Я обещала сказать, чем мне так не нравится большинство трактовок образа Иешуа в аудиокнигах.
А всем.
Всем не нравится.
Потому что в них Иешуа - в разной пропорции - мелок, мелочен, искателен, угодлив, труслив и уж точно слабоумен.
Как ни странно, мне приходится признать трактовку Безрукова в фильме Бортко удачной - он хотя бы сыграл всего лишь юродивого. А святость, обретаемая и выражаемая через юродство - давняя традиция русской культуры и литературы. Так что Безруков и Бортко хотя бы традиции следуют.
Об исполнителях аудиокниг этого сказать никак нельзя.
Я сейчас оставляю в стороне вопрос, считает ли Булгаков Иешуа сыном Божьим. Но чтецы не считают однозначно. И выставляют Иешуа трясущимся от страха придурком.
Ничего не может быть дальше от истины.
Помню, как меня - еще в нежном подростковом возрасте - поразила внутренняя свобода Иешуа, его достоинство. Это свобода и достоинство если и не сына Божьего (повторяю, я оставляю этот вопрос за кадром), то в любом случае пророка и человека, уже видящего другой мир. Не в смысле - тот свет, нет. Мира, где души людские больше не ползают по грязи в потемках. Где люди живут, как и подобает созданиям Божьим.
Люди - добрые.
Это не блажь, не придурь, не глюк полоумного, не глупость. Это даже не убеждение - это твердое знание.
То знание, которого здесь и сейчас не может понять Пилат - но и не чувствовать за Иешуа высшую правду тоже не может.
В общем, ну их, эти аудиокниги. В целом.
Но если кто-нибудь покажет мне аудиокнигу по МиМ, где Иешуа - не трусливый идиотик, а Каифа - не мерзкая тварь, буду очень рада.
А всем.
Всем не нравится.
Потому что в них Иешуа - в разной пропорции - мелок, мелочен, искателен, угодлив, труслив и уж точно слабоумен.
Как ни странно, мне приходится признать трактовку Безрукова в фильме Бортко удачной - он хотя бы сыграл всего лишь юродивого. А святость, обретаемая и выражаемая через юродство - давняя традиция русской культуры и литературы. Так что Безруков и Бортко хотя бы традиции следуют.
Об исполнителях аудиокниг этого сказать никак нельзя.
Я сейчас оставляю в стороне вопрос, считает ли Булгаков Иешуа сыном Божьим. Но чтецы не считают однозначно. И выставляют Иешуа трясущимся от страха придурком.
Ничего не может быть дальше от истины.
Помню, как меня - еще в нежном подростковом возрасте - поразила внутренняя свобода Иешуа, его достоинство. Это свобода и достоинство если и не сына Божьего (повторяю, я оставляю этот вопрос за кадром), то в любом случае пророка и человека, уже видящего другой мир. Не в смысле - тот свет, нет. Мира, где души людские больше не ползают по грязи в потемках. Где люди живут, как и подобает созданиям Божьим.
Люди - добрые.
Это не блажь, не придурь, не глюк полоумного, не глупость. Это даже не убеждение - это твердое знание.
То знание, которого здесь и сейчас не может понять Пилат - но и не чувствовать за Иешуа высшую правду тоже не может.
В общем, ну их, эти аудиокниги. В целом.
Но если кто-нибудь покажет мне аудиокнигу по МиМ, где Иешуа - не трусливый идиотик, а Каифа - не мерзкая тварь, буду очень рада.
А Иешуа в фильме Юрия Кары как вам?
Присоединяюсь к вопросу Erno, мне тоже очень интересно. Потому что мне эта версия понравилась больше безруковской
https://youtu.be/k71sgePSCb8?t=417
Нужный фрагмент начинается в 06:57 — там вступительная реплика Воланда и дальше разговор Иешуа и Пилата.
Для сравнения, тот же эпизод у Бортко youtu.be/vTgBQvpTmyY?t=1140
Ваша ссылка не открывается для анонимов, к сожалению.
Но здесь откроется:
https://www.youtube.com/watch?v=vQ_ymWOf1bY
Ralenna, извините.
Ralenna, ясно. У меня youtube пишет, что это «Age-restricted video». Извините ещё раз.
И оно мне не выскакивало, когда я искала видео. Наверное, потому что была залогинена.
Вполне возможно.
И, возвращаясь к разговору уважаемой Ela о неправильных Иешуа, хочу сказать, что в югославско-итальянском фильме по Мастеру и Маргарите Александра Петровича (1972) Иешуа такой, что юродивый в исполнении Безрукова — это жЫ просто образец социальной адекватности и душевного здоровья. Зачем они его так?
https://youtu.be/z5_bpGf6-nI?t=265
В 00:04:25 — приход Мастера в театр (в этом фильме у него не роман, а пьеса) и дальше сцена с Иешуа и Пилатом.
Что касается Каифы и того, каким он должен быть - достойным человеком и патриотом, вот каким. Он ведь не из какой-то злобной гнусности предпочитает Вар-Раввана, нет - в просьбе Пилата он усматривает провокацию и именно потому отказывает.
А видели ли вы польский фильм Марии Кузьменко и Мачея Войтышко?
https://pl.wikipedia.org/wiki/Mistrz_i_Ma%C5%82gorzata_(serial_telewizyjny_1988)
Там интересный Пилат, там интересный Иешуа — он совсем-совсем не от мира сего, но с чувством собственного достоинства у него всё хорошо (хотя в начале сцены он перепуган натурально, но дальше — ооо!), там не демонический Каифа.
И там много продуманных мелочей, которые кажутся естественными и очевидными... до очередного кина, где о них почему-то забывают. Ну, вроде того, что кресло Пилата стоит на возвышении и с подследственным он разговаривает, глядя на него сверху вниз.
Или, например, тот самый плащ с подбоем Пилат снимает, когда уже не официально допрашивает
этого психа просветлённого, а пытается говорить с ним частно и всё-таки понять.Вот, в качестве завлекалочки, сцена, где Мастер отпускает Пилата. В кадре, соответственно, Воланд, Маргарита, Мастер, Пилат и немного Иешуа:
https://youtu.be/fEhaxIyrZSc?t=145
(Нужный кусок начинается в 02:25).
У меня в закромах этот фильм есть целиком, в русском дубляже.