Еще важнее, однако, то, что в некоторых случаях самоубийство, как и дуэль, могло способствовать восстановлению поруганной чести. Такое замещение требовалось в тех случаях, когда оскорбленная сторона не могла принудить обидчика к дуэли. Конфликт с противником значительно более высокого ранга, особенно с государем или с членом императорской фамилии, мог толкнуть человека к самоубийству ради спасения чести. В 1816 году в Варшаве пять польских офицеров покончили с собой, протестуя против грубого обращения великого князя Константина с их сослуживцами. Шестой офицер потребовал у Константина удовлетворения и, будучи арестованным, совершил попытку самоубийства. Константин как будто согласился на дуэль и даже настаивал на ее совершении, но офицер объявил себя удовлетворенным, и дуэль не состоялась 4. Другой мотивировкой самоубийства могла быть физическая невозможность встречи с обидчиком. В начале 1820-х годов, находясь на юге и не имея возможности добиться дуэли с человеком, распространявшим о нем оскорбительные слухи, Пушкин думал о самоубийстве.
Отказ обидчика принять вызов был наиболее частым мотивом для восстанавливающего честь самоубийства. Хорошей иллюстрацией может служить попытка самоубийства, совершенная в Москве в 1875 году двадцатишестилетним морским офицером в отставке. Он стрелял себе в голову, но остался жив. На вопрос о мотивах он отвечал, что был смертельно оскорблен неким человеком, который, однако, не принял вызова на дуэль. Когда офицер понял, что самоубийство не удалось, он попросил оказать ему медицинскую помощь, из чего ясно, что он стремился не столько уйти из жизни, сколько смыть нанесенное ему оскорбление. Обильно пролив свою кровь (он стрелял в себя трижды, и, согласно газетным сообщениям, не только голова его была в крови, но и «[п]остель была вся [в] крови, на полу, кругом кровати и письменного стола стояли лужи крови...»), он доказал этим серьезность своих намерений и очистил свое имя 5.
Ирина Рейфман
Дуэль как акт агрессии: Термины и определения
Ищем дальше...
Отказ обидчика принять вызов был наиболее частым мотивом для восстанавливающего честь самоубийства. Хорошей иллюстрацией может служить попытка самоубийства, совершенная в Москве в 1875 году двадцатишестилетним морским офицером в отставке. Он стрелял себе в голову, но остался жив. На вопрос о мотивах он отвечал, что был смертельно оскорблен неким человеком, который, однако, не принял вызова на дуэль. Когда офицер понял, что самоубийство не удалось, он попросил оказать ему медицинскую помощь, из чего ясно, что он стремился не столько уйти из жизни, сколько смыть нанесенное ему оскорбление. Обильно пролив свою кровь (он стрелял в себя трижды, и, согласно газетным сообщениям, не только голова его была в крови, но и «[п]остель была вся [в] крови, на полу, кругом кровати и письменного стола стояли лужи крови...»), он доказал этим серьезность своих намерений и очистил свое имя 5.
Ирина Рейфман
Дуэль как акт агрессии: Термины и определения
Ищем дальше...
И современному человеку непонятно - как это меня оскорбили, и я же должен ещё и умереть, пока обидчик живёт и процветает? Ну уж нет!
Какое такое самоубийство?! Вот еще!
Большое спасибо Бригитте за ссылку!!!!
130. Лицо, совершившее бесчестный поступок, на которое имеются фактические опорочивающие доказательства, лишается не только права вызова, но вообще права участия в дуэли. Если это лицо нанесет оскорблен не другому, то последнее обязано не требовать удовлетворения, а обратиться к суду.
http://www.pistoletchik.ru/library/codex.html
Лица, между которыми и с которыми дуэль недопустима
122. Дуэль недопустима между лицами неравного происхождения.
123. Дуэль недопустима между родственниками по восходящей и нисходящей линиям и родственниками до двоюродных степеней родства включительно.
124. Дуэль при участии недееспособного лица, определяемого по §§61 и 88, недопустима.
125. Лицо, обратившееся к суду, лишается права вызова, причем взявший обратно жалобу, поданную в суд, не приобретает этим раз потерянное право вызова.
126. Должник имеет право требовать удовлетворения от своего кредитора лишь по уплате долга.
127. Лицо, отказавшее раз в удовлетворении за нанесенное оскорбление, без определения суда чести, лишается права вызова, причем, если это лицо нанесет оскорбление другому, то последнее вправе не требовать от оскорбителя удовлетворения, а обратиться к суду.
128. Лицо, нарушившее раз правила дуэли, причем это нарушение должно быть внесено в протокол, лишается права вызова, причем, если это лицо нанесет оскорбление другому, то последнее вправе не требовать удовлетворения от оскорбителя, обратиться к суду.
129. Если имеются сомнения в честности противника, решение суда чести определяет, имеет ли данное лицо право вызова. Ссылка на бесчестность недопустима без наличности фактических доказательств.
130. Лицо, совершившее бесчестный поступок, на которое имеются фактические опорочивающие доказательства, лишается не только права вызова, но вообще права участия в дуэли. Если это лицо нанесет оскорбление другому, то последнее обязано не требовать удовлетворения, а обратиться к суду.
131. Во всех вышеуказанных случаях отказ от дуэли или обращение к суду, вместо требования удовлетворения, должны являться следствием решения суда чести, а не единоличного решения оскорбленного или оскорбителя.
oops - не годится п.130 в применении к Валентину конкретно и Талигу в целом.
Ну, если ты считаешь уместным обсуждать боксерские поединки наполеоновских времен ссылаясь на правила современного любительского бокса, тогда восклицательные знаки уместны. Но если ты собираешься козырять этим кодексом, разбирая вызовы Дика Валентину, то лучше забрось его подальше.
А что где то идет обсуждение? А то я все-все пропустил, а интересно...
Началось в теме про Валентина http://kamsha.ru/forum/index.php?topic=8106.195 и продолжилось тут: http://kamsha.ru/forum/index.php?topic=8134.0
Вот тут мне уже будет сложнее нарыть материалы - они у меня сплошь в бумаге и невесть где валяются - но нарою. Просто для того, чтобы не быть голословной.
А что касается конкретно Дика - он не обесчещен. Твое мнение я уважаю, но в Этерне о нем даже не узнают, а мнение Валентина мнением Валентина и останется, тем более что он высказывает его чтобы уклониться от дуэли.
А дуэлей без секундантов - в том числе и в той же Этерне - просто не счесть.
не согласен с мнением, что вызванный может отказаться, объявив противника лишенным чести, а тот просто обязан от позора застрелиться.
Не, если считает отказавшего Эталоном в вопросах Чести, гигантом мысли и отцом н-ского дворянства (типа как местного Эгмонта), тогда наверное.
А как это еще назвать? Или ты отвечаешь за свои слова или не произносишь слов, за которые не готова отвечать. За то, что Валентин говорит Дику на суде следует бросать вызов, что Дик и делает, а Валентин именно уклоняется. Тут уж или трусы наденьте или крестик снимите - или придержи язык до момента, когда будешь готов скрестить шпагу или, раз уж язык длинный, не кивай, что я, мол, оскорбил вас впрок, а сейчас идите, деритесь с Алвой. Вот эти два варианта - или оскорбить и драться или не давать повода и не драться - действительно согласуются с правилами достойного поведения, а средний вариант, избранный Валентином, это изворотливость. Причем, если учесть дуэль, которую Валентину удалось свести к ничьей только благодаря невнимательности Дика, изворотливость человека, желающего сказать гадость, но не желающего подвергать себя за это опасности.
Так что, речь идет именно об уклонении, пусть и достаточно искусном, чтобы Придда можно было обвинить в трусости. Т. е. он не трус, потому что играет с опасностью, но я бы на его месте счел недостойным поступать таким образом.
ППКС.
Дик мне симпатий не внушает, но лишенным чести в единоличном порядке никто никого объявить не может. С таким же успехом Дик может объявить Валентина лишенным чести, и что им тогда - застрелиться обоим?..
ИМХО.
Но Валентин мне не шибко интересен, просто одновременно играть в серьёзную политику и в честь нельзя.