... самое неприятное чтение - это мемуары. Мало кто умеет писать мемуары достойно.
Наверное, я неправа. Наверное. Но сейчас у меня на душе от чтения мемуарной литературы мутно.
Наверное, я неправа. Наверное. Но сейчас у меня на душе от чтения мемуарной литературы мутно.
Именно поэтому так люблю читать переписки... Например, Шостаковича с Гликманом... рыдала над каждым четвертым письмом.
Эла, а ты когда-нибудь свои напишешь? Или этот дайрик издашь?
И жил с большим вкусом. Со страниц прямо-таки бьет энергией.
Кристоф Герман Манштейн - ИМХо одни из самых интересных мемуаров вообще.
А еще Петр Владимирович Долгоруков замечателен.... в жизни был пренеприятнейшим человеком.
Наверное я по природе - сплетница, и мемуаристика хорошо укладывается в этот недостаток.
Мемуары ЛИЧНОСТЕЙ, тех, кто и так БЫЛ и ему не надо кАЗАТЬСЯ, я читать люблю. Особенно мемуары военных и по-настоящему крупных . Даже если они ошибаются, оправдываются, недоговаривают, чего-то не знают. .
Но вот мемуары тех, кто "на фоне Пушкина снимается", и тех, кто не сколько был, соклько хочет казаться и при этом свысока судит титанов, это бр...
Мемуары Роккоосовского или записки Дениса Давыдова чем плохи? И вообще героев наполеоновских войн, наших и. французов.
Или воспоминания Городницкого и Дмитрия Толстого? Или воспоминания Марины Влади?
А вот всякие "Алмазные мои венцы" это бр несусветное.
Ну, если не их, - то что-то подобное.
Согласна с Геммой. На сто процентов. Нет, на двести. Все абсолютно верно.
P.S. А переписки тоже разные бывают. Увы.
Среди НЕлюбимых, например - мемуары Анастасии Цветаевой.
А чьи мемуары... не Кузмина и не Гумилева, само собой. А чьи - не скажу, не хочу срамить.
Ну и современникам, пусть даже... достаточно одиозным, типа Надежды Мандельштам или Андрея Белого - я все равно верю больше, чем благодарным и не очень потомкам. Но, конечно, интерпретировать события они могли как угодно - на то оно и чужое восприятие...
Ну и современникам, пусть даже... достаточно одиозным, типа Надежды Мандельштам или Андрея Белого - я все равно верю больше, чем благодарным и не очень потомкам ну, это само собой.
Но, конечно, интерпретировать события они могли как угодно - на то оно и чужое восприятие... разумеется. Более того - фактаж-то приводится вполне точно. А вот интерпретация - действительно говорящая больше о них самих, чем о людях, о котоых они говорят... от нее и неприятно.
С другой стороны - если человек пусть даже чьи-то воспоминания о нем необходимо делить даже не на три, а на все тридцать - дал чем-то повод, возможно, у него были и не очень приглядные стороны - как у всех...
Просто данный конкретный случай сильно из другой оперы, ИМХО.
а тут как повезет. Того же Белого - я в принципе не могу читать - слишком уж Гиппиус люблю, хотя тоже та еще заноза была)) ох, да! ))))
Очень понравились Катанян, Рина Зеленая, дневники и записки Лили Брик (кардинально поменяли мое мнение о Маяковском), Ларисса Васильева и Вертинская.
Кошмарнейшее впечатление от дневников сына Цветаевой, ужасающее. Не выдержала и двух страниц.
Правда, больше я люблю читать не столько о великих встречах с великими, сколько немного буднично-бытовое, что ли. В этом люди всегда хорошо отражаются.
Кошмарнейшее впечатление от дневников сына Цветаевой, ужасающее. Не выдержала и двух страниц.
Но согласитесь, что это интересное свидетельство эпохи.
Мемуаристы действительно порой грешат озолочением воспоминаний в порыве ностальгии.
Простите за резкость выражений, но это не я, это Пушкин А.С. по аналогичному поводу высказался: "Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе".
У Николая Акимова есть замечательная статья - "Как писать мемуары". Там много всяких псевдосерьезных советов, в том числе - как правильно "привязываться" к знаменитым людям и историческим событиям. Напрмер:
«"Расставшись с Люсей, я пришел домой и лег спать. В эту ночь Гитлер двинул танки на Австрию". Нет, вы нигде не увязываете прямо эти два события, но ведь пока вы не легли спать, танки оставались на месте!»
Надо признать, такого добра в современных мемуарах хватает, и раздражает это ужасно - а не придерешься! Ведь и вправду танки сдвинулись с места именно в заявленное время... Действительно, для здоровья не полезно...
Кстати, если кому попадутся вдруг статьи Акимова (книги "О театре" и "Не только о театре"), очень рекомендую. Одна "Рецензия на открытие сезона 1945-1946 года в Ленинградском зоопарке" чего стоит! Плюс интереснейшие воспоминания о Евгении Шварце и многих других замечательных драматургах и артистах ХХ века, и масса всякого другого интересного.