... вспомнилась мне сегодня.
Воспоминание навеялось двумя постами из моей ф-ленты. Один - вот этот, о ружьях и шинелях в связи с темой третьего тура конкурса "Наше дело правое" (и туда я этот свой пост скопирую либо дам на него ссылку). И другой - о травле в детстве. Как ни странно, моя история имеет прямую связь с обоими вопросами. Она длинная, поэтому по большей части располагаться будет под морем.
Когда я еще училась на пятом курсе, у меня, как и у всех студентов, должна была быть педпрактика. Но я решила. что научиться преподавать за те часы, что не нее отведены, невозможно, договорилась насчет посещения лекций и просто пошла работать в школу на полставки - заменять находящуюся в декретном отпуске биологичку. И вот когда директриса давала мне информацию по классам, где я буду работать, она сказал мне следующее: читать дальше
А теперь для меня было радостью рассказать эту историю
А какое отношение она имеет ружьям и шинелям?
А вот какое.
Представьте себе, что я решила написать рассказ о травле в школе. Не о доброте и мудрости, а о травле. Которой в школе, разумеется, настолько полным-полно, что и говорить не к чему. И вот беру я эту историю и выворачиваю ее наизнанку. Делаю из хороших, умных и благородно середчных людей - черствых и равнодушных. Из отличноых детей - травящих и издевающихся подонков. Из умницы директрисы, сделавшей все ради ребенка, холодную бюрократку. Из замечательной классной руководительницы, любящей детей и свое дело - человека неумного, непрофессионального и детей не любящего. И так далее...
Простите, но в этом случае мне следовало бы дать по физиономии. Потому что это было бы клеветой. Хотя и мальчик в моем рассказе был бы выдуманный, и учителя, и одноклассники, и директор, все были бы выдуманные. Но первоисточником была бы чистая и добрая история из жизни, которую я бы взяла и вывернула наизнанку, испачкав и изгадив.
Нет, я таких вещей не делаю. Я даже не буду делать вывод, по какой причине такие вещи делал тот или иной классик. Но когда речь идет о классиках, мы словно начинаем воспринимать происходящее в некоем другом пространстве. А пространство то же самое. Именно поэтому я и рассказала историю "про ружье", которая произошла не с классиком. Историю, которая никогда не должна стать историей "про шинель"

 

@темы: Мысли вслух

Комментарии
21.05.2009 в 23:35

Работать всласть, но не переутомляться; побольше гулять и путешествовать и, главное, никогда, ни в чем не перечить своей натуре. (с) Пирогов
Спасибо и за уточнение и за эту историю.

Потому что если его переводить в другую школу - то это будет школа для умственно отсталых детей.
именно об этом я написала у Р. Там у детей с врожденными, тяжелыми нарушениями нет и не будет проблем роста. Но более давящего места придумать сложно...

читать дальше
22.05.2009 в 00:25

Мне кажется, я вижу дно ©
Потрясающая школа, потрясающий класс... Учителя потрясающие. Это главное.

Я и не верила, честно говоря, что бывает такое: сама училась в одном классе с умственноотсталым мальчиком. Не знаю уж, как он у нас очутился, но в классе его травили, хотя он и не сильно отличался от остальных.
Где-то в конце девятого класса он ушел на домашнее обучение. Я уже училась на дому из-за серьезных проблем со здоровьем. На экзамене по математике, который принимала наша школьная учительница, (не та, что приходила домой) моя скромная персона, как бы, побывала в его шкуре: такое отношение к нам было... как к собакам. Помоечным. Нет у меня других сравнений. И ведь мне-то всего лишь раз перепало, а он это мерзкое обращение долго терпел...

Вот поэтому, спасибо Вам огромное. Как-то легче стало :flower:
22.05.2009 в 00:27

Прочла пост по ссылке. Историю эту знаю с детства. Она описана у Е.Добина в "Истории девяти сюжетов". Более несправедливого истолкования не могу представить.
.
Конечно, Гоголь за себя заступиться не может. Можно объявить его негодяем. Я там написала то, что думаю.
И Гоголь вовсе не делал из хороших людей плохих. Он тех чиновников и не знал. Просто взял сюжетный ход: чиновник копит на что-то дорогое, потом теряет. Почему он не мог описать это в других условиях, среди других людей? Разве он именно ту историю хотел описать? Он же хотел показать, как легко погубить человека. Может, он еще десятки разных впечатлений использовал, когда писал...
22.05.2009 в 00:32

Прочла пост по ссылке. Историю эту знаю с детства. Она описана у Е.Добина в "Истории девяти сюжетов". Более несправедливого истолкования не могу представить.
.
Конечно, Гоголь за себя заступиться не может. Можно объявить его негодяем. Я там написала то, что думаю.
я тебе там же ответила - и кстати, негодяем его там не объявляют, ИМХО. Речь не о Гоголе, а о написанной им истории, кстати - и о том, как она соотносится с реальной. А не о том, что Гоголь якобы негодяй. Это разные вещи.
22.05.2009 в 00:40

Ох, может, я резко писала, но я расстроилась из-за этого: я чувствую, что он не мог иначе писать. Я и с Розановым не согласна, хотя люблю Розанова.
А про Гоголя там написано: "Ягодки в том, что «Шинель», из которой мы все якобы вышли, является искаженным и грязно искаженным отражением реального случая."
22.05.2009 в 01:26

И откуда тут следует, что Гоголь негодяй? Если бы было написано "несправедливо искаженной", тебе было бы легче?
Как же мне объяснить... может, дело в том, что я привыкла не отождествлять человека с его текстами, и уж тем более полностью, но привыкла любить с открытыми глазами. И для меня слова "этот текст написан несправедливо и так далее" - не означает, что его автор в обязательном порядке тем самым негодяй или что его таковым назвали.
22.05.2009 в 02:37

Да нет... Ну пусть автора не обругали. Но и никакого грязного искажения там нет. И даже несправедливости никакой нет. Гоголь вообще не о том случае писал, а создавал свой мир.
Набоков пишет: "...когда в бессмертной "Шинели" он дал себе волю порезвиться на краю глубоко личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия". Вот с ним я согласна - и не потому, что он Набоков (мало ли в чем он не прав), но ведь действительно Гоголь в "Шинели" не ту историю пересказывает, а пишет о человеке в мире.
22.05.2009 в 02:58

Любая история - о человеке в мире...
Вот о глубоко личной пропасти - это уже ближе, да. Но обрати внимание на формулировку "дал себе волю ПОРЕЗВИТЬСЯ" на краю этой самой пропасти - Набоков, как с ним нередко бывает, высказывается более чем двусмысленно.
22.05.2009 в 09:34

Спасибо тебе.
22.05.2009 в 10:19

дал себе волю ПОРЕЗВИТЬСЯ" Да, Набоков не идеализирует и Гоголя, и вообще даже тех, кого любит.))
Но я с утра подумала: разве дело тут в Гоголе? Разве любой писатель, когда пишет нечто не документальное, не берет какие-то детали из жизни, иногда полностью все изменяя?
Неужели же надо все копировать в точности в любом случае?
Вот с историей про школу - другое дело. Это совсем другой случай. Вчера я сразу пошла по ссылке - а потом была слишком взволнована и не прочла саму историю. История прекрасная и заслуживающая того, чтобы ее так и описали. Как Трумен Капоте писал "Совершенно хладнокровно",как пишут биографии - т.е. как нон-фикшн. И она имеет самостоятельную ценность. Если описывать все, вообще все, как было, потому что ценна именно эта история, тогда - да, нельзя менять... Ведь в этой истории то, как развивались события, неразрывно связано с тем, какими людьми были директор, завучи, учителя, дети.
А у Гоголя не было намерений описать именно тех чиновников. И он вообще их не знал. Мне кажется, столкнись он с ними в жизни, работай среди них, знай он все детали той истории, может, он ее бы и описал и не захотел бы что-то менять. Но с ним же не так все было!Он не помышлял именно эту историю описать. Там же не только финал другой, там с самого начала он описывает совсем другого человека в совсем другом окружении. Ну, естественно, что и финал другой...
22.05.2009 в 13:06

Так давайте выпьем за то, что в галактике есть мы!
Удивляет не желание автора показать, как плохо слабому и одинокому, а то, что побудительной причиной для этого желания стала история про то, как хорошо, когда есть друзья. Словно человек смотрел в кривое зеркало... или примерил ситуацию на себя, где таких друзей не предвидел. Последнее - сугубое ИМХО, не о Гоголе именно, а о перевёртышах вообще.
22.05.2009 в 20:04

А телевизор здесь принято выключать.
Засим госпожа кондукторша отправляется в бессрочный бан. За хамство и личный наезд. А пост оной дамы удаляется из телепрограммы.
26.05.2009 в 16:32

Печенька не принесёт тебе мира (с)
но передо мной стояла серьезная проблема: какую роль я могу даль слабоумному, у которого каша во рту?! Особенно если учесть, что половина представления в стихах. Немного поразмыслив, я решила, что раз все равно Снегурочкой буду я сама и за порядком и прочим буду следить я сама, то быть мальчику Дедом-Морозом - почетно и необременительно. До сих пор я счастлива, когда вспоминаю эффект назначения. Класс был за него страшно рад. Сам мальчик был рад и роли, и вот этой вот общей радости. Отнесся он к роли очень ответственно. Его родители тоже были очень рады и помогли ему сделать прекрасный костюм. И в результате - еще один прорыв, у него улучшилась речь. Причем заметно. Повезло мне додуматься.
Эла, ты офигенный педагог :) Мне просто-таки очень грустно, что я у тебя не училась.
10.06.2010 в 17:54

...Я верю в любовь, верю в надежду, верю, что смысл обнажается в слове - и люди рождаются снова и снова, и Небо людей обнимает, как прежде. (с)
Простите, я только сейчас эту историю прочла, но я не сказать не могу... спасибо, что вы её рассказали. Я читаю - и буквально, слезы на глазах. Счастливые. От того, что это бывает в жизни. что бывают - были - такие классы и такие дети. Прекрасных и мудрых учителей я встречала сама, а вот класс... я ведь сама была объектом травли, и не потому, что отсталая-слабоумная - а просто белая ворона, не желавшая идти в "свиту" ни одной из наших "звезд". Нет, я пережила, не сломалась, завоевала под конец даже какое-то уважение - но вот школьные идеалы в моих глазах были развенчаны надолго.
И теперь такая история из реальной жизни...