Нет - не той гири, с которой упражняются культуристы. А той, с которой упражняются самураи - в смысле - чувство долга и тому подобного.
Сколько весят "гири"?
Принято считать, что для самурая важнее всего - долг перед господином, сюзереном, и приказы господина следует выполнять даже ценой собственной жизни, потому как так велит бусидо и вообще честь самурая. Ведь что может быть выше чести самурая?
Так что же все-таки выше - долг перед господином или долг перед самурайской честью?
Вариантов ответа по идее два.
Один - долг перед господином, вне его нет чести.
Другой - долг есть составная часть этой самой чести, и потому честь важнее.
Все хорошо, пока они между собой не конфликтуют - а вот если законфликтуют? Если господин отдает приказ, исполняя который, самурай бесчестит себя?
Что делать добропорядочному самураю, если приказ господина его бесчестит? Что ему делать - обесчестить себя испонением приказа - или его нарушением?
ИМХО - самый выразительный ответ дает биография Акэти Мицухидэ.
Для тех, кто не в курсе, кратко и по верхам - ну вот не нравился Мицухидэ своему сюзерену Оде Нобунаге. Сильно не нравился. И в конце концов недовольство свое Нобунага (и вообще-то не очень склонный стесняться в таких вопросах) начал проявлять в бесчестящей Мицухидэ форме. А именно - стучал головой Акэти об пол, называя его лысым придурком. Назначил его заведовать приготовлениями к пиру - а в последний момент придрался, велел вывалить в канаву все приготовленное к пиру и передать руководство мероприятием другому. В общем - опозорил самурайскую честь Мицухидэ. Кончилось это тем, что Акэти восстал, и Нобунага погиб. На его месте Акэти продержался очень недолго - если мне мой склероз не изменяет, меньше месяца - при всех своих дарованиях. Но дело в том, что захватывать власть он вообще-то и не собирался. Большинство источников сходятся на том, что отомстив за свою поруганную честь и добившись своего, он не только хотел, но и пытался совершить сэппуку чуть ли не прямо над телом Нобунаги. Разумеется, вассалы удержали его и напомнили ему, что у него есть и еще кое-какие "гири" - а именно, перед ними и перед оставшейся без власти страной... короче, убил сегуна, теперь сегунствуй сам. Акэти пришлось с этим согласиться - но не этого он хотел и в любом случае прожил бы недолго, слишком велик психологический надлом. Изменить вассальному долгу - это вам никак уж не хухры-мухры. Такие "гири" убивают насмерть изнутри души.
ИМХО - вот это довольно естественный вариант развития событий, когда конфликтуют "гири" разного веса. Убить господина, отнимающего у тебя честь - и убить себя, поскольку своей изменой ты сам отнял честь у себя, а без чести не живут.
Впрочем, некоторые ограничивались убиением только себя - "и пусть господин будет этим навеки опозорен" - тоже действенно.
Так сколько все-таки весят "гири"?
Сколько весят "гири"?
Принято считать, что для самурая важнее всего - долг перед господином, сюзереном, и приказы господина следует выполнять даже ценой собственной жизни, потому как так велит бусидо и вообще честь самурая. Ведь что может быть выше чести самурая?
Так что же все-таки выше - долг перед господином или долг перед самурайской честью?
Вариантов ответа по идее два.
Один - долг перед господином, вне его нет чести.
Другой - долг есть составная часть этой самой чести, и потому честь важнее.
Все хорошо, пока они между собой не конфликтуют - а вот если законфликтуют? Если господин отдает приказ, исполняя который, самурай бесчестит себя?
Что делать добропорядочному самураю, если приказ господина его бесчестит? Что ему делать - обесчестить себя испонением приказа - или его нарушением?
ИМХО - самый выразительный ответ дает биография Акэти Мицухидэ.
Для тех, кто не в курсе, кратко и по верхам - ну вот не нравился Мицухидэ своему сюзерену Оде Нобунаге. Сильно не нравился. И в конце концов недовольство свое Нобунага (и вообще-то не очень склонный стесняться в таких вопросах) начал проявлять в бесчестящей Мицухидэ форме. А именно - стучал головой Акэти об пол, называя его лысым придурком. Назначил его заведовать приготовлениями к пиру - а в последний момент придрался, велел вывалить в канаву все приготовленное к пиру и передать руководство мероприятием другому. В общем - опозорил самурайскую честь Мицухидэ. Кончилось это тем, что Акэти восстал, и Нобунага погиб. На его месте Акэти продержался очень недолго - если мне мой склероз не изменяет, меньше месяца - при всех своих дарованиях. Но дело в том, что захватывать власть он вообще-то и не собирался. Большинство источников сходятся на том, что отомстив за свою поруганную честь и добившись своего, он не только хотел, но и пытался совершить сэппуку чуть ли не прямо над телом Нобунаги. Разумеется, вассалы удержали его и напомнили ему, что у него есть и еще кое-какие "гири" - а именно, перед ними и перед оставшейся без власти страной... короче, убил сегуна, теперь сегунствуй сам. Акэти пришлось с этим согласиться - но не этого он хотел и в любом случае прожил бы недолго, слишком велик психологический надлом. Изменить вассальному долгу - это вам никак уж не хухры-мухры. Такие "гири" убивают насмерть изнутри души.
ИМХО - вот это довольно естественный вариант развития событий, когда конфликтуют "гири" разного веса. Убить господина, отнимающего у тебя честь - и убить себя, поскольку своей изменой ты сам отнял честь у себя, а без чести не живут.
Впрочем, некоторые ограничивались убиением только себя - "и пусть господин будет этим навеки опозорен" - тоже действенно.
Так сколько все-таки весят "гири"?
Должно быть, столько сколько стоит смерть.
Я бы в связи с "гири" вспомнила ещё и "он", или "ниндзё", или оба сразу. По сути говоря, крайне полюсный выбор - либо "гири" без "ниндзё", не сложившейся с господином (в первую очередь это вина господина, по понятиям ниндзё он должен отвечать на преданность симпатией), либо чувство собственной идентичности (отнюдь не на первом месте даже для самурайского сословия!), "честь рода" и предательство установившихся социальных отношений. ИМХО, в Японии Акэти персонаж отнюдь не геройский, скорее повод поразмыслить и выбрать "гири" в качестве жизненного руководства - подобную систему поддерживает неизлечимый социальный оптимизм: будь благодарен и предан, и воздастся тебе. Акэти же был нетерпелив (отход от буддийских наставлений), предал мало того что сюзерена - сёгуна, представителя божественного микадо (а значит, предал и ками императорского рода - налицо измена идеалам синтоизма), и нимало, по всей видимости, не задумывался о истинной чести семьи (мне кажется, гордились бы они скорее смирением и рвением сына, нежели мятежом...)
Типично европейский взгляд...
P.S. Я, кстати, тоже "европеец". Я бы после таких издевательств либо сбежал, либо прибил господина начальника.
Да!
нимало, по всей видимости, не задумывался о истинной чести семьи (мне кажется, гордились бы они скорее смирением и рвением сына, нежели мятежом...) - ну, мятежом не гордятся одножначно - но вот смирением тут уже годиться тоже было некуда. Не только лично Мицухидэ, но уже и весь клан Акэти со своими вассалами был в очень неприятном положении. Ситуация была, ИМХО, действительно равновесная - и равнобезвыходная.
"ниндзё", не сложившейся с господином (в первую очередь это вина господина, по понятиям ниндзё он должен отвечать на преданность симпатией), - должен-должен, так что Нобунага. хоть и великий стратег, а прокололся по крупному.
А вообще, времена, когда честь ценилась дороже жизни, прельщают меня больше реальности, когда над этим словом только глупо хихикают.
Не только лично Мицухидэ, но уже и весь клан Акэти со своими вассалами был в очень неприятном положении. Вот тут снова она, двойственность самурайской философии, по которой ещё и источников днём с огнём! "Хагакурэ" - поздняя вещь, из хроник истинную подоплёку поступков не выловишь, а понятие чести и дзен сочетаются отвратииительно... равнобезвыходная, да - но восхваляли бы, пожалуй, ситуацию, когда мстят за поруганную честь господина его вассалы, а сам он смиренно ожидает милости сюзерена - или Неба, уповая на свои заслуги.
должен-должен, так что Нобунага. хоть и великий стратег, а прокололся по крупному. А он в психологическом плане, похоже, изначально делал крупные ошибки, недооценивая двойственные связи гири. Этакая европейская натура по страстности, однако!
Один самурай не нравился своему господину. Вот просто так не нравился, беспричинно. И тот отказал ему в чести сделать сеппуку после его, господина, кончины.
Самурай попереживал-попереживал, но через год все-таки покончил с собой. Без разрешения, что считалось не совсем пристойным.
После этого сын почившего господина стал плохо относится к сыновьям того самурая. Ну совсем плохо. И довел старшего сына до того, что – не никого не убивал – он просто на каком-то празднике публично отрезал себе самурайскую косичку. Это означало отказ от своего класса и от подчинения этому типу.
Остальные вассалы-самураи восприняли этот поступок как жуткое оскорбление. Собрались все вместе, налетели стаей и убили всех в том роду. Все-всех, даже младенцев. И очень при этом собой гордились.
Тут дело не в том самураи это или нет, а в том что это не слишком адеватные люди... А такие есть везде. В любой стране и в любом классе.
не, там других не было. Все такие.
В любом случае, идиотов и идиотских обычаев везде хватало. Идиотский обычай сэппуку после смерти хозяина, кстати, очень быстро вымер - как только к сегуну прибежал один молодой даймё с воплем: "Они ВСЕ хотят с собой покончить!!!" Папаша этого даймё умер, а вассалы решили таким образом прославиться (одни уже прославились - о них столько пьес Кабуки написали!) Таким образом, новоиспеченный даймё оставался один-одинешенек, без вассалов, но с их семьями, которых надо кормить-опекать. Сегунским указом запретили совершать самоубйиство, после чего обычай был забыт на много-сного лет, до тех самых пор, пока некий генерал Ноги не совершил ритуальное сэппуку после смерти императора Мейдзи. Видимо, чтобы оправдать свое имя, ибо был он самым провальным генералом за всю Русско-японскую войну. А Мори Огай был его ближайшим другом, вот и начал после его смерти писать про тот самый жутковатый обычай.
А европейская история? Там тоже полно примеров подобных. Естественно, что иная идеология и другой менталитет - соответственно иной "соус", под которым все это подается. Убивали за религиозную принадлежность, например...
Что значит "принимаю"? Как можно историю " не принимать? Она такая. какая есть.
Под уважением... я неправильно выразилась. Не уважение а "поэтизация". что ли. Желание оказаться там пропало.
А читала я много не беспокойтесь. И Кобо Абэ, и Рюноске, и Миссиму.
Клятый_Вомпэр
Мне тоже показалось нелогичным забирать с собой на тот свет всех верных людей. Я не помню автора рассказа. простите. Память совсем жуткая стала. Могу позвонить подруге. попросить узнать.
Думаю там автор хотел достичь именно эвнушить отвращение к происходящему. Он этого достиг.
Меч - душа самурая. Ага, щаз. Душа, которую можно продать за долги, проиграть в кости или просто про***** по пьянке. Смотрел недавно замечательный фильм - "Сумеречный самурай". Повеселила одна сцена - разговор двух самураев о третьем.
-Представляешь, он умеет владеть мечом!!!
-Какой ужас, а мы о нем плохо говорили! Он же нас порубит!
Да, наверно, не надо. Но в юности я увлекалась черно-белым кинематографом и "Семь самураев" были одним из моих любимых фильмов. Потом поняла. что это "романтика".
Так. вспомнилось...
В любом случае, это уже совершенный off-top с нашей стороны, что в чужом дневнике невежливо.