... действительно ОЧЕНЬ странное.
Навеяно музыкой френдлентой, где уже появились личные отзывы на фильм "Обитаемый остров". Разброс мнений широчайший - кто хвалит, кто ругает, причем за одно и то же. Насколько оно при этом противоположно трактуется, видно невооруженным глазом. Похоже, кроме библиотеки Мёнина, существует еще и фильмотека Мёнина. Полное впечатление, что обсуждаются просто разные фильмы, а не один и тот же. А поскольку книга в данном контексте тоже все время поминается - и тоже трактуется - ощущение, что я попала в какую-то параллельную реальность, не проходит.
Нет - я еще НЕ видела фильма и потому не могу сказать о нем ничего. Книгу читала, само собой - но о том, как именно книга и фильм соотносятся - см. выше. Зато я видела трактовки и того и другого, причем в количестве. И еще раз убеждаюсь, что художественный образ, нырнувший в недра и дебри общественного сознания, претерпевает там такие метаморфозы и приключения, какие его авторам не приснились бы НИКОГДА.
И посмотрев на эти метафорозы и приключения, я грустно подумала: так и кажется, что Мак Сим из недр общественного сознания (именно оттуда, а не из ОО) примерно так же соотносится с нашей нынешней реальностью и ее нынешней ментальностью, как Эмиль из недр общественного сознания (а не из книги Руссо) соотносится с реальностью и ментальностью Великой Французской Революции.
И чего только не взбредет в голову при попытке заглянуть в бездну в упомянутое общественное сознание...

@темы: размышлизмы, кино и все такое прочее, литературное, музыкой навеяло

Комментарии
05.01.2009 в 02:53

Science: because you can't pray this shit into space (c) || Электронный кочевник || Игрок в киберсалочки || "Фермопилы под контролем" (с) 【Как совмещать пацифизм и кровожадность: моя автобиография (с)】
Знаете, на мой взгляд, ситауция похожа на ту, о которой говорят в контексте экранизаций романов Джейн Остен. Слышала по этому поводу совершенно замечательный, на мой взгляд, комментарий режиссёра одного из фильмов: "Каждая считает, что она лучше всех знает, какая актриса должна играть ту или иную роль, как передать созданный в романе образ - ведь это она написала эту книгу!".
05.01.2009 в 05:13

Sincerely Yours, Morgan Q. Addams.
Ela, стоит просто посмотреть фильм ... Собственное мнение по-любому интереснее. :)
05.01.2009 в 05:16

Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
Morgan Q. Addams +1

Мне лично очень понравилось. В фильме есть атмосфера
и наверное, для меня в нём это главное
05.01.2009 в 05:25

стоит просто посмотреть фильм ... Собственное мнение по-любому интереснее. безусловно. Но это было мнение не о фильме. Это было мнение о мнениях )))).
И соотнесение Максима-из-мнений с Эмилем-из-мнений - его основная часть ))).
Эх, что только не прибредится ночью... )))
05.01.2009 в 09:57

Злой самаритянин
Это естесственно, что каждый воспринимает героев по-своему.
05.01.2009 в 10:36

Это естесственно, что каждый воспринимает героев по-своему. разумеется. Но пределы у этого восприятия по-своему имеются. И я сейчас не о восприятии по-своему - а об отдельных последствиях такого восприятия...
05.01.2009 в 10:52

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Ну вот мы тут на днях фигели с того, что вполне себе умный человек с хорошим вкусом на полном серьезе утверждал, что михалковские 12 лучше, чем оригинальный фильм. Значит, чем-то зацепило.
05.01.2009 в 11:02

Я не владею русским языком. У меня нелицензионная копия. Я старый пират не знающий слов лицензионного соглашения.
Ela Нет - я еще НЕ видела фильма

Если лень идти в кинотеатр и не хочется скачивать, можно посмотреть он-лайн
05.01.2009 в 11:52

Вук, просто Вук
На "Адмирале" мы этого всего уже так хлебнули - там на художественные образы наложилась еще и политика... Полный полярный зверек! После этого я уже ничему не удивлюсь.
05.01.2009 в 12:06

На "Адмирале" мы этого всего уже так хлебнули - там на художественные образы наложилась еще и политика... Полный полярный зверек! После этого я уже ничему не удивлюсь. Вук, а ведь ты пока что первый комментирующий, который заметил (как мне кажется) не только первую часть моего поста, но и ВТОРУЮ, раз упоминаешь о политике.
А вообще мне кажется, что я настолько разучилась высказывать свои мысли, что мне пора на фиг завязывать с литературой. Потому что - ну вот написала я пост, в котором высказала страшненькое для себя соображение. Пост состоит из двух частей. При этом:
1. всем интересно мое мнение о фильме - и почти никому не интересно мое мнение о мнениях
2. вообще-то вторая часть поста - об общественно-политических последствиях этих самых мнений. Именно ее я и назвала "странным соображением" - вот уж наличие билиотеки-фильмотеки Мёнина никак не странно само по себе. Но вот именно эту часть поста - о последствиях - никто в упор не видит. Значит, я разучилась выражать свои мысли. А это плохо...
05.01.2009 в 12:16

Вук, просто Вук
Так вышло потому, что я книги не читал и фильма не видел. Потому и комментировал я... вот именно, что мнение о мнениях. И вот знаешь - относительно художественного произведения это еще можно так-сяк пережить. Не надо бросать литературу! Гораздо хуже, когда библиотека Мёнина выходит из книг и разворачивается в реале. Вот наложи ее на ситуацию, скажем, с газовыми газборками России и Украины? Или на сектор Газа? (черт, сплошной газ у нас :) ) Выйдет ого-го что! Да вот же ж, мы это огого на далее, как в августе имели честь наблюдать во всей его мёнинской красе. Я к литературе спокойно отношусь. Кто где чего не то вычитал - ну и фиг с ним, меня это не сильно напрягает. Но если смотреть на литератуту как на модель жизни... Кхм...
05.01.2009 в 12:27

Но если смотреть на литератуту как на модель жизни... Кхм... а если учесть, что она нередко СТАНОВИТСЯ моделью жизни, причем кто что вычитал, так он ее потом и воплощает в жизнь - вот это уже по-настоящему страшно. И именно об этом, в сущности, пост.
05.01.2009 в 12:28

Пишу за фидбэк.
Ela, я правильно поняла, что пост о том, что иногда сложившееся в "общественном сознание" представление о чём-то (литературе/фильмах/реальных событиях) иногда очень, очень сильно отличается от того, что было на самом деле?
А... разве это так удивительно?
05.01.2009 в 12:43

тварь, воспитанная книгами
На "Адмирале" это просто ярче проявилось - народ смотрел не фильм, а свои политические взгляды. 50% рецензий (а то и больше) - не о фильме, игре актеров итд., а "Как вы можете прославлять кровавого белогвардейского маньяка? Вы еще из Власова героя сделайте" или "Быдло, руки прочь от наших героев - патриотов царской России.".
Впрочем, "Обитаемый остров" тоже в этом смысле интересен. Для кого-то Каммерер плох уже потому, что голубыми глазами и улыбкой напоминает голливудских героев.
05.01.2009 в 12:59

я правильно поняла, что пост о том, что иногда сложившееся в "общественном сознание" представление о чём-то (литературе/фильмах/реальных событиях) иногда очень, очень сильно отличается от того, что было на самом деле?
А... разве это так удивительно?
это НЕ удивительно. Ни разу. Странной мне показалась пришедшая в голову внезапно параллель между соотношением "Максим - наша нынешняя реальность как последствия" и "Эмиль - Великая Французская революция как последствия". И вот это соображение - меня удивившее и напугавшее - не только никого не удивляет, его ВООБЩЕ НИКТО НЕ ЗАМЕЧАЕТ в моем посте.
Нет - литературу мне точно пора бросать. И переходить на создание порноколлажей. Уж если я в коротком посте открытым текстом не могу мысль донести - что уж говорить о целой книге, да еще художественной...
05.01.2009 в 13:03

Пишу за фидбэк.
Ela, про Эмиля, каюсь, просто не знаю, кто и откуда, позор мне. Поэтому на параллель и не обратила внимания.
P.S. Да и проМаксима тоже не знаю, да...
05.01.2009 в 13:13

Science: because you can't pray this shit into space (c) || Электронный кочевник || Игрок в киберсалочки || "Фермопилы под контролем" (с) 【Как совмещать пацифизм и кровожадность: моя автобиография (с)】
Ela А вообще мне кажется, что я настолько разучилась высказывать свои мысли, что мне пора на фиг завязывать с литературой. Потому что - ну вот написала я пост, в котором высказала страшненькое для себя соображение. Пост состоит из двух частей. При этом:
1. всем интересно мое мнение о фильме - и почти никому не интересно мое мнение о мнениях
2. вообще-то вторая часть поста - об общественно-политических последствиях этих самых мнений. Именно ее я и назвала "странным соображением" - вот уж наличие билиотеки-фильмотеки Мёнина никак не странно само по себе. Но вот именно эту часть поста - о последствиях - никто в упор не видит. Значит, я разучилась выражать свои мысли. А это плохо...


На мой взгляд, далеко не обязательно не уметь выражать своё мнение, чтобы получать такой результат. Ведь иногда бывает так, что кто-то, зацепившись за одну фразу из всего поста, торопится не упустить мысль, с ней связанную, и напрочь забывает дочитать до конца.
Кто-то просто видит то, что хочет видеть (такое, на мой взгляд, иногда случается с каждым).
Кто-то не слышит наших мыслей по каким-то ещё причинам.
В таких случаях, как мне кажется, самое печальное, что дискуссия несколько теряет свой интерес. Не всегда, разумеется.


Я вот не совсем понимаю Вашу мысль по той простой причине, что не знаю ни кто такой Максим, ни кто такой Эмиль. С удовольствием восполнила бы этот пробел.
05.01.2009 в 14:59

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?

*с тихим отчаянием* Эла, если вы бросите литературу, читателям останется только скиснуть по углам. Книг много, а хороших мало. Не сокращайте светлый список!

05.01.2009 в 15:09

Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
Хм, к моему стыду, тоже не упоминаю, кто такой Эмиль, и как относится к французской рефолюции... :upset: :shame:
05.01.2009 в 15:09

L'essentiel est invisible
Г. К. Честертон. Парадоксы мистера Понда. > Преступление капитана Гэхегена.
Очень рекомендую для приведения настроения в порядок. Там вполне внятно объясняется, почему о-о-чень многие читатели / слушатели не видят / не слышат половину сказанного, а следовательно, и воспринять не могут. Где уж там пресловутому 25-му кадру! :)
05.01.2009 в 15:27

Вук, просто Вук
Когда я учился в университе, на криминалистике мы проводили "следственный эксперимент" - в комнату заходил посторонний человек (ловили в коридоре), стоял минуту, а после того, как он выходил (через неокторый промежуток времени), все сидящие описывали его (только каждый сам писал, что запомнил, чтобы не нарушать чистоту эксперимента). Ну и, как следовало ожидать, идентичных описаний практически не было :) Так нас на наглядном примере учили оценивать свидетельские показания.
05.01.2009 в 17:24

Ela, а можно поподробнее насчет соответствия между Эмилем и Французкой революцией и между МакСимом и современной реальностью?
Из философии и социологии я помню, что Руссо и Вольтера обвиняли в расшатывании нравов за которым и последовала Французская Революция (может конечно я и не так поняла?), но как МакСим отражается в современность? Мне кажется, что сейчас этого героя уже мало кто помнит, хотя в 80-е — 90-е романы Стругацких и были очень культовыми, но вроде считалось что с современностью более коррелируют Гадкие лебеди и Град обреченный (или я не права?)?
05.01.2009 в 18:13

Я вот не совсем понимаю Вашу мысль по той простой причине, что не знаю ни кто такой Максим, ни кто такой Эмиль. С удовольствием восполнила бы этот пробел. восполняю - для всех, кто не в курсе.
Максим - собссно, главный герой обсуждаемых книги и фильма, то бишь "Обитаемого осторова". Книга в свое время была знаковой и культовой. Нашу нынешнюю реальность - начиная от перестройки и далее - творили люди, для которых она была знаковой и культовой. Именно эти поколения. Эмиль - это главный герой одной из двух культовых книг Руссо. Первой была "Юлия, или новая Элоиза", второй - "Эмиль, или о воспитании". Как и в случае с Максимом, весьма... э-ээ... прекраснодушное создание. Книга - тоже знаковая и культовая для определенного поколения. Именно оно создавало общественно-политическую реальность Великой Французской Революции. Вот как оба эти поколения поняли то, что прочитали - вот то они и создали, ага... в меру своего умения.
И мысль, соотносящая оба эти случая друг с другом, показалась для меня... жутковатой.
Г. К. Честертон. Парадоксы мистера Понда. > Преступление капитана Гэхегена.
Очень рекомендую для приведения настроения в порядок. Там вполне внятно объясняется, почему о-о-чень многие читатели / слушатели не видят / не слышат половину сказанного, а следовательно, и воспринять не могут. Где уж там пресловутому 25-му кадру!
да, эту вещь помню. И мысль в ней правильная - люди видят и слышат то, что готовы и хотят (или боятся) услышать и увидеть - а совсем не то, что на самом деле. Применительно к художественному произведению это дает оглушающий эффект. )))
Когда я учился в университе, на криминалистике мы проводили "следственный эксперимент" - в комнату заходил посторонний человек (ловили в коридоре), стоял минуту, а после того, как он выходил (через неокторый промежуток времени), все сидящие описывали его (только каждый сам писал, что запомнил, чтобы не нарушать чистоту эксперимента). Ну и, как следовало ожидать, идентичных описаний практически не было Так нас на наглядном примере учили оценивать свидетельские показания. ага, старая присказка, и абсолютно верная - "врет, как очевидец". А это вы ж еще не были отягощены политикой и не воспринимали вашего незнакомца из коридора через ее призму! ))))))
05.01.2009 в 18:17

как МакСим отражается в современность? Мне кажется, что сейчас этого героя уже мало кто помнит, хотя в 80-е — 90-е романы Стругацких и были очень культовыми, но вроде считалось что с современностью более коррелируют Гадкие лебеди и Град обреченный (или я не права?)? я еще не видела этого вопроса, когда писала предыдущий пост. "Лебеди" и "Град" были ПОЗЖЕ. А вот ОО и ТББ помнит как раз мое поколение и те, кто старше меня. Те, кто прочитал их в подростковом возрасте и ранней юности в первый раз. В период, определяющий мировоззрение. И вот как эти юнцы прочитали - как поняли - так и постоили, ИМХО...
05.01.2009 в 18:47

Э... Может я что-то путаю, но вроде Лебеди были раньше (по крайней мере в распечатках), а Град - да позже. А может оно в таком порядке добиралось до нашего медвежьего угла. Насчет культовости - видимо в моем окружении как-то КОМКОНовские герои не прозвучали, почему Ваша мысль и удивила. Если брать прогрессоров, то тот же Румата был гораздо более культовым персонажем. Но понять связь Руматы и современности мне лично очень трудно. Как-то для меня современность тянет на Хищные вещи века.
05.01.2009 в 18:52

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Обитаемый остров, по-моему, был раньше, это да.
А насчет того, что - вот как прочитали, такое и построили - тут еще одна поправка. Еще зависит очень сильно от того, КТО строит. Строят же не все те, кто читают. Строят наиболее активные. И эти активные не только ж Стругацких читали. Они читали такую кашу всего...
05.01.2009 в 19:01

Э... Может я что-то путаю, но вроде Лебеди были раньше (по крайней мере в распечатках), а Град - да позже. А может оно в таком порядке добиралось до нашего медвежьего угла. Насчет культовости - видимо в моем окружении как-то КОМКОНовские герои не прозвучали, почему Ваша мысль и удивила. Если брать прогрессоров, то тот же Румата был гораздо более культовым персонажем. "Лебеди" были позже - это ТББ был раньше. Года на три, если мне мой склеросс не изменяет. И - да, Румата, бесспорно, был очень и очень знаковым персонажем. Но и мир ОО, и Мак Сим - тоже. И я говорю о тех, кто читал это в совершенно определенное время и под совершенно определенным углом. Нынешнее поколение - которое, кстати, по большей части читало ОО как раз уже ПОСЛЕ "Лебедей" - видит это все уже сильно иначе.
05.01.2009 в 19:02

И эти активные не только ж Стругацких читали. Они читали такую кашу всего... разумеется. Вот потому так и читали, ага ж...
05.01.2009 в 19:03

Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
AnnetCat +1)))))
05.01.2009 в 19:51

Sincerely Yours, Morgan Q. Addams.
Ela люди видят и слышат то, что готовы и хотят (или боятся) услышать и увидеть - а совсем не то, что на самом деле. Применительно к художественному произведению это дает оглушающий эффект. )))

Бррр ... не то, что на самом деле ... Определение "на самом деле" на столько условно, расплывчато, приблизительно и субъективно ...
Кто может поручиться за то, что ... изначально было сказано или показано именно то, что на самом деле, которое потом не увидели/ не услышали другие? Или не смогли, или не захотели, или испугались, или слишком сильно хотели ... или не обратили внимание ....
Оно на самом деле только для того, кто говорил или показывал ...