Зашла в некий сетевой графоманник. На пять минут. И поняла, что больше НИКОГДА не буду этого делать. Потому что если плохую прозу читать всего лишь противно, то от плохих стихов мне делается плохо. Физически. Реально.
Ну - плохая проза противная, да... но быть настолько бессмысленной до отвращения, как плохие стихи, ей обычно все же удается с трудом. Аффтары стихобредов считают, очевидно, что не только талант - вздор, а знание жизни - чаромутие, но и что наличие сколько-нибудь связной и связно выраженной мысли - не иначе, как жупел. И начинается брееееед. И что жутко совсем - этот бред выражен в таком отсутствии ритма, в такой колченого лексике, в рифмах, рядом с которыми знаменитое незнайковское "палка-селедка" это просто образец кристально чистой рифмовки... эта жуткая разорванность, раздрызганность мысли, образа, ритмики... нет, я, кажется, не могу передать то физиологическое ощущение, которое возникает от чтения таких стихов. Смесь последствий долгой и неритмичной вибрации плохо работающего двигателя с эпилептическим приступом? Аритмия не только пульса, но и мозгов?
Это помимо заворота извилин...
Нет, не поймите меня неправильно. Я не призываю запретить графоманов. Я просто не буду больше туда заглядывать. И так мне и надо, и сама себе злобный буратино, и ходить туда было незачем. И я даже не сноб, который брезгливо морщится при виде очередных нетленок очередных графоманов. Мне просто физически плохо от плохих текстов. И втройне - если это плохие стихи.
Каждый имеет право на самовыражение. И даже на самовыражевывание. Просто читать этого не надо. Даже нечаянно читать этого не надо. И не фиг было мне туда заглядывать. И не буду больше.
Пойду сейчас читать любые стихи. Любых классиков. От Киплинга до Брюсова и от А.К.Толстого до Блока... все равно, любимых поэтов, нелюбимых - только бы смыть с себя это состояние и ощущение...
И да здравстует талант, мысль, окрыленная рифмой, реальное чувство и его величество ритм с ее величеством мелодикой... и вообще поэзия!!!
Ну - плохая проза противная, да... но быть настолько бессмысленной до отвращения, как плохие стихи, ей обычно все же удается с трудом. Аффтары стихобредов считают, очевидно, что не только талант - вздор, а знание жизни - чаромутие, но и что наличие сколько-нибудь связной и связно выраженной мысли - не иначе, как жупел. И начинается брееееед. И что жутко совсем - этот бред выражен в таком отсутствии ритма, в такой колченого лексике, в рифмах, рядом с которыми знаменитое незнайковское "палка-селедка" это просто образец кристально чистой рифмовки... эта жуткая разорванность, раздрызганность мысли, образа, ритмики... нет, я, кажется, не могу передать то физиологическое ощущение, которое возникает от чтения таких стихов. Смесь последствий долгой и неритмичной вибрации плохо работающего двигателя с эпилептическим приступом? Аритмия не только пульса, но и мозгов?
Это помимо заворота извилин...
Нет, не поймите меня неправильно. Я не призываю запретить графоманов. Я просто не буду больше туда заглядывать. И так мне и надо, и сама себе злобный буратино, и ходить туда было незачем. И я даже не сноб, который брезгливо морщится при виде очередных нетленок очередных графоманов. Мне просто физически плохо от плохих текстов. И втройне - если это плохие стихи.
Каждый имеет право на самовыражение. И даже на самовыражевывание. Просто читать этого не надо. Даже нечаянно читать этого не надо. И не фиг было мне туда заглядывать. И не буду больше.
Пойду сейчас читать любые стихи. Любых классиков. От Киплинга до Брюсова и от А.К.Толстого до Блока... все равно, любимых поэтов, нелюбимых - только бы смыть с себя это состояние и ощущение...
И да здравстует талант, мысль, окрыленная рифмой, реальное чувство и его величество ритм с ее величеством мелодикой... и вообще поэзия!!!
А плохие стихи - это еще не самое страшное. Бывает еще порнография в корявой стихотворной форме. Вот такое я даже набирать отказался, даже несмотря на знакомство с "рейтинговыми" фанфиками, потому как - жуть полнейшая...
Впрочем, это все мое злобствование от того, что на прилавках тоннами валяется такое, что даже в сортир не повесить... "Пергамент слишком жесткий"... Мне не судить - что стоит издавать, а что нет. Мой литературный вкус не является истиной в последней инстанции ни для кого, кроме меня самого.
Я вот тоже не вижу зла в сожжении пачки целюлозных листов в жестком или мягком переплете. Газеты жечь можно, журналы - можно, дискеты форматировать можно - а почему книги табу???
А вот устраивать из этого прилюдное шоу - увольте! Не пойму.
Насчет шоу - согласна. А просто сжечь, без помпы - очень даже можно.
жечь, запрещать, не пущать печататься - низ-зя. потому что сегодня запрещаем графомана, потому что его стихи отвратительны. завтра - джинсы ниже попы, потому что неэстетичны. а послезавтра - что? короткие стрижки? любовные романы? собак породы болонка?
как бы скверно человек не самовыражовывался, никаким образом репрессировать его нельзя. потому что любой шаг в этом направлении - камушек, который уронит такую лавину, от которой мало не покажется всем.
а графоманы...
1. их можно не читать. и даже нужно не читать.
2. тем не менее, это источник смеха.
Сжигать точно нельзя. Насчет "запрещать" - тут чуток сложнее.
Но их надо просто не читать, а я это правило нарушила.
Да я же сказала - не фиг было мне туда заходить, сама себе злобный гоблин и даже гномблин!
а как ты ее поднимешь? Все ж деньги диктуют.
Остальных же никого не принуждают ни читать, ни покупать.
И что жутко совсем - этот бред выражен в таком отсутствии ритма, в такой колченого лексике, в рифмах, рядом с которыми знаменитое незнайковское "палка-селедка" это просто образец кристально чистой рифмовки... эта жуткая разорванность, раздрызганность мысли, образа, ритмики...
Ладно, я в этом смысле полный поэтический урод.
Если стихи корявые и неправильные, я по крайней мере воспринимаю так, что автор стихов не умеет их писать, но очень хочет... и если пишет, значит, не может не писать... Я это могу понять и принять.
Графоман графомана всегда поймет.
Вам никогда не казалось, что стихи с душой, но без формы, с колченогой лексикой и пр. напоминают красивую девушку в грязной одежде, при этом потную и вонючую? может быть, ей того-с.. помыться и платье постирать?перед тем, как в люди выходить?
Нет - никто не говорит, что надо что-то писать "с холодным носом". Но лепить просто откровенный бред...
И я не ущемляю права графоманов на написание бреда. Я просто провозглашаю декларацию независимости себя от возможности их читать. Вот такая я злая.
Но вот почему им других людей ну совсем не жаль - тех, которые могут прочитать это хотя бы и случайно...
И кстати о штамповке - хорошие стихи как раз вещь штучная... а вот грфоманы таки штампуют. КИЛОМЕТРАМИ. Вот как зайдешь нечаянно в места обитания - там же что ни день, то новый опус ни о чем!!!!!!!!!
Вам никогда не казалось, что стихи с душой, но без формы, с колченогой лексикой и пр. напоминают красивую девушку в грязной одежде, при этом потную и вонючую? может быть, ей того-с.. помыться и платье постирать?перед тем, как в люди выходить?
Меня как раз пришибает невозможность понять, о чем и зачем все это - да еще и в таком виде...
Вы тоже не допускаете мысли, что человек просто не умеет "прилизывать" свои стихи? Он не слышал о размерах, ритмике и прочем. Но он хочет это писать. Пусть он графоман.
А тот человек, который пишет "правильно" - он как раз умеет. Следовательно, и в поэзии он разбирается прекрасно. Следовательно, он не может не понимать (пусть "и в глубине души, где-то очень глубоко"), что его произведения - не стихи, а ремесленная поделка. Зачем тогда он пишет?
И я не ущемляю права графоманов на написание бреда. Я просто провозглашаю декларацию независимости себя от возможности их читать.
Если графоманы начнут закидывать вас письмами с требованием почитать их, тогда, конечно, нужно давать решительный отпор.
А так - выложил где-то человек свое произведение... Ну и что?
я, извините, крайние 10 лет посвящаю часть своего досуга именно тому, что объясняю пиитам про размеры, рифмы и прочее.
и вот, понимаете ли, я, наверное, лучше Вас знаю, что отвечает 90% таких неумех. 10% таки действительно идут изучать то, что не знают и учиться тому, что не умеют. остальные же вопят про свою высокую, глубокую и широкую душу, которую пытаются заковать в презренные оковы размера и рифмы.
и еще. человеков, которые не слышали - их очень, очень сложно отыскать. это люди, не учившиеся в средней школе. потому что пять размеров (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий)и их сакральную суть, например, объясняют на уроках литературы. то есть, если мы не имеем случай деревенского гения, потомственного тракториста, то это элементарное наплевательство и нежелание затруднять себя таким "низменным ремесленничеством". и не более того.
Классиков сюда же запишем?
Сочинение стихов или прозы - это всегда труд. Только творческий. И если он дается легко и приносит радость - он от этого трудом быть не перестает. А действительно хорошие стихи остаются стихами, а не "ремесленной поделкой". И любой труд, творческий или нет, подчиняется, мм... закону? "Не умеешь - не берись".
Зачем же тогда вообще придумывали стихи, со всеми их размерами и ритмами, если, чтобы выражать свои эмоции и тонкую творческую натуру, достаточно говорить прозой? Мол, с душой - и довольно!
В нормальных условиях, где вокруг информации море разливанное (да хоть в той же сети, в которой эти шадевры выкладываются) - НЕ допускаю.
Особенно когда этим товарищам криком кричат про те самые рифму, римт, размер (да зачастую и про смысл, увы...) - а им по фигу. "Ну и что - зато мое!!!" И хоть кол на голове теши. Нет - вот про "слыхом не слыхивали" - не надо. Просто не надо. Потому что неправда.
И вообще - страшная штука интуиция возможности. Когда читаешь - и видишь, что могло бы быть, если бы человек не попускал себя "а хочу - и вот хоть левой ногой" - но этого нет, а есть недисциплинировнность и слаюость мысли, штампованность чувства и безобразие формы. то очень больно видеть, физически больно - что человек сотворил с тем, что могло бы быть его талантом...
Господи... что и вообще люди с собой делают....
При чем тут, прошу прощения, классики?
и еще. человеков, которые не слышали - их очень, очень сложно отыскать.
Вы не поверите (конечно), но у нас очень сложно отыскать человеков, "которые слышали". Вы можете представить, что в школах уже даже учителя русского языка пишут с грамматическими ошибками? Я таких учителей встречала лично.
Господи... что и вообще люди с собой делают....
(вздыхая) да, это тема всей мировой литературы...
не надо оправдывать бедненьких сиротинушек, которые мало того, что старательно делают вид, что не слыхали про рыбную ловлю, так еще и со скандалом отказываются взять предложенную им удочку и старательно закрывают глаза при объяснении того, как ловят рыбу.
если человек публикует свои стихи в Интернете, значит, у него Интернет есть. значит, он может набрать в любом поисковике "волшебные слова" типа рифма, размер, правила стихосложения и так далее. и прочитать обо всем. и даже скачать себе программу типа "словарь рифм" - очень полезная штука, пользуюсь периодически.
не делает? значит, не считает необходимым. тот, кто считает - он и в обычную библиотеку за книгами по основам стихосложения побежит, не надорвется. ибо есть желание.
ах, бедняжку учителя не научили... ах, бедняжка не слыхал... счас зарыдаю
значит, он может набрать в любом поисковике "волшебные слова" типа рифма, размер, правила стихосложения и так далее. и прочитать обо всем
вспоминается старый анекдот про бабку, которая жила в селе и всю жизнь сочиняла побасенки, потешки, сказки, шутки и прибаутки. Пока в село не приехал заезжий академик, который прочитал ей лекцию о правилах стихосложения и прочего. Проникнувшись лекцией бабка враз сочинила академический труд про всякие амфибрахии и анапесты, после чего не сочиняла больше вообще ничего.
Убейте меня сразу, но я все равно считаю, что поэзия - не в "правилах стихосложения", которые человек может взять и изучить, а потом применять на практике. То есть, он, конечно, может... И пишет те самые абсолютно ритмически правильные ремесленные поделки.
В детстве, в школе я их перечитала чудовищное количество. На утренниках, литературно-музыкальных постановках и пр. Про партию, про Ленина, про березки и рябины и т.д. и т.п. Я даже считала, что только полный дурак может читать стихи по доброй воле.
Это я пытаюсь объяснить, что считаю "бездушными" стихами... А то разговор получается параллельный какой-то.
Версификация - НЕ поэзия.
Но нежелание довести свой уровень хотя бы до приемлемой версификации - непристойно.
А может, дело в том, что если человек таки приведет в порядок размер с рифмами, станет уже окончательно и предельно ясно, что ему просто НЕЧЕГО СКАЗАТЬ - тем более в стихотворной форме?
а я Вам пытаюсь объяснить одну простую вещь: в поэзии должно быть И то, И другое. без души получаются аккуратные поделки, без формы - бесформенные,
то есть, не или/или. а И. и никак иначе :-)
Так если версификация - не поэзия, зачем идти в этом направлении?
То есть, существует классические стихи - с рифмами, размерами и прочим. Существует верлибр, белый стих... Разве его можно не считать поэзией, только потому, что "не в рифму"?
"Скажи мне, ветер:
зачем человеку дом?
Ветер ответил:
"Человеку нужна легенда..."
...
А вы знаете, смерть - это есть наибольшее
из существующих в жизни пространств...
Это жизнь,
не вместимая более ни в одну действительность."
И, знаете, - мне понравилось!
А может, дело в том, что если человек таки приведет в порядок размер с рифмами, станет уже окончательно и предельно ясно, что ему просто НЕЧЕГО СКАЗАТЬ - тем более в стихотворной форме?
Тогда нужно добиваться, чтобы человек работал над собой не в области шлифовки рифм и размера, а - чтобы было что сказать.
Ну да, именно это я и пытаюсь сформулировать...
в общем, на примере:
верлибр - не значит "полная каша, написанная
короткими строчками".
нельзя взять мысль
и записать ее
нажимая на Enter в произвольных местах,
и назвать получившееся
стихотворением.
даже если очень хочется!
но речь, в основном, не о верлибрах. а о тех стихотворениях, где размер и рифма заявлены, но соблюдаются через два раза на третий и через пень-колоду. чтение которых вызывает только одно ощущение - "не езда, а ерзанье". как по катку, где весь лед изрыт, например. или по очень, очень плохой проселочной дороге. а уж если и направление движения тоже устрашает... ну вот, например.
Ее все мысли и поступки
Чисты до глубины души.
А я... Я демон лишь безродный.
Мне не постигнуть глубины.
И чувств серьезных мне природой
Постигнуть все же не дано.
Я был слепой, местами гордый,
Ее не слышал... Западло...
нравицца?
Верлибр - это НЕ неумение писать ф рифму и с размером. Это виртуозное владение формой.
И невладение и нежелание владеть формой - это чаще всего результат того, что сказать реально нечего.
И если работать над СОБОЙ - то обычно работа над качеством текста явится как побочный эффект.