... действительно ОЧЕНЬ странное.
Навеяномузыкой френдлентой, где уже появились личные отзывы на фильм "Обитаемый остров". Разброс мнений широчайший - кто хвалит, кто ругает, причем за одно и то же. Насколько оно при этом противоположно трактуется, видно невооруженным глазом. Похоже, кроме библиотеки Мёнина, существует еще и фильмотека Мёнина. Полное впечатление, что обсуждаются просто разные фильмы, а не один и тот же. А поскольку книга в данном контексте тоже все время поминается - и тоже трактуется - ощущение, что я попала в какую-то параллельную реальность, не проходит.
Нет - я еще НЕ видела фильма и потому не могу сказать о нем ничего. Книгу читала, само собой - но о том, как именно книга и фильм соотносятся - см. выше. Зато я видела трактовки и того и другого, причем в количестве. И еще раз убеждаюсь, что художественный образ, нырнувший в недра и дебри общественного сознания, претерпевает там такие метаморфозы и приключения, какие его авторам не приснились бы НИКОГДА.
И посмотрев на эти метафорозы и приключения, я грустно подумала: так и кажется, что Мак Сим из недр общественного сознания (именно оттуда, а не из ОО) примерно так же соотносится с нашей нынешней реальностью и ее нынешней ментальностью, как Эмиль из недр общественного сознания (а не из книги Руссо) соотносится с реальностью и ментальностью Великой Французской Революции.
И чего только не взбредет в голову при попытке заглянутьв бездну в упомянутое общественное сознание...
Навеяно
Нет - я еще НЕ видела фильма и потому не могу сказать о нем ничего. Книгу читала, само собой - но о том, как именно книга и фильм соотносятся - см. выше. Зато я видела трактовки и того и другого, причем в количестве. И еще раз убеждаюсь, что художественный образ, нырнувший в недра и дебри общественного сознания, претерпевает там такие метаморфозы и приключения, какие его авторам не приснились бы НИКОГДА.
И посмотрев на эти метафорозы и приключения, я грустно подумала: так и кажется, что Мак Сим из недр общественного сознания (именно оттуда, а не из ОО) примерно так же соотносится с нашей нынешней реальностью и ее нынешней ментальностью, как Эмиль из недр общественного сознания (а не из книги Руссо) соотносится с реальностью и ментальностью Великой Французской Революции.
И чего только не взбредет в голову при попытке заглянуть
Мне лично очень понравилось. В фильме есть атмосфера
и наверное, для меня в нём это главное
И соотнесение Максима-из-мнений с Эмилем-из-мнений - его основная часть ))).
Эх, что только не прибредится ночью... )))
Если лень идти в кинотеатр и не хочется скачивать, можно посмотреть он-лайн
А вообще мне кажется, что я настолько разучилась высказывать свои мысли, что мне пора на фиг завязывать с литературой. Потому что - ну вот написала я пост, в котором высказала страшненькое для себя соображение. Пост состоит из двух частей. При этом:
1. всем интересно мое мнение о фильме - и почти никому не интересно мое мнение о мнениях
2. вообще-то вторая часть поста - об общественно-политических последствиях этих самых мнений. Именно ее я и назвала "странным соображением" - вот уж наличие билиотеки-фильмотеки Мёнина никак не странно само по себе. Но вот именно эту часть поста - о последствиях - никто в упор не видит. Значит, я разучилась выражать свои мысли. А это плохо...
А... разве это так удивительно?
Впрочем, "Обитаемый остров" тоже в этом смысле интересен. Для кого-то Каммерер плох уже потому, что голубыми глазами и улыбкой напоминает голливудских героев.
А... разве это так удивительно? это НЕ удивительно. Ни разу. Странной мне показалась пришедшая в голову внезапно параллель между соотношением "Максим - наша нынешняя реальность как последствия" и "Эмиль - Великая Французская революция как последствия". И вот это соображение - меня удивившее и напугавшее - не только никого не удивляет, его ВООБЩЕ НИКТО НЕ ЗАМЕЧАЕТ в моем посте.
Нет - литературу мне точно пора бросать. И переходить на создание порноколлажей. Уж если я в коротком посте открытым текстом не могу мысль донести - что уж говорить о целой книге, да еще художественной...
P.S. Да и проМаксима тоже не знаю, да...
1. всем интересно мое мнение о фильме - и почти никому не интересно мое мнение о мнениях
2. вообще-то вторая часть поста - об общественно-политических последствиях этих самых мнений. Именно ее я и назвала "странным соображением" - вот уж наличие билиотеки-фильмотеки Мёнина никак не странно само по себе. Но вот именно эту часть поста - о последствиях - никто в упор не видит. Значит, я разучилась выражать свои мысли. А это плохо...
На мой взгляд, далеко не обязательно не уметь выражать своё мнение, чтобы получать такой результат. Ведь иногда бывает так, что кто-то, зацепившись за одну фразу из всего поста, торопится не упустить мысль, с ней связанную, и напрочь забывает дочитать до конца.
Кто-то просто видит то, что хочет видеть (такое, на мой взгляд, иногда случается с каждым).
Кто-то не слышит наших мыслей по каким-то ещё причинам.
В таких случаях, как мне кажется, самое печальное, что дискуссия несколько теряет свой интерес. Не всегда, разумеется.
Я вот не совсем понимаю Вашу мысль по той простой причине, что не знаю ни кто такой Максим, ни кто такой Эмиль. С удовольствием восполнила бы этот пробел.
*с тихим отчаянием* Эла, если вы бросите литературу, читателям останется только скиснуть по углам. Книг много, а хороших мало. Не сокращайте светлый список!
Очень рекомендую для приведения настроения в порядок. Там вполне внятно объясняется, почему о-о-чень многие читатели / слушатели не видят / не слышат половину сказанного, а следовательно, и воспринять не могут. Где уж там пресловутому 25-му кадру!
Из философии и социологии я помню, что Руссо и Вольтера обвиняли в расшатывании нравов за которым и последовала Французская Революция (может конечно я и не так поняла?), но как МакСим отражается в современность? Мне кажется, что сейчас этого героя уже мало кто помнит, хотя в 80-е — 90-е романы Стругацких и были очень культовыми, но вроде считалось что с современностью более коррелируют Гадкие лебеди и Град обреченный (или я не права?)?
Максим - собссно, главный герой обсуждаемых книги и фильма, то бишь "Обитаемого осторова". Книга в свое время была знаковой и культовой. Нашу нынешнюю реальность - начиная от перестройки и далее - творили люди, для которых она была знаковой и культовой. Именно эти поколения. Эмиль - это главный герой одной из двух культовых книг Руссо. Первой была "Юлия, или новая Элоиза", второй - "Эмиль, или о воспитании". Как и в случае с Максимом, весьма... э-ээ... прекраснодушное создание. Книга - тоже знаковая и культовая для определенного поколения. Именно оно создавало общественно-политическую реальность Великой Французской Революции. Вот как оба эти поколения поняли то, что прочитали - вот то они и создали, ага... в меру своего умения.
И мысль, соотносящая оба эти случая друг с другом, показалась для меня... жутковатой.
Г. К. Честертон. Парадоксы мистера Понда. > Преступление капитана Гэхегена.
Очень рекомендую для приведения настроения в порядок. Там вполне внятно объясняется, почему о-о-чень многие читатели / слушатели не видят / не слышат половину сказанного, а следовательно, и воспринять не могут. Где уж там пресловутому 25-му кадру! да, эту вещь помню. И мысль в ней правильная - люди видят и слышат то, что готовы и хотят (или боятся) услышать и увидеть - а совсем не то, что на самом деле. Применительно к художественному произведению это дает оглушающий эффект. )))
Когда я учился в университе, на криминалистике мы проводили "следственный эксперимент" - в комнату заходил посторонний человек (ловили в коридоре), стоял минуту, а после того, как он выходил (через неокторый промежуток времени), все сидящие описывали его (только каждый сам писал, что запомнил, чтобы не нарушать чистоту эксперимента). Ну и, как следовало ожидать, идентичных описаний практически не было Так нас на наглядном примере учили оценивать свидетельские показания. ага, старая присказка, и абсолютно верная - "врет, как очевидец". А это вы ж еще не были отягощены политикой и не воспринимали вашего незнакомца из коридора через ее призму! ))))))
А насчет того, что - вот как прочитали, такое и построили - тут еще одна поправка. Еще зависит очень сильно от того, КТО строит. Строят же не все те, кто читают. Строят наиболее активные. И эти активные не только ж Стругацких читали. Они читали такую кашу всего...
Бррр ... не то, что на самом деле ... Определение "на самом деле" на столько условно, расплывчато, приблизительно и субъективно ...
Кто может поручиться за то, что ... изначально было сказано или показано именно то, что на самом деле, которое потом не увидели/ не услышали другие? Или не смогли, или не захотели, или испугались, или слишком сильно хотели ... или не обратили внимание ....
Оно на самом деле только для того, кто говорил или показывал ...