Это я сейчас читаю очередную книгу о японском театре и получаю удовольствие - а заодно совершаю размышлизмы. Совершенно офтопного характера. Ну так это мои размышлизмы - какие хочу, такие и совершаю.
Для тех из моих ПЧ, кто любит и знает японское искусство, нет надобности объяснять, что такое театр Но (или Ноо) и что за пьеса такая "Фуна Бэнкэй". Для остальных - вкратце излагаю.
После того как Минамото окончательно разбили Тайра, у Минамото Ёритомо, ставшего сегуном, отпала надобность в доблестном полководце (и родном брате, не будем забывать) Ёсицунэ. Сегун преследует своего недавнего полководца, выдвигает против него липовые обвинения - и Ёсицунэ вынужден бежать, удалиться в изгнание. И вот в пьесе мы видим один из эпизодов этого бегства.
Корабль вот-вот должен отплыть - но Ёсицунэ тяжко проститься с его возлюбленной, Сидзукой. Он медлит. Сидзука танцует прощальный танец, затягивая его и стараясь хоть таким образом хоть на несколько мгновений задержать любимого. Однако отлив не ждет - и Ёсицунэ с несколькими вернуыми ему людьми уже на палубе корабля. Однако духи погибших в волнах во время сражения при Данноура воинов Тайра жаждут мести. они появляются на корабле. Начинается шторм. Призрак генерала Тайра Томонори вызывает Ёсицунэ на бой. В общем - начинается форменное сражение людей и призраков, в том числе индивидуальный бой Ёсицунэ и Томонори. Но тут Бэнкэй, будучи не только воином, но и монахом, достает не меч, а четки, и начинает декламировать сутры. Вражья сила отступает, призраки побеждены, шторм унялся и корабль следует дальше.
А теперь - внимание, вопрос.
Как вы думаете, к какой категории ролей принадлежит роль Ёсицунэ? Ситэ? Ваки? А вот и ничего подобного. Это роль категории коката! То есть роль, поручаемая актеру-РЕБЕНКУ! (НЕ взрослому актеру на детские роли - такого амплуа в японском театре нет! - а именно актеру-ребенку, в японском театре обучение ремеслу начинается очень рано).
И я сейчас не собираюсь даже говорить, какой визг о педофилических склонностях японцев поднимет необразованный европеец, увидев взрослого оннагата в роли Сидзуки и ребенка в роли Ёсицунэ! И уж тем более не собираюсь напоминать, что великий полководец к этому моменту был никак уж не ребенком.
Речть немного о другом. О том, ПОЧЕМУ эта роль относится к категории детских. А все дело в том, что в четырнадцатом веке был издан эдикт, запрещающий изображать на сцене императоров и сегунов. И обходили этот эдикт любыми способами. Ёсицунэ сам хоть и не сегун - зато брат сегуна, вот персонаж и "попал под раздачу".
Ребенок в роли взрослого императора (сегуна, родственника императора, родственника сегуна) не ИЗОБРАЖАЕТ его, а СИМВОЛИЗИРУЕТ. И такой подход стал уже давно традиционным.
И вот тут у меня возникла мысль. А не связана ли с этой традицией резко выраженная молодость положительных героев аниме? Причем не только паспортная - а и внешняя; мало того, что они действительно молоды, так они еще и прорисованы моложе (иногда сильно моложе) своих реальных паспотрных лет. Может быть, положительный герой в аниме изображается скорее символически, нежели реально?
Хм... кто о чем, а вшивый о бане а отаку об аниме...
То есть из меня анимешник никакой - что-то видела, чего-то не видела, что-то нравится, что-то не нравится... но вот мысль тем не менее мне показалась имеющей право на существование.
А вы как думаете? ;-)

Комментарии
15.11.2007 в 02:05

Задумался... Аниме смотрел крайне мало, тоже - что-то нравится, что-то нет, что-то вообще показалось странным, но мысль интересная... И я теперь ее думаю! :) Вот только материала бы для статистики и анализа... Плохо, плохо не знать матчасть...
15.11.2007 в 02:37

Gess
может быть. Тем более, что определенная символичность в аниме есть - к примеру определенный типаж героев имеет определенные черты.
А может причина поголовной моложавости положительных героев в том, что положительный персонаж должен вызывать симпатию, быть привлекательным. А молодость привлекательна.
15.11.2007 в 02:39

В этом мире все не так просто... Все еще проще.
Вот только материала бы для статистики и анализа
М-да... действительно. Хотя очень на то похоже, очень.
15.11.2007 в 03:00

может быть. Тем более, что определенная символичность в аниме есть - к примеру определенный типаж героев имеет определенные черты.
А может причина поголовной моложавости положительных героев в том, что положительный персонаж должен вызывать симпатию, быть привлекательным. А молодость привлекательна.
- ммм, зрелость тоже привлекательна, особенно для подростковой и детской аудитории. Если спросить подростка, собирающегося играть в пиратов, кем он хотел бы быть - Джимом Хокинсом или капитаном Бладом - выбор будет в пользу Блада. и в первую очередб оттого, что он взрослый. Взрослый, зрелый, опытный - с ним приятнее отождествлять себя. а вовсе не с неопытным юнцом Джимом. ИМХО - подростки скорее тяготятся своей юностью, ценить ее привлекательность начинают с годами. ;-)
А вот символичность, мне кажется, тут как раз играет значительную роль. Хотя это все махровое ИМХО и я могу и ошибаться - но вот мне так кажется...
15.11.2007 в 03:14

Остапа несло. Впереди были водопады Рэроса.
Какая у меня сегодня флента интересная. :)

Да, мысль действительно любопытная. Похоже на то. *срочно перебирает в уме все просмотренные (не столь уж многочисленные) аниме* Детей японская анимация любит. Так же как гигантских человекоподобных роботов и собственную страну поразрушать :) И даже если положительный герой не очень молод, он всегда красив внешне, а хвостиком за ним часто ходит что-нибудь юное и большеглазое. Правда, моей выборки недостаточно, чтобы сделать определенный вывод, но навскидку получается так.
В большинстве анимешек, как мне кажется, достаточно просто выделяются многие общие черты.
А какого рода материал нужен? Могу препарировать виденные анимешки на этот счет. Их немного, но десятка два, пожалуй, наберется... Возможно, больше, не подсчитывала.
15.11.2007 в 03:18

недобрый христианин
Поразмыслил...
Насчет символичности - мне кажется, она несомненно играет немалую роль, причем укоренена в традиции, тот же символизм театра кобуки - для каждого типа героев свой грим, и старца с юношей не перепутаешь, так же как и "плохого" с "хорошим". И в анимэ довольно четкие границы для типов героев, положительные-молодые, положительные-постарше, отрицательно-привлекательные, отрицательные-бяки, второстепенные-харАктерные и т.п..
Опять же, имхо махровое, но мне казалось уже давно, что анимэ еще и во многом продукт для европейцев, и на японскую ментальность наложилось там еще и восприятие европейского психологического склада и европейской же внешности. Европейцы - круглоглазые и длинноносые, носы - это уж слишком, зато глаза гипертрофировали. Опять же, представление о европейской гиперэмоциональности - в противовес японской сдержанности, и вот в анимэ эмоции тоже гипертрофированы. Но в глубине этой европеизации есть и японская символичности и верность канонам, и их же фирменная "шиза":)...
15.11.2007 в 03:23

Опять же, представление о европейской гиперэмоциональности - в противовес японской сдержанности, и вот в анимэ эмоции тоже гипертрофированы. Но в глубине этой европеизации есть и японская символичности и верность канонам, и их же фирменная "шиза - мне кажется, гиперэмоциональность аниме имеет несколько другую подоплеку. об этом у меня было на форуме, только не помню уже, насколько подробно.
15.11.2007 в 04:06

недобрый христианин
Так говорю же, имхо махровое:)
На форуме - зеленом? В твоем разделе, или?
15.11.2007 в 04:47

Нет - на моем форуме.
мой форум
Сейчас уже не помню, в каком разделе была тема - но можно и поискать.
15.11.2007 в 06:51

Uwaga! Dobry pies, ale ma słabe nerwy.
Прочитал, задумался, вспомнил прсмотреное анимэ и прочитаные о нем рецензии. А ведь действительно большинство положительных героев изображаются намного младше своего паспортного возраста. Впрочем, не только положительные но и, во многом, отрицательные персонажи попали под подобную раздачу. Впрочем, по не знанию лично мной японской культуры было бы не слишком разумно лезть в истоки данного феномена, ибо с такими гайдзинскими мозгами я могу предполагать совершенно противоположное от реальности.
15.11.2007 в 09:35

"Уходя, гасите всех!" (с)
Интересная мысль...!
но тут еще от стиля аниме многое зависит. Есть же вполне реалистичные.
И схематичную молодость легче нарисовать, чем оттенки, как и схематичную старость.
15.11.2007 в 10:05

Гений гнусных высказываний (с)
Я - маньяк, основательно занимающийся театром Но и даже немного на практике, поэтому копаю все, что можно. Кстати, а какую книгу Вы читаете? и тут есть еще один нюанс, относящийся именно к этой пьесе.
О том, ПОЧЕМУ эта роль относится к категории детских. А все дело в том, что в четырнадцатом веке был издан эдикт, запрещающий изображать на сцене императоров и сегунов. И обходили этот эдикт любыми способами. Ёсицунэ сам хоть и не сегун - зато брат сегуна, вот персонаж и "попал под раздачу". - Данная пьеса писалась не под ситэ, как обычно, а под ваки. И именно для того, чтобы подчеркнуть образ ваки-Бэнкея, Есицунэ, который мог заслонить его и сделан ребенком. Вот сейчас точно не вспомню, сам ли автор был этим самым ваки. читать-то я - много читаю, но детали не всегда помню, достаточно помнить, где они содержатся :)

15.11.2007 в 10:34

Огрызок
Ela, эээ... Еще один аспект: есть еще жанровая направленность продукта. Если это жанр "для юношей-подростков", то и герой там будет именно такого, подходящего, возраста, для того, чтоб подросток смог себя проассоциировать с главгероем или главгероиней. ИМХО, все же, оно несет кой-какой воспитательный эффект на фоне всего это уменя уже мысли ,что болшинство японских школьников если не владеет спец. способностями то управляет роботами :)
А прорисовка бывает разная. У меня в последнее время наоборот - товарищам по "паспорту" 15-16, а лоси.. лоси!
Ну и еще случаи, когда внешность - это больше отражение душевного состояния, психологического возраса. Это ж все же аниме....
15.11.2007 в 11:31

Данная пьеса писалась не под ситэ, как обычно, а под ваки. И именно для того, чтобы подчеркнуть образ ваки-Бэнкея, Есицунэ, который мог заслонить его и сделан ребенком. Вот сейчас точно не вспомню, сам ли автор был этим самым ваки. - и это тоже, безусловно (вот был ли автор тем самым ваки, тоже не помню) - но вот необходимость делать Ёсицуне ребенком именно ради этого и ТОЛЬКО ради этого... честно говоря, не уверена. Есть ведь и другие пьесы Но, написанные под ваки - так разве там ситэ заменяется исполнителем-ребенком? Так что точка зрения, утверждающая, что дело не только в сосредоточении внимания на ваки, а не на ситэ, а прежде всего в "социальном положении" Ёсицунэ (точнее, в сочетании обоих факторов) мне, честно говоря, ближе. И - ИМХО, в любом случае тезиса отнисительно аниме это по-любому не опровергает. ;-)

Если это жанр "для юношей-подростков", то и герой там будет именно такого, подходящего, возраста, для того, чтоб подросток смог себя проассоциировать с главгероем или главгероиней. - выше в этом же треде я уже писала, отчего подросток чаще ассоциирует себя как раз с более взрослым персонажем. Грубо говоря - у персонаже-подростка те же прыщи, а хочется проассоциировать и отождествиться с кем-то круче себя, а то смысла нету. ))))
15.11.2007 в 11:41

Гений гнусных высказываний (с)
Sonnya А прорисовка бывает разная. У меня в последнее время наоборот - товарищам по "паспорту" 15-16, а лоси.. лоси! - В Бличе в частности...

Есть ведь и другие пьесы Но, написанные под ваки - честно, не знаю. В тех пьесах, что у меня есть - ваки обычно "я монах, иду оттуда-то, пришел сюда". Поэтому в нашей самодеятельности амплуа ваки носит кодовое название "ямонах" :) (Именно одним словом).
15.11.2007 в 12:10

честно, не знаю. В тех пьесах, что у меня есть - ваки обычно "я монах, иду оттуда-то, пришел сюда". Поэтому в нашей самодеятельности амплуа ваки носит кодовое название "ямонах" (Именно одним словом). :lol::hlop::super: браво!
А вы ставите ЭТО? М-ммм.. как бы я хотела вашу самодеятельность посмотреть...
Но на самом деле бывает все же и не совсем так. ИМХО - "Ацумори" написано под ваки в той же мере, что и под ситэ, например. Есть и более веселые варианты - скажем, "Горная ведьма" написана под ситэ и ЦУРЭ, "Киёцунэ" - тоже под ситэ и цурэ (впрочем, Дзэами на то и великий, чтобы такие пенки вкусные устраивать). так что бывают пьесы и под ваки, и даже под цурэ. И кстати - в "Фуна Бэнкэй", хоть она и написана под ваки, ситэ ЕСТЬ - это Сидзука, далее дух Тайра Томомори (и кто бы мне объяснил смысл - ведь по идее два облика ситэ - это преображение: старуха оказывается горной ведьмой, старик в "Такасаго" - богом Сумиёси... а тут непонятно, преображения и обретения истинного облика нет. это ведь два разных персонажа...) - так что отчего Ёсицунэ у нас коката, а не вакидзурэ, все-таки непонятно, если не принять вариант, что все-таки родство этого персонажа с сёгуном повлияло на выбор амплуа. Потому что выходы у ситэ - оба - очень эффектные и вполне могут при хорошем исполнении заткнуть Бэнкэя-ваки за пояс.
15.11.2007 в 12:24

Гений гнусных высказываний (с)
А вы ставите ЭТО? М-ммм.. как бы я хотела вашу самодеятельность посмотреть...
Да, немного ставим. К сожалению видео делали дважды и оба раза получилось паршиво, но хотим как-то сделать постановки именно для записи. Но есть немного фотографий с нашего спектакля на природе. правда там съемка вечерняя, но все равно неплохо. Сейчас посмотрю какого они размера и постараюсь повесить. А так мы - в Киеве. Приезжайте :)

Ацумори" написано под ваки в той же мере, что и под ситэ, например. - Мы как раз это ставили. У нас ваки - очень хорош, но все равно мы его в угол задвигаем.
(и кто бы мне объяснил смысл - ведь по идее два облика ситэ - это преображение: старуха оказывается горной ведьмой, старик в "Такасаго" - богом Сумиёси... а тут непонятно, преображения и обретения истинного облика нет. это ведь два разных персонажа...) - во всех моих источниках как раз этот факт упоминается только как признак нетипичности пьесы.

так что отчего Ёсицунэ у нас коката, а не вакидзурэ, все-таки непонятно, если не принять вариант, что все-таки родство этого персонажа с сёгуном повлияло на выбор амплуа. - безусловно.
15.11.2007 в 12:27

Огрызок
Ela, выше в этом же треде я уже писала, отчего подросток чаще ассоциирует себя как раз с более взрослым персонажем.
А вообще, если вам не сложно, можно пример привести - белку заинтересовала тема... ну, где рисуют заведомо мелкими.
Лорд Нефрит, В Бличе в частности... ой, не нужно о больном, да... да и не только там. В последнее время они "растут", худеют, огламуриваются.
Будучи в душе глухим подростоком повспоминала чуть из отсмотренного и проассоциировала - одни подростки, идиоты и кретины. Крутых нет. :)
15.11.2007 в 13:12

ой, не нужно о больном, да... да и не только там. В последнее время они "растут", худеют, огламуриваются. это они амплуа меняют, однако. Из амплуа арагото переходят в амплуа вагото. ))))))))))))))))))))))))))))))

А вообще, если вам не сложно, можно пример привести - белку заинтересовала тема... ну, где рисуют заведомо мелкими. - простейший хотя бы пример - Вайсс Кройц. Кен и Казэ - примерно сверстники, Казэ говорит Кену. что завидовал ему С ДЕТСТВА - между тем отрицательный Казэ выглядит лет этак под тридцать - а положительный Кен хорошо если на шестнадцать... в свои реальные девятнадцать-двадцать. Оми там вообще кавайный чибик ("за что, за что, о боже мой?" ("Летучая мышь")) а ведь ему не двенадцать-тринадцать, а шестнадцать-семнадцать даже в "Капители" - и что характерно, три года спустя в "Глюэне" (вот уж точно "Глючень") он все такой же кавайный чибик (невзирая на занимаемое служебное положение) - ну ни на день не старше стал! А ведь он к этому времени ровесник Кена и Айи, какими они были в "Капители"... не-а, вот как чибиком был, так чибиком и остался. Бррр.
15.11.2007 в 13:23

Гений гнусных высказываний (с)
Фотографий нашлось всего 3, причем одна уже после спектакля и почти в темноте.
15.11.2007 в 13:45

Огрызок
Ela, это сговор! Их таки досмотрю! (это про Вайсов) Вот тогдааа...
Судить адекватно не могу - я его не доссмотрела толком и уже не помню, кто там чем и зачем, но Оми - это такое мелкое с дротиками, да? Может, это пример так называемого "кавайного элемента".
Мне тут пришла в голову мысль, что такие герои больше присущи "женскому" аниме.


15.11.2007 в 16:18

недобрый христианин
Эла, пасиб за ссылку, хоть по форуму твоему погуляю:)
15.11.2007 в 18:06

In every wood in every spring there is a different green. (C)
Ela, я, конечно, не спец, но аниме как раз сейчас увлеклась и посмотрела кое-что. Так насчет возраста персонажей у меня такое впечатление - там как бы вообще не разделяют по внешности молодых и зрелых. Есть маленькие дети, есть подростки, есть "взрослые" - и очень трудно отличить двадцатилетних от тридцатилетних или сорокалетних; а есть еще старые старики. Например, в "Лав-Хине" призраки старейшин совершенно замечательные. "То, что важно для магов" - там тоже старики есть. Еще где-то... Вот интересно, действительно, почему именно так. Очень может быть, что как раз символичность в основе.
15.11.2007 в 19:06

Гений гнусных высказываний (с)
Есть маленькие дети, есть подростки, есть "взрослые" - и очень трудно отличить двадцатилетних от тридцатилетних или сорокалетних; а есть еще старые старики. - Очень верно подмечено!
16.11.2007 в 07:15

Mess with the best - die like the rest
Я склонна поддержать Вашу мысль.
Она интересна, на мой взгляд.
22.11.2007 в 05:33

По-моему все проще: каждый конкретный аниме-фильм / сериал расчитан на определенную целевую аудиторию соответствующего возраста: что-то для детей, что-то для подростков, что-то для взрослых. И герои такого возраста, чтоб зрителям было проще себя с ними ассоциировать, только и всего.

(посмотрела тред выше - высказали такое уже)
Не совсем согласна с "у героя-подростка те же прыщи": вот потому герои-подростки и обладают магией / гигантским боевым роботом / и т.д. и т.п. Т.е. возникает образ "вот, такой же как я, а как крут!". Если б это был крутой взрослый - по-моему проассоциировать с собой гораздо труднее было бы.

А вообще стили, действительно, есть очень разные, и во многих ребенка / подростка со взрослым никак не спутаешь.