Ага. Утопии. Те самые.
Нет, ну откуда они берутся - ясно. И почему в каждый исторический период именно такие, а не другие - тоже ясно. Вот как ознакомишься всякий раз с конкретной исторической обстановкой, окружавшей автора той или иной утопии - так сразу и понятно, что именно его сподвигло, к чему он питал столь страстное отвращение и ненависть, и так далее...
Вот только...
Что сама "Утопия" - действительно, идеальный концлагерь, это очень страшно читать... что прочие утопии и утопушки...
Отчего они такие жуткие? Отчего всякий раз лекарство хуже болезни и извинение хуже проступка? Отчего даже антиутопии человечнее и вменяемее? Откуда столько оголтелого мессианства? И даже те, которые НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД выглядят соблазнительно... ой, нет.
И почему же они все такие злобные-то?
Нет, ну откуда они берутся - ясно. И почему в каждый исторический период именно такие, а не другие - тоже ясно. Вот как ознакомишься всякий раз с конкретной исторической обстановкой, окружавшей автора той или иной утопии - так сразу и понятно, что именно его сподвигло, к чему он питал столь страстное отвращение и ненависть, и так далее...
Вот только...
Что сама "Утопия" - действительно, идеальный концлагерь, это очень страшно читать... что прочие утопии и утопушки...
Отчего они такие жуткие? Отчего всякий раз лекарство хуже болезни и извинение хуже проступка? Отчего даже антиутопии человечнее и вменяемее? Откуда столько оголтелого мессианства? И даже те, которые НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД выглядят соблазнительно... ой, нет.
И почему же они все такие злобные-то?
Потому что глупые.
Антиутопию зачастую создают потому, что наболело. Эмоции естественны, и именно этой естественностью и определяется достоверность повествования. А человеку свойственно все-таки верить в лучшее - поэтому двже в самой мрачной антиутопии можно найти какой-то позитив.
А утопии создаются зачастую с целью "научить жить" - в меру головоемкости учителя. А вот тут уже возможны варианты. И зачастую для того, чтобы донести до читателя некую мысль, в силу незамысловатости последней автор уподобляется дятлу.
Именно поэтому лично я преклоняюсь перед Этьенном Кабэ, Томасом Мором и Циолковским, создававшими прекрасные миры будущего, и уверен - никогда ненавистник вроде Оруэлла или там Замятина, к их высотам не подымется.
Dixi.
Да, я жестокий человек. Но тому, кто может так считать, я могу пожелать только одного - жить в этом его мире.
Все эти утопии были порождены конкретными - и совершенно возмутительными - историческими обстоятельствами. Но они в конечном итоге были преодолены. А вот утопии - с их неслыханной безапелляционностью, стрижкой всех под одну гребенку, даже если при этом приходится отстригать часть головы, и прочей принудительной уравниловкой - остались. Это не полет - это вопль отчания. Я могу уважать людей, возмутившихся окружающим их ужасом - но то, что они предлагали как альтернативу, пожалуй, страшнее.
ТО, что феодализм и дикий капитализм был преодолен, ИМХО, немалая доля как раз господ вроде Кампанеллы или Кабэ. Я уверен, что появись сейчас НАСТОЯЩИЕ утопии, человечество все же немнооожечко бы поднялось. еще повыше над сальным свинством. Один мой хороший друг как раз занимается литтворчеством и именно он показал мне, что книтга должна пытаться поднять человека хоть на дюйм или там на линию, а утопия способна на это, как ничто другое. Вы давно читали, к примеру. Циолковского, Эла?
И чтобы приподнять человека даже не на дюйм, а выше, книга не должна и не обязана быть утопией и предлагать схему идеального мироустройства. Господи... недаром Марат когда-то с ходу обозвал пресловутый Комитет Общественного Спасения - Комитетом Общественной Погибели. Как политолог он очень неплохо сообразил, чем в конечном итоге окажется любой такой комитет.
Я уже где-то говорила, и не раз, что фильм "Кабаре" кончается хорошо, и все живы - а тяжко на душе неимоверно. Тогда как и книга, и фильм "Полет над гнездом кукушки", мягко говоря, заканчиваются отнюдь не идеально - а душу они поднимают - и не на дюйм, а куда как повыше.
А считать, что человечество имеет пребывать "в сальном свинстве" и нуждается в проповедниках духовности... знаете, НАСТОЛЬКО плохо о человечестве, тем более в целом, я все-таки не думаю и не думала.
По-моему, прежде всего они жуткие потому, что в них кто-то решает ЗА ДРУГИХ. За всех других людей решает, как им положено жить, во всех мелочах и подробностях.
Отчего они такие жуткие? Отчего всякий раз лекарство хуже болезни и извинение хуже проступка? Отчего даже антиутопии человечнее и вменяемее? Откуда столько оголтелого мессианства? И даже те, которые НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД выглядят соблазнительно... ой, нет.
И почему же они все такие злобные-то?
А какие они еще могли быть? Что мог написать канцлер Английского королевства в эпоху огораживаний или монах, да еще доминиканец?
Еще у них у всех была болезнь, они восторгались Спартой, вот и описывали ее каждый раз на новый лад. Но уж если на то пошло, многие и сейчас Спартой восхищаются, хотя тоже концлагерь концлагерем и никакая доблесть и никакой Леонид оправданием этого концлагеря быть не могут.