Дискуссия бушует, время от времени переплескиваясь в несколько неожиданные стороны - иногда мне просто странно видеть, кто и что вычитывает и как на это вычитанное реагирует - а у меня возникает впечатление (возможно, преувеличенное), что часть дискутантов исходит из посылки, явной или неявной, что гению можно всё. И что если произведение взывает к гуманности, то цель оправдывает средства.
Всегда?
Автор пользуется доверием растерянной юной девушки и выкладывает в свой текст то, что она рассказала ему одному, доверяя его порядочности.
Автор не просто пользуется чьей-то биографией при создании отнюдь не документального произведения, пересобачивая ее, но и настаивает на портретном сходстве с прототипом, вынуждая к этому иллюстратора - а прототип еще жив, кстати.
Автор приписывает историческому лицу не совершенные им подлости.
Автор пишет повесть о своих друзьях, выводя их под очень прозрачными псевдонимами, в духе отнюдь не дружеской шутки, а очень язвительно-зло.
Автор измывается над обмороком коллеги по перу.
Автор пересказывает историю о человеческой взаимопомощи как историю о человечком равнодушии, меняя аксессуары.
Автор по ходу исторического романа приписывает деяния одного из персонажей его врагам и очерняет врага на основании этих жеяний.
И так далее.
Автору можно всё?
Или все- таки нет?
А если нет - где пролегает, с вашей точки зрения, граница "нельзя"? Будьте добры пояснить вашу точку зрения в комментах.
Всегда?
Автор пользуется доверием растерянной юной девушки и выкладывает в свой текст то, что она рассказала ему одному, доверяя его порядочности.
Автор не просто пользуется чьей-то биографией при создании отнюдь не документального произведения, пересобачивая ее, но и настаивает на портретном сходстве с прототипом, вынуждая к этому иллюстратора - а прототип еще жив, кстати.
Автор приписывает историческому лицу не совершенные им подлости.
Автор пишет повесть о своих друзьях, выводя их под очень прозрачными псевдонимами, в духе отнюдь не дружеской шутки, а очень язвительно-зло.
Автор измывается над обмороком коллеги по перу.
Автор пересказывает историю о человеческой взаимопомощи как историю о человечком равнодушии, меняя аксессуары.
Автор по ходу исторического романа приписывает деяния одного из персонажей его врагам и очерняет врага на основании этих жеяний.
И так далее.
Автору можно всё?
Или все- таки нет?
А если нет - где пролегает, с вашей точки зрения, граница "нельзя"? Будьте добры пояснить вашу точку зрения в комментах.
Вопрос: Автору можно всё?
1. Да | 31 | (19.5%) | |
2. Нет | 108 | (67.92%) | |
3. Другое (в комменты) | 20 | (12.58%) | |
Всего: | 159 |
С моей точки зрения, автору можно столько, сколько допустимо в его внутреннем мире. Сколько позволяют его внутренние правила при обращении с людьми. Пусть даже только теми, что он представляет
Или так. абстрактно?
На мой взгляд, автора "обвинять" в чем-то по-любому нельзя. Это вообще - неблагодарное дело.
Единственное что, никакие гуманистические посылы не могут реализовываться грязными средствами( очернение друзей и т.д.).
В таком случае либо признаем, что автор по призванию - не гуманист, либо же он крайне плохо притворяется)
А произведения тут приведены в пример реальные - несколько штук.
А мнение свое изложила выше.
И нельзя, в том смысле, что мастерское владение художественными приемами не дает основания называть *нехорошего человека* хорошим.
Взывать к гуманности любыми средствами - имхо, что-то подобное "тотальной войне за мир во всем мире".
На мой взгляд литература вообще субъективна, каждый видит свое, и для кого-то вроде бы неправомерное использование каких-то вещей в тексте будет казаться нормальным) Для кого-то нет)
Для меня ненормальна "плоскость" характеров, и будь идея хоть сверхгениальна, это меня будет коробить.
А если у гения нет совести - какой из него гений?
Например, бывает так, что автор описывает ситуацию, как ее рассматривала историческая наука его времени. Допустим, иные версии уже были, но они были не так распространены. Вот как тиражировалось годами, что пирамиды строили рабы, так и воспроизводили.
Подвид: автор честно думает, что все правильно реконструировал.
Обратный случай: Дюма или Сабатини. Или Штильмарк. Историю разделывают, как Бог черепаху, но какие к ним претензии - байка же, только замечательно написанная и размером большая. Это все равно, что с рыбаком выяснять отношения за рассказ о вот тааааааакой рыбе, кого он обманет? Всем ясно, что рыбы этой в природе нету, но историю же послушать хочется.
Еще - побочный: автор думает, что прототипы не будут опознаны, но недооценивает дотошность критиков и исследователей.
Р
Все же художественное произведение - оно потому и художественное, а не документальное, что не является точным отражением реальных ситуаций.
Если тем самым он дает девушке возможнось взглянуть на себя со стороны и предлагает путь решения проблемы, либо напоминает о днях ее юности - то, возможно, да. Если девушка опознаваема в тексте ее родителями и знакомыми - однозначно нет.
Автор не просто пользуется чьей-то биографией при создании отнюдь не документального произведения, пересобачивая ее, но и настаивает на портретном сходстве с прототипом, вынуждая к этому иллюстратора - а прототип еще жив, кстати.
Это не автор, а бездарный дебил, использующий текст для сведения счетов с прототипом.
Автор приписывает историческому лицу не совершенные им подлости.
Автор может не знать историю или знать ее скверно. Впрочем, на мой взгляд, он не должен тогда писать исторические романы, поскольку формировать такое же незнание в умех читателей - как минимум, некорректно. Либо история должна быть подана в форме разухабистой баечки)
Автор пишет повесть о своих друзьях, выводя их под очень прозрачными псевдонимами, в духе отнюдь не дружеской шутки, а очень язвительно-зло.
Это не автор, а см. второй пункт.
Автор измывается над обмороком коллеги по перу.
Туда же, во второй пункт, если коллега - реально существующий узнаваемый человек.
Автор пересказывает историю о человеческой взаимопомощи как историю о человечком равнодушии, меняя аксессуары.
Опять же, если оно узнаваемо прототипами - то нед.
Автор по ходу исторического романа приписывает деяния одного из персонажей его врагам и очерняет врага на основании этих жеяний.
См. пункт третий.
Все - имхо.
Black Colonel, И нельзя, в том смысле, что мастерское владение художественными приемами не дает основания называть *нехорошего человека* хорошим.
Как мне кажется, гораздо страшнее, когда хорошего человека назовут нехорошим. И ведь верить будут, и доказывать с пеной у рта, что так всё оно и было: и горб, и желание женится на племяннице, и убийства двух мальчиков.
Хотя и ничего хорошего не выйдет, если "обелять" человека, вразрез с его действиями и поступками.
Человек несет моральную отвественность за всё, что он создает, и за то, какое воздействие созданное им окажет на окружающий мир и читателей.
Внесение имени автора в списки классиков - не индульгенция для его поступков. Потому что списки составляют люди, которые имеют свойство ошибаться.
Тем более если учесть, что школьные програмы составляются не исходя из культурной ценности произведения для человечества в целом, а из политической линии государства в тот или иной период времени.
Произведения многих авторов, внесенных по "указанию" в эти программы нельзя не то, что изучать в школе, в обязательном порядке, а и знакомить с ними детей во избежание нанесения серьезных психологических травм.
Можно создавать персонаж на основе прототипа. И можно приписывать ему все, что заблагорассудится, при условии отказа от портретного сходства. Т.е. автор может взять у прототипа его взгляды, его реакцию на события, его темперамент. И все остальное сочинить. И приписать ему все, что автор хочет. Если ни прототип, ни люди, его знающие, не догадаются, читая книгу, кто является прототипом, автор - в своем праве.
Но если автор добивается узнаваемости прототипа в персонаже, пределы его прав назначает этика. Нет, Этика!
Я, как читатель, спокойно приму творчество человека противоположной идеологии. Но творчество мерзавца я не принимаю a priori. Почему и не читаю книги некоторых очень хороших писателей.
Туда же, во второй пункт, если коллега - реально существующий узнаваемый человек. реально существующий, очень узнаваемый и при этом больной человек, эпизод произошел публично, так что не узнать нереально.
ну и прочее в том же роде...
Добросовестное заблуждение? Так это не криминал...
Автор не просто пользуется чьей-то биографией при создании отнюдь не документального произведения, пересобачивая ее, но и настаивает на портретном сходстве с прототипом, вынуждая к этому иллюстратора - а прототип еще жив, кстати.
Это не автор, а бездарный дебил, использующий текст для сведения счетов с прототипом.
ППКС, кстати, а не граф ли Толстой имелся в виду?
*в сторону* А вот Данте с его "Комедией" я бы оценивал отдельно... Ввиду очевидности намерений и общей нахальности...
Если только инкогнито сохраняется.
Автор не просто пользуется чьей-то биографией при создании отнюдь не документального произведения, пересобачивая ее, но и настаивает на портретном сходстве с прототипом, вынуждая к этому иллюстратора - а прототип еще жив, кстати.
Как вид мести, сведения счетов - приемлимо. Но, опять же, это взаимоисключает дружеские отношения.
Грибоедов был прав.
Поэтому порядочность во мне борется в данном случае с уважением к таланту. И лишний раз подрепляет нелюбовь к литературе как к предмету, изучающему откуда есть пошла та или иная книга. Когда я читаю, мне все равно, сколько раз изменил жене Пушкин, или кого сделал несчастным или оскорбил Лермонтов. Хотя вот Фета, все таки, читать не могу вовсе. ((
Иногда думаю, что может и хорошо, что второй том Мертвых Душ сожгли. Может автор и прав был. Может и стоило.
Ибо то, что для человека, который не собирается оставить свой "след в вечности" - в принципе может быть приемлемо (хоть и некрасиво - но забудется лет через дцать, после того как этого человека не станет), то любая книга имеет шансы пережить автора, а значит грязь, клевета и всё остально умножатся, а ИМХО их и так достаточно.
Нет у меня общего ответа на поставленный Вами вопрос. Зависит, видимо, от получившегося результата, степени узнаваемости, насколько это повредило прототипу... Если говорить о Шинели, то там описанная ситуация настолько далеко уехала от "прототипа", что уже не может даже ИМХО и прототипом называться, а скорее побудительным толчком. (кстати говоря, неизвестно, что там было в реале. и было ли, и насколько анекдот претерпел изменения, пока дошел до самого писателя). . И ведь совершенно не факт, что это единственный прототип и источник Шинели. И Гоголь. например, не знал в реале чиновника, который вот с таким страшным напряжением копил именно на шинель. Но никто ее не крал, а тут писатель услышал историю про ружье и слил вместе два сюжета.
Автор пересказывает историю о человеческой взаимопомощи как историю о человечком равнодушии, меняя аксессуары. Это о "Шинели"опять? Но Гоголь там вовсе не "пересказывал историю о человеческой взаимопомощи как историю о человеческом равнодушии, меняя аксессуары".
Он рассказывал свою историю, взяв деталь из чужой.
И если всех так уж волнует та история с ружьем... А откуда известно, что ее не выдумал рассказчик? Или не заменил финал на счастливый? Люди любят рассказывать увлекательные истории, а хороший конец всех порадовал.
И, в общем, предположим, читатель - взрослый человек. Который (в идеале, конечно) - уже сформировавшаяся личность. Тогда он может видеть автора в двух ипостасях:
1. автора-человека: ему можно все то же, что можно остальным человекам - и наоборот. Мы осуждаем окружающих за вранье, обман доверия, жестокость, что-там-еще (без крайностей, типа серийных убийств :- D )? Да. И что мы с этим делаем? Создаем себе "кодекс" правил взаимоотношений с таким человеком, составляем о нем определенное мнение. Имея такое мнение, мы под определенным же углом рассматриваем все его сообщения и поступки, либо совсем перестаем с ним общаться.
2. автора как часть текста: тексты бывают всякие. Можно узнавать из них что-то новое, можно ничего не узнавать, но рассматривать их с точки зрения соответствия / несоответствия нормам нравственности нельзя, имхо.
И, собственно, о чем хотела сказать: имхо же, неверно, во-первых, рассматривать каждый текст, как Послание (тм), а некоторые тексты - как Изложение Чертовски Высоких Идей (тм), у которых Такая Цель, что пара загубленных
лабораторных мышейчеловеческих судеб и личных отношений - тьфу. Цель никогда не оправдывает средства. А во-вторых, совсем неверно считать, что кому бы то ни было может быть можно все. Нет таких людей. Или нас всех очень быстро не станет вообще.Изв за сумбур.
Соответственно. если автор пишет о реальных людях, давая понять, о ком именно - и при этом искажая правду - он неправ. Если он берет за основу известное ему событие и выворачивает его до полной неузнаваемости - это, конечно. многое говорит о его внутреннем состоянии, но поскольку история неузнаваема, никого это искажение не затрагивает - а значит автор в своем праве. С историческими же личностями вообще сложно, ибо история и так-то уже больше смахивает на фикшен, чем на науку... причем чем она дальше от нас - тем больше смахивает...а что поделать - ее пишут люди. Так что не знаю я, как быть с историческими личностями... Художественное произведение по политическому заказу, опять же - имеет право на существование? А ведь исторические романы очень часто именно таковы.
Сейчас ухожу в реал, вернусь - буду отвечать всем.