... как известно, это кому-то все-таки нужно.
А если я не понимаю, кому (и, главное, ЗАЧЕМ) это нужно, то у меня возникает здоровое желание уяснить то, чего я не понимаю.
А не понимаю я жанр хоррора. Причем от слова "совсем".
Или я не понимаю его внутрижанровых установок?
Потому что я с большим удовольствием могу употреблять внутрь многие произведения, которые традиционно принято к этому жанру относить - но мне НЕ страшно. Это совсем другое чувство. Но не страх и не ужас, это точно. И не отвращение. А иногда и этого другого чувства тоже нет. Ну - вот принято относить к классике хоррора Эдгара По. И люблю я его очень. Но при чтении испытываю и испытывала НЕ страх. К классике киноужастика принято относить "Змею и радугу" - очаровательный фильм, но ради всего святого, где там бояться-то надо?!
А вот "Сияние" - несомненный киношедевр несомненно жанра хоррор - я ни разу не смогла посмотреть подряд. Всегда урывками.
Ну вот не доставляет мне удовольствия страх. Как-то он так исторически сложилось, что я НЕ люблю бояться, испытывать отвращение и так далее. Не нравятся мне эти чувства, не доставляют удовольствия. Испытывая страх, я ощущаю физическую необходимость что-то конструктивное совершить 1) с собой; 2) с предметом страха; 3) с самим страхом как таковым. Но УДОВОЛЬСТВИЯ я при этом НЕ испытываю.
Между тем, если исключить из жанра хоррор произведения, которые вызывают не страх, а именно то, другое чувство (мне трудно его определить пока - тут и ощущение иррацио в сочетании с многими сопутствующими настроениями, и просто художественное удовольствие... и так далее. и так далее... но жуть, которую может вызвать Эдгар По - са-а-ааавсем другого порядка ощущение, нежели то что возникает при просмотре... ну - хотя бы "Кошмара на улице вязов"), я оказываюсь лицом к лицу с тем, чего я не понимаю - со способностью испытывать удовольствие от страха, от ужаса. Я понимаю, как можно получить удовольствие от ПРЕОДОЛЕНИЯ страха. Но не от самого страха.
БДСМных объяснений НЕ предлагать - эрттически окрашенный страх-ожидание в БРДшных рамках - все-таки НЕ то же самое.
Однако жанр СУЩЕСТВУЕТ. Более того - он ОЧЕНЬ популярен. Эти книги пишутся в количестве - и их читают массово. Эти фильмы снимаются, все более навороченные и натуралистичные - и их смотрят, они делают сборы. И вот этого я не могу понять. Мне или не страшно - или противно. Впрочем, противно может быть и безотносительно к страху.
Это НЕ призыв дружно накинуться и оплевать жанр хоррора - ни в коем случае!!! Это именно добросовестная просьба объяснить мне - что приятного в чувстве страха, что его хочется испытывать дополнительно, посредством употребления в мозг хоррора? Или удовольствие про просмотре-прочтении того, что вызывает страх и омерзение, не в них, а в чем-то другом? Тогда в чем?
Дорогие отвечающие - я НЕ сомневаюсь в том. что вы нормальные вменяемые люди. Именно поэтому я прошу вас объяснить мне, какое, собственно, удовольствие можно получать от данного жанра? что именно я пропустила в этой жизни? Где у меня с большинством людей расхождение?
Вопрос НЕ означает, что если мне и объяснят эту точку зрения, я непременно приму ее для себя. Но вот понять мне ее хочется.
А если я не понимаю, кому (и, главное, ЗАЧЕМ) это нужно, то у меня возникает здоровое желание уяснить то, чего я не понимаю.
А не понимаю я жанр хоррора. Причем от слова "совсем".
Или я не понимаю его внутрижанровых установок?
Потому что я с большим удовольствием могу употреблять внутрь многие произведения, которые традиционно принято к этому жанру относить - но мне НЕ страшно. Это совсем другое чувство. Но не страх и не ужас, это точно. И не отвращение. А иногда и этого другого чувства тоже нет. Ну - вот принято относить к классике хоррора Эдгара По. И люблю я его очень. Но при чтении испытываю и испытывала НЕ страх. К классике киноужастика принято относить "Змею и радугу" - очаровательный фильм, но ради всего святого, где там бояться-то надо?!
А вот "Сияние" - несомненный киношедевр несомненно жанра хоррор - я ни разу не смогла посмотреть подряд. Всегда урывками.
Ну вот не доставляет мне удовольствия страх. Как-то он так исторически сложилось, что я НЕ люблю бояться, испытывать отвращение и так далее. Не нравятся мне эти чувства, не доставляют удовольствия. Испытывая страх, я ощущаю физическую необходимость что-то конструктивное совершить 1) с собой; 2) с предметом страха; 3) с самим страхом как таковым. Но УДОВОЛЬСТВИЯ я при этом НЕ испытываю.
Между тем, если исключить из жанра хоррор произведения, которые вызывают не страх, а именно то, другое чувство (мне трудно его определить пока - тут и ощущение иррацио в сочетании с многими сопутствующими настроениями, и просто художественное удовольствие... и так далее. и так далее... но жуть, которую может вызвать Эдгар По - са-а-ааавсем другого порядка ощущение, нежели то что возникает при просмотре... ну - хотя бы "Кошмара на улице вязов"), я оказываюсь лицом к лицу с тем, чего я не понимаю - со способностью испытывать удовольствие от страха, от ужаса. Я понимаю, как можно получить удовольствие от ПРЕОДОЛЕНИЯ страха. Но не от самого страха.
БДСМных объяснений НЕ предлагать - эрттически окрашенный страх-ожидание в БРДшных рамках - все-таки НЕ то же самое.
Однако жанр СУЩЕСТВУЕТ. Более того - он ОЧЕНЬ популярен. Эти книги пишутся в количестве - и их читают массово. Эти фильмы снимаются, все более навороченные и натуралистичные - и их смотрят, они делают сборы. И вот этого я не могу понять. Мне или не страшно - или противно. Впрочем, противно может быть и безотносительно к страху.
Это НЕ призыв дружно накинуться и оплевать жанр хоррора - ни в коем случае!!! Это именно добросовестная просьба объяснить мне - что приятного в чувстве страха, что его хочется испытывать дополнительно, посредством употребления в мозг хоррора? Или удовольствие про просмотре-прочтении того, что вызывает страх и омерзение, не в них, а в чем-то другом? Тогда в чем?
Дорогие отвечающие - я НЕ сомневаюсь в том. что вы нормальные вменяемые люди. Именно поэтому я прошу вас объяснить мне, какое, собственно, удовольствие можно получать от данного жанра? что именно я пропустила в этой жизни? Где у меня с большинством людей расхождение?
Вопрос НЕ означает, что если мне и объяснят эту точку зрения, я непременно приму ее для себя. Но вот понять мне ее хочется.
Это - вызов. Себе. Такое приключение своеобразное. "Я пережил весь этот ужас, не закрыл глаз - я крут!" Поэтому на ужастиках большинство зрителей - подростки
Немного иная ситуация с киношной областью. Тут уже вступают в игру спецэффекты, за которыми хоррррошая часть народа в кинозалы и ходит. Но это к теме книг не относится
А что касается фильмов, то сильней всего пугают не кровища, не рожи страшные и т.д., а неожиданность. Даже если то, что внезапно откуда-то выскочило - полная фигня. Я вообще-то на них не бояться хожу, а за какими-то другими смыслами. Хотя нервы щекочет, чего уж там. Я ведь по жизни человек не слишком смелый, темноты боюсь, например. А ужастики странным образом помогают мне преодолевать страхи.
А еще есть такое забавное объяснение. Мне один знакомый мужчина говорил, что на свидании девушке лучше показывать фильм ужасов, чем любовную историю и даже эротику. Потому как выброс адреналина гарантирован со всеми вытекающими последствиями. (После чего нами был просмотрен отличный фильм "Нечто" - и таки да, он прав
Но я да, допускаю, что ужастики (как и некоторые другие жанры) - это вроде эмоционально-психологического тренажера. И как можно получать удовольствие от тренировки - хоть и трудно это и больно - так ополучают удовольствие, пугаясь в кино.
А обсуждать ужастики интересно в плане - кого что именно пугает. Для кого-то Фреди - чуть ли не комедия, для кого-то - ужас на всю жизнь
Окромя - с любой эмоции можно получать удовольствие, ежели есть подходящий настрой. Вы отвергаете данную эмоцию уже на уровне настроя - понятно, что и удовольствия с этого получать не будете. На счет формулировки того, что это за настрой - тут варианты. И один из хвостов страдания "ну хоть над чем-нибудь!", и экстрим понарошку, и лишь бы эмоция, всё равно какая, и эстетика не в смысле красоты... Думаю, подумав смогу продолжить.
Варианты принимаются - завтра всем отвечу.
В фильмах нравится именно ощущение неожиданности - когда что-то/кто-то выпрыгивает из-за угла, поскольку адреналин.
В художественных произведениях скорее привлекает момент необратимости: когда ты знаешь, что герои уже прошли точку невозвращения, а они еще об этом не догадываются - но это далеко не только в ужастиках бывает.
что приятного в чувстве страха, что его хочется испытывать дополнительно, посредством употребления в мозг хоррора?
Тот самый адреналин, но это не у всех срабатывает. Вернее, не у всех выброс адреналина сопровождается относительно приятными ощущениями - поднятие тонуса, повышенная работоспособность мозгов и прочее. Обычно получается наоборот. Может быть, тут срабатывает психологическая цепочка - ох, боюсь, ой, это не со мной, ах, как хорошо...)))
А вообще, как-то наблюдал панику в реале - омерзительное зрелище.
Правда, лично я считаю, что настоящих ужастиков сейчас мало.
А сейчас, какие ужастики не попадутся (ну, то что издают с пометкой "хоррор") - это просто ерунда какая-то.
Может, чтобы написать действительно классный ужастик, нужно, чтобы у автора мышление было настроено совсем другим образом, чем это сейчас общепринято?
"Никогда не понимал, почему космические чудовища лавкрафтианского мифа должны пугать. Да, они большие и могучие, но не они одни. Танк большой и могучий. Атомная бомба большая и могучая. Если большая и могучая хрень ещё и древняя-с-шушпальцами и слизью, разве это делает её страшнее?
В этих историях и играх делается предположение, что страх, вызываемый ЭТИМ, за пределом человеческого понимания, но святые дайсы, как это отыгрывать? Особенно как отыгрывать привычному человеку, который в одной игре за одного персонажа регулярно крутит драконам хвосты, а в другой за другого должен обгадиться, увидев всего-то каких-то людожаб.
Предполагается, что этот ужос такой космический, что даже привычный ко всякой "здешней" магии, нечисти и нежити должен его испугаться. Но как, и как передать эту идею? "Вы поверьте, это страшно, честно-честно, оно древнее человечества и с каракатицей на голове. Увидевшие его сходят с ума. Это нельзя понять, этого можно только испугаться".
Можно ли к Ужоснаху привыкнуть, или просто удачно не поверить, или найти приемлемое рациональное объяснение? Возможен ли он вообще, этот космический Ужоснах?
Имхо.
Я не смотрю хоррор, тяжелую мистику и триллеры. Просто потому что знаю, что могу полностью эмпатически прочувствовать\провалиться.
Когда говорила с людьми, которые с удовольствием смакуют все новинки и старинки данных жанров, они объясняли свою симпатию именно тем, что четко отстраняют то, что происходит на экране и себя, уютного, сидящего на диване, т.е. они смотрят даже не ради адреналина, просто наблюдают, скептически отмечая спецэффекты.
Страха нет. Есть внутреннее напряжение и ощущение чего то гадкого.
На всякий случай - я никого не пытаюсь обидеть своим восприятием ужастиков.
И вообще, у меня ощущение, что ужастик можно создать, базируясь, к примеру, на детской боязни густых теней, т.е. без малейшей мистическо-фантастической составляющей - только на имеющихся детских страхах.
Но я не специалист в данном жанре.
Единственно что... Возможно, это еще связано со склонностью конкретного человека к игре. Я, видимо, просто на эмоциональном уровне прямолинейна как лом и не способна воспринимать страх или боль как игру, невсерьез. Кроме того, мне это как-то всегда казалось растрачиванием механизмов экстренного реагирования на пустяки
Кто-то с парашютом прыгает, кто-то хоррором увлекается.
Я тоже ужастики не люблю и смотреть их не умею. Мне от них чаще всего противно, изредка смешно (но при этом тоже немножко противно), иногда грустно. А вот дочка у меня в восторге от "Звонков" и "Убить Билла" (не знаю, правда, считается он ужастиком или как, но я восприняла как ужастик). Когда я ее спрашивала, в чем кайф, она, вот как Карин-тюремщица, вспомнила "Парадоксы": если пугаться дракона, это отвлекает от своих реальных страхов.
Комменты не читал и вряд ли буду. Судя по их количеству, объяснителей тут достаточно, и я ничего нового не добавлю и не опровергну и даже велосипед не изобрету. Я в данный момент как раз пишу два новых ужастика.
Эла, можно один вопрос - ПОЖАЛУЙСТА?! А почему тебя так волнует именно этот жанр и человеческое им увлечение?
А он волнует, это я понял ещё со времён буйного рассвета твоего форума, где ты задавала тот же вопрос, а я пытался ответить, как мог... И после ты не раз его задавала, пытаясь понять. А почему опять же именно ужасовый аспект для тебя так важен? Не попытки понять, отчего люди смотрят "Дом 2" или слушают, скажем, Limp Bizkit... Почему интересуют не какие-то иные жанры, а именно ужасы?
Это Джайрин, если кто-то меня помнит.
Что до форума - ему еще цвести, и вопрос я там еще повторю.
Что до собссно вопроса - в остальных случаях люди стараются удовлетворить какие-то потребности, которые я понимаю хотя бы умом - что это такое и зачем оно кому-то может быть нужно. Но понять потребность в страхе я действительно НЕ могу. Но при этом встречаю ее у людей, бесспорно, умных. Вот и пытаюсь понять и выяснить - чего именно я не понимаю.
Ладно, вставлю ещё три гроша с точки зрения Продвинутого Ужоснахера. Просто, чтоб повыпендриваться.
В моём случае - это любовь. Ну вот такая. Нет в ней упоения эмоциями, восторга от чувства страха и его гипотетического "преодоления" (хрень какая - преодолеть страх от кина, это ж надо же, детский сад "Рюмашка" прямо...). Это самопознание, становление через призму именно такого восприятия. Я писал в прошлом сдохшем дневнике "Кто сказал, что у нас есть выбор?". Это просто есть. Мои кошмары со мной 16 лет и я им дико благодарен за то, что они есть.
А жизнь страшнее порой.
Ну, а если в общем, дети через ужастики пережёвывают для себя понимание смерти. Подростки - для тех адреналин или поржать. А для таких, как я, это уже диагноз. Хронический.
_____________________________
З.Ы. Забыл совсем: если кто хочет узнать по этой теме больше, чем околодилетантское мнение - советую прочитать предисловие и обращение к читателям в "Ночной смене" всё того же Кинга. Только эти два, саму "Смену" читать не надо, ибо незачем.
По теме.
Я ужасы не переношу. Не нравится мне всплеск адреналина. Видимо, потому что слишком большая концентрация собственного. У нас тут адреналином зубы анестезируют, ежели кто не знал.Вот, делали мне как-то коронки, дергали лишние нервы.И на третьем уколе(не _сразу_ третьем, а через день,пн-ср-пт, стало быть, в конце первой недели посещения стоматолога) становится мне эдак хреновато после укола.Чувствую - тихо теряю сознание.Возмутилась, конечно, что мол, за фигня, а врач мне объясняет: адреналин, оказывается, из организма не выводится, он в нем накапливается потихоньку. И тогда до меня дошли причины моей нелюбви к хоррору: я ж его просто _физически_ отвергаю...
Сыто, спокойно, тепло, единственное потрясение - и то на личном фронте - естественно, в таких условиях возникнет эмоциональный голод, а то ведь и разумной плесенью недолго сделаться) А чем примитивнее способ, тем он кажется эффективнее - ну а проще страха в плане "бодрости" нет ничего. Думать не надо, напрягаться не надо - испугался, и вот тебе эмоция. А думать, как напугать пугать - пусть другие думают и пугают, им за это деньги уплочены. Главное - чтобы не перебарщивали, но и не преуменьшали.
Собственно, даже если это не офисный клерк, то все равно на примитивную педаль жать проще. А страх - совершенно примитивен, потому в качестве инструмента предпочитающие молоток - обращаются именно к нему)
Мне лично куда как интереснее, зачем люди читают Паланика, у которого все об одном и том же, фанатеют от этой, как ее... Поппи Брайт, украдкой наблюдают за дракой бомжей у метро и тдтп.
Но ответы тоже очевидны, что, конечно, веры в человечество и его прогресс не укрепляет. Впрочем, пусть себе - христианских младенцев не режут вагонами - и то хлеб)