На дневнике у Gerald выложен крайне интересный пост - 20 самых необычных экспериментов. В их числе упомянут и известный эксперимент Милгрэма.
Я не буду пересказывать его содержание здесь, а просто дам ссылку на его описание в Википедии там все изложено достаточно подробно. Результаты эксперимента оказались, мягко говоря, чудовищным и повергли в шок даже самого экпериментатора - ТАКОГО он не ожидал.
Так неужели все люди...
И все-таки я считаю несколько иначе.
Я не считаю эксперимент Милгрэма полностью "чистым" - в том плане, что согласиться на участие в нем по преимуществу должны были именно что не садисты и так далее - а так называемые "авторитарные" личности, склонне с подчинению авторитету, зачастую слепому подчинению. Те, кто "послал" бы экспериментатора в непарламентских выражениях в пешеходное сексуальное путешествие без компаса и карты, остались за его рамками - они ПРОСТО ОТКАЗАЛИСЬ ОТ УЧАСТИЯ. Вот потому статистика настолько чудовищная - бОльшая часть тех, кто отказался бы под давлением авторитета продолжать "эксперимент", отказались еще до его начала.
Ведь это те, кто СОГЛАСИЛСЯ исследовать (якобы) влияние БОЛИ на память. Вдумаемся в это. Люди, которые СОГЛАСИЛИСЬ. Ведь участие-то в эксперименте было добровольным. Люди, заведомо считающие, что дядя ученый знает лучше, что можно, а что нельзя. Что сам статус ученого, экспериментатора дает ему некое право знать лучше. Так что... результат эксперимента чудовищен - но предсказуем. Увы. А считать выборку полностью репрезентативной я не могу.
И потому не считаю, что "все такие", и на мое отношение к человечеству в целом и к людям в частности этот эксперимент не повлиял.
Но вот эту жажду слепо подчиняться авторитету я, наверное, не пойму НИКОГДА.
Я не буду пересказывать его содержание здесь, а просто дам ссылку на его описание в Википедии там все изложено достаточно подробно. Результаты эксперимента оказались, мягко говоря, чудовищным и повергли в шок даже самого экпериментатора - ТАКОГО он не ожидал.
Так неужели все люди...
И все-таки я считаю несколько иначе.
Я не считаю эксперимент Милгрэма полностью "чистым" - в том плане, что согласиться на участие в нем по преимуществу должны были именно что не садисты и так далее - а так называемые "авторитарные" личности, склонне с подчинению авторитету, зачастую слепому подчинению. Те, кто "послал" бы экспериментатора в непарламентских выражениях в пешеходное сексуальное путешествие без компаса и карты, остались за его рамками - они ПРОСТО ОТКАЗАЛИСЬ ОТ УЧАСТИЯ. Вот потому статистика настолько чудовищная - бОльшая часть тех, кто отказался бы под давлением авторитета продолжать "эксперимент", отказались еще до его начала.
Ведь это те, кто СОГЛАСИЛСЯ исследовать (якобы) влияние БОЛИ на память. Вдумаемся в это. Люди, которые СОГЛАСИЛИСЬ. Ведь участие-то в эксперименте было добровольным. Люди, заведомо считающие, что дядя ученый знает лучше, что можно, а что нельзя. Что сам статус ученого, экспериментатора дает ему некое право знать лучше. Так что... результат эксперимента чудовищен - но предсказуем. Увы. А считать выборку полностью репрезентативной я не могу.
И потому не считаю, что "все такие", и на мое отношение к человечеству в целом и к людям в частности этот эксперимент не повлиял.
Но вот эту жажду слепо подчиняться авторитету я, наверное, не пойму НИКОГДА.
По сути согласен. Это действительно трудно понять и осмыслить нормальному человеку. С другой стороны, подобные эксперименты, хотя и в сильно смягченной форме, частенько имеют место в самых обычных школах (до сих пор имеют, я слышал), когда по команде учительницы ученики поочередно выражают свое презрение провинившемуся однокласснику. Многие ли могут отказаться? А для детей (и обвиняемого, и обвинителей) это довольно сильная травма. А потом удивляемся, откуда что берется...
Мое имхо: в каждом человеке живет агрессия по отношению к окружающим. Ничего в этом страшного нет - см. К.Лоренц. Личности авторитарные имеют силы проявлять ее открыто, а так называемые "тихие" - вынуждены ее в себе подавлять. И тут вдруг им добрый-умный дядя-ученый дает такую распрекрасную возможность выплеснуть ее наружу! Да ее совершенно безнаказано. Причем безнаказано не только с точки зрения закона, а еще и собственной совести: это же все бескорыстно, это ради науки. Ну как же тут отказаться!
То есть. ты все правильно сказала: те, которые сами знают,"как надо" - просто в эксперименте не участвовали.
В общем "Заводной апельсин"
Вот потому я больше всего боюсь именно "добрых".
Кстати, о НЕобыкновенных. За одним из них я замужем.
Во время службы в армии, как известно, сначала "деды" измываются над "молодыми" - а потом те, став, в свою очередь, "дедами", измываются уже над новым пополнением. Так вот - мой муж НИ РАЗУ не принимал в этом участия, хотя за такое отклонение (раз ты уже "дед", ты обязан издеваться, и все тут) бить его пытались. Но отступились. Потому как было бесполезно. Хотя агресси он отнюдь не лишен - вполне себе нормальный в этом отношении человек. Тем, кто пытался его заставить издеваться над молодыми, морды бил в ответ вполне и вполне.
Так что очень хорошо представляю себе, КУДА он послал бы экспериментатора.
Кстати, да! И это считается вполне педагогичным методом. Макаренко, блин!
Ну я тоже замужем за альпинистом. "Обыкновенные" в горы не ходят. И мой муж - жуткий мизантроп. О людях он думает еще хуже чем я.
Они не "добрые". Они... обыкновенные.
Да! они сами-то они считают себя "хорошими людьми".
К тому же вот эта фраза "Когда экспериментатор уходил, а в комнате оставался его «ассистент» — лишь 20% соглашались на продолжение эксперимента" наводит на мысли о зависимости людей от мнения некоего авторитета, человека, в чьих глазах они хотели бы казаться "лучше". А наполнение этого "лучше" человек тоже не всегда может отстоять свое собственное.
Но я верю в репрезентативность выборки. Ведь до начала эсперимента о его конкретной сути никому не рассказывали. А если бы кто-то уходил, уже узнав, то его должны были тоже занести в статистику...
У нас была именно такая учительница. Если после диктанта в первом классе говорилось: "Так, ну, посмотрим, кто у нас больше всех ошибок наделал. Конечно, как всегда, такой-то"...
И дети дружно смеялись. Кто-то - из подчинения авторитету. Кто-то - от облегчения, что не его на этот раз мурыжат. Кто-то - просто в истерике.
И как удивлялась моя Анька, когда на третьем только году средней школы детишки помаленьку начали признаваться, что им эта учительница тоже не очень нравилась... А пока она была над ними, заглядывали в глаза. Как-то опрос в классе устроили, кто, мол, зачем в школу приходит, так одна девочка даже сказала, преданно косясь в ее сторону: "Чтобы любимую учительницу любить".
Лопоуша
Супер!
У нас была училка наподобие.
Ela
ты совершенно права! Узнав о правилах эксперимента - лично я бы просто отказалась бы причинять боль другому человеку. Т.е. отказалась бы от эксперимента.
И вообще... подумала бы, что этому учёному-вивисектору лавры врачей-нацистов покоя не дают.
"Не надо думать: с нами тот, кто все за нас решит. "
Да и все проще. Каков хорошо воспитанный ребенок? Это тот, кто слушается старших. Оно вбито сызмальства.
Если бы им подробно объясняли, тогда бы да. Но зачем экспериментатору так портить себе эксперимент?
Ну и не знаю, согласился бы я или нет. Любопытно, с одной стороны, с другой как-то странно...
Жутенько это все.
Т ы говоришь так, с высоты своего жизненного опыта, зная, чем там все закончилось.
Но первоначально эксперимент проводился в Йельском Университете! Т.е. подопытными были студенты! Плюс: студенты привыкшие к разнообразным проектам и экспериментам. Вряд ли у них была объективная возможность сообразить, что к чему.
Вот то, что у студентов уже есть установка на эксперимент, на то, что профессору виднее, а наука рулит - да. Это роль сыграло. Наверняка.
То есть кроме авторитарности надо учитывать еще и уровень дополнительных мотиваций.
lucifug-rofocal - полагаю, процентовка должна быть такая же примерно, как в определениях авторитарности по методикам Адорно, как в известном "кошачье-собачьем" тесте.
Но - с кое-какими поправками. Во многом зависит, как я уже сказала, от дополнительных неосознанных установок и мотиваций - раз. И от уровня насилия в обществе - два.
Извечная раввинская установка - "И ты прав, и ты прав". *)
А что мешает?
А что это за тест?
Имеется БОЛЬШАЯ стопка картинок. Испытуемого просят сказать, кто изображен на картинке. Кошка, не правда ли? И на следующей тоже. И на следую...
В общем, фишка в том, что картинки постепенно слегка меняются. На первых картинках это натуральная кошка. Но постепенно кошачьих черт все меньше, а собачьих все больше. И на последних картинках это уже однозначная и несомненная СОБАКА. Но - для авторитарной личности даже на самой последней картинке это все равно кошка. Раз в начале эксперимента была кошка и ему сказали, что это кошка, значит, это кошка. И точка.
Вот то, что у студентов уже есть установка на эксперимент, на то, что профессору виднее, а наука рулит - да. Это роль сыграло. Наверняка.
То есть кроме авторитарности надо учитывать еще и уровень дополнительных мотиваций.
Между прочим, именно это могло еще более исказить результаты! Так сказать, влияние измерительного прибора на объект измерения.
Поясню.
У студентов установка - двигать науку. Во что бы то ни стало. А потому, какой бы дискомфорт они не испытывали - эксперимент должен быть продолжен!!!! Они искренне хотят помочь выяснить, как же боль влияет на память - во что бы то ни стало. Они ж думали, что помогут выявить, как лучше память укрепить... а это ж так важно
А добрый дядя вивисектор вывел совсем другой вывод. Урод моральный.
Спасибо. Интересный тест. Я слышала про аналогичные тесты - чуть измененные, но суть та же. Вроде "каша сладкая или соленая?"
Jess_nata
Ну теперь не могу молчать! Речь об этих экспериментах несколько дней назад была поднята на ЖЖ. Там один пользователь выложит архивные фотографии работников Освенцима: веселые улыбающиеся девушки и парни. Ну просто душки! Если не знать, ЧЕМ они занимались. то в жизни не подумаешь.
У студентов установка - двигать науку. Во что бы то ни стало. А потому, какой бы дискомфорт они не испытывали - эксперимент должен быть продолжен!!!! Вот оно! Вот и те люди из 40-х годов думали, что действуют ради Великой Германии. Так что никакое это не искажение! Это и есть суть эксперимаента. Придумай людям "великую цель" - так они ради нее... да за милую душу любой мерзости натворят.
Ну теперь не могу молчать! Речь об этих экспериментах несколько дней назад была поднята на ЖЖ. Там один пользователь выложит архивные фотографии работников Освенцима: веселые улыбающиеся девушки и парни. Ну просто душки! Если не знать, ЧЕМ они занимались. то в жизни не подумаешь.
Ну видела я это и что? А ты что, думала, что ублюдки в душе и с виду тоже ублюдки?
Придумай людям "великую цель" - так они ради нее... да за милую душу любой мерзости натворят
не все.
Это смотря какая отмазка.
К любому человеку в индивидуальном порядке можно подобрать ключик. Чем менее сознательный и самодостаточный человек, тем более универсальным будет этот "ключик". Вот и все.