Ага. Утопии. Те самые.
Нет, ну откуда они берутся - ясно. И почему в каждый исторический период именно такие, а не другие - тоже ясно. Вот как ознакомишься всякий раз с конкретной исторической обстановкой, окружавшей автора той или иной утопии - так сразу и понятно, что именно его сподвигло, к чему он питал столь страстное отвращение и ненависть, и так далее...
Вот только...
Что сама "Утопия" - действительно, идеальный концлагерь, это очень страшно читать... что прочие утопии и утопушки...
Отчего они такие жуткие? Отчего всякий раз лекарство хуже болезни и извинение хуже проступка? Отчего даже антиутопии человечнее и вменяемее? Откуда столько оголтелого мессианства? И даже те, которые НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД выглядят соблазнительно... ой, нет.
И почему же они все такие злобные-то?
Нет, ну откуда они берутся - ясно. И почему в каждый исторический период именно такие, а не другие - тоже ясно. Вот как ознакомишься всякий раз с конкретной исторической обстановкой, окружавшей автора той или иной утопии - так сразу и понятно, что именно его сподвигло, к чему он питал столь страстное отвращение и ненависть, и так далее...
Вот только...
Что сама "Утопия" - действительно, идеальный концлагерь, это очень страшно читать... что прочие утопии и утопушки...
Отчего они такие жуткие? Отчего всякий раз лекарство хуже болезни и извинение хуже проступка? Отчего даже антиутопии человечнее и вменяемее? Откуда столько оголтелого мессианства? И даже те, которые НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД выглядят соблазнительно... ой, нет.
И почему же они все такие злобные-то?
Ну и плюс - что хорошо! - у подавляющего большинства "благодетелей" не было ни средств, ни сил, ни возможности осуществить свои идеи на практике. И они - о счастье - так и оставались прекраснодушными словоблудиями.
Когда же дело доходило до попыток насильно запихать мир в светлое будущее, как оно выглядит в понимании одного, отдельно взятого маньяка-благодетеля - лилась кровь. Рекой. За примерами, думаю, далеко ходить не надо. Джон Браун, Гитлер, Ульянов-Ленин... Список некороткий.
Примерно так.
Аль-Хазред Моя бабка-педагог - как раз из таких маньяков. Это просто как объяснение наблюдающимся у меня признакам психического расстройства и нелюбви к положительным персонажам в литературе.
А те, кто утверждает, что в СССР не было коммунизма, просто не знают, что это такое. Был у нас коммунизм! Классический! NB: во всех этих "Утопиях" даже лагеря для инакомыслящих предусмотрены.
И у Пол Пота коммунизм...
Праведник презрением не обольет. Презрением обольет ханжа. Это разные весчи. *)
Если у тебя есть под рукой "Триумфальная арка", можешь посмотреть точную цитату.
А мне Ремарк не истина в последней инстанции. *)
Если ко мне придет человек, который струсил, предал и тдтп - я, конечно, скажу ему, что он всего лишь слабый человек и что мир несовершенен, тут просто дословно. Но хлопать по плечу и пить с ним я точно не буду - не симпатично оно мне. А если повесится - так и лучше, дураком меньше, раз он от чужих слов идет вешаться, а не исправляет свои ошибки)
С полным правом всю дорогу считал себя циником, так вот - циник это не тот, кто будет поддерживать всяких "слабых духом". Этим будет заниматься другой праведник, который больше озабочен своим всепрощением, чем чужой греховностью - но мотивация у обоих праведников несимпатичная.
А, да, и никакого коммунизма в СССР, конечно, не было)
Ela, а это и не лекарство. Это ампутация ноги, потому что она не идеальной геометрической формы.
Потому так страшно, поскольку не приемлет все, что выбивается из стройной системы создателей утопии. А система их для любого нормального человека, привыкшего жить в нашем мире, безумно разнообразном, сложном, закономерном и логичном, но чрезвычайно объемном и частенько необъятном - при-ми-тив-на.
Потому и жутко, что отрицает человеческое - как минусы, так и, само того не понимая, плюсы.
НО и ты - тоже не последняя инстанция.
ППКС
Говорят: "Я ж не доллар, чтобы всем нравиться. Да и на доллары у некоторых аллергия..."
Не существует пока системы, которая устроила бы всех. Что делать с теми, кого не устроила?
И... а что будет, если и впраду - для всех хорошо? Куда дальше? Тупик. Окончание. Смерть.
Конечно. *)
Но тут стараюсь исходить из христианства. Из того, что там на самом деле считается праведностью. *) А не того, что придумали потом околоцерковные крысючки. *)
*задумчиво* для себя я - последняя...
Немедленно убежала прочь: это слово действует на меня как на нечистую силу.
кстати, я вот не помню в Триумфальной арке ничего такого про утешающих циников - разве что про их легкий характер в сравнении с невыносимостью убежденных идеалистов - и то в связи с ханжеством идея-то была вроде.. черт, под рукой нет, коннект поганый, читал давно....
И все же.
Циник может запросто и выпить с таким человеком - на то он и циник. Просто мы часто под цинизмом понимаем простой реализм, это близко как-будто, но не одно и то же. *)
Та же беда и с праведностью. От чего-то нередко праведностью называют обыкновенный упертый идеализм. Или ханжество. Или ханжество, замешанное на эгоизме - быть хорошим и благим. *) Причем тут праведность?
А от христианства чего шарахаться? Так или иначе понятие праведности относится к нему. Из него выросло. Как ни крути, а наша культура и "все наши ценности" также выросли на христианстве, так что приходится учитывать. *)
)))
А в дисскуссию ввязываться не буду, пожалуй.
Потому что все утопии строят искусственное общество, которое поддерживается не естественными механизмами, а добрым согласие людей эту утопию поддерживать. Соответственно, им и ограничивать себя приходится в большей степени. В идеале. А при первом же приближении к практике - контролировать. Что и создает эффект концлагеря.
Так что... опять же не так все просто.
Rochefort_ - а вот это не только утопий касается. Помнишь, у Буджолд - о том, что такое "договорная реальность" как таковая?
Я, по крайней мере, понимаю термин "антиутопия" как что-то по умолчанию тяжелое, неправильное, нежелательное - то есть что-то, требующее от тебя отклика; в отличии от утопии, требующей исключительно безмятежного существования во всеобщем счастии.
Так, написала это и задумалась - а где грань??? По сути все эти "анти-" и не-анти - одно и то же.
Вот это
Я выделяю, оглядываясь в этом мире, два типа реальности, которые люди очень часто перемешивают между собой. Одна -- это настоящая реальность -- как эта кровать, это небо, люди, поезда, океаны, животные и мы с вами. Это настоящие вещи, они будут здесь и завтра, ни смотря ни на что.
И существует согласованная реальность -- это такие вещи, как деньги, правительства, законы, правила, корпорации, религии. Это системы мыслей и символов, которые люди придумали, что им было легче в этом мире. Это схемы, которые позволяют нам организоваться и справляться с реальным миром более эффективным образом. Можно думать об этих двух реальностях, как о аппаратном и программном обеспечении. Настоящая реальность и договорная реальность. И очень важно их не смешивать, не путать, и никогда не жертвовать чем-то реальным ради чего-то искусственного. Никогда не жертвуйте человеческим существом ради денег, правительств и т.д.
Я думаю, что это заумное определение того, с чем я не согласен