... вспомнилась мне сегодня.
Воспоминание навеялось двумя постами из моей ф-ленты. Один - вот этот, о ружьях и шинелях в связи с темой третьего тура конкурса "Наше дело правое" (и туда я этот свой пост скопирую либо дам на него ссылку). И другой - о травле в детстве. Как ни странно, моя история имеет прямую связь с обоими вопросами. Она длинная, поэтому по большей части располагаться будет под морем.
Когда я еще училась на пятом курсе, у меня, как и у всех студентов, должна была быть педпрактика. Но я решила. что научиться преподавать за те часы, что не нее отведены, невозможно, договорилась насчет посещения лекций и просто пошла работать в школу на полставки - заменять находящуюся в декретном отпуске биологичку. И вот когда директриса давала мне информацию по классам, где я буду работать, она сказал мне следующее: читать дальше
А теперь для меня было радостью рассказать эту историю
А какое отношение она имеет ружьям и шинелям?
А вот какое.
Представьте себе, что я решила написать рассказ о травле в школе. Не о доброте и мудрости, а о травле. Которой в школе, разумеется, настолько полным-полно, что и говорить не к чему. И вот беру я эту историю и выворачиваю ее наизнанку. Делаю из хороших, умных и благородно середчных людей - черствых и равнодушных. Из отличноых детей - травящих и издевающихся подонков. Из умницы директрисы, сделавшей все ради ребенка, холодную бюрократку. Из замечательной классной руководительницы, любящей детей и свое дело - человека неумного, непрофессионального и детей не любящего. И так далее...
Простите, но в этом случае мне следовало бы дать по физиономии. Потому что это было бы клеветой. Хотя и мальчик в моем рассказе был бы выдуманный, и учителя, и одноклассники, и директор, все были бы выдуманные. Но первоисточником была бы чистая и добрая история из жизни, которую я бы взяла и вывернула наизнанку, испачкав и изгадив.
Нет, я таких вещей не делаю. Я даже не буду делать вывод, по какой причине такие вещи делал тот или иной классик. Но когда речь идет о классиках, мы словно начинаем воспринимать происходящее в некоем другом пространстве. А пространство то же самое. Именно поэтому я и рассказала историю "про ружье", которая произошла не с классиком. Историю, которая никогда не должна стать историей "про шинель"
Воспоминание навеялось двумя постами из моей ф-ленты. Один - вот этот, о ружьях и шинелях в связи с темой третьего тура конкурса "Наше дело правое" (и туда я этот свой пост скопирую либо дам на него ссылку). И другой - о травле в детстве. Как ни странно, моя история имеет прямую связь с обоими вопросами. Она длинная, поэтому по большей части располагаться будет под морем.
Когда я еще училась на пятом курсе, у меня, как и у всех студентов, должна была быть педпрактика. Но я решила. что научиться преподавать за те часы, что не нее отведены, невозможно, договорилась насчет посещения лекций и просто пошла работать в школу на полставки - заменять находящуюся в декретном отпуске биологичку. И вот когда директриса давала мне информацию по классам, где я буду работать, она сказал мне следующее: читать дальше
А теперь для меня было радостью рассказать эту историю
А какое отношение она имеет ружьям и шинелям?
А вот какое.
Представьте себе, что я решила написать рассказ о травле в школе. Не о доброте и мудрости, а о травле. Которой в школе, разумеется, настолько полным-полно, что и говорить не к чему. И вот беру я эту историю и выворачиваю ее наизнанку. Делаю из хороших, умных и благородно середчных людей - черствых и равнодушных. Из отличноых детей - травящих и издевающихся подонков. Из умницы директрисы, сделавшей все ради ребенка, холодную бюрократку. Из замечательной классной руководительницы, любящей детей и свое дело - человека неумного, непрофессионального и детей не любящего. И так далее...
Простите, но в этом случае мне следовало бы дать по физиономии. Потому что это было бы клеветой. Хотя и мальчик в моем рассказе был бы выдуманный, и учителя, и одноклассники, и директор, все были бы выдуманные. Но первоисточником была бы чистая и добрая история из жизни, которую я бы взяла и вывернула наизнанку, испачкав и изгадив.
Нет, я таких вещей не делаю. Я даже не буду делать вывод, по какой причине такие вещи делал тот или иной классик. Но когда речь идет о классиках, мы словно начинаем воспринимать происходящее в некоем другом пространстве. А пространство то же самое. Именно поэтому я и рассказала историю "про ружье", которая произошла не с классиком. Историю, которая никогда не должна стать историей "про шинель"
Потому что если его переводить в другую школу - то это будет школа для умственно отсталых детей.
именно об этом я написала у Р. Там у детей с врожденными, тяжелыми нарушениями нет и не будет проблем роста. Но более давящего места придумать сложно...
читать дальше
Я и не верила, честно говоря, что бывает такое: сама училась в одном классе с умственноотсталым мальчиком. Не знаю уж, как он у нас очутился, но в классе его травили, хотя он и не сильно отличался от остальных.
Где-то в конце девятого класса он ушел на домашнее обучение. Я уже училась на дому из-за серьезных проблем со здоровьем. На экзамене по математике, который принимала наша школьная учительница, (не та, что приходила домой) моя скромная персона, как бы, побывала в его шкуре: такое отношение к нам было... как к собакам. Помоечным. Нет у меня других сравнений. И ведь мне-то всего лишь раз перепало, а он это мерзкое обращение долго терпел...
Вот поэтому, спасибо Вам огромное. Как-то легче стало
.
Конечно, Гоголь за себя заступиться не может. Можно объявить его негодяем. Я там написала то, что думаю.
И Гоголь вовсе не делал из хороших людей плохих. Он тех чиновников и не знал. Просто взял сюжетный ход: чиновник копит на что-то дорогое, потом теряет. Почему он не мог описать это в других условиях, среди других людей? Разве он именно ту историю хотел описать? Он же хотел показать, как легко погубить человека. Может, он еще десятки разных впечатлений использовал, когда писал...
.
Конечно, Гоголь за себя заступиться не может. Можно объявить его негодяем. Я там написала то, что думаю. я тебе там же ответила - и кстати, негодяем его там не объявляют, ИМХО. Речь не о Гоголе, а о написанной им истории, кстати - и о том, как она соотносится с реальной. А не о том, что Гоголь якобы негодяй. Это разные вещи.
А про Гоголя там написано: "Ягодки в том, что «Шинель», из которой мы все якобы вышли, является искаженным и грязно искаженным отражением реального случая."
Как же мне объяснить... может, дело в том, что я привыкла не отождествлять человека с его текстами, и уж тем более полностью, но привыкла любить с открытыми глазами. И для меня слова "этот текст написан несправедливо и так далее" - не означает, что его автор в обязательном порядке тем самым негодяй или что его таковым назвали.
Набоков пишет: "...когда в бессмертной "Шинели" он дал себе волю порезвиться на краю глубоко личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия". Вот с ним я согласна - и не потому, что он Набоков (мало ли в чем он не прав), но ведь действительно Гоголь в "Шинели" не ту историю пересказывает, а пишет о человеке в мире.
Вот о глубоко личной пропасти - это уже ближе, да. Но обрати внимание на формулировку "дал себе волю ПОРЕЗВИТЬСЯ" на краю этой самой пропасти - Набоков, как с ним нередко бывает, высказывается более чем двусмысленно.
Но я с утра подумала: разве дело тут в Гоголе? Разве любой писатель, когда пишет нечто не документальное, не берет какие-то детали из жизни, иногда полностью все изменяя?
Неужели же надо все копировать в точности в любом случае?
Вот с историей про школу - другое дело. Это совсем другой случай. Вчера я сразу пошла по ссылке - а потом была слишком взволнована и не прочла саму историю. История прекрасная и заслуживающая того, чтобы ее так и описали. Как Трумен Капоте писал "Совершенно хладнокровно",как пишут биографии - т.е. как нон-фикшн. И она имеет самостоятельную ценность. Если описывать все, вообще все, как было, потому что ценна именно эта история, тогда - да, нельзя менять... Ведь в этой истории то, как развивались события, неразрывно связано с тем, какими людьми были директор, завучи, учителя, дети.
А у Гоголя не было намерений описать именно тех чиновников. И он вообще их не знал. Мне кажется, столкнись он с ними в жизни, работай среди них, знай он все детали той истории, может, он ее бы и описал и не захотел бы что-то менять. Но с ним же не так все было!Он не помышлял именно эту историю описать. Там же не только финал другой, там с самого начала он описывает совсем другого человека в совсем другом окружении. Ну, естественно, что и финал другой...
Засим госпожа кондукторша отправляется в бессрочный бан. За хамство и личный наезд. А пост оной дамы удаляется из телепрограммы.
Эла, ты офигенный педагог
И теперь такая история из реальной жизни...