... устраиваю небольшой опрос. В течение нескольких дней буду эту запись поднимать.
Итак - как принято говорить в ЧГК - "Внимание, вопрос":
В чем, с вашей точки зрения, состоят задачи критики? Какие ее задачи вы можете назвать?
Итак - как принято говорить в ЧГК - "Внимание, вопрос":
В чем, с вашей точки зрения, состоят задачи критики? Какие ее задачи вы можете назвать?
Раскрытие тем и проблем, поднимаемых автором в его произведении, указание слабых и сильных мест. Грамматика и пунктуация - это больше к бете/корректору, а вот обоснование поведения и развития характера герев - с эим сюда. Автору сложно отстраниться и взглянуть со строн, а грамотная критика может помочь с этим и указать, над чем надо работать.
2. Отметить сильные стороны и слабости
3. Дать автору направление, в котором надо двигаться дальше (не явная, а дополнительная задача. Например, если критик отметил, что у меня хорошо получились боевые сцены, зато любовная линия откровенно слабая, то либо в следующем произведении я не буду воодить любовные линии вообще, либо буду стараться их лучше прорабатывать).
Когда мне приходилось быть критиком, я старался опираться именно на эти цели.
Критик должен (в идеале):
а) Понять текст.
б) Объяснить, почему то-то в тексте хорошо, а то-то плохо.
в) Сориентировать читателя в том, к какому типа книг относится критикуемая и стоит ли её читать (а если стоит, то кому именно).
г) Дать начальные намётки для осмысления текста (дальше займутся другие).
Но первая и важнейшая задача (поскольку остальные задачи без неё невыполнимы) - это ПРОЧИТАТЬ текст!!!
б) скорректировать развитие направления творчества в целом
Он отвечает на вопросы откуда в романе "Мастер и Маргарита" взялся весенний бал и почему рукоять трости у Воланда в форме головы пуделя.
Остальное - от лукавого.
Есть еще такой момент. Довольно часто критик выступает посредником между произведением и читателем. В том числе у критики имеется нечто вроде "пропагандистской" функции - с подачи критика читатель должен заинтересоваться произведением.
1. Узкая - анализ произведения, указание на ошибки и прочие задачи рецензента...
2. Пошире - выделение из общего фона группы выдающихся произведений и их подробное комментирование для того чтобы сделать их доступными для понимания большим кругом людей...
3. Еще шире - управление общественным мнением.
Но точно знаю,ч то критик вовсе не обязан работать с автором и помогать ему делать книгу лучше, критик пишет не для автора, а для читателей и потенциальных читателей.
Работать с автором - это редактор должен, не критик
А вот критика по указанию направления движения и пр. вряд ли кому нужна. Еще смешнее, когда критик советут, кому эту книгу читать, а кому - нет, и стоит ли читать вообще. Пишущий не будет менять ни свое восприятие мира, ни свою манеру, ни персонажей потому, что критикам этого хочется. Поэтому критика - это сотрясание воздуха и паразитирование на чужой работе. По-моему, лучший показатель для автора - это его издаваемость и/или популярность.
- То что сейчас обычно под ней и понимают, сильные слабые стороны, помочь автору расти над собой итд. Тут уже сказано достаточно.
- Рекомендательная, которая к первой практически никакого отношения не имеет, потому что обращена она не к автору, а к читателям. Помочь читателю найти свою книгу. Какой читательской аудитории будет книга интересна и чем, что наоборот может оттолкнуть читателя.
- Просто мнение читателя, развернутое или на уровне "понравилось-не понравилось". Вообще-то к критике по-моему, никакого отношения не имеет, но иногда в нее записывают.
И кстати, заодно - что называется, с вашей точки зрения, целевой аудиторией?
То есть, задача редактора - помочь автору написать интересный для ЦА текст, а критика - помочь оценить результат.
Где только этот рай...
Критика есть, к сожалению, но задачи ее искусственны.
Автор не должен работать с человеком, который "помогает взглянуть со строны, указывает и направляет, подталкивает и осаживает". Автор должен работать только с собой. Только из себя, из своего опыта, и извлеченных из него уроков, из движений души, он вытягивает "творческую материю". Которую и шлифует тоже сам. Если критик влезет в процесс, получится то, что хорошо критику; автору же останется просто обмылок.
И конструктивную помощь он может, если захочет, получить лишь от такого же автора, которого знает и уважает. Здесь критика уместна: человек за этим и пришел.
Работа критика для читателя еще более нелепа. Расширять контекст, формировать общественное мнение и вкус, управлять настроением, анализ произведения? Не стоит. Если читателю это будет нужно, он самостоятельно разоберется. А если нет, значит не его текст, не его автор, не его время и пр. И критика на это никоим образом не влияет. Так же, впрочем, как и популярность, и тиражи.
Человеку, у которого нет дела, есть дело до всего на свете. Как-то так я вижу работу критика.
Автор не должен работать с человеком, который "помогает взглянуть со строны, указывает и направляет, подталкивает и осаживает". Автор должен работать только с собой. Автор все же не может относиться к своему произведению и даже не из-за чувств, а хотя бы уже потому, что автор знает что он хотел сказать и это "что" ему отчасти заслоняет то, что получилось в итоге. И виднее что получилось все же не автору, а читателям, именно из-за этого автору может понадобиться взгляд со стороны. Естественно что-то полезное для автора получится только если автор и критик готтовы работать в тандеме.
И конструктивную помощь он может, если захочет, получить лишь от такого же автора, которого знает и уважает. Здесь критика уместна: человек за этим и пришел. "Если хочет" это очень верно. Но другой автор, как бы ни был уважаем и какими бы ни были его книги замечательными, может, дать стоящую критику только если при кроме этого еще и является талантливым критиком. Так же как для того, чтобы человек мог научить, допуцстим, математику кого-то другого он должен не только сам знать, но и быть хорошим учителем.
Работа критика для читателя еще более нелепа. Сейчас слишком большой поток издаваемой литературы, выбрать что нужно именно тебе, очень сложно, поэтому и нужны рекомендации.
Расширять контекст, формировать общественное мнение и вкус, управлять настроением, анализ произведения? На мой взгляд, цели скорее не критики, а критиков или тех, кто ее заказывает. Может, и не стоит, но повлиять все равно может.
Человеку, у которого нет дела, есть дело до всего на свете. Честно говоря, на мой взгляд, это скорее комплимент чем наоборот .
И виднее что получилось все же не автору, а читателям Простите, но это излишне потребительская т.з. К тому же, автор творит не для читателя, а для себя. Конечно, каждому хочется быть услышанным миллионами, но настоящему Автору достаточно 2-3 единомышленников. Остальное - для гонорариев (с).
он должен не только сам знать, но и быть хорошим учителем Вы наверняка сталкивались с таким: вы у конкретного учителя математику не воспринимаете, а сосед не нарадуется? Так и здесь, можно найти и услышать "своего" профессионала, а не навязанного кого-то.
слишком большой поток издаваемой литературы Зачастую достаточно прочесть 5-6 страниц, чтоб зацепило.
но повлиять все равно может Именно, что может. А я не хочу, чтоб полки были завалены только тем, что требует неведомое большинство. Мне нужна свобода выбора.
скорее комплимент Здесь акцент на первой части Нет дела. Что же он может?
цели скорее не критики, а критиков Вы верно разнесли два понятия, но невозможно критиковать, абстрагируясь от собственной личности. Так же, как и учить. Давит она.
Вы наверняка сталкивались с таким: вы у конкретного учителя математику не воспринимаете, а сосед не нарадуется? Так и здесь, можно найти и услышать "своего" профессионала, а не навязанного кого-то. Про то, что автор должен хотеть и быть согласен работать в паре с критиком или автором-критиком, я говорила.
Зачастую достаточно прочесть 5-6 страниц, чтоб зацепило. У меня бывало, что читала эти 5-6 страниц и мне они не нравились, а потом книга увлекала. Во-вторых, в любом магазине (ну или онлайн-библиотеке) книг десятки (это по минимуму), если искать в конкретном жанре - если я буду читать во всех по 5-6 страниц, я буду днями только искать то, что мне хотелось бы прочитать.
Здесь акцент на первой части Нет дела. Что же он может? Изучать и показывать другим то, что он увидел. Изучать все - это тоже дело.
Мне нужна свобода выбора. Если она вам нужна, то вряд ли кто-то сможет ее у вас отнять.
Вы верно разнесли два понятия, но невозможно критиковать, абстрагируясь от собственной личности. Так же, как и учить. Давит она. Невозможно, но я не думаю, что это так уж плохо.
как то тоже не очень выходит.
Задачей критики не является залезание в душу автору. Со своей душой и прочим автор сам разберется. А вот определение места результатов творчества автора в литературном процессе - как раз в задачи критики входит. И даже если автор индивидуален до дрожи, критик должен определить его координаты в системе из таких по-своему индивидуальных. Человеческий мозг склонен с сравнению и структурированию и ему просто необходимо, что бы у всякой вещи было время и место. Так легче ориентироваться. Тем более людям, которые по роду занятий литераторами не являются или которым требуется рекомендация для того, чтобы чем-либо заинтересоваться.