... самое неприятное чтение - это мемуары. Мало кто умеет писать мемуары достойно.
Наверное, я неправа. Наверное. Но сейчас у меня на душе от чтения мемуарной литературы мутно.

@темы: книжное, Мысли вслух

Комментарии
13.07.2008 в 06:22

фестиваль всего на свете
Лучшие мемуары-у муми-папы)
13.07.2008 в 06:36

Лучшие мемуары-у муми-папы) ДАААААААААААА!!!!
13.07.2008 в 08:21

"Иван, запахни душу!.."
Мало кто умеет писать мемуары достойно.
:yes:
Именно поэтому так люблю читать переписки... Например, Шостаковича с Гликманом... рыдала над каждым четвертым письмом.
13.07.2008 в 08:45

Mira cómo se mece una vez y otra vez, virgen de flor y rama, en el aire de ayer. (с)
Мемуаров читала немного, но вот с Лоркой повезло: "Гарсиа Лорка в воспоминаниях современников" - это чУдное исключение. И очень трогательные мемуары (если их можно так назвать, хотя мне больше нравится - "воспоминания") - у Аны Марии Дали.:) А так - перечислять авторов глав этой книги можно почти подряд. Карлос Морла Линч, Луис Саэнс де ла Кальсада...))))
13.07.2008 в 09:09

фестиваль всего на свете
У Стивена Фрая трогательные)
13.07.2008 в 10:34

Нет свободы для врагов свободы!
А как это - достойно? :)
13.07.2008 в 10:52

Я тихий даун, познавший Дао
Мне нравилось у Хмелевской мемуары читать...
Эла, а ты когда-нибудь свои напишешь? Или этот дайрик издашь? :)
13.07.2008 в 10:56

Pažena, mažena i malo vožena
Пабло Неруда "Признаюсь, я жил"
И жил с большим вкусом. Со страниц прямо-таки бьет энергией.
13.07.2008 в 11:37

Mira cómo se mece una vez y otra vez, virgen de flor y rama, en el aire de ayer. (с)
Zainka-Gwena Неруда - ЧЕЛОВЕЧИЩЕ. И просто Человек.)))
13.07.2008 в 13:01

Дали был, кстати, очень обижен мемуарами сестры и писал, что она их сочинила от зависти и ненависти к нему. ))
13.07.2008 в 13:38

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
Ох, мемуары - были моей специализацией в институте. Это мое излюбленное чтение.

Кристоф Герман Манштейн - ИМХо одни из самых интересных мемуаров вообще.
А еще Петр Владимирович Долгоруков замечателен.... в жизни был пренеприятнейшим человеком.
Наверное я по природе - сплетница, и мемуаристика хорошо укладывается в этот недостаток. :)
13.07.2008 в 13:49

Cogito, ergo sum.
Эла, мне кажется, что есть мемуары и мемуары.
Мемуары ЛИЧНОСТЕЙ, тех, кто и так БЫЛ и ему не надо кАЗАТЬСЯ, я читать люблю. Особенно мемуары военных и по-настоящему крупных . Даже если они ошибаются, оправдываются, недоговаривают, чего-то не знают. .
Но вот мемуары тех, кто "на фоне Пушкина снимается", и тех, кто не сколько был, соклько хочет казаться и при этом свысока судит титанов, это бр...
Мемуары Роккоосовского или записки Дениса Давыдова чем плохи? И вообще героев наполеоновских войн, наших и. французов.
Или воспоминания Городницкого и Дмитрия Толстого? Или воспоминания Марины Влади?
А вот всякие "Алмазные мои венцы" это бр несусветное.
13.07.2008 в 13:54

Эла, вот я практически уверена в том, что ты читаешь либо Одоевцеву, либо "Алмазный мой венец". Э?

Ну, если не их, - то что-то подобное.

Согласна с Геммой. На сто процентов. Нет, на двести. Все абсолютно верно.

P.S. А переписки тоже разные бывают. Увы. :(
13.07.2008 в 13:55

In every wood in every spring there is a different green. (C)
Мои любимые - "Жизнь Бенвенуто Челлини" и мемуары Анны Сниткиной. :)
Среди НЕлюбимых, например - мемуары Анастасии Цветаевой.
13.07.2008 в 14:40

Но вот мемуары тех, кто "на фоне Пушкина снимается", и тех, кто не сколько был, соклько хочет казаться и при этом свысока судит титанов, это бр... да, я именно об этом. Как только это хоть немного проскальзывает - так мутно делается... а мне вперед наука - не всякие мемуары полезны для здоровья читающего! )))
14.07.2008 в 01:53

:: сибарит :: красавчик :: умница :: недобрый :: няшка :: гений ::
Ela, а я так люблю... Интересно, чем тебе так не показались мемуары - и о ком они были?
14.07.2008 в 02:54

Интересно, чем тебе так не показались мемуары - и о ком они были? бабским кликушеством, пристрастностью и количеством помоев, вылитых на головы участников этой истории. История и так печальная - о том, как поссорились вовсе не Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, а два настоящих больших поэта, Гумилев и Кузмин - как на мой взгляд, это было трагическое недоразумение, и я почти уверена, что рано или поздно оно бы разрешилось, если бы Гумилев ОСТАЛСЯ ЖИВ. Мне очень сильно кажется, что я понимаю на самом деле, что двигало обоими - и это все очень грустно, и ни на одном вины нет. Но вот вопли-визги "ах, какой негодяй Гумилев, как он мог так" и "боже, какой злопамятный гад Кузмин, как он мог так отреагировать"... мутно, мерзко и гадко. Не те люди, чтобы им такие мотивы приписывать. Для меня это тем более печально, что Гумилева я люблю и уважаю уже давно, а Кузмин для меня стал самым большим литературным счастьем последнего года, раньше я все-таки его творчество меньше знала. А еще... потому что история, в которую исключительно по своей вине вляпалась в свое время я, мне кажется во многом аналогичной - потому мне и сдается, что я действительно понимаю. что там произошло. И оттого мне особенно грустно от самой истории - и очень мерзко, похабно мерзко, от этих помоев на обе головы.
А чьи мемуары... не Кузмина и не Гумилева, само собой. А чьи - не скажу, не хочу срамить.
14.07.2008 в 03:09

:: сибарит :: красавчик :: умница :: недобрый :: няшка :: гений ::
Ela, ты знаешь, вот на мой взгляд - нет ничего гаже биографий. Автобиографии - да, биографии - ни в коем случае нет. Но не мемуары. Наверное, я их просто привычно воспринимаю, как авторское мнение о. Зачастую больше говорящее о самом авторе)
Ну и современникам, пусть даже... достаточно одиозным, типа Надежды Мандельштам или Андрея Белого - я все равно верю больше, чем благодарным и не очень потомкам. Но, конечно, интерпретировать события они могли как угодно - на то оно и чужое восприятие...
14.07.2008 в 03:39

Наверное, я их просто привычно воспринимаю, как авторское мнение о. Зачастую больше говорящее о самом авторе) вот в том-то и дело. Есть люди, чьими глазами я не могу смотреть на окружающий их мир. Мутно мне.
Ну и современникам, пусть даже... достаточно одиозным, типа Надежды Мандельштам или Андрея Белого - я все равно верю больше, чем благодарным и не очень потомкам ну, это само собой.
Но, конечно, интерпретировать события они могли как угодно - на то оно и чужое восприятие... разумеется. Более того - фактаж-то приводится вполне точно. А вот интерпретация - действительно говорящая больше о них самих, чем о людях, о котоых они говорят... от нее и неприятно.
14.07.2008 в 04:15

:: сибарит :: красавчик :: умница :: недобрый :: няшка :: гений ::
Ela, а тут как повезет. Того же Белого - я в принципе не могу читать - слишком уж Гиппиус люблю, хотя тоже та еще заноза была))
С другой стороны - если человек пусть даже чьи-то воспоминания о нем необходимо делить даже не на три, а на все тридцать - дал чем-то повод, возможно, у него были и не очень приглядные стороны - как у всех...
14.07.2008 в 04:37

С другой стороны - если человек пусть даже чьи-то воспоминания о нем необходимо делить даже не на три, а на все тридцать - дал чем-то повод, возможно, у него были и не очень приглядные стороны - как у всех... да кто ж без сторон-то...
Просто данный конкретный случай сильно из другой оперы, ИМХО.
а тут как повезет. Того же Белого - я в принципе не могу читать - слишком уж Гиппиус люблю, хотя тоже та еще заноза была)) ох, да! ))))
14.07.2008 в 10:30

А я люблю и мемуары и автобиографии, и дневники. Хотя, конечно, тут все зависит от человека: я выбираю тех, кто мне интересен как личность или как призма определенной эпохи.
Очень понравились Катанян, Рина Зеленая, дневники и записки Лили Брик (кардинально поменяли мое мнение о Маяковском), Ларисса Васильева и Вертинская.
Кошмарнейшее впечатление от дневников сына Цветаевой, ужасающее. Не выдержала и двух страниц.
Правда, больше я люблю читать не столько о великих встречах с великими, сколько немного буднично-бытовое, что ли. В этом люди всегда хорошо отражаются.
14.07.2008 в 16:07

"Гиена в сиропе" скромно молчит... Она не любит Гумилева.
15.07.2008 в 11:41

А мне нравится читать мемуары, всегда что-то новое узнаешь. И меня не удивляет, что многие знаменитости друг друга терпеть не могли или имели отвратительный характер. Талант и приятность в общении не так уж и часто пересекаются. Точно так же я не уверен, что неприязнь Гумилева и Кузьмина разрешилась бы, если бы Гумилев остался жив, скорее, она бы все усиливалась и усиливалась, слишком разными они были людьми.


Кошмарнейшее впечатление от дневников сына Цветаевой, ужасающее. Не выдержала и двух страниц.
Но согласитесь, что это интересное свидетельство эпохи.
15.07.2008 в 13:01

Но согласитесь, что это интересное свидетельство эпохи. Соглашусь:) Как и любые, для меня, мемуары и пр. Свидетельства очевидцев, пусть и субъективные, мне много ближе, чем холодные эмоции биографов. И всегда начинаешь понимать то или иное действие, произведение автора мемуаров.
15.07.2008 в 14:49

venera_whiteblack , мне еще интересны письма и дневники, они даже интереснее мемуаров, а то знаете шутку? Когда мемуарист начинает писать мемуары, память его уже ни на что не годна ;)
15.07.2008 в 15:30

Дневники - это всегда здорово. Иначе я бы не сидела на дайрях:) - это ведь тоже, своего рода, дневники.
Мемуаристы действительно порой грешат озолочением воспоминаний в порыве ностальгии.
16.07.2008 в 16:22

In every wood in every spring there is a different green. (C)
дал чем-то повод, возможно, у него были и не очень приглядные стороны - как у всех...
Простите за резкость выражений, но это не я, это Пушкин А.С. по аналогичному поводу высказался: "Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе".
17.07.2008 в 14:53

L'essentiel est invisible
Пардон, что вклиниваюсь - надеюсь, не прогонят :)

У Николая Акимова есть замечательная статья - "Как писать мемуары". Там много всяких псевдосерьезных советов, в том числе - как правильно "привязываться" к знаменитым людям и историческим событиям. Напрмер:
«"Расставшись с Люсей, я пришел домой и лег спать. В эту ночь Гитлер двинул танки на Австрию". Нет, вы нигде не увязываете прямо эти два события, но ведь пока вы не легли спать, танки оставались на месте!»
Надо признать, такого добра в современных мемуарах хватает, и раздражает это ужасно - а не придерешься! Ведь и вправду танки сдвинулись с места именно в заявленное время... Действительно, для здоровья не полезно...
Кстати, если кому попадутся вдруг статьи Акимова (книги "О театре" и "Не только о театре"), очень рекомендую. Одна "Рецензия на открытие сезона 1945-1946 года в Ленинградском зоопарке" чего стоит! Плюс интереснейшие воспоминания о Евгении Шварце и многих других замечательных драматургах и артистах ХХ века, и масса всякого другого интересного.