... причем не просто понесло, а прибавленным галопом! В предыдущем треде мне столько всего познавательного и поучительного предоставили, что прямо сердце радуется. Ну и флуд расцвел прекрасный, в лучшем смысле этого слова. И сама я слегка пофлудила - вот этот-то флуд я и выношу отдельным постом.
Флуд был про Сивку-Бурку-вещего-Каурку. Лошадь трех мастей сразу - это сильно, ничего не скажешь. И мне всегда, с самого детства, было интересно, как же это выглядит и почему лошадь тройной масти (а заодно - почему сивка-бурка-каурка, а не гнедко-воронко-бурко, скажем).
Ну, три - число сакральное, с этим не поспоришь. Но - троемастная лошадь?
А потом мне подумалось - а до какой степени это и вообще ОДНА лошадь?
В самом деле - сыновей было трое. Старик предполагал, что на могилу к нему придут все трое сыновей, каждый в свою очередь - значит, каждый из них должен был получить волшебного коня. Три там было лошади. А пришел только младший сын. Все три раза. И получил в результате трех коней в одном. Сивку, Бурку и Каурку.
Мне кажется, это так - есть ведь варианты, где лошадей так и остается трое - и младший сын ездит на них поочередно.
И - вот тут уже махровейшее ИМХО - масть лошадей соотносится с серебряным (сивко), медным (бурко) и золотым (каурко) цартствами русских сказок - но вот это уже совсем левая догадка.
А что Сивка-Бурка-вещий-Каурка - это три лошади, ставшие одной, слившиеся вместе - вот это мне кажется вполне возможным. Лошади-то не просто абы какие, а волшебные. )))
Флуд был про Сивку-Бурку-вещего-Каурку. Лошадь трех мастей сразу - это сильно, ничего не скажешь. И мне всегда, с самого детства, было интересно, как же это выглядит и почему лошадь тройной масти (а заодно - почему сивка-бурка-каурка, а не гнедко-воронко-бурко, скажем).
Ну, три - число сакральное, с этим не поспоришь. Но - троемастная лошадь?
А потом мне подумалось - а до какой степени это и вообще ОДНА лошадь?
В самом деле - сыновей было трое. Старик предполагал, что на могилу к нему придут все трое сыновей, каждый в свою очередь - значит, каждый из них должен был получить волшебного коня. Три там было лошади. А пришел только младший сын. Все три раза. И получил в результате трех коней в одном. Сивку, Бурку и Каурку.
Мне кажется, это так - есть ведь варианты, где лошадей так и остается трое - и младший сын ездит на них поочередно.
И - вот тут уже махровейшее ИМХО - масть лошадей соотносится с серебряным (сивко), медным (бурко) и золотым (каурко) цартствами русских сказок - но вот это уже совсем левая догадка.
А что Сивка-Бурка-вещий-Каурка - это три лошади, ставшие одной, слившиеся вместе - вот это мне кажется вполне возможным. Лошади-то не просто абы какие, а волшебные. )))
А гуси-лебеди - это чтобы на хватило и первое, и на второе?
А ты Проппа читала? У него очень много интересного про фольклор.
Масти лошадей:
- бурый "Туловище и голова каштанового или цвета женного кофе. Грива и хвост темнее, с примесью черных волос. Встречаются черные подпалы на морде"
- каурый - «дикая» масть. Окраска туловища рыжеватая, грива и хвост рыже-коричневые, темнее корпуса, а ноги того же цвета, что и туловище, с наибольшей интенсивностью окраски в районе запястных и скакательных суставов. Обязателен красно-рыжий «ремень», часто «зеброидность». Каурую еще называют рыже-саврасой.
- Сивая — вороная с проседью (возможно, слабо выраженное сабино либо темно-серая). В общем случае - седая лошадь.
На мой взгляд, это просто немолодая деревенская лошадь, очень умная. То есть подчёркивается, что это не "княжеская" лошадь, аргамак цвета заката
Ela Не прибедняйся!
На филфаке, но не МГУ, а МГОУ (бывший МОПИ им. Курпской)
Эти три масти по факту не слишком различаются между собой по цвету.
Вообще "сивка-бурка-вещая-каурка" удобно произносить, ты не находишь? напевно, вечерне как-то. это же устная традиция исходно. Так что я бы всё-таки сказала, что это деревенская кобыла среднего возраста тёмной масти, начавшая седеть.
Ну, это навскидку, без более глубоких разборов сказочных реалий.
Всё ИМХО.
А вот мне запомнился с детства вариант "Сивка-бурка-ВЕЩИЙ-каурка". Почему он в статье стал женского рода?
Всю жизнь и отдельный Сивка в мужском роде существовал, и какой-нибудь там Савраска... И ритмичнее так, между прочим.
Сивка-бурка- это такой волшебный конь не разбери какой масти - еще бывает "одна шерстинка серебряная, другая-золотая".
И вовсе не обязательно догадываться, жеребец или кобыла. Коня часто называют "друг сердечный"... Но ,с другой стороны, у Микулы кто был? Кобыла, конечно!
"Такой конь, что не разберешь, какой масти" - это вообще очень частое явление. А еще бывает, что "из ноздрей пламя пышет"
Разумеется, у пахаря Микулы кобыла, кто ж еще?
А "царский" конь - имеется в виду воинский, и вообще статья по ссылке стоит как минимум ознакомления. )))
Да, именно.
Botan-chan, при таких посылах и Иван был бы не крестьянским сыном, а царевичем, вы не находите? А тут именно крестьянский сын получает царевну и корону. То есть "внутри больше чем снаружи". Соответственно и лошидь должна быть внутри круче, чем снаружи. Ничего круче царского коня, аргамака, тогда быть не могло. Кибер-коней тогда ещё не придумали
Вообще в этом конексте мне гораздо интереснее конь Добрыни Никитича, на котором тот ездил драться со Змеем.
берет он дедушкова да ведь добра коня
Он поил Бурка питьем медвяныим,
Он кормил пшеной да белояровой,
Он седлал Бурка в седелышко черкасское,
Он потнички да клал на спинушку,
Он на потнички да кладет войлочки,
Клал на войлочки черкасское седелышко,
Всех подтягивал двенадцать тугих подпругов,
Он тринадцатый-то клал да ради крепости,
Чтобы добрый конь-то с-под седла не выскочил,
Добра молодца в чистом поле не вырутил.
Подпруги были шелковые,
А шпеньки у подпруг все булатные,
То есть типичный боевой конь. Но в прозаических вариантах текста очень интересно описано, как конь мочит змеёнышей. Сейчас не могу найти, к сожалению. Кратко, конь убивает змейчиков так, как реальный жеребец-косячник дерётся с собаками или волками. И мне интересно, почему это описано именно так?
А третий сын, ребёнок-подарок, получил вещего коня.
Почему я говорю о ребёнке-подарке - современные нам целители и эзотерики следующим образом называют детей, во всяком случае, первых трёх:
ребёнок урока (первый)
ребёнок пути (второй)
ребёнок-подарок (третий)
Имеются в виду выжившие и дожившие до сознательного возраста дети. Этот самый волшебный третий сын, который фигурирует во многих сказках - это ребёнок-подарок. Испытания и дары у него соответствующие.