Понятия не имею, почему я так озаглавила этот пост. Понятия не имею. как его еще можно озаглавить.
И тема у него довольно странная - какие книги действительно помогают стать писателем, действительно могут пригодиться начинающему автору.
Наверное, у каждого это по-своему получается. Но вот я могу назвать с ходу две книги (на самом деле их больше, но просто эти две вспоминаются сразу), которые очень помогли в свое время лично мне.
Первая - это Станиславский, "Работа актера над собой".
ИМХО - для начинающего писателя книга очень нужная. Она помогает избежать очень многих типичных ошибок. Тут и о внутренней правде характера много, и о вживании в характер (ой, как же многим начинающим это необходимо - умение вживаться в характеры своих персонажей, жить ими, а не водить их, как марионетки на ниточках), и о кругах общения - что помогает избегнуть типичных ошибок при написании диалогов, и много-много еще всякого очень полезного и интересного.
Вторая - это "Золотая роза". В которой очень доходчиво рассказывается обо многих необходимых писателю вещах. От важности правильного пользования синтаксисом и до развития цветового зрения. Лет в пятнадцать я выполняла упражнение на цветовое зрение и цветовую память - очень, знаете ли, действенно.
Не говоря уже о том. что эти книги просто хорошо написаны, и читать их - истинное удовольствие.
Разумеется, это не значит, что пользоваться ими надо с угрюмой дотошностью, с которой пользуются инструкциями "как стать писателем за десять минут" или "как самому быстрее всего построить собачью будку". Я впервые прочитала эти книги в пятнадцать, потом перечитывала не раз для своего удовольствия - именно поэтому они так помогли мне уже после тридцати. )))
Но они мне и в самом деле очень помогли. Ни в каком литинституте меня бы не научили тому, чему я научилась у Паустовского и Станиславского. Потом я расскажу еще и о других "преподавателях" своего "личного литинститута". Вдруг они еще кому-то помогут?
А кого вы могли бы назвать среди профессоров вашего "личного литинститута"? ;-)

@темы: рабочее, книжное, Мысли вслух

Комментарии
21.07.2008 в 16:39

The grass isnt greener in the other side, it’s greener where you water it.
Спасибо за пост))) А насчет своего литинститута... сложно сказать - "обоснуй" наверное...
21.07.2008 в 16:39

Пришел. Увидел...
Возможно, кому-то это покажется примитивным и смешным, но я назову Стивена Кинга, "Как писать книги". Именно за счет своей примитивности эта книга и полезна. Кинг учит писать проще, не зацикливаться на описаниях и определениях; рассказывает о правилах работы над текстом, в том числе готовым, которые выработал для себя он сам. И хотя они подходят не всем и не во всем (что естественно), но пищу к размышлению дают.
21.07.2008 в 16:42

Хм, что забавно, вот Кинга я на эту тему как раз не читала. Его правила мне точно не подойдут - потому что описания мне часто бывают реально нужны - а вот почитать надо будет.
Но это еще не все мои "литинституты", я еще кое-кого назову. )))
21.07.2008 в 16:45

Мракобесие и джаз
Я бы сказала, что моим литинститутом было разнообразие... Потому что только когда читаешь много - видишь разнообразие стилей. Можно понять что писать можно так, так, так, и еще вот так вот тоже.
Кого-то конкретного назвать не могу. Что касается вживания - это классно, в этом смысле литинститут - это мой психфак. И телефон доверия. Как люди рассказывают свои истории, как они говорят, что считают главным, а что - нет...
Еще элемент - интернет. Письменное общение. Возможность излагать свои мысли письменно. Я не раз сталкивалась ( не знаю, может это только мой опыт) Что когда взрослые люди впервые начинают общаться на форумах или в аське, то по стилю им можно дать лет пятнадцать. Потом, постепенно, выравнивается.
Так что мой литинститут - это образчики разных стилей. Открытием стал Фрай - до него я не знала, что некоторые пишут так же, как говорят - разговорным языком. Желязны, сквозь которого продиралась с огромным удовольствием. Тома классики...
21.07.2008 в 16:46

Ela, он не в принципе отказывается от описаний - он учит отказываться от излишних красивостей. И, кстати, верно учит. Меня вот поправил и серьезно - не читала ты моих ранних текстов... и ладно бы голова, которую персонаж сперва уронил, а потом бросил в лицо собеседнику, ох, сколько прилагательных я наворачивал и как "блистало" мое творчество наречиями и деепричастными оборотами!
21.07.2008 в 16:54

Ela, да, насчет Паустовского - согласен. Потому что именно он, его "Мещерская сторона" изначально, дали толчок тому, что стало расти потом... И проросло книгами, которые я люблю и которые выбираю, и в том, о чем, что и как стараюсь и хочу писать...
21.07.2008 в 16:57

от нуля до восьмидесяти парашютов
Как интересно! Я даже задумалась над тем, как само-то училась писать... Но в основном - просто читая и наблюдая за тем, как пишут разные авторы. А еще, как ни странно, читая книжки по рисованию. Там ведь много и про композицию, и про цвет и т.п. И я как-то автоматически все это применяла к текстам...
21.07.2008 в 16:59

With a crew of drunken pilots, Were the only airship pirates!
Хы, а я сейчас писать учусь.
Литинститут - прочитанные книги. Хотя настоящим открытием для меня был "Некромерон" Угрюмовых - они там шикарно использовали диалекты для придания живости персонажам и Лавкрафт - как пример абсолютно жуткого текста, из которого вырастают прекрасные истории, как только через него продерешься и перестанешь мечтать убить всех положительных персонажей ^^

И Рей Бредбери - лиричностью фантастики
21.07.2008 в 17:02

Но в основном - просто читая и наблюдая за тем, как пишут разные авторы. а это наилучший способ, ИМХО. Хуже всего как раз учиться по руководствам для начинающих писателей.
А еще, как ни странно, читая книжки по рисованию. Там ведь много и про композицию, и про цвет и т.п. И я как-то автоматически все это применяла к текстам... кстати, ДА - это тоже. И я такое тоже читала и тоже применяла к текстам.
21.07.2008 в 17:06

от нуля до восьмидесяти парашютов
Ela
Меня эти руководства в шок повергают. Потому что способы там...искусственные, что ли. Ну да. можно написать по инструкции, но совсем не факт, что живо выйдет, а можно не читать эти руководства, читать классику - и будет очень неплохо. Хотя те книги, о которых вы говорите, думаю, мало общего с "как написать бестселлер за три дня" имеют. :)
21.07.2008 в 17:09

With a crew of drunken pilots, Were the only airship pirates!
Хы, а я сначалав резко начал писать много, потом почему-то испугался и долго-долго ничего не писал, пока меня сейчас не торкнуло по тригану ^^

А еще, имхо, очень хорошая вещь - это фанфики. Во-первых, помогают осмыслить вселенную, характеры и тп, во-вторых, критики помогают исправить ошибки. А то если сразу с книжкой придешь - в некоторых местах могут опустить по определению как новичка
21.07.2008 в 17:16

Смерть - не повод нарушать присягу...
хм. Ну писателем я себя пока назвать не могу. Но учусь. На разнообразии. А еще, мой личный глюк, иногда помогает представление видео, или звукового ряда.
21.07.2008 в 17:18

With a crew of drunken pilots, Were the only airship pirates!
Эльглин
а еще можно писать с депривацией сна. Тогда это не приходится представлять, оно само приходит, хозяйничает в башке и уходит 0.0
21.07.2008 в 17:19

Homo homini glucus est...
Станиславский, "Работа актера над собой", "Золотая роза"

А можно ссылки на почитать и/или скачать?
21.07.2008 в 17:45

Станиславский
Паустовский
Актуальный вопрос - неужели я являюсь единственным счастливым обладателем гугла? :hmm:
21.07.2008 в 18:52

Carpe diem. Ботокс творит чудеса
я не писатель, скорее, писун))) потому как мне далеко-далеко до греющюго душу суффикса -тель)))) А литинститутом, как бы не странно это звучало, стали для меня многотомные и разнообразные "Сказки"
21.07.2008 в 19:32

Я тихий даун, познавший Дао
Я учился писать тоже, в основном, читая. Стихи, прозу, драматургию... Разных авторов. Первым "духовным учителем", как я уже рассказывал, в поэзии был Высоцкий (и Эдгар По), в прозе - Кинг. Кстати, его "как писать книги" мне к моменту их выпуска были уже до звезды, потому что почти всё я уже и так для себя понял.
Затем были мои Друзья. Двоё "матёрых" и пачка начинающих графоманьяков. Мы все учились понемногу. :)
Станиславского я читал и перечитывал, просто для удовольствия. Повлиять уже не повлиял. :) Могу просто назвать нескольких "рубежных" авторов, после чьих книг я сидел в ступоре, а потом пробовал осмыслить и писать в том же жанре и стиле, постепенно формируя свой.
21.07.2008 в 19:37

М-ммм, авторов, которые на меня повлияли, я и вообще могу называть длииииииинным списком. )))
21.07.2008 в 19:42

Я тихий даун, познавший Дао
Ингвалл и Хатуль: Щелкаем стихи

Мы все учились понемногу:
Учили нас старик Гомер,
Месье Рабле, француз убогий,
И негры (Пушкин, например).

Учились все мы понемногу:
У всех, кто был учить горазд.
Нас гном учил копать БалрОгов,
А птичьим песням - Радагаст.

Мы понемногу все учились:
Учил пророчить Мерлин нас,
Не раз уже мы просочились
Вдвоем, за Хунтой, в унитаз.

Учились все мы многу поне
Разнообразным чудесам
(А первой кто строки не понял,
Так не понять её и нам)

Учились понемногу все мы,
И вот, свирепы и лихи,
Мы песни жрём, грызём поэмы,
И звонко щёлкаем стихи.

Насытясь веществом летучим,
И вам предложим мы его:
Пишите нам!
Мы вас научим!
Ингвалл, Хатуль.
НИИЧАВО.

kulichki.com/tolkien/arhiv/tower/a02.html
21.07.2008 в 20:33

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Мы все учились в средней школе,
И вот пишу - чего же боле?
(я)

Долго я думала, а сказать могу мало чего. Я с пяти лет читаю, какой-то вкус выработался, но - не слишком глубокий. Что-то писать я умею - очень маленькие рассказики и иногда стихи. Кое-что писать не умею и вряд ли научусь - я не умею писать длинно. Совсем. Мой рекорд - сорок страниц ворда. Даже тридцать шесть, кажется. Не умею заставлять себя писать. Только накручивать писучее состояние. А это не всегда удается.
Я всю жизнь учусь у литературы, как ее писать, а научиться вряд ли смогу.
Так что - не университеты, а нахватанность по верхам.
Зато другое - если я не буду писать совсем, я, наверное, пропаду.
Графоман...
21.07.2008 в 20:58

Homo homini glucus est...
Ela
Спасибо!
Актуальный ответ - просто некоторые люди неспособны адекватно сформулировать поисковый запрос, чтобы Гугль выдал нужный результат.
21.07.2008 в 21:00

Скачала мемуары Кинга, почитаю - вполне возможно, что пригодиться. Мэтра очень уважаю. Мастер плохому не научит.
В тему: как писать - т.е. выражать свои мысли словами - меня учил муж. Вроде научил неплохо.
А вот что писать - т.е. какие мысли выражать словами, а о каких лучше промолчать - не учил никто. Вот теперь сама учусь. На результат посмотрим месяца через три...
21.07.2008 в 21:30

Punch, а вот насчет трудностей в формулировании запроса - кстати, да! В Сети почти десять лет, и только лет пять как научился пользоваться поисковиками (по Рунету). Смешной момент: английским владею хорошо, книги в оригинале читаю и фильмы смотрю, одно время работал переводчиком, в реалиях более-менее ориентируюсь, а вот с англоязычными запросами у меня до сих пор проблема! То есть по-русски я могу найти все, что мне нужно, а вот когда нужно задать вопрос иноязычному поисковику - я как правило не нахожу искомого. Видимо, там свой принцип формулирования запросов, в чем-то требующий непривычной русскоязычному человеку системы мышления. Так что могу понять и тех, кто просит ссылки...
21.07.2008 в 21:49

Homo homini glucus est...
Светлый...
А я не научился до сих пор. Ни русские, ни английские поисковики меня не любят... взаимно, кстати. Но английским я тоже владею неплохо, несмотря ни на что.
21.07.2008 в 22:39

Актуальный ответ - просто некоторые люди неспособны адекватно сформулировать поисковый запрос, чтобы Гугль выдал нужный результат. запрос формулируется в данном случае так: Станиславский Работа актера над собой
Обратите внимание - кавычки НЕ ставятся, знаки препинания возможны, но маложелательны - и то, и другое может затруднить поиск. Именно это мы и набираем в поисковом окошечке гугла. Если набирается строчка из произведения - точно так же кавычки лучше убрать. Знаки препинания можно и оставить.
То же самое - на английском.
22.07.2008 в 02:41

Homo homini glucus est...
Понял. Спасибо.
22.07.2008 в 10:31

Ela, вот с поиском книг мне как раз как-то проще на всех языках, а вот с поиском конкретной информации на английском сложнее. :) Но это оффтоп, обсудим еще как-нибудь в скайпе. ;-)
22.07.2008 в 12:19

Печенька не принесёт тебе мира (с)
Классики 18-19 веков. Как это ни забавно :) У них другой ритм жизни, речи, другое построение фраз, другое отношение к языку, чем у современных авторов. После ураганного чтения классиков и эпосов, которое было у меня в университете, мой литературный язык изменился очень сильно. Хотя и Кинга я читала до этого, его руководство, и Паустовского. не помогло. А вот эта лавинообразная начитка БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА хороших текстов - да. Очень чистит мозги.
22.07.2008 в 14:03

In every wood in every spring there is a different green. (C)
А вот у меня обратная проблема - как бы все прочитанное забыть... Не совсем, конечно, а так, хоть немножечко. Потому что как только нужно что-нибудь о чем-нибудь сказать, сразу выскакивает какая-нибудь цитата. Мне проще сказать чужими словами, чем своими, это ужасно.
22.07.2008 в 15:49

With a crew of drunken pilots, Were the only airship pirates!
Лопоуша
+1

Это тоже есть. Потому как иногда пытаешься переформулировать, а получается криво и косо, как неклассическое доказательство теоремы. Выматывает