Я не раз думала - а есть ли такое литературное произведение, которое я действительно хотела бы сделать не-бывшим. Вытереть его вон из литературы. Чтобы его не было никогда.
Нет, есть много книг, которые вызывают у меня желание, очень близкое к этому. Но вот сегодня я окончательно поняла, какое именно произведение я хотела бы изъять даже не из списка классики, а из бытия. Какое произведение я ненавижу так давно, что до сих пор я о нем даже вспомнить в этом смысле не могла, потому что мне и вообще противно о нем вспоминать.
Это "Снегурочка" Островского. Равно как и опера по ней, и мультфильм по этой опере, и фильм по этой пьесе. Это - не сказка. Это... это вообще то, чего не должно было быть написано.
Никогда.
Нет, есть много книг, которые вызывают у меня желание, очень близкое к этому. Но вот сегодня я окончательно поняла, какое именно произведение я хотела бы изъять даже не из списка классики, а из бытия. Какое произведение я ненавижу так давно, что до сих пор я о нем даже вспомнить в этом смысле не могла, потому что мне и вообще противно о нем вспоминать.
Это "Снегурочка" Островского. Равно как и опера по ней, и мультфильм по этой опере, и фильм по этой пьесе. Это - не сказка. Это... это вообще то, чего не должно было быть написано.
Никогда.
Тви - да, вероятно, дело в этом, потому что опера,и особенно благодаря чудесной музыке, отличается, ну и в либретто внесены кое-какие изменения. А вот сама сказка... бррр.
Надо перечитать. Кажется Лель там плакал в одном месте. Или это он от самолюбия? *)
Twistress
Монте-Кристо - ППКС. Мне тоже было неосознанно тяжко, пока я не поняла, ЧТО именно мне не нравится.
Уж не вреднее, чем Золушка. *)
Или просто мой папа - очень мудрый человек.
То, какая я есть, - это почти на сто процентов благодаря ему. И на многое в жизни я до сих пор смотрю его глазами.
Еще один повод сказать ему "спасибо".
Но почему же "издевка над правдой мира"? Почему пародия над истинными чувствами?
Или - если бы Дориан не поддавался на провокации.
Или - если бы он смог вовремя понять, что делает не то и остановиться.
Мне кажется, это очень правильная история.
По "Снегурочке" - у меня всегда было впечатление, что это очень древний сюжет. Языческий.
А вот "Золушка"... Женщина должна
иметь маленький размер ногитрудиться по дому - и тогда получит прекрасного принца!Нет, она его получила не сама - фея подмогла. Мораль - дружи с крёстными! Они помогут.
Или иначе: привлекая внимание мужчины - главное вовремя отбежать, чтобы понял, чего может лишиться
В том-то и дело, что НЕТ. Языческие сюжеты жестоки совершенно по-другому. От них иногда в этом смысле просто дух спирает в глотке - но по-другому. Это именно что новодел, попытка изобразить язычество, и пренеприятная.
Как раз сейчас думаю над идеей из одной книги... Если представить историю человечества, как один большой дом, то на его чердаке окажутся все старые, поломанные, ненужные уже людям вещи и игрушки, потому что их время уже прошло. Но они не исчезают от того, что сейчас ими не пользуются, они просто лежат на чердаке. При желании их можно оттуда взять, посмотреть...
То есть, я хочу сказать, что и с язычеством также - постоянно возникают какие-то "попытки изобразить"... Притащить с чердака...
к сожалению те идеи, которые заложены в волшебных сказках при переложении теряются, авторы зачастую видят только форму и ее же при копировании утрируют. а без содержания форма становится просто жестокостью..
Именно!
ИМХО - вот именно это тоже сыграло свою роль в ситуации со "Снегурочкой". Выхолощенная форма без реального наполнения, утрированная - и от результата больно и гадко.
Но я присоединяюсь к читателю, кто высказал мысль, что НИЧЕГО не надо уничтожать.
Я придерживаюсь той точки зрения, что раз это есть, то это кому-то надо. Если пойти по пути автора данного дневника, так мы можем много чего свалить в кучу и пожечь)) (Мы берем на себя роль судей...)
Справедливости нет. Есть только ее подобие.
А я написала о недопустимости уничтожения чего бы то ни было в ответ на реплики других участников дискуссии, которые поняли "не хочу, чтобы было написано" как "надо уничтожить". По-моему, такое вот понимание тоже очень даже недопустимо. А уничтожение - недопустимо точно!
Признаю свою ошибку.)
Просто после прочтения всего у меня такая каша образовалась((...
А по поводу Снегурочки...
Эту сказку можно интерпретировать по разному.
Можно, как Итог нашей жизни - Любовь (какая бы она ни была ...пусть и безответная). Любовь - сжигающая себя без остатка
И - во всяком случае, я это учту, когда буду с дочкой слушать оперу или смотреть мультик. Вряд ли она, так же, как и я, прочитает Островского в "сказочном" возрасте, так что для меня важнее интерпретация оперы или мультфильма.
В общем, знать - всегда лучше, чем НЕ знать.
А интерпретировать, действительно, можно ОЧЕНЬ по-разному, согласна. Важен сам факт того, что в данном случае интерпретация должна иметь место. И в данном конкретном случае оставлять ребенка совсем уж "наедине" с этой сказкой нельзя.
Впрочем, в идеале, маленького ребенка не стоит оставлять "наедине" ни с чем. Разговаривать и обсуждать хорошо бы просто всё. Но - не всегда, далеко не всегда получается.
Не так уж и плохо, что "Снегурочка" Островского совсем не такая. Может, у меня сказывается практичность учителя, которому нужен и такой пример, и сякой пример, но мне для сравнения всегда эта коллизия с расхождением "Снегурочек" внесьма устраивала. Хорошо сравнивать миры и ценности. Убожество очень наглядно вылезает... и контраст -- убожество идеи отнюдь не означает, что музыка плоха. Но получается, что сказать-то музыкой сказали совсем другое. Никак не "Снегурочку"...
со сказками действительно лучше быть аккуратнее. в основу сказки заложены очень непростые механизмы, а сейчас издают огромное количество новых переложений, которые, судя по всему, могут плохо сказаться на воспиятии мира ребенком.
Да и с современными сказками проблема еще та! Тот же Емец отметился на ниве творчества для маленьких детей. Ужас, летящий на крыльях ночи, поверьте!
Зато вот книги Кострова про Варвару очень рекомендую. У меня дочка читает, да и я с удовольствием читаю. Язык хороший, много ценной информации, хорошие сюжеты, книга построена по принципу сборника коротких рассказов, объединенных общими героями. Автор переработал русский фольклор, дал новую жизнь многим его персонажам. И знаете, - органично, естественно и как-то очень ненапряжно у него получилось. Так что бывают и удачные вещи.
А "Снегурочка..." ПризнаЮсь, что в детстве мне эта пьеса была чудовищна скучна и никакого воздействия на мое нежное сознание не оказала. Но картинки были красивые. Васнецов, как-никак.
А вообще, если от книги остается ощущение несправедливости, обиды на судьбу и автора, то ИМХО не так уж это и плохо. Если в остатке то, что заставили расплачиваться невинных на ровном месте, заставляет в реальной жизни быть справедливей, наверное, это неплохо. Может, Островский, писал именно об этом, или не писал, но написалось. А уж у Римского-Корсакова тем более.
ИМХО, куда хуже, когда вещь написана так, что отвратительное, жестокое и уродливое кажется прекрасным, благородным, достойным подражание, причем не самым глупым и дурным людям. Когда они начинают нанизывать на героев свое благородство и свои идеи, поймавшись на эмоцию, на порыв, на талант. И в результате пишут стихотворение про Тараса Бульбу, сравнивая его со сгоревшими заживо танкистами, а саму повесть, видимо, как патриотическую, суют в школьные хрестомати. А что, пардон, ОБЩЕГО между людьми, защищавшими свой дом, свою родину и, простите, разбойником и агрессором, каковым является Тарас по факту (если не смотреть его глазами).
Про Овода я и вовсе молчу. Нет, лучше "Снегурочка". Прочитав ее, по крайней мере никто не скажет - "вот и славно, трам-пам, пам..."
Е.А.
ps Никак не зарегистрируюсь на "Дневниках", так что пока побуду гостем.
Да не язычество это, а подделка! оттого и корежит. Все искажено, неправильно. Вот с Гатти я согласна - раз эта пьеса вызвала хотя бы у меня такой взрывной протест против несправедливости - наверное, все-таки не зря существует. Но... ни при чем тут язычество какое бы то ни было. Островский его себе представлял, как крестьянин - царскую жизнь: вокруг мебель магазинна, а царь в золотых галошах при парчовых онучах...
Не язычество это. Язычество даже к нелюди и нежити относилось иначе. Много есть грустных историй о любви такого рода - иногда очень трагичных - но вот глумления в них нет.
Мама Бэмби тоже не человек была, между прочим. Но её всё равно жалко.
А вот какую книгу действительно не стоило писать - так это "Силу сильных" Биленкина. Пародия на ефремовский "Час Быка" - неумная, неинтересная и неизящная.
А за что я не выношу Снегурочку, скажу пока вкратце - это история о наказании невиновных - причем самоуверенно, с убежденностью, что так и надо!
Я полагаю, в "Снегурочке" дело вообще не в наказании. И нечеловечность самой героини также не более, чем антураж. Дело в двух женских типах и двух мужских. Сказка жестока, но это жестокость самой жизни. Одна девушка, которая искренне рыдала из-за того, что ее бросили, но быстро утешилась. Другая, которая будто бы не умела любить, но за любовь умерла. Два мужчины -- одному в общем-то немногое нужно, лишь бы девушка крепко целовала (и не только), другой за любовь умер. И при этом очень четкое определение, каким девушкам какой мужчина нужен. Потому что не Лелю было будить страсть Снегурочки, для этого нужен был не юноша, но муж. И при этом посмотрите, что отвечал Мизгирь на страх Снегурочки перед солнцем. Неужели никому не приходилось встречать таких "истинных мужчин"? Хотя зачем ставить кавычка, он действительно истинный мужчина. А результат известен. Островский писал об отношениях мужчин и женщин, а уж все остальное было только формой, игрой. Для того, чтобы писать так правдиво, необходимо было иносказание.
Не язычество это. Язычество даже к нелюди и нежити относилось иначе. Много есть грустных историй о любви такого рода - иногда очень трагичных - но вот глумления в них нет.
Эла, язычество -- это очень страшно, особенно всевозможные культы плодородия. Пропп, Фрезер или Максимов писали об этом очень деликатно, но стоит представить все это вживую, как волосы начинают шевелиться на голове. Я вот до сих пор вздрагиваю, когда вижу как спускают на воду суда, как разбивают шампанское о борт, потому что вспоминаю, что раньше заменяло шампанское (нам, к сожалению, в цветах и красках это повествовали на лекциях). Так вот -- это были головы младенцев.
Ортанс
ППКС
Да не язычество это, а подделка! оттого и корежит.
ППКС!!!! Сама ненавидела с детства эту сказку. Помню, какая у меня истерика случилась, когда мне ее впервые прочитали. Она отличается от подлинного язычества так же как фальшивый идол от настоящей "каменной бабы".
А еще у меня похожую реакцию вызывают многие сказки Андерсена. Никогда не пойму, как можно давать подобное детям!