Ну вот, я собралась с духом, чтобы изложить свою точку зрения. То есть свое ИМХО.
Напоминаю, что вопрос для меня стоял не в форме "почему вампирская тематика популярна вообще", а "почему наблюдается долгий пик интереса к ней именно сейчас". Ведь если что-то вызывает интерес - значит, есть в нем нечто такое, что вызывает у людей отклик. Какая-то составляющая, незаметная на первый взгляд.
Много, ну то есть очень много букв - о вампирах, обществе и многом другом
 

@темы: книжное, Мысли вслух

Комментарии
24.05.2010 в 09:17

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Леони - понимаете, далеко не все люди, боящиеся жизни и тяготящиеся ею, кончают с собой. Более того - далеко не все из тех, кто регулярно пытается прервать свое бренное существование его в итоге прерывает. Именно из-за страха смерти и ощущения, что на этом все не кончится. У лестата еще до встречи с Мемнохом были все основания считать, что смерть далеко не конец.
Может, мои понятия о любви к жизни безнадежно устарели, но я считаю, что человек, который любит жизнь, не пытается причинить себе и окружающим как можно больше проблем (что очень характерно для Лестата). А еще жизнелюбца не колбасит, он не пытается обрести "смыслу жизни", выклянчив ее у других. Заметьте - Арман, на долю которого выпало куда больше испытаний, в общем-то куда лучше умеет себя занять. Лестатова мамочка вообще не заморачивается проблемами. Я уже не говорю о Мариусе, например. Лестат, по идее, устроился куда лучше остальных вампиров, но вечно находится в поиске чего-то этакого. Это не любовь к жизни, увы.
И не стоит путать себялюбие с любовью к жизни.
24.05.2010 в 11:24

Может, мои понятия о любви к жизни безнадежно устарели, но я считаю, что человек, который любит жизнь, не пытается причинить себе и окружающим как можно больше проблем (что очень характерно для Лестата).

Во всяком случае, Ваши понятия о любви к жизни в корне отличаются от моих.
На мой взгляд, создание себе проблем жизнелюбию нисколько не противоречит - оно, скорее, говорит о страсти испытать в этой жизни всё - так утончённый гурман наслаждается и упивается и сладкими, и острыми, и кислыми блюдами.

Заметьте - Арман, на долю которого выпало куда больше испытаний, в общем-то куда лучше умеет себя занять.

Арман?! Беспомощный ребёнок, сначала находившийся на полном попечении Мариуса, затем с готовностью отдавший себя во власть секты вампиров-сатанистов и покорно "занимавший себя" их обрядами и суевериями, не интересуясь больше ничем и стараясь не покидать грязное кладбище? И, наконец, послушно "занявший себя" театром, милостиво подаренном ему для этого Лестатом - после того как последний ответил решительным отказом на просьбы Армана (вот они воистину напоминают "выклянчивание"!) взять его с собой, обогреть и позаботиться? А затем, встретив Луи, он возжелал любой ценой заполучить того в компаньоны - именно потому что ему, Арману, и театр, и жизнь к этому времени опостылели и наскучили.
Кстати, именно Арман реально пытался покончить с собой - равно как и Луи.
Что же касается Мариуса, то он благодаря наличию парочки священных мумий был надолго избавлен от необходимости поисков смысла жизни и тому подобного. А как только мумий не стало (совсем недавно по меркам "отпрыска тысячелетий") - принялся опекать обезумевшего Дэниела. Что будет дальше - покажет время.

Это не любовь к жизни, увы.

Вернее - не Ваша любовь. И не Ваша жизнь. Но у каждого есть свой путь, своя жизнь и своя любовь к жизни.

И не стоит путать себялюбие с любовью к жизни.

Для меня это взаимосвязанные понятия.
Жизни как абстракции не существует - есть лишь своя индивидуальная жизнь, отражение собственного Эго в зеркале мироздания. Любя себя - любишь и сие отражение.
24.05.2010 в 12:02

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Леони - вообще-то если человек жизнь любит, то она его по дефолту развлекает. Ему для этого не надо нарываться на пьяную компанию, устраивать терракты и доводить близких до нервного срыва. А если надо "как утонченный гурман" - это уже немного по-другому называется.
Кстати, с Арманом вы относительно правы, но! У него-то и правда были причины ехать крышей. Он был счастлив с Мариусом - счастье ему обломали. Он устроился кое-как в "секте" - что произошло дальше помните? Театр тоже плохо кончил. И всякий раз он умудрялся как-то устроить жизнь и себе, и окружающим, несмотря на многочисленные удары и на то, что он вообще-то тоже далеко не сильная личность. И самоубийство он бы непременно совершил, ибо не железный, благо не получилось. Кстати, а с чего бы это Лестат его отшил, а? Может, потому, что моральный инвалидик в качестве компаньона ему не улыбался, потому что его приходилось бы жалеть и опекать, а Лестату самому позарез нужно и первое, и второе?
А как только мумий не стало (совсем недавно по меркам "отпрыска тысячелетий") - принялся опекать обезумевшего Дэниела. Что будет дальше - покажет время.
Стоп-стоп-стоп, это где такую траву дают? Признаюсь, я читал только до "Вампира Армана", но насколько я помню, Дэниела опекал как раз Арман?
Вернее - не Ваша любовь. И не Ваша жизнь. Но у каждого есть свой путь, своя жизнь и своя любовь к жизни.
Ну да, ну да - у каждого свой путь, своя жизнь... Кто-то вот от любви к жизни вешается, а кто-то идет в детский сад с бензопилой. :lol:

Для меня это взаимосвязанные понятия.
Жизни как абстракции не существует - есть лишь своя индивидуальная жизнь, отражение собственного Эго в зеркале мироздания. Любя себя - любишь и сие отражение.

Да где уж взаимосвязанные. Можно очень-очень любить себя и ненавидеть мироздание за то, что оно к тебе, такому великолепному, так плохо относится. Конечно, я могу тут потеоретизировать насчет того, является ли такая помешанность на собственной персоне любовью к себе, но ведь мы договорились, что любовь к себе бывает разная, правда? Так что придется нам и это извращение считать любовью к себе. Можно очень не любить себя, но все равно радоваться тому, что мир - прекрасен и одаривает тебя, такого ничтожного, всеми радостями жизни. Тоже крайне неприятное состояние, но встречается и еще как.
А можно любить себя как личность и балдеть от того, что имеешь. Это нормальное состояние, которого я в упор не наблюдаю у Лестата. Впрочем, если вы лично хотели бы жить такой жизнью - что ж, могу только посочувствовать.
24.05.2010 в 12:09

Кесарь-сантехник (с)
Клятый_Вомпэр А можно любить себя как личность и балдеть от того, что имеешь. Это нормальное состояние
Отож! :friend:
24.05.2010 в 12:14

вообще-то если человек жизнь любит, то она его по дефолту развлекает. Ему для этого не надо нарываться на пьяную компанию, устраивать терракты и доводить близких до нервного срыва. А если надо "как утонченный гурман" - это уже немного по-другому называется. был у меня знакомый, гордо провозглашавший в молодости "жизнь - это искусство совать пальцы в розетку". Дальнейшее весьма... м-ммм... предсказуемо. Так что - да, я с таким, простите за выражение, "гурманством" знакома вполне наглядно - и вполне наглядно видела, насколько оно далеко от любви к жизни.
24.05.2010 в 12:14

Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Клятый_Вомпэр Стоп-стоп-стоп, это где такую траву дают?
"Кровь и золото", 10 книга от имени Мариуса. Очень поучительное чтиво - в частности, ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ Мариус не понимал Армана...
Мне кажется, преимущество Армана в том, что у него была определенная сверхценность, ради которой стоило если не жить, то прилагать какие-то усилия. Для меня очень значимы его сны, в которых он видит себя взрослым мужчиной, священником, служащим обедню.
Да, а еще он построил вампирский центр во Флориде на деньги, отнятые у сожранных наркоторговцев. Что-то не припомню ни одного столь же общественно полезного деяния Лестата ;)))
24.05.2010 в 12:25

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Панург - :buddy:
Ela - угу-угу, я эту фразу тоже слышал. Причем неоднократно.
Кодзю Тацуки - ИМХО, Мариус слишком на своей волне, чтобы понимать кого-либо. Личность в себе, который очень даже неплохо умеет заботиться, но на уровне "сыт-обут-одет-выгулян".
На Армана постоянно сваливается ответственность, которую он принимает через "не хочу" и вполне с ней сживается. Вечный руководитель поневоле, который просто не выносит беспорядка и неустроенности. Жалко его. Дать бы ему постоянную должность серого кардинала - был бы счастлив.
24.05.2010 в 12:41

А если надо "как утонченный гурман" - это уже немного по-другому называется.

Вопрос семантики.
Каждому, конечно, своё, но, по-моему, питаться исключительно кашей и картошкой - вот это действительно скучно.
А однообразная рутина способна вызвать депрессию и суицидальные настроения более, чем многое другое.

Он устроился кое-как в "секте" - что произошло дальше помните?

Помню. Он недооценил Лестата, попытался сломить и за это поплатился.

И самоубийство он бы непременно совершил, ибо не железный, благо не получилось.

А вот Лестат, похоже, железный.

Кстати, а с чего бы это Лестат его отшил, а? Может, потому, что моральный инвалидик в качестве компаньона ему не улыбался, потому что его приходилось бы жалеть и опекать, а Лестату самому позарез нужно и первое, и второе?

Моральный инвалид в качестве компаньона вообще мало кого может прельстить. Разве что мазахиста или личность с гипертрофированным родительским инстинктом. Лестату же ни то, ни другое не свойственно. К тому же в момент отказа он был с Габриэль, и её общества ему вполне хватало.

Стоп-стоп-стоп, это где такую траву дают? Признаюсь, я читал только до "Вампира Армана", но насколько я помню, Дэниела опекал как раз Арман?

Трава называется "Кровь и золото". После счастливого воссоединения Армана с Сибель и Бенджи Дэниел стал тому не нужен, и неприкаянного журналиста пригрел Мариус, которому явно было нечем заняться и не о ком радеть после кончины Акаши с Энкилом.

Кто-то вот от любви к жизни вешается, а кто-то идет в детский сад с бензопилой

Вешаться от любви к жизни никак невозможно, да и походы в детский сад с бензопилой не имеют к этой любви непосредственного отношения. А вот включать в любовь к жизни и любовь к её крайним проявлениям - это возможно.

Можно очень-очень любить себя и ненавидеть мироздание за то, что оно к тебе, такому великолепному, так плохо относится

К тому, кто действительно любит себя, мироздание никогда плохо не отнесётся. Вот Лестат, например, неизменно выпутывается из самых опасных и безумных эскапад.

Можно очень не любить себя, но все равно радоваться тому, что мир - прекрасен и одаривает тебя, такого ничтожного, всеми радостями жизни.

Простите, не поверю. Тот, кто считает себя ничтожеством, и живёт как ничтожество, и радостями жизни не способен наслаждаться по определению.

.А можно любить себя как личность и балдеть от того, что имеешь. Это нормальное состояние, которого я в упор не наблюдаю у Лестата.

А вот я наблюдаю (хотя я и не стала бы называть ощущение радости жизни словом "балдение").
Я вижу у Лестата способность радоваться тому, что он есть и что он имеет. Единственное, что омрачало эту радость - это тот факт, что вампиром он стал против собственной воли. Именно поэтому ему и потребовалась психотерапия, проведённая в "Истории похитителя тел" - возвращение в вампирское тело уже по собственному желанию, окончательное принятие себя и своей природы.
А что касается "Мемноха-дьявола", то лично я не могу воспринимать этот роман и в нём происходящее иначе, чем порождение одержимого рецидивом фанатичной религиозности болезненного сознания автора.

Впрочем, если вы лично хотели бы жить такой жизнью - что ж, могу только посочувствовать.

Лично я хочу жить исключительно своей жизнью - и абсолютно не нуждаюсь ни в чьём сочувствии.
Но пример умения не сгибаться под ударами судьбы, подниматься с улыбкой после каждого падения, жить и наслаждаться жизнью во что бы то ни стало, я нахожу именно у Лестата, а не у Армана или кого бы то ни было ещё.
24.05.2010 в 12:44

Был у меня знакомый, гордо провозглашавший в молодости "жизнь - это искусство совать пальцы в розетку". Дальнейшее весьма... м-ммм... предсказуемо. Так что - да, я с таким, простите за выражение, "гурманством" знакома вполне наглядно - и вполне наглядно видела, насколько оно далеко от любви к жизни.
Ela, до абсурда можно довести всё, что угодно - а гурманство всё же не предполагает употребление смертельного яда. А совать пальцы в розетку - глупость, простительная разве что трёхлетнему ребёнку.
24.05.2010 в 13:04

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Леони - Каждому, конечно, своё, но, по-моему, питаться исключительно кашей и картошкой - вот это действительно скучно. Помимо крайностей есть и золотая середина :) Если человек не отказывает себе в удовольствии съесть хороший кусок мяса, запить его вином и закусить взбитыми сливками - это любовь к еде. А вот когда человек тратит безумную кучу времени, сил, денег на то, чтобы раздобыть мааааленький кусочек какой-нибудь безумно дорогой и редкой хрени, потому что без этой хрени ему скучно и пресно - это уже никак не относится к любви к еде. Точно так же - пока человек просто наслаждается жизнью и не ищет, чего бы еще такого вытворить дабы скучно не было - это любовь к жизни, а вот когда обязательно нужно щекотать и трепать нервы, а то они атрофируются - это не любовь к жизни.

Помню. Он недооценил Лестата, попытался сломить и за это поплатился. И сделал он это явно не из-за скуки :)
А вот Лестат, похоже железный.
А я это где-то утверждал?
Моральный инвалид в качестве компаньона вообще мало кого может прельстить. Разве что мазахиста или личность с гипертрофированным родительским инстинктом.
Или человека, который искренне хочет помочь моральному инвалидику опять стать цельной личностью.

К тому же в момент отказа он был с Габриэль, и её общества ему вполне хватало.
И чью теорию этот факт подтверждает?

Вешаться от любви к жизни никак невозможно, да и походы в детский сад с бензопилой не имеют к этой любви непосредственного отношения. А вот включать в любовь к жизни и любовь к её крайним проявлениям - это возможно.
Почему одно возможно, а второе - нет? Смерть тоже является крайним проявлением жизни.

К тому, кто действительно любит себя, мироздание никогда плохо не отнесётся. Вот Лестат, например, неизменно выпутывается из самых опасных и безумных эскапад.
С какими издержками, простите? И кто потом в конце книги неизменно рыдает, что ему опять было больно, плохо и неприятно? "Потерялась собака, кобель. Приметы - не хватает одной ноги, глаза, уха и половины носа. Кличка Счастливчик." :lol:
Простите, не поверю. Тот, кто считает себя ничтожеством, и живёт как ничтожество, и радостями жизни не способен наслаждаться по определению.
Мы не говорим про наслаждение радостями жизни. Мы говорим про любовь к жизни, это тоже немного разные вещи.
А вот я наблюдаю (хотя я и не стала бы называть ощущение радости жизни словом "балдение").
А почему не "балдение"? Хорошее, емкое слово, передает то умиротворенное состояние, когда все идет именно так, как ты того хочешь :)
А что касается "Мемноха-дьявола", то лично я не могу воспринимать этот роман и в нём происходящее иначе, чем порождение одержимого рецидивом фанатичной религиозности болезненного сознания автора.
Райс начало глючить куда раньше.
Но пример умения не сгибаться под ударами судьбы, подниматься с улыбкой после каждого падения, жить и наслаждаться жизнью во что бы то ни стало, я нахожу именно у Лестата, а не у Армана или кого бы то ни было ещё.
"Кто тебя? Сам себя" не совсем хорошо подходит в качестве идеальной модели умения не сгибаться под ударами судьбы. ИМХО-ИМХО-ИМХО.
24.05.2010 в 13:21

Точно так же - пока человек просто наслаждается жизнью и не ищет, чего бы еще такого вытворить дабы скучно не было - это любовь к жизни, а вот когда обязательно нужно щекотать и трепать нервы, а то они атрофируются - это не любовь к жизни.

Клятый_Вомпэр, у нас с Вами явно разное представление о любви к жизни. Я считаю и второй вариант с нею вполне совместимым.

Или человека, который искренне хочет помочь моральному инвалидику опять стать цельной личностью.

Каждый помогает себе сам. Помочь другому стать цельной личность, на мой взгляд, невозможно.
(И с какой стати Лестату желать помогать тому, кто чуть не убил его и Габриэль, а потом обманным путём взял его кровь?)

Почему одно возможно, а второе - нет? Смерть тоже является крайним проявлением жизни.

Скорее - отрицанием.
(Если, конечно, не рассматривать смерть как переход на иной уровень существования).

С какими издержками, простите? И кто потом в конце книги неизменно рыдает, что ему опять было больно, плохо и неприятно?

Вот не вижу ни издержек, ни рыданий. Ни в конце "Царицы проклятых" (полёт с Луи, знакомство с Дэвидом, " Я - настоящий дьявол. Расскажи мне, какой я плохой. От таких слов мне становится так хорошо!" ), ни в финале "Истории похитителя тел" (воссоединение с Луи и Дэвидом, новая квартира, планы карнавала в Рио и т.д.)

Мы не говорим про наслаждение радостями жизни. Мы говорим про любовь к жизни, это тоже немного разные вещи

Не вижу принципиальной разницы.
Наслаждаются любимым, а любят то, что дарит наслаждение.

А почему не "балдение"? Хорошее, емкое слово, передает то умиротворенное состояние, когда все идет именно так, как ты того хочешь

Дело вкуса.

"Кто тебя? Сам себя" не совсем хорошо подходит в качестве идеальной модели умения не сгибаться под ударами судьбы.

Во всяком случае - намного лучше, чем "я ни в чём не виноват, ни за что не отвечаю, я жалкий бедный сиротинушка, обиженный жестоким миром"...
Лестат хотя бы чётко понимает, что он - "сам себя". Сам себя уронил - сам и поднял. Из болта, за волосы, как барон Мюнхаузен.
24.05.2010 в 13:24

А однообразная рутина способна вызвать депрессию и суицидальные настроения более, чем многое другое. именно поэтому "гурманы" очень быстро приходят к taedium vitae. Потому что гурманство, разнообразие впечатлений входит в привычку и становится рутиной - и тогда уже от тоски никак не спастись. Это как раз диагноз для гурманов.
Как ни забавно, именно это мы обсуждали недавно, разбирая книгу Стива Тейлора "Покорение времени". И тут вот та же тема выныривает применительно к вампирнику, ага...
А вообще продолжать спор о том, любит ли жизнь Лестат, считаю нецелесообразным. Потому что тут действует презумпция установки восприятия. Вам Лестат нравится - и вы трактуете его на свой лад. Нам он не нравится - и мы не можем в нем увидеть никакой любви к жизни, хоть разорвись, а видим истерическую лихорадочную погоню за хоть еще каким-нибудь лекарство от отвращения к жизни. И тут никто ничего никому не докажет. Лично для меня у Энн Райс нет НИ ОДНОГО персонажа, который любил бы жизнь. От слова "совсем". И именно поэтому она мне зубодробительно скучна.
А по поводу любви к жизни - это вам не Энн Райс, это вам совсем другая книга нужна. "Кола Брюньон" называется. )))
24.05.2010 в 14:19

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Ela - присоединяюсь.
24.05.2010 в 17:36

Тут действует презумпция установки восприятия.Вам Лестат нравится - и вы трактуете его на свой лад. Нам он не нравится - и мы не можем в нем увидеть никакой любви к жизни, хоть разорвись, а видим истерическую лихорадочную погоню за хоть еще каким-нибудь лекарство от отвращения к жизни.

С одной стороны - это так, но с другой - где причина, а где следствие? Почему-то ведь мне Лестат понравился; в то время как нытик, испытывающий отвращение к жизни и перманентно рвущийся свести с нею счёты, не мог вызвать у меня никаких положительных чувств по определению.
Мне кажется, что здесь скорее несовпадение понимания любви к жизни. Я изначально ставлю знак равенства между этой любовью и любовью к самому себе, равно как между личностью и жизнью этой личности. Ибо для меня чья-то жизнь это и есть сама личность, воплощённая в мире.
27.05.2010 в 10:01

Ela, Клятый_Вомпэр, кажись, у вас с Леони типичный соционический конфликт ;-)
27.05.2010 в 10:15

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Lacerrta - а по-моему, соционика тут не виновата :))
27.05.2010 в 11:51

Ela, Клятый_Вомпэр, кажись, у вас с Леони типичный соционический конфликт ;-)
Lacerrta, правда? :wow2: А в чём именно этот соционический конфликт заключается? :shuffle2:
Ужасно любопытно, но, я, увы, в соционике практически не разбираюсь, хотя и интересуюсь... :shuffle:
27.05.2010 в 12:02

Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Леони Конфликт - это определенные отношения между ДВУМЯ разными психотипами. Причем не одноразовые, а стабильные. То есть, чтобы здесь был именно он, надо, чтобы у Вомпэра и Элы был один и тот же психотип. Насколько я знаю, это не так. Так что соционика здесь если и при чем, то совсем другим боком.
27.05.2010 в 12:40

Не, имелись в виду не конкретно "отношения конфликта".
Просто... как бы это выразить... очень похоже на инстинктивное неприятие "несовместимой" точки зрения. И споры до полного изнеможения обеих сторон :)
И вообще, там смайлик стоял. Не принимайте уж так всерьез-то :)
Прошу прощения за оффтоп и сразу предлагаю дальше не развивать.
27.05.2010 в 12:47

Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Lacerrta Развивать не буду, но реплику брошу ;)))
Я поняла, что вы хотели сказать. В данном случае это называется - несовместимость квадральных ценностей. Эла и я принадлежим к первой квадре, Вомпэр - к близкой нам по данному вопросу четвертой. А наш оппонент - совершенно четко ко второй или третьей. И действительно, спор - на уровне базовых аксиом, которые из человека не выбьешь никакими аргументами.
09.06.2010 в 16:07

...Я верю в любовь, верю в надежду, верю, что смысл обнажается в слове - и люди рождаются снова и снова, и Небо людей обнимает, как прежде. (с)
Ela - вас читать одно удовольствие, потому что хорошо и интересно.
А вот странно, я никогда не любила вампиров. Исклчюение - Громыко, но там вампиры такие вампиры... одно название. А вот классику вампирскую - не люблю. Какое-то интуитивное отторжение идет. Хотя, может, у меня просто другая терапия - добрые и умные сказки с хорошим концом. Если в пресловутом "реале" все плохо, хочется смотреть вверх, на идеал, а не скатываться вниз, в дремучие инстинкты.
10.06.2010 в 06:46

Все течет, все меняется...
Мирилас ППКС
Хотя, тут тоже могут быть варианты: когда эту тему выбирает автор, которого уже читаешь и любишь, книжки тоже идут с удовольствием, в большинстве случаев.
11.06.2010 в 08:58

...Я верю в любовь, верю в надежду, верю, что смысл обнажается в слове - и люди рождаются снова и снова, и Небо людей обнимает, как прежде. (с)
La Fille de Mer
У меня такого случая ещё не было, так что подтвердить или опровергнуть я не могу. :)
04.08.2010 в 13:44

життя - це те, на що звертаєш увагу
Еще интересное: О вампирах-героях
04.08.2010 в 15:08

Действительно интересно, спасибо.
03.09.2010 в 23:19

Не все, что возможно физически, возможно психологически.
Ela Одна из причин популярности вампиров - очарование зла :/ Ну а вампиры злы(с человеческой точки зрения) просто по своей природе.

"а как в эту концепцию могут уложиться истории о вампирах, которые действуют вопреки своей сущности? Т.е. не убивают людей. а находят какие-то иные способы прожить. В последнее время, как мне кажется, их довольно много появилось."------------- это и есть истории с попыткой как-то навести порядок с тем, чтобы отвечать за себя, ИМХО.
Например, "Кровавая охота" Ли Киллоу, где герой возмущается предложениями "инициировавшей" его вампирши: "неужели я должен теперь смотреть на моих друзей и коллег, как на ходячие сосуды с кровью?!" Или Гайде из романа Тома Холланда "Вампир. История лорда байрона", предпочитающая жить дряхлой старухой, но не пить человеческую кровь.
вампир не может не питаться кровью.
По некоторым версиям - может только кровью животных :)

hao-grey Если правила поведения в определённом сообществе - так основные были и до христианства.
Смотря какие ;/ Убийство/выбрасывание родителями нежеланных детей не запрещалось почти нигде; человеческие жертвоприношения были типичны; супружеская верность требовалась только от жен, но не мужей и др.

Кстати, насчёт Моисея и заповедей - а вам не приходило в голову, что "не наливают молодое вино в меха ветхие" (цитата неточная, естественно, но смысл тот самый, вроде)? Что обстоятельства изменились, и потребовались новые правила сосуществования?
Мораль Пятикнижия Моисеева много выше необходимых правил сосуществования ;)