... над рассказами, на основе которых сам автор или кто-то еще написал роман.
Чаще всего, ИМХО, это не удается. И неудача эта обоснована особенностями рассказа и романа. Не из всякого рассказа можно сделать роман.
И даже не из всякой сказки.
Мне вдруг пришло в голову, что из "Золушки" братьев Гримм, пожалуй, можно написать роман. Сказочный, само собой. Ну, или там фэнтезийный. А вот по "Золушке" Перро - однозначно нельзя. Даже очень сказочный. И я могу обосновать, почему.
А вы как думаете? Согласны? Нет? Почему?
upd: Хммм... в комментах версии пока нет. Хорошо, даю подсказку. Золушка Перро - однозначно дворянка. Золушка Гриммов - нет.
ИМХО - это имеет значение.
Как вы полагаете - какое?
Чаще всего, ИМХО, это не удается. И неудача эта обоснована особенностями рассказа и романа. Не из всякого рассказа можно сделать роман.
И даже не из всякой сказки.
Мне вдруг пришло в голову, что из "Золушки" братьев Гримм, пожалуй, можно написать роман. Сказочный, само собой. Ну, или там фэнтезийный. А вот по "Золушке" Перро - однозначно нельзя. Даже очень сказочный. И я могу обосновать, почему.
А вы как думаете? Согласны? Нет? Почему?
upd: Хммм... в комментах версии пока нет. Хорошо, даю подсказку. Золушка Перро - однозначно дворянка. Золушка Гриммов - нет.
ИМХО - это имеет значение.
Как вы полагаете - какое?
И сказка Перро, и сказка Гримм несут в себе некие опорные сюжетные пункты.
Но этот скелет можно обыграть по-разному, и в разных жанрах.
Можно добавлять/убавлять элементы.
Архетипы сказки и сюжетная канва - это остов машины, но технические характеристики будут все равно зависеть от мотора внутри.
А мотор - это уже мастерство рассказчика.
Утверждать не возьмусь, но мне кажется, все зависит от личных предпочтений, кто-то и сказку Перро может переписать в роман, потому что она отвечает его предпочтениям и поставленной им творческой задаче.
Желающие догадаться есть?
Дворянок-то меньше.
Если не учитывать кофликт социального положения при браке и подковерные интриги...
Господи - неужели я одна считаю, что роману необходим вменяемый обоснуй, и он жестоко мстит за попытку влепить в него физически невозможное?
Всё равно не вижу, как это может помешать написать роман на заданный сюжет. Разве что не так явно будет выражена идея "новых горизонтов", но и она, по сути, не принципиальна. Будем посмотреть
Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц
То есть девочку именно что сделали служанкой - причем заставили выполнять САМУЮ ГРЯЗНУЮ И ТЯЖЕЛУЮ работу. Так что дело не в худшей, чем у сестер, одежде. И версия о бастарде не выдерживает критики - потому что только законность Золушки может заставить мачеху вообще терпеть ее в доме. Потому что с отцом все плохо. Мачеха так прибрала его к рукам, что он теперь на все смотрел ее глазами и, наверно, только побранил бы дочку за неблагодарность и непослушание. Будь она бастардом, при таком зомбировании согнать девчонку со двора мачехе было бы проще простого.
Кстати, о законности дочери. Как известно, есть много инсценировок "Золушки" - так вот, в драматургической версии Габбе проскакивает мельком любопытная идея - дом, в котором так вольготно расположилась с дочерьми овдовевшая мачеха, принадлежал матери Золушки. Именно она - наследница. Так что для мачехи гнобить Золушку, пытаться сломить ее и в любом случае не допустить ее замужества - прямой резон. Вот это - вариант очень неглупого обоснуя. ))
Позволю себе еще одну цитату - на сей раз из Честертона:
— Совсем нет, — спокойно ответил отец Браун. — Мои сомнения касаются не сверхъестественного, а естественного. Я полностью согласен с человеком, который сказал: «Я могу поверить в невозможное, но не в невероятное».
— Это и есть то, что вы называете парадоксом? — спросил Таррент.
— Это то, что я называю здравым смыслом, — ответил священник. — Гораздо естественнее поверить в то, что за пределами нашего разума, чем в то, что не переходит этих пределов, а просто противоречит ему. Если вы скажете мне, что великого Гладстона в его смертный час преследовал призрак Парнела, я предпочту быть агностиком и не скажу ни да, ни нет. Но если вы будете уверять меня, что Гладстон на приеме у королевы Виктории не снял шляпу, похлопал королеву по спине и предложил ей сигару, я буду решительно возражать. Я не скажу, что это невозможно; я скажу, что это невероятно. Я уверен в том, что этого не было, тверже, чем в том, что не было призрака, ибо здесь нарушены законы того мира, который я понимаю
Вот и в этой истории нарушены законы того мира, который я понимаю.
Перро писал для совершенно определенной аудитории - и не той, которая представляет себе короля примерно так, как гоголевский казак представлял себе царицу, которая сидит в красных сапогах и ест галушки золотыми спичками. Эти люди отлично знали, что такое бал во дворце и кого на него приглашают. Как верно сказал Перро - самых знатных людей королевства. Отец Золушки неизбежно должен был стать дворянином, более того - из самых знатных. Это и погубило все на корню. Нет, пока мы находимся в пространстве сказки, это все прокатывает - но вот если мы выходим на уровень романа...
Когда зажиточная крестьянка, ухватом доколотив мужа либо до покорности, либо до могилы, превращает падчерицу в батрачку - это случается. В деревне оголтелую бабу не любят - но она в своем праве, и никто толком не вмешается. То же самое может проделать зажиточная горожанка. Даже барыня-самодурка в глухой провинции может такое устроить - в каком-нибудь захолустье, откуда, опять же прямо по Гоголю, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь. В конце концов, не подвернись Софье сразу дядюшка-Стародум, Милон и Правдин, быть бы ей мадам Скотининой, и никто бы ее не спас. Но С Золушкой ситуация иная. А какая - в следующем комменте.
А с падчерицей-дворянкой мачеха могла вообще-то сделать многое.
Обрядить в лохмотья, мотивируя это ее скорбью по усопшей матери, повышенным благочестием или даже сумасшествием.
Морить голодом - мотивация см. выше.
Придумать подставу и засадить ее в тюрьму - сложно, но возможно.
Сбыть в монастырь - вообще запросто. Особенно учитывая уровень зомбированности отца семейства.
выдать замуж за какое-нибудь гнусное ничтожество (если только даже такое замужество не противоречило ее планам).
И только одного она не могла. Одного-единственного.
Превратить девушку в служанку, да еще и выполняющую ГРЯЗНЫЕ РАБОТЫ.
Ведь не черт-те где семейство живет - в столице. И отец общается с равными себе. С другими дворянами. Они не могут совсем не бывать у него дома. Не могут не знать его дочку от первого брака. И какой должна быть их реакция на то, что девочку-дворянку превратили в судомойку?! Есть вещи, которые нельзя проделать с дворянином, с дворянкой, не погрешив против дворянской чести. И не только чести жертвы, но и своей. Несколько визитов друзей - а тем более, знакомых, особенно завидущих - и поднимается скандал невиданных масштабов. В который непременно включается семья покойной Золушкиной матери. Едва ли она совсем не имела родни. А дворяне, тем более из самых знатных - это очень узкий круг. Там быстро все становится известным.
И дальнейший сюжет развивается совсем иначе.
Вариант первый - Золушку забирает родня матери. Даже если им эта девочка и на фиг не нужна. Но такое с ней обращение покушается на честь рода матери, а этого род допустить не может. Не сказано, что Золушку там будут особо любить и баловать - это уж как карты ляжет - не сказано, что ее не спи хнут в монастырь или в первое попавшееся замужество, но уж драить котлы она точно не будет.
Вариант второй - в дело вмешался король. Ибо не фиг. Тут дело может закончиться лишением титула и многими другими неприятными вещами.
Вариант третий - совместимый с любым из первых. Мачеху от греха подальше, чтобы спасти честь, титул и имущество отца (а отнюдь не Золушки) объявляют ведьмой. Со вполне понятными последствиями.
Есть и еще варианты. Но - ни в одном из них дочь дворянина, тем более одного из знатнейших в королевстве, грязную работу в своем же доме выполнять НЕ будет и служанкой НЕ станет. Судьба ее не обязательно при этом сложится легко и удачно - но вот служанкой ей не быть. Не быть ЗОЛУШКОЙ - по крайней мере, ТАКОЙ Золушкой.
Потому что хрустальная туфелька - это всего лишь сказка, и не более того. А сказка относится к категории невозможного - что преодолевается волшебством - но не к категории невероятного. Хрустальная туфелька и тыква-карета намного более вероятны, чем дочь знатного дворянина, превращенная в служанку.
А вообще - мастеров парадоксального обоснуя мало, да и читателей, их достойных, тоже маловато. А вот подделок под них - тьма. Когда Дуглас Адамс создает вавилонскую рыбку, это обоснованно, смешно и изящно. Когда в экранизации "Обитаемого острова" некий предмет с теми же функциями Максим сует себе в ухо, получается смешно и жалко - и совершенно пагубно для сюжета.
Так что я согласна, иной раз роман получается именно из желания обосновать невероятное - и некоторым (очень немногим) такое и в самом деле удается. И эффект выходит потрясающий. Но в целом - ИМХО, это редчайшее исключение.
Отчего же? Даже в реальной истории такие прецеденты бывали. Во Франции Нового времени, к которому восходит извод Перро, не то чтоб регулярно, но бывало. Думается, этот вариант и популярен-то стал в силу своей жизненности. Люди хотят читать о том, что им близко и понятно - это закон на все времена. Собственно, поэтому в первоначальном сюжете о Золушке вообще и появились мачеха с сёстрами. Собственно, поэтому он такой живучий. Всё же недостаточен аргумент, как по мне. Даже при столь подробной развёртке.
Если мама Золушки умерла, когда дочь была малюткой (или не малюткой, но воспитывалась в монастырском пансионе) - вполне могли и не знать. И Золушка на глаза гостям, во-первых, не попадалась (может, и сама пряталась от стыда за свое жалкое положение или за отца), во-вторых, никто из этих гостей не признал бы в чумазой оборванке маленькую принцессу в алансонских кружевах, которую видел лет десять назад. В-третьих, мачеха могла придумать легенду - например, объявить падчерицу душевнобольной и сообщить, что ее приходится стеречь и держать взаперти. А для пущего драматизма - присочинить, что рехнутая девица пыталась зарезать/отравить ее или одну из сводных сестер. Под этим предлогом (социально опасная буйная сумасшедшая) к "находящейся под неусыпным врачебным надзором" девице можно не пускать посетителей, а идентифицировать замызганную прислугу никто не сможет - в том числе и потому, что такое положение вещей маловероятно. Другое дело, если бы Золушка при виде гостей громко завопила: "Дяденьки, тетеньки, ой лышенько, рятуйте, це ж я, Сесиль (ну или Аньес), я у вас на коленках сиживала!" - тогда гости, по крайней мере, засомневались бы и пожелали девицу отмыть и расспросить. Но Золушка любит и жалеет папу, следовательно, ни за что не подведет его под скандал.
Поэтому родственники и соседи ахают, охают и жалеют бедолагу Золушкиного отца: вот ведь не повезло человеку, мало того, что любимая жена умерла молодой, а вторая жена стерва, - так еще и единственная дочь тронулась мозгами! И из сострадания и деликатности не расспрашивают о Золушке, чтобы не бередить.
Понимаю, что рискую прослыть балаболом, но в голову сразу полезла всякая фигня вроде "Господ Головлёвых" или "Без семьи", хотя вот буквально с полгода назад просматривал одну работу как раз на эту тему. Как раз ещё думал тогда, как удивительно сюжет "Золушки" реализовывался в жизни.
Они не могут совсем не бывать у него дома. Не могут не знать его дочку от первого брака. И какой должна быть их реакция на то, что девочку-дворянку превратили в судомойку?!
Они будут молчать. Потому что то, что происходит в стенах дома, остаётся в стенах дома. Вот если бы она выбежала на улицу с криками "Помогите! Над честью надругались! В судомойку превратили!" - тогда бы да, тогда бы был грандиозный скандал со всеми вытекающими. Домашнее насилие ткое домашнее насилие. Особенно сдобренное правилами этикета.
Несколько визитов друзей - а тем более, знакомых, особенно завидущих - и поднимается скандал невиданных масштабов.
А приличия соблюдены. Девочка как бы сама не против - ради чего вмешиваться? Вот ты сейчас здесь вмешаешься, а завтра кто-нибудь у тебя в семье порядки наводить будет. К тому же по тексту её не особо-то и показывали гостям.
В который непременно включается семья покойной Золушкиной матери. Едва ли она совсем не имела родни.
А если не имела? Не забывайте, что эта сказка выросла из мотива о бедном сиротке. Но, предположим, имела. Семья могла попасть в опалу. Семью мог выкосить какой-нибудь особо могучий грипп. По брачному контракту семья матери могла не иметь права вмешиваться в жизнь дочери и, соответственно, внучки. Семья могла быть настолько не знатной, что оказать какое-то влияние на ситуацию не представляется возможным. И прочая, и прочая, и прочая.
Понимаю, что рискую прослыть балаболом, но в голову сразу полезла всякая фигня вроде "Господ Головлёвых" или "Без семьи" - господа Головлевы - та самая глухомань. мелкопоместные баре. Как я уже сказала - возможный вариант. Ну, и "без семьи" опять же ни разу не ЗНАТНЫЕ дворяне. Не проходит фильтр.
Они будут молчать. Потому что то, что происходит в стенах дома, остаётся в стенах дома. Вот если бы она выбежала на улицу с криками "Помогите! Над честью надругались! В судомойку превратили!" - тогда бы да, тогда бы был грандиозный скандал со всеми вытекающими. Домашнее насилие ткое домашнее насилие. Особенно сдобренное правилами этикета.А приличия соблюдены. Девочка как бы сама не против - ради чего вмешиваться? Вот ты сейчас здесь вмешаешься, а завтра кто-нибудь у тебя в семье порядки наводить будет. К тому же по тексту её не особо-то и показывали гостям. и гости не заинтересовались, куда она делась? Ой, сомневаюсь. И - да, стены дома такие стены дома... но не в этом случае. Девочку в стенах дома могли тайком насиловать, избивать, морить голодом - но не превращать в судомойку. Урон дворянской чести идет по другой катгории.
Если мама Золушки умерла, когда дочь была малюткой (или не малюткой, но воспитывалась в монастырском пансионе) - вполне могли и не знать. И Золушка на глаза гостям, во-первых, не попадалась (может, и сама пряталась от стыда за свое жалкое положение или за отца), во-вторых, никто из этих гостей не признал бы в чумазой оборванке маленькую принцессу в алансонских кружевах, которую видел лет десять назад. В-третьих, мачеха могла придумать легенду - например, объявить падчерицу душевнобольной и сообщить, что ее приходится стеречь и держать взаперти. А для пущего драматизма - присочинить, что рехнутая девица пыталась зарезать/отравить ее или одну из сводных сестер. Под этим предлогом (социально опасная буйная сумасшедшая) к "находящейся под неусыпным врачебным надзором" девице можно не пускать посетителей, а идентифицировать замызганную прислугу никто не сможет - в том числе и потому, что такое положение вещей маловероятно. Другое дело, если бы Золушка при виде гостей громко завопила: "Дяденьки, тетеньки, ой лышенько, рятуйте, це ж я, Сесиль (ну или Аньес), я у вас на коленках сиживала!" - тогда гости, по крайней мере, засомневались бы и пожелали девицу отмыть и расспросить. Но Золушка любит и жалеет папу, следовательно, ни за что не подведет его под скандал. Поэтому родственники и соседи ахают, охают и жалеют бедолагу Золушкиного отца: вот ведь не повезло человеку, мало того, что любимая жена умерла молодой, а вторая жена стерва, - так еще и единственная дочь тронулась мозгами! И из сострадания и деликатности не расспрашивают о Золушке, чтобы не бередить. Еще вариант: мачеха распускает слух, что падчерица пыталась колдовать, а именно - навести на неё порчу. Была выдана слугами, поймана на месте преступления и опять-таки содержится под неусыпным надзором. Потому что она совсем помешалась, беспрерывно богохульствует и бормочет заклинания, дойди этот до Церкви и короля - гореть ей на костре, а это же единственный ребенок, муж не переживет! - хорошие варианты, намного ближе к делу, чем идея того, что такое попрание всего и вся могло остаться безнаказанным. Но вот беда - радио ОБС, то есть одна-баба-сказала, действует в любом веке. СЛУГИ. Не может такого быть, чтобы никто не сболтнул насчет истинного положения дел. А слухи такого рода очень опасны. Опять же - варианты развития различны. От устранения Золушки, чтобы сделать вид, что ничего такого не было, до того, что делу придается законный ход - с вышеописанными событиями. Так что это ОЧЕНЬ хорошая попытка - но увы, не полностью закрывающая "дыру".
Но бал у короля все равно ведь остается, нет?
А если новая хозяйка первым делом уволила нафиг всех слуг и заменила их привезенными из дому? Конечно, кто-то из них в подпитии или за деньги может проболтаться, но для этого нужно, чтобы подпоили или заплатили. А кому это надо, если родственники поверили в историю с сумасшествием и колдовством (и сами заинтересованы в том, чтобы эта информация не распространялась дальше: им же своих дочек замуж выдавать! Кто на них женится, если имеется душевнобольная кузина?).
Вспомни капитана Фракасса, т.е. барона де Сигоньяка. Может, мать Золушки из такой же семьи - родовитой, но обедневшей и захиревшей, все права (в том числе и быть представленными ко двору) имеют, но не имеют средств, чтобы этими правами воспользоваться. Сидят в своих заложенных-перезаложенных поместьях, не на что даже доехать до Парижа. Ну или правда впутались в заговор, сосланы, поместья отобраны в казну - только хлопот о троюродной племяннице им и не хватает.
А слуги, конечно, проболтаются. Но не сразу же (если это мачехины, прикормленные слуги). За это время с Золушкой много чего может случиться - поскользнется, навернется с лестницы, да мало ли что!