В последнее время я довольно много размышляла о стилях и безвкусице. И сегодня мне внезапно пришла в голову странная мысль. Непроверенная - и, возможно, непроверяемая. Но соблазнительная.
Мне подумалось, что менее других к безвкусице наклонны математики.
Нет, ну в самом деле. Треугольник Паскаля, числа Фибоначчи, золотое сечение, бином Ньютона... сама красота и стройность! Как можно жить, дыша этим - и не ощущать вульгарное уродство несоблюденной пропорции, увечность цветовой помойки, мучительную рассыпанность неверного диссонанса?
Нет - я не против нарушения правил. "Поэзия - вся езда в незнаемое". Но есть разница между поэзией - и пьяной макакой за рулем. Правила можно нарушать по-разному - и не всякое нарушение будет поэзией, будет искусством. И то, которое будет, обладает своей внутренней стройностью.
И мне кажется, что математики ее чувствуют.
Нет - это не значит, что математики лучше других понимают искусство.
Но мне кажется, что они лучше других ощущают подделку под искусство, ту самую безвкусицу.
Мне подумалось, что менее других к безвкусице наклонны математики.
Нет, ну в самом деле. Треугольник Паскаля, числа Фибоначчи, золотое сечение, бином Ньютона... сама красота и стройность! Как можно жить, дыша этим - и не ощущать вульгарное уродство несоблюденной пропорции, увечность цветовой помойки, мучительную рассыпанность неверного диссонанса?
Нет - я не против нарушения правил. "Поэзия - вся езда в незнаемое". Но есть разница между поэзией - и пьяной макакой за рулем. Правила можно нарушать по-разному - и не всякое нарушение будет поэзией, будет искусством. И то, которое будет, обладает своей внутренней стройностью.
И мне кажется, что математики ее чувствуют.
Нет - это не значит, что математики лучше других понимают искусство.
Но мне кажется, что они лучше других ощущают подделку под искусство, ту самую безвкусицу.
А вообще лично для меня вкус и стиль - это даже не однофамильцы, как Слава КПСС
вкладывает в эту "красоту" совсем другое дальнейшее значение, не предполагающее эмоциональной окрашенности = восхищения то есть вообще. - а я не говорила, что математик обязательно относится к этому эмоционально. Я имела в виду именно чутье на безвкусицу как таковую. нО там, где речь идет о красоте и прелести математики... да - вероятно, они это ощущают иначе. Но - ощущают.
З.Ы. - Кажется, поняла. Для меня соразмерность - красива. Для них красота - соразмерна.
Именно-именно! Сама хотела сказать приблизительно то же самое, но так четко-формульно умею только на очень свежую голову (ну или заготовив формулировку заранее
Не знаю, удалось ли донести мысль, я сонный и по-прежнему больной.
я сонный и по-прежнему больной. - отдыхай и выздоравливай!
А если по сабжу... я с тобой в очень большой мере согласна. Достаточно вспомнить якобы запретное сочетание цветов для европейского вкуса - красное с зеленым (и с какой стати? чем тюльпаны на лугу плохи?!) - и традиционное для Китая сочетание этих цветов. А этапы восприятия моды я и сама описывала в "Часе" - помнишь, там, где речь шла об украшениях? И все-таки свои закономерности тут есть. Именно над ними я и размышляла - а какой смысл размышлять над тем, безвкусно или нет носит кружева к тулупу? )))
Про красное с зеленым впервые слышу. У Чехова вроде упоминалось розовое с зеленым (тут уже привет цветку шиповника
А красное с зеленым как раз элементарно поверяются гармонией - это противоположные цвета на цветовом круге Гете, и их сочетание стартово удачное (можно испортить разве что разной насыщенностью или разным уходом в нюанс на несколько градусов). Точно такими же противофазами являются желтый с фиолетовым (золото и пурпур - царственность) или синий с оранжевым (вот эту противофазу не могла для себя осознать до 2001 г, пока вдруг не увидела ее в Крыму сначала живьем, а затем, в еще более удачном освещении, на фото того момента - синее море и рыжие скалы).
Плюс ещё культурный аспект: в Европе основной подход "база+акцент", а два ярких цвета одновременно - "попугайская расцветка" и фу-фу-фу (речь про одежду в основном).
В художественной оптической теории - это так называемые дополнительные цвета и в одном пространстве они "спорят" друг с другом, поэтому их надо уметь употреблять, что называется. Это сочетание хорошо работает у импрессионистов, но вряд ли зайдет в интерьере рококо например. Так что да - это вопрос "социального соглашения" или если брать шире - общекультурного контекста.
По поводу цветовосприятия, то у мужчин и у женщин оно разное.
Не говоря о том, что в разные временные периоды, был различным состав и плотность атмосферы, а значит, возможно, и цвета (за счёт иного переломления света).
Цвета могли быть запрещёнными по разным причинам:
а) В регионе просто мало сырья из которого можно добыть краситель данного цвета;
б) Добыча/ производство данного красителя приводит к высокой смертности;
в) Биологическая выживаемость: в этом регионе много ядовитых зеленых и красных растений и/или животных;
Тогда ребенка будут учить, что все красное и зеленое - опасно для жизни.
Со временем это может закрепиться, как культурная норма.
г) Способность к светоотражению и светопоглощению.
Именно поэтому на жарком Востоке дома строились из белого камня, камень такого цвета не только расширял визуально пространство, но и дольше сохранял прохладу в помещении, так как он медленее нагревался на солнце.
Со временем это может закрепиться, как культурная норма. - вообще-то речь шла только о СОЧЕТАНИИ этих цветов. И оно не считается опасным для жизни )))))
Ela, мне бы, кстати, было очень интересно узнать, какие общие закономерности видишь ты
У французов же неправильная женщина скорее будет в желтом - цвет ревности, цвет измены, тоже избегаемый. И как пример этого недавно попался клип на бретонскую песенку про трех матросов, где певица ведет рассказ как бы от лица некой лесной девы - и одета в ярко-желтое, хотя тут как раз был бы логичнее зеленый!
Вот это, как по мне, уже и не про вкус, и не про стиль, а про что-то вообще третье, чему я не умею подобрать определение.
Это как раз про культурный контекст. Зеленый в культурной традиции Англии цвет соотносящийся с нечистью, лесными разбойниками и.. Ирландией. То есть заведомо негативный ))) Рыжий - опять же ирландцы и шотландцы - тоже не очень. (Хотя рыжие - не единственный кельтский фентип) Рыжие дамы прерафаэлитов - коварные ведьмы ))) Такие же культурные тараканы будут в любом регионе...
А желтое - цвет не только ревности, но и трусости, и предательства. В геральдике это один из позорящих цветов - не дай Бог отхватить такое на герб!
И это не про вкус и стиль - а про ритуал и отчасти магию.
Вот там, где появляется вопрос о физическом смысле того, что насчитали, у прикладников, возникают критерии вида "некрасивый самолет не полетит"
Т.е. да, математика офигенно красива. Но математик скорее будет ощущать азарт. Или экзистенциальный ужас.
А то, что красивые конструкции соотносятся с формулами, увидит скорее прикладник. Физик, химик, биолог, инженер
имхо, математики - очень абстрактные ребята - абстрактным можно быть по-разному. Никогда не забуду, как моя приятельница, очень недурственный математик, сказала, увидев бегающего по рощице далматина: "Какая березовая собака..."
Кодзю Тацуки - а что такое Дарковер? Как-то я не в курсе...
читать дальше