовку-фрагмент из романа, задолго до мишиной курсовой и дипломной, я вот этого головой не видела, что добычу надо убить, чтобы сожрать... а тёзка Донны Анны незадачливого ловеласа, убившего её отца, выследила целенаправленно, чтобы убить - и отмстить, и закономерно покарать, и из его смерти извлечь пользу в разоблачении преступников, и уничтожила-таки. Космолётчик-истребитель из особого полка. И с символикой ангелов там... интересно. Она не павшая, а ожесточившийся англ-воин. И фамилия в преводе таки Северная звеза. И тут тааакой смысловой пласт соседний вскрывается из вдохновившего стиха. Вот просто огромное снежное от нас с товаркой-тёзкой СПАСИБО!!!
И арканы Таро. Мяяяя!! И вообще всё.
У меня сегодня вечер литературоведческого анализа любимого. Я не поленюсь, я потом залезу в те посты долгостроя, буду соотносить и смотреть новое с тем...
А разве это не из "Онегина"?
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел,
Привычке милой не дал ходу,
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
(Письмо Онегина Татьяне)
Но так или иначе все равно Нашефсё
Чехова очень люблю именно за то, что он точку зрения читателю не навязывает, я потом добралась до Акутагавы и долго не могла понять, кого он мне так напоминает. ))