... устраиваю небольшой опрос. В течение нескольких дней буду эту запись поднимать.
Итак - как принято говорить в ЧГК - "Внимание, вопрос":
В чем, с вашей точки зрения, состоят задачи критики? Какие ее задачи вы можете назвать?
Итак - как принято говорить в ЧГК - "Внимание, вопрос":
В чем, с вашей точки зрения, состоят задачи критики? Какие ее задачи вы можете назвать?
Раскрытие тем и проблем, поднимаемых автором в его произведении, указание слабых и сильных мест. Грамматика и пунктуация - это больше к бете/корректору, а вот обоснование поведения и развития характера герев - с эим сюда. Автору сложно отстраниться и взглянуть со строн, а грамотная критика может помочь с этим и указать, над чем надо работать.
2. Отметить сильные стороны и слабости
3. Дать автору направление, в котором надо двигаться дальше (не явная, а дополнительная задача. Например, если критик отметил, что у меня хорошо получились боевые сцены, зато любовная линия откровенно слабая, то либо в следующем произведении я не буду воодить любовные линии вообще, либо буду стараться их лучше прорабатывать).
Когда мне приходилось быть критиком, я старался опираться именно на эти цели.
Критик должен (в идеале):
а) Понять текст.
б) Объяснить, почему то-то в тексте хорошо, а то-то плохо.
в) Сориентировать читателя в том, к какому типа книг относится критикуемая и стоит ли её читать (а если стоит, то кому именно).
г) Дать начальные намётки для осмысления текста (дальше займутся другие).
Но первая и важнейшая задача (поскольку остальные задачи без неё невыполнимы) - это ПРОЧИТАТЬ текст!!!
б) скорректировать развитие направления творчества в целом
Он отвечает на вопросы откуда в романе "Мастер и Маргарита" взялся весенний бал и почему рукоять трости у Воланда в форме головы пуделя.
Остальное - от лукавого.
Есть еще такой момент. Довольно часто критик выступает посредником между произведением и читателем. В том числе у критики имеется нечто вроде "пропагандистской" функции - с подачи критика читатель должен заинтересоваться произведением.
1. Узкая - анализ произведения, указание на ошибки и прочие задачи рецензента...
2. Пошире - выделение из общего фона группы выдающихся произведений и их подробное комментирование для того чтобы сделать их доступными для понимания большим кругом людей...
3. Еще шире - управление общественным мнением.
Но точно знаю,ч то критик вовсе не обязан работать с автором и помогать ему делать книгу лучше, критик пишет не для автора, а для читателей и потенциальных читателей.
Работать с автором - это редактор должен, не критик
А вот критика по указанию направления движения и пр. вряд ли кому нужна. Еще смешнее, когда критик советут, кому эту книгу читать, а кому - нет, и стоит ли читать вообще. Пишущий не будет менять ни свое восприятие мира, ни свою манеру, ни персонажей потому, что критикам этого хочется. Поэтому критика - это сотрясание воздуха и паразитирование на чужой работе. По-моему, лучший показатель для автора - это его издаваемость и/или популярность.
- То что сейчас обычно под ней и понимают, сильные слабые стороны, помочь автору расти над собой итд. Тут уже сказано достаточно.
- Рекомендательная, которая к первой практически никакого отношения не имеет, потому что обращена она не к автору, а к читателям. Помочь читателю найти свою книгу. Какой читательской аудитории будет книга интересна и чем, что наоборот может оттолкнуть читателя.
- Просто мнение читателя, развернутое или на уровне "понравилось-не понравилось". Вообще-то к критике по-моему, никакого отношения не имеет, но иногда в нее записывают.
И кстати, заодно - что называется, с вашей точки зрения, целевой аудиторией?
То есть, задача редактора - помочь автору написать интересный для ЦА текст, а критика - помочь оценить результат.
Где только этот рай...
Критика есть, к сожалению, но задачи ее искусственны.
Автор не должен работать с человеком, который "помогает взглянуть со строны, указывает и направляет, подталкивает и осаживает". Автор должен работать только с собой. Только из себя, из своего опыта, и извлеченных из него уроков, из движений души, он вытягивает "творческую материю". Которую и шлифует тоже сам. Если критик влезет в процесс, получится то, что хорошо критику; автору же останется просто обмылок.
И конструктивную помощь он может, если захочет, получить лишь от такого же автора, которого знает и уважает. Здесь критика уместна: человек за этим и пришел.
Работа критика для читателя еще более нелепа. Расширять контекст, формировать общественное мнение и вкус, управлять настроением, анализ произведения? Не стоит. Если читателю это будет нужно, он самостоятельно разоберется. А если нет, значит не его текст, не его автор, не его время и пр. И критика на это никоим образом не влияет. Так же, впрочем, как и популярность, и тиражи.
Человеку, у которого нет дела, есть дело до всего на свете. Как-то так я вижу работу критика.
Автор не должен работать с человеком, который "помогает взглянуть со строны, указывает и направляет, подталкивает и осаживает". Автор должен работать только с собой. Автор все же не может относиться к своему произведению и даже не из-за чувств, а хотя бы уже потому, что автор знает что он хотел сказать и это "что" ему отчасти заслоняет то, что получилось в итоге. И виднее что получилось все же не автору, а читателям, именно из-за этого автору может понадобиться взгляд со стороны. Естественно что-то полезное для автора получится только если автор и критик готтовы работать в тандеме.
И конструктивную помощь он может, если захочет, получить лишь от такого же автора, которого знает и уважает. Здесь критика уместна: человек за этим и пришел. "Если хочет" это очень верно. Но другой автор, как бы ни был уважаем и какими бы ни были его книги замечательными, может, дать стоящую критику только если при кроме этого еще и является талантливым критиком. Так же как для того, чтобы человек мог научить, допуцстим, математику кого-то другого он должен не только сам знать, но и быть хорошим учителем.
Работа критика для читателя еще более нелепа. Сейчас слишком большой поток издаваемой литературы, выбрать что нужно именно тебе, очень сложно, поэтому и нужны рекомендации.
Расширять контекст, формировать общественное мнение и вкус, управлять настроением, анализ произведения? На мой взгляд, цели скорее не критики, а критиков или тех, кто ее заказывает. Может, и не стоит, но повлиять все равно может.
Человеку, у которого нет дела, есть дело до всего на свете. Честно говоря, на мой взгляд, это скорее комплимент чем наоборот
И виднее что получилось все же не автору, а читателям Простите, но это излишне потребительская т.з. К тому же, автор творит не для читателя, а для себя. Конечно, каждому хочется быть услышанным миллионами, но настоящему Автору достаточно 2-3 единомышленников. Остальное - для гонорариев (с).
он должен не только сам знать, но и быть хорошим учителем Вы наверняка сталкивались с таким: вы у конкретного учителя математику не воспринимаете, а сосед не нарадуется? Так и здесь, можно найти и услышать "своего" профессионала, а не навязанного кого-то.
слишком большой поток издаваемой литературы Зачастую достаточно прочесть 5-6 страниц, чтоб зацепило.
но повлиять все равно может Именно, что может. А я не хочу, чтоб полки были завалены только тем, что требует неведомое большинство. Мне нужна свобода выбора.
скорее комплимент Здесь акцент на первой части
цели скорее не критики, а критиков Вы верно разнесли два понятия, но невозможно критиковать, абстрагируясь от собственной личности. Так же, как и учить. Давит она.
Вы наверняка сталкивались с таким: вы у конкретного учителя математику не воспринимаете, а сосед не нарадуется? Так и здесь, можно найти и услышать "своего" профессионала, а не навязанного кого-то. Про то, что автор должен хотеть и быть согласен работать в паре с критиком или автором-критиком, я говорила.
Зачастую достаточно прочесть 5-6 страниц, чтоб зацепило. У меня бывало, что читала эти 5-6 страниц и мне они не нравились, а потом книга увлекала. Во-вторых, в любом магазине (ну или онлайн-библиотеке) книг десятки (это по минимуму), если искать в конкретном жанре - если я буду читать во всех по 5-6 страниц, я буду днями только искать то, что мне хотелось бы прочитать.
Здесь акцент на первой части Нет дела. Что же он может? Изучать и показывать другим то, что он увидел. Изучать все - это тоже дело.
Мне нужна свобода выбора. Если она вам нужна, то вряд ли кто-то сможет ее у вас отнять.
Вы верно разнесли два понятия, но невозможно критиковать, абстрагируясь от собственной личности. Так же, как и учить. Давит она. Невозможно, но я не думаю, что это так уж плохо.
как то тоже не очень выходит.
Задачей критики не является залезание в душу автору. Со своей душой и прочим автор сам разберется. А вот определение места результатов творчества автора в литературном процессе - как раз в задачи критики входит. И даже если автор индивидуален до дрожи, критик должен определить его координаты в системе из таких по-своему индивидуальных. Человеческий мозг склонен с сравнению и структурированию и ему просто необходимо, что бы у всякой вещи было время и место. Так легче ориентироваться. Тем более людям, которые по роду занятий литераторами не являются или которым требуется рекомендация для того, чтобы чем-либо заинтересоваться.