Нет - не той гири, с которой упражняются культуристы. А той, с которой упражняются самураи - в смысле - чувство долга и тому подобного.
Сколько весят "гири"?
Принято считать, что для самурая важнее всего - долг перед господином, сюзереном, и приказы господина следует выполнять даже ценой собственной жизни, потому как так велит бусидо и вообще честь самурая. Ведь что может быть выше чести самурая?
Так что же все-таки выше - долг перед господином или долг перед самурайской честью?
Вариантов ответа по идее два.
Один - долг перед господином, вне его нет чести.
Другой - долг есть составная часть этой самой чести, и потому честь важнее.
Все хорошо, пока они между собой не конфликтуют - а вот если законфликтуют? Если господин отдает приказ, исполняя который, самурай бесчестит себя?
Что делать добропорядочному самураю, если приказ господина его бесчестит? Что ему делать - обесчестить себя испонением приказа - или его нарушением?
ИМХО - самый выразительный ответ дает биография Акэти Мицухидэ.
Для тех, кто не в курсе, кратко и по верхам - ну вот не нравился Мицухидэ своему сюзерену Оде Нобунаге. Сильно не нравился. И в конце концов недовольство свое Нобунага (и вообще-то не очень склонный стесняться в таких вопросах) начал проявлять в бесчестящей Мицухидэ форме. А именно - стучал головой Акэти об пол, называя его лысым придурком. Назначил его заведовать приготовлениями к пиру - а в последний момент придрался, велел вывалить в канаву все приготовленное к пиру и передать руководство мероприятием другому. В общем - опозорил самурайскую честь Мицухидэ. Кончилось это тем, что Акэти восстал, и Нобунага погиб. На его месте Акэти продержался очень недолго - если мне мой склероз не изменяет, меньше месяца - при всех своих дарованиях. Но дело в том, что захватывать власть он вообще-то и не собирался. Большинство источников сходятся на том, что отомстив за свою поруганную честь и добившись своего, он не только хотел, но и пытался совершить сэппуку чуть ли не прямо над телом Нобунаги. Разумеется, вассалы удержали его и напомнили ему, что у него есть и еще кое-какие "гири" - а именно, перед ними и перед оставшейся без власти страной... короче, убил сегуна, теперь сегунствуй сам. Акэти пришлось с этим согласиться - но не этого он хотел и в любом случае прожил бы недолго, слишком велик психологический надлом. Изменить вассальному долгу - это вам никак уж не хухры-мухры. Такие "гири" убивают насмерть изнутри души.
ИМХО - вот это довольно естественный вариант развития событий, когда конфликтуют "гири" разного веса. Убить господина, отнимающего у тебя честь - и убить себя, поскольку своей изменой ты сам отнял честь у себя, а без чести не живут.
Впрочем, некоторые ограничивались убиением только себя - "и пусть господин будет этим навеки опозорен" - тоже действенно.
Так сколько все-таки весят "гири"?

@настроение: самурайское, однако...

Комментарии
04.12.2007 в 17:51

Так сколько все-таки весят "гири"?

Должно быть, столько сколько стоит смерть.
04.12.2007 в 18:01

Танец длится до сих пор, расписавшись по векам алой линией клинка...
Хм... Столько, сколько твое чувство собственного достоинства.
04.12.2007 в 18:04

Нормальность в этом мире неуместна (с)
Что-то мне сразу Джордан вспомнился. И шайнарская поговорка: "Смерть легче перышка, долг тяжелее, чем гора".
04.12.2007 в 18:21

это прекрасно, ящетаю :)
В любом случае получается, что "гири" весят - больше жизни. Своей, чужой, обеих разом...
04.12.2007 в 18:21

Секта свидетелей Накахары Чуи
Хм. Верно ли будет называть чувство долга перед своей честью (на заднем плане - честь рода, я так понимаю) "гири", или это всё же понятие социальной иерархии?
Я бы в связи с "гири" вспомнила ещё и "он", или "ниндзё", или оба сразу. По сути говоря, крайне полюсный выбор - либо "гири" без "ниндзё", не сложившейся с господином (в первую очередь это вина господина, по понятиям ниндзё он должен отвечать на преданность симпатией), либо чувство собственной идентичности (отнюдь не на первом месте даже для самурайского сословия!), "честь рода" и предательство установившихся социальных отношений. ИМХО, в Японии Акэти персонаж отнюдь не геройский, скорее повод поразмыслить и выбрать "гири" в качестве жизненного руководства - подобную систему поддерживает неизлечимый социальный оптимизм: будь благодарен и предан, и воздастся тебе. Акэти же был нетерпелив (отход от буддийских наставлений), предал мало того что сюзерена - сёгуна, представителя божественного микадо (а значит, предал и ками императорского рода - налицо измена идеалам синтоизма), и нимало, по всей видимости, не задумывался о истинной чести семьи (мне кажется, гордились бы они скорее смирением и рвением сына, нежели мятежом...)
04.12.2007 в 18:25

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
По мне лучше убить господина. :) А себя - не надо. :)
04.12.2007 в 18:26

Homo homini glucus est...
ehwaz
Типично европейский взгляд...

P.S. Я, кстати, тоже "европеец". Я бы после таких издевательств либо сбежал, либо прибил господина начальника.
04.12.2007 в 18:28

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
Punch
Да! :) Я - европейка до мозга костей. :)
04.12.2007 в 18:37

ИМХО, в Японии Акэти персонаж отнюдь не геройский, скорее повод поразмыслить - безусловно. Вот только размышления тут получаются неоднозначные. ;-)

нимало, по всей видимости, не задумывался о истинной чести семьи (мне кажется, гордились бы они скорее смирением и рвением сына, нежели мятежом...) - ну, мятежом не гордятся одножначно - но вот смирением тут уже годиться тоже было некуда. Не только лично Мицухидэ, но уже и весь клан Акэти со своими вассалами был в очень неприятном положении. Ситуация была, ИМХО, действительно равновесная - и равнобезвыходная.

"ниндзё", не сложившейся с господином (в первую очередь это вина господина, по понятиям ниндзё он должен отвечать на преданность симпатией), - должен-должен, так что Нобунага. хоть и великий стратег, а прокололся по крупному.


04.12.2007 в 18:42

Танец длится до сих пор, расписавшись по векам алой линией клинка...
А "гири" они такие - всегда не для одного. Это понятие взаимное.
04.12.2007 в 18:48

Интересно, а у них что, связь "господин-вассал" сохранялась при любом раскладе, хоть ты убейся? (простите за малоуместный каламбур). Не, Мицухидэ понятно вряд ли мог сменить господина. Но если Нобунаге так вассал не нравился, он не мог просто, не знаю, отправить его на особо важное и длительное поручение подальше от себя? Или там, помочь перейти под чьё-нить другое начало? Я косноязычно выражаюсь, но в принципе, разрулить ситуацию разве нельзя было?
А вообще, времена, когда честь ценилась дороже жизни, прельщают меня больше реальности, когда над этим словом только глупо хихикают.
04.12.2007 в 18:49

Секта свидетелей Накахары Чуи
Вот только размышления тут получаются неоднозначные. А как же) жизнь - в динамике, принципы утверждаются в испытаниях.

Не только лично Мицухидэ, но уже и весь клан Акэти со своими вассалами был в очень неприятном положении. Вот тут снова она, двойственность самурайской философии, по которой ещё и источников днём с огнём! "Хагакурэ" - поздняя вещь, из хроник истинную подоплёку поступков не выловишь, а понятие чести и дзен сочетаются отвратииительно... равнобезвыходная, да - но восхваляли бы, пожалуй, ситуацию, когда мстят за поруганную честь господина его вассалы, а сам он смиренно ожидает милости сюзерена - или Неба, уповая на свои заслуги.

должен-должен, так что Нобунага. хоть и великий стратег, а прокололся по крупному. А он в психологическом плане, похоже, изначально делал крупные ошибки, недооценивая двойственные связи гири. Этакая европейская натура по страстности, однако!
04.12.2007 в 19:04

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Jayrin K. Wild - Нобунага вообще адекватностью не отличался, в битвах он был хорош, но более-менее мирные дела вызывали у него некоторое затруднение. И Мицухидэ ему именно что не нравился. Но вот издеваться над ним - нравилось. Тут была попытка сделать из Мицухидэ (который, к тому же, не отличался привлекательной внешностью) шута против его воли. Это видели все остальные вассалы и, понятное дело, Нобунаге популярности это не прибавляло. Мицухидэ не хотел выступать в качестве шута, не хотел он и стать причиной падения Нобунаги в глазах его вассалов, вот и решил разрулить ситуацию по-своему. Как мне кажется, вполне удачно разрулил, по-самурайски.
04.12.2007 в 19:08

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
Мое уважение к самураям, бусидо, "гири" и т.п. рухнуло после того, как мне подсунули очень хорошую книжку о Японии. Там были путевые заметки какого-то путешественника, масса старинных фотографий и несколько рассказов. Увы, при своей склеротической памяти не помню ни названия, ни автора. Содержание рассказа такое:
Один самурай не нравился своему господину. Вот просто так не нравился, беспричинно. И тот отказал ему в чести сделать сеппуку после его, господина, кончины.
Самурай попереживал-попереживал, но через год все-таки покончил с собой. Без разрешения, что считалось не совсем пристойным.

После этого сын почившего господина стал плохо относится к сыновьям того самурая. Ну совсем плохо. И довел старшего сына до того, что – не никого не убивал – он просто на каком-то празднике публично отрезал себе самурайскую косичку. Это означало отказ от своего класса и от подчинения этому типу.
Остальные вассалы-самураи восприняли этот поступок как жуткое оскорбление. Собрались все вместе, налетели стаей и убили всех в том роду. Все-всех, даже младенцев. И очень при этом собой гордились.



04.12.2007 в 19:12

Танец длится до сих пор, расписавшись по векам алой линией клинка...
ehwaz
Тут дело не в том самураи это или нет, а в том что это не слишком адеватные люди... А такие есть везде. В любой стране и в любом классе.
04.12.2007 в 19:13

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
Лорд Ветер
не, там других не было. Все такие. :) Весь клан убивал отступника. Убивцев потом героями называли. О сами о себе стихи слагали.
04.12.2007 в 19:17

Секта свидетелей Накахары Чуи
ehwaz, какое ж тут могло быть уважение без фактов? либо вы принимаете историю чужой нации, как она была, либо считаете её дикой и безнравственной - но это же должно быть основано на сведениях? какие ж книжки вы читали до этого, если не замечали подобных тенденций?
04.12.2007 в 19:17

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
ehwaz Это не из Мори Огая, случаем? Было у него нечто подобное... То ли это "Семья Абэ", то ли еще что-то...
В любом случае, идиотов и идиотских обычаев везде хватало. Идиотский обычай сэппуку после смерти хозяина, кстати, очень быстро вымер - как только к сегуну прибежал один молодой даймё с воплем: "Они ВСЕ хотят с собой покончить!!!" Папаша этого даймё умер, а вассалы решили таким образом прославиться (одни уже прославились - о них столько пьес Кабуки написали!) Таким образом, новоиспеченный даймё оставался один-одинешенек, без вассалов, но с их семьями, которых надо кормить-опекать. Сегунским указом запретили совершать самоубйиство, после чего обычай был забыт на много-сного лет, до тех самых пор, пока некий генерал Ноги не совершил ритуальное сэппуку после смерти императора Мейдзи. Видимо, чтобы оправдать свое имя, ибо был он самым провальным генералом за всю Русско-японскую войну. А Мори Огай был его ближайшим другом, вот и начал после его смерти писать про тот самый жутковатый обычай.
04.12.2007 в 19:22

Танец длится до сих пор, расписавшись по векам алой линией клинка...
ehwaz
А европейская история? Там тоже полно примеров подобных. Естественно, что иная идеология и другой менталитет - соответственно иной "соус", под которым все это подается. Убивали за религиозную принадлежность, например...

04.12.2007 в 19:24

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
Эйнэри ибо вы принимаете историю чужой нации, как она была
Что значит "принимаю"? Как можно историю " не принимать? Она такая. какая есть.

Под уважением... я неправильно выразилась. Не уважение а "поэтизация". что ли. Желание оказаться там пропало.

А читала я много не беспокойтесь. И Кобо Абэ, и Рюноске, и Миссиму.

Клятый_Вомпэр
Мне тоже показалось нелогичным забирать с собой на тот свет всех верных людей. Я не помню автора рассказа. простите. Память совсем жуткая стала. Могу позвонить подруге. попросить узнать.

Думаю там автор хотел достичь именно эвнушить отвращение к происходящему. Он этого достиг.

04.12.2007 в 19:28

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
ehwaz - вот поэтизировать самураев и правда не надо. Хотя даже не за соблюдение идиотских обычаев, а как раз за несоблюдение обычаев адекватных.
Меч - душа самурая. Ага, щаз. Душа, которую можно продать за долги, проиграть в кости или просто про***** по пьянке. Смотрел недавно замечательный фильм - "Сумеречный самурай". Повеселила одна сцена - разговор двух самураев о третьем.
-Представляешь, он умеет владеть мечом!!!
-Какой ужас, а мы о нем плохо говорили! Он же нас порубит!
04.12.2007 в 19:34

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
Клятый_Вомпэр
Да, наверно, не надо. Но в юности я увлекалась черно-белым кинематографом и "Семь самураев" были одним из моих любимых фильмов. Потом поняла. что это "романтика".
04.12.2007 в 19:39

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
А по-моему, 7 самураев как раз более-менее реалистично все это показали. Я раньше тоже был помешан на самураях. А потом вырос и пошел на япониста... А там нам историю Японии читают... Так и кончилась моя большая самурайская любовь :)))
04.12.2007 в 19:40

Секта свидетелей Накахары Чуи
ehwaz, аа. Ну, Японию поэтизировать после знакомства с фактами нереально, это да. К слову, тут бы писателей с исследователями сравнить: как местными, так и зарубежными. Интересные расхождения обнаруживаются
04.12.2007 в 21:11

KattyJamison
У меня любовь к японской культуре пропала после близкого знакомства с одной японской леди... очаровательная женщина, кстати: умница, красавица, добрая и отзывчивая, вот только родилась слепой. И после её рассказов, о том как её измордовала "самурайская" культура, я вздохнула, похоронила иллюзии и переключилась на эксклюзивно-эстетические отношения с Японией вообще и культурой восходящего солнца в частности :(
04.12.2007 в 21:41

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
KattyJamison - кхм... а у нас слепым везде дорога, инвалидам везде почет? Я в Японии, кстати, работал с группой умственно-отсталых, так ребят, которых здесь давно объявили бы необучаемыми, там до последнего пытаются вытащить.
04.12.2007 в 22:01

KattyJamison
Клятый_Вомпэр А это смотря от того, где "у нас" :) С этой стороны Атлантики - таки-да, дорога и почёт... по большей части. А от того, что делают с инвалидами в России, меня тоже охватывают далеко не тёплые чувства. Но я в России родилась, и у меня перед этой страной есть некоторый... скажем, врождённый пиетет, который не позволяет мне махнуть рукой на 6-ую часть суши, тогда как я Японией меня ничто не связывает.
04.12.2007 в 23:16

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Ну, общался я и с инвалидами из Америки... тоже по их словам нелегко живется. Одно дело, если ты в мегаполисе, а в маленьком городке совсем хреново.
04.12.2007 в 23:48

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
А, забыла, на тему "что я читала о Японии". У нас еще есть "Материалы суда над японскими военнопленными. занимавшимися разработкой бактериологического оружия". Но в эту книгу я заглянула один раз в жизни в 10-м классе и немедленно убрала ее подальше.

Так. вспомнилось...
05.12.2007 в 02:46

KattyJamison
Клятый_Вомпэр А быть инвалидом нигде не сладко, и у нас не райские кущи, а наоборот - полно стимулов к улучшению ситуации. Но вот та леди утверждает, что в Штатах ей больше нравиться... И потом, зачем меня убеждать, что бывает хуже чем в Японии? Я знаю :)
В любом случае, это уже совершенный off-top с нашей стороны, что в чужом дневнике невежливо.