... причем не просто понесло, а прибавленным галопом! В предыдущем треде мне столько всего познавательного и поучительного предоставили, что прямо сердце радуется. Ну и флуд расцвел прекрасный, в лучшем смысле этого слова. И сама я слегка пофлудила - вот этот-то флуд я и выношу отдельным постом.
Флуд был про Сивку-Бурку-вещего-Каурку. Лошадь трех мастей сразу - это сильно, ничего не скажешь. И мне всегда, с самого детства, было интересно, как же это выглядит и почему лошадь тройной масти (а заодно - почему сивка-бурка-каурка, а не гнедко-воронко-бурко, скажем).
Ну, три - число сакральное, с этим не поспоришь. Но - троемастная лошадь?
А потом мне подумалось - а до какой степени это и вообще ОДНА лошадь?
В самом деле - сыновей было трое. Старик предполагал, что на могилу к нему придут все трое сыновей, каждый в свою очередь - значит, каждый из них должен был получить волшебного коня. Три там было лошади. А пришел только младший сын. Все три раза. И получил в результате трех коней в одном. Сивку, Бурку и Каурку.
Мне кажется, это так - есть ведь варианты, где лошадей так и остается трое - и младший сын ездит на них поочередно.
И - вот тут уже махровейшее ИМХО - масть лошадей соотносится с серебряным (сивко), медным (бурко) и золотым (каурко) цартствами русских сказок - но вот это уже совсем левая догадка.
А что Сивка-Бурка-вещий-Каурка - это три лошади, ставшие одной, слившиеся вместе - вот это мне кажется вполне возможным. Лошади-то не просто абы какие, а волшебные. )))

@темы: дилетантское, Мысли вслух

Комментарии
13.05.2009 в 02:00

Два кармана стрижей с маяка\...- Четыре месяца я не снимал штаны. Просто повода не было.
Он превращался )
13.05.2009 в 02:02

DЕX'ы не страдали от паранойи, они были запрограммированы на неё.
Ela
А гуси-лебеди - это чтобы на хватило и первое, и на второе? ;-)
13.05.2009 в 02:07

А гуси-лебеди - это чтобы на хватило и первое, и на второе? у-ууу, гуси-лебеди - это такая сложная тема, что по ней можно доооолго высказываться... кто такие гуси-лебеди, почему и куда они уносят маленьких детей, и почему по дороге туда ничего есть нельзя, а по обратной - можно... и почему сначала идет печка, потом яблоня и под конец речка (молочная и с кисельными берегами)...
13.05.2009 в 05:23

Остапу тут по данному вопросу ссылку подкинули... )))
13.05.2009 в 08:27

Michingeo aniya...
Ela, все, читать Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу" )
13.05.2009 в 08:46

Кошка, которая летала сама по себе
о, кстати, может быть :)

А ты Проппа читала? У него очень много интересного про фольклор.
13.05.2009 в 10:53

А я так всегда и воспринимала, что это три разных лошади, просто названия слились.
13.05.2009 в 12:26

Michingeo aniya...
rina_bel, да, у Проппа много всего интересного - мы его конспектировали даже )))
13.05.2009 в 13:26

А ты Проппа читала? конечно - все ж таки не совсем безграмотная, а так... отчасти... )))
13.05.2009 в 16:23

Печенька не принесёт тебе мира (с)
Мысли лошадника можно высказать? Про Сивку-бурку? :)
Масти лошадей:
- бурый "Туловище и голова каштанового или цвета женного кофе. Грива и хвост темнее, с примесью черных волос. Встречаются черные подпалы на морде"
- каурый - «дикая» масть. Окраска туловища рыжеватая, грива и хвост рыже-коричневые, темнее корпуса, а ноги того же цвета, что и туловище, с наибольшей интенсивностью окраски в районе запястных и скакательных суставов. Обязателен красно-рыжий «ремень», часто «зеброидность». Каурую еще называют рыже-саврасой.
- Сивая — вороная с проседью (возможно, слабо выраженное сабино либо темно-серая). В общем случае - седая лошадь.

На мой взгляд, это просто немолодая деревенская лошадь, очень умная. То есть подчёркивается, что это не "княжеская" лошадь, аргамак цвета заката ;) Не магический конь-жертва, которые обыкновенно белые. Это ведь про крестьянского сына сказка. По опыту общения с деревенскими лошадьми - они преимущественно гнедые и очень умные.
13.05.2009 в 16:50

Кошка, которая летала сама по себе
Ишихара Юко Вы не на филфаке МГУ учились, случаем? :)

Ela Не прибедняйся! :) Я просто так спросила, мало ли...
13.05.2009 в 16:51

Michingeo aniya...
rina_bel, Вы не на филфаке МГУ учились, случаем? :)
На филфаке, но не МГУ, а МГОУ (бывший МОПИ им. Курпской)
13.05.2009 в 17:37

По опыту общения с деревенскими лошадьми - они преимущественно гнедые и очень умные. мой опыт общения с деревенскими лошадьми говорит мне то же самое - но вот в битву на них идти проблематично, да и препятствия брать не стоило бы ))). Ну и никакого смысла в тройственном обозначении масти тогда нету.
13.05.2009 в 17:47

Печенька не принесёт тебе мира (с)
Ela, главныя смысл этой лошади в том, что она "вещая", а не в том, что это боевой конь :) Препятствия деревенские лошади берут на ура, всепроходны. Ну, те, на которых я ездила. Ополченцы на своих лошадях ездили на войну. Так что всё нормально с боевым конём ;)
Эти три масти по факту не слишком различаются между собой по цвету.
Вообще "сивка-бурка-вещая-каурка" удобно произносить, ты не находишь? напевно, вечерне как-то. это же устная традиция исходно. Так что я бы всё-таки сказала, что это деревенская кобыла среднего возраста тёмной масти, начавшая седеть.
13.05.2009 в 19:23

Эмммммм... вообще-то ни разу НЕ кобыла... )))
13.05.2009 в 20:48

Пишу за фидбэк.
Shee, ммм... вообще, Иван с помощью этой Сивки-Бурки добывает себе, в итоге, царевну и царский венец. Так что позиционирование лошади как подчёркнуто деревенской кажется мне немножко странным. Скорее, это как раз должен быть подчёркнуто «царский» конь, конечно же, в первую очередь вещий, ибо сила царя подкрепляется силой духов, она же божественное право и т.д., но и стать у коня, сдаётся мне, должна быть совсем не как у крестьянской лошадки.
Ну, это навскидку, без более глубоких разборов сказочных реалий.
Всё ИМХО.
13.05.2009 в 20:50

In every wood in every spring there is a different green. (C)
Как раз в сети разговоры о гендере литературных персонажей всколыхнулись...
А вот мне запомнился с детства вариант "Сивка-бурка-ВЕЩИЙ-каурка". Почему он в статье стал женского рода?
Всю жизнь и отдельный Сивка в мужском роде существовал, и какой-нибудь там Савраска... И ритмичнее так, между прочим.
13.05.2009 в 21:02

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Вопрос от чайника)) я правда совсем чайник)) а он не СивкО-БуркО исходно? тогда таки вещий))
13.05.2009 в 21:51

а он не СивкО-БуркО исходно? исходно - безусловно, СивкО-БуркО-вещий-КауркО - "а" появилось позже по той же причине, по которой появились формы типа "Вавила" и "Данила" вместо "Вавило" и "Данило". Но даже с окончанием "-а" это все же конь, а не кобыла.
13.05.2009 в 22:34

Два кармана стрижей с маяка\...- Четыре месяца я не снимал штаны. Просто повода не было.
Botan-chan, почему же царский )?
Сивка-бурка- это такой волшебный конь не разбери какой масти - еще бывает "одна шерстинка серебряная, другая-золотая".
И вовсе не обязательно догадываться, жеребец или кобыла. Коня часто называют "друг сердечный"... Но ,с другой стороны, у Микулы кто был? Кобыла, конечно!
"Такой конь, что не разберешь, какой масти" - это вообще очень частое явление. А еще бывает, что "из ноздрей пламя пышет"
13.05.2009 в 22:57

DЕX'ы не страдали от паранойи, они были запрограммированы на неё.
Я тут еще вспомнила, что в некоторых сказках герой получал коня за работу(у той же Бабы Яги) весьма неказистым жеребенком-доходягой, нельзя было и разобрать, какой масти. А потом жеребенок качался на росе нескольких трав и становился богатырским конем.
14.05.2009 в 00:41

у Микулы кто был? Кобыла, конечно! а была б она жеребчиком, цены б ей не было! ))))
Разумеется, у пахаря Микулы кобыла, кто ж еще?
А "царский" конь - имеется в виду воинский, и вообще статья по ссылке стоит как минимум ознакомления. )))
14.05.2009 в 00:45

Пишу за фидбэк.
А "царский" конь - имеется в виду воинский
Да, именно.
14.05.2009 в 01:16

Два кармана стрижей с маяка\...- Четыре месяца я не снимал штаны. Просто повода не было.
Ela, ознакомления, конечно, стоит. Но там все очень странно увязано. Кроме того, бывают и другие объяснения. )
14.05.2009 в 02:01

Кроме того, бывают и другие объяснения. ) а я не против и учитываю их всех. )
14.05.2009 в 12:08

Печенька не принесёт тебе мира (с)
Ela, я исхожу из реалий обычной деревенской жизни. В деревне преимущественно кобыл держат :) Вряд ли во времена появления этой сказки было иначе ;)
Botan-chan, при таких посылах и Иван был бы не крестьянским сыном, а царевичем, вы не находите? А тут именно крестьянский сын получает царевну и корону. То есть "внутри больше чем снаружи". Соответственно и лошидь должна быть внутри круче, чем снаружи. Ничего круче царского коня, аргамака, тогда быть не могло. Кибер-коней тогда ещё не придумали ;) А откуда у крестьянского сына, вернее, у его отца, может взяться аргамак? Даже в сказке. А вот неказистая деревенская лошадка, которая и вещая, и под воина сгодилась - это да, это круто.
Вообще в этом конексте мне гораздо интереснее конь Добрыни Никитича, на котором тот ездил драться со Змеем.
берет он дедушкова да ведь добра коня
Он поил Бурка питьем медвяныим,
Он кормил пшеной да белояровой,
Он седлал Бурка в седелышко черкасское,
Он потнички да клал на спинушку,
Он на потнички да кладет войлочки,
Клал на войлочки черкасское седелышко,
Всех подтягивал двенадцать тугих подпругов,
Он тринадцатый-то клал да ради крепости,
Чтобы добрый конь-то с-под седла не выскочил,
Добра молодца в чистом поле не вырутил.
Подпруги были шелковые,
А шпеньки у подпруг все булатные,

То есть типичный боевой конь. Но в прозаических вариантах текста очень интересно описано, как конь мочит змеёнышей. Сейчас не могу найти, к сожалению. Кратко, конь убивает змейчиков так, как реальный жеребец-косячник дерётся с собаками или волками. И мне интересно, почему это описано именно так?
14.05.2009 в 12:47

А откуда у крестьянского сына, вернее, у его отца, может взяться аргамак? вопрос вообще-то в том, откуда конь взялся у ПОКОЙНОГО отца - это это несколько меняет дело. И тем более - если конь один, а караулить должны были все три сына, что получили бы остальные двое?
14.05.2009 в 12:47

А откуда у крестьянского сына, вернее, у его отца, может взяться аргамак? вопрос вообще-то в том, откуда конь взялся у ПОКОЙНОГО отца - это это несколько меняет дело. И тем более - если конь один, а караулить должны были все три сына, что получили бы остальные двое?
14.05.2009 в 12:47

А откуда у крестьянского сына, вернее, у его отца, может взяться аргамак? вопрос вообще-то в том, откуда конь взялся у ПОКОЙНОГО отца - это это несколько меняет дело. И тем более - если конь один, а караулить должны были все три сына, что получили бы остальные двое?
14.05.2009 в 15:35

Печенька не принесёт тебе мира (с)
Ela, остальные двое получили бы землю и добрый совет :)
А третий сын, ребёнок-подарок, получил вещего коня.
Почему я говорю о ребёнке-подарке - современные нам целители и эзотерики следующим образом называют детей, во всяком случае, первых трёх:
ребёнок урока (первый)
ребёнок пути (второй)
ребёнок-подарок (третий)
Имеются в виду выжившие и дожившие до сознательного возраста дети. Этот самый волшебный третий сын, который фигурирует во многих сказках - это ребёнок-подарок. Испытания и дары у него соответствующие.