Воспоминание. Навеяно ерундой. Сетевой ерундой. Мелочью, не стоящей внимания. Но - вот же зацепило и вспомнилось...
Дело было во втором классе. У нашей учительницы, Надежды Николаевны, это был последний год перед пенсией - и то ли у нее была гипертония, то ли мигрень... неважно, в общем, у нее бывали сильные головные боли, когда ей было трудно в полном объеме вникать в учебный процесс. И вот идет у нас урок математики, разбираем мы новый тип задач. Дают нам задачу, мы ее решаем, потом излагаем метод решения и ответ. И вот... практически весь класс решил неверно и неверным способом. То есть ни метод, ни ответ не те. Да - вы правильно поняли, ну склочница , склочница! Я в полном ошеломлении поднимаю руку, говорю, как правильно решать и какой правильный ответ... ага, тут-то все и началось.
Весь класс почти что полном составе начинает мне объяснять, что я неправа. Учтельница тоже - что в свете вышеупомянутых мигреней вполне понятно, но мне от этого не легче. Инцидент тянется аж до звонка, я не сдаюсь и не соглашаюсь переправить верное решение на неверное. Сдаем классные тетради на проверку. Домой ухожу в соответствующем настроении. Ужасное сознание бессильной правоты. Ведь я же решила задачу ПРАВИЛЬНО...
Гром грянул назавтра. Урок математики. И тут наша Надежда Николаевна и говорит: "Я вынуждена во-первых, извиниться перед вами, а во-вторых, вернуть тетради без отметок за вычетом трех учеников. Дело в том, что задача действительно была решена классом неправильно, а я себя очень плохо чувствовала, чтобы хоть как-то разобрать, что именно вы говорите. Поэтому я не могу снизить классу отметки за неверно решенную задачу - вы ее неверно решили и продолжали придерживаться неверного решения, потому что я его подтвердила. Это касается и двоих, которые решили верно, но под давлением общего мнения и моего подтверждения исправили совершенно правильное решение на неправильное. Так что отметки на этот раз получат только три человека. Олег и Лена - потому что решили задачу верно, не поправили решение на неверное, но промолчали - они получают четверку за решение. А Эла (ну, тогда я звалась иначе, но это неважно) получает единственную на весь класс пятерку - потому что не только решила верно и ход решения объяснила верно, но и не поддалась всеобщему убеждению и даже пыталась нам всем объяснить, как правильно. Это научный подход." (Можете представить, как я гордилась! ))))
Инцидент номер два, в схожем роде, произошел в третьем классе. Сменившая ее Марина Владимировна, еще совсем молодая, в контрольной исправила мне верное "дышИт" на неверное "дышЕт" - и соотетственно, снизила отметку за эту мнимую ошибку. Вот не поверите - я плакала, как последняя идиотка. Причем НЕ из-за отметки - к тому, что знания важнее отметок за них, я была приучена сразу. Нет - все от того же сознания бессильной правоты. Ведь я же написала ПРАВИЛЬНО! Ну, эта история была исчерпана визитом моих родителей в школу - с учебником русского языка и бессмертным "гнать-держать-дышать-зависеть..." при себе. И опять же не из-за отметки.
Я очень хорошо помню вот это вот сознание бессильной правоты. И мне до сих пор больно его испытывать - даже по мелочи.
Я и сейчас не соглашусь с неверным решением. И никогда не соглашусь. Но мне не восемь уже лет и не девять. И мне бы для разнообразия хотелось испытывать это сознание пореже.
Дело было во втором классе. У нашей учительницы, Надежды Николаевны, это был последний год перед пенсией - и то ли у нее была гипертония, то ли мигрень... неважно, в общем, у нее бывали сильные головные боли, когда ей было трудно в полном объеме вникать в учебный процесс. И вот идет у нас урок математики, разбираем мы новый тип задач. Дают нам задачу, мы ее решаем, потом излагаем метод решения и ответ. И вот... практически весь класс решил неверно и неверным способом. То есть ни метод, ни ответ не те. Да - вы правильно поняли, ну склочница , склочница! Я в полном ошеломлении поднимаю руку, говорю, как правильно решать и какой правильный ответ... ага, тут-то все и началось.
Весь класс почти что полном составе начинает мне объяснять, что я неправа. Учтельница тоже - что в свете вышеупомянутых мигреней вполне понятно, но мне от этого не легче. Инцидент тянется аж до звонка, я не сдаюсь и не соглашаюсь переправить верное решение на неверное. Сдаем классные тетради на проверку. Домой ухожу в соответствующем настроении. Ужасное сознание бессильной правоты. Ведь я же решила задачу ПРАВИЛЬНО...
Гром грянул назавтра. Урок математики. И тут наша Надежда Николаевна и говорит: "Я вынуждена во-первых, извиниться перед вами, а во-вторых, вернуть тетради без отметок за вычетом трех учеников. Дело в том, что задача действительно была решена классом неправильно, а я себя очень плохо чувствовала, чтобы хоть как-то разобрать, что именно вы говорите. Поэтому я не могу снизить классу отметки за неверно решенную задачу - вы ее неверно решили и продолжали придерживаться неверного решения, потому что я его подтвердила. Это касается и двоих, которые решили верно, но под давлением общего мнения и моего подтверждения исправили совершенно правильное решение на неправильное. Так что отметки на этот раз получат только три человека. Олег и Лена - потому что решили задачу верно, не поправили решение на неверное, но промолчали - они получают четверку за решение. А Эла (ну, тогда я звалась иначе, но это неважно) получает единственную на весь класс пятерку - потому что не только решила верно и ход решения объяснила верно, но и не поддалась всеобщему убеждению и даже пыталась нам всем объяснить, как правильно. Это научный подход." (Можете представить, как я гордилась! ))))
Инцидент номер два, в схожем роде, произошел в третьем классе. Сменившая ее Марина Владимировна, еще совсем молодая, в контрольной исправила мне верное "дышИт" на неверное "дышЕт" - и соотетственно, снизила отметку за эту мнимую ошибку. Вот не поверите - я плакала, как последняя идиотка. Причем НЕ из-за отметки - к тому, что знания важнее отметок за них, я была приучена сразу. Нет - все от того же сознания бессильной правоты. Ведь я же написала ПРАВИЛЬНО! Ну, эта история была исчерпана визитом моих родителей в школу - с учебником русского языка и бессмертным "гнать-держать-дышать-зависеть..." при себе. И опять же не из-за отметки.
Я очень хорошо помню вот это вот сознание бессильной правоты. И мне до сих пор больно его испытывать - даже по мелочи.
Я и сейчас не соглашусь с неверным решением. И никогда не соглашусь. Но мне не восемь уже лет и не девять. И мне бы для разнообразия хотелось испытывать это сознание пореже.
Да. Очень больно. Очень-очень.
Правота не бывает бессильной. Она бывает замедленного действия. И твоя ошибка в том, что ты становишься ею, этой своей правотой. Твое сознание бунтует против несправедливости - и ты перестаешь видеть что-либо, кроме этого факта, этого простого уравнения: "Вот правильное решение, вот неправильное, вот правая я и вот неправый Вася". А будучи постоянной в уравнении, решить его изнутри невозможно.
Первое, что нужно сделать, - это успокоиться. Прийти к состоянию внутреннего непротивления. Вася неправ. Ты права. Это очевидно. И вот чтобы правда восторжествовала, ты должна встать НАД ней. Правота должна остаться правотой, но перестать быть твоей.
Что ты будешь предпринимать дальше - не суть важно. Ты можешь выжидать, ты можешь доказывать, расшифровывая свое решение, а можешь просто улыбнуться и сказать Васе: "Рано или поздно ты поймешь, что правда - вот в этом".
Потому что - посмотри с другой стороны - Вася не готов найти верное решение. Он в своей жизни просто не пришел еще к этой правде. И если ты начнешь с ним спорить и доказывать, то своим напором отодвинешь его от понимания твоей правоты еще на неопределенное время. Потому что его решение - его родное, выстраданное, пусть и неправильное, а своих детей, пусть даже гадких утят, обычно защищают.
Зато когда Вася перестанет биться об тебя, ему будет проще задуматься над решением задачи еще раз. В 90% случаев он сам придет к тебе и попросит объяснить правильное решение. А в остальных 10% ему нужно пройти путь самому, не торопи его.
Ты правдолюб. То есть буквально - любишь правду. А закон для любви везде одинаков: что любишь - отпусти, и оно к тебе не раз еще вернется
Это, как правильно сказала твоя учительница, и называется научным подходом.
Это, как правильно сказала твоя учительница, и называется научным подходом. я так и делаю. Это продуктивнее, чем битье головой об стенку. ))) И - научнее. ))) Тем более что когда резко настаиваешь, у оппонента начинается ОРЗ - Оба Рога в Землю, есть такое заболевание. И выкапывать рога из земли человека может и должен только сам.
Но увы - он не всегда это делает, и это бывает очень грустно...
В моей школе отстаивание своего мнения не поощрялось. А если учитель делал ошибку. а ученик предлагал верное - написание. решение - то это называлось " посягнуть на авторитет". Классная потом проводила воспитательнуюб работу не только со школьниками. но и с родителями также. "Учитель всегда прав" - был ее девиз.
Но до сих пор страшно обидно, хотя уж 16 лет прошло.
Но увы - он не всегда это делает, и это бывает очень грустно...
Почему это грустно? Это просто закономерно. И научно.
А с учителями нужно бороться их же оружием, это я еще в школе понял.
4 класс. Урок математики. Первой после звонка вызвали меня(фронтальный опрос) Я дословно повторила формулу и объяснение распределительного закона умножения относительно сложения, которые помнила с предыдущего урока.
Наша математичка сказала: "Дай дневник. Два". Это была, пожалуй, одна из немногих двоек, полученных за всё школьное время, и, конечно, я не понимала, за что.
"Ты так и не открыла учебник. А я специально вам дала неправильную формулу, чтобы проверить, как вы его читаете".
Очень хорошо запомнила недобрую улыбку математички.
Прошло много лет. У меня красный и тоже учительский диплом. Но когда сталкиваюсь с аналогично-железобетонной неправотой, тоже очень больно.
Единственный раз, когда кто-то покусился на святое, то есть на мою всегда заслуженную и автоматически русичкой выставляемую "не глядя" пятерку за диктант, случился в четвертом классе. В четвертом же классе я с ним и разобралась по-свойски и без проблем. Училка была "заменяющая", имела полное право не знать, с кем связалась, - но от последствий это ее не спасло. Тетрадка с неправильно оцененным диктантом была в тот же день притащена в кабинет к завучу вместе с орфографическим словарем из библиотеки. Ой, что быыыыло! Мне оставалось только сложить ручки и с интересом досматривать представление.
И больше никто. Никогда. Вообще. Ни за какие коврижки!
Когда я так же пришла через пару-тройку лет к тому же завучу возмущаться тем, что творит на уроках литературы тогдашняя литераторша моей младшей сестры (она меня младше на два года), усилий было потрачено еще меньше. А слов было сказано раз в пять меньше. Хватило тетради под дурацким названием "Дневник по чтению" и укоризненного взгляда в глаза.
И опять - больше никто. Никогда. Вообще. И ни за какие коврижки!
Даже вспомнить приятно.
Стопроцентно, она соврала! И это была не просто педагогическая подлость. Она перепутала формулу и потом выдала такое объяснение, что "не потерять лицо".
Хотя я знала одну учительницу. которая устроила нечто подобное намерено, в качестве травли чересчур зазнавшегося ученика и после этим очень гордилась и всем рассказывала о своем педагогическом достижении. И мне в том числе. сейчас, перескажу ее историю - только это не очень скоро.
И тут один шибко продвинутый пацан заявляет, что ему нравятся латиноамериканские писатели. Их тогда переводили небольшими дозами – и у меня был сборничек. Но я, воспитанная бабушкой-учительницей, уже соображала, что о таких вещах лучше молчать.
Но вернемся к пацану… Его классная руководительница, до сих пор считавшая, что в латинской Америке кроме диких обезьян никто не живет, сильно удивилась. И громко предложила ребятам почитать этих авторов. Но замысел был иным (я не утрирую, так как слышала эту историю от нее самой!). Когда мальчика не было в классе, она подозвала ребят и предложила им устроить следующее: они взяли список игроков мексиканской футбольной команды, не сборной (потому что их имена были известны), а помельче. И на следующем классном часе (помните, были такие?) устроили пацану «экзамен». Сотоварищи по очереди поднимались с мест, называли фамилии игроков и название какого-нибудь выдуманного произведения и спрашивали, читал ли он это. Например Рамон Родригес «Мачете» - читал? Несколько раз, все больше и больше запинаясь, он отвечал, что нет, а потом решил изменить стиль и заявил, что да – читал. Это им и было нужно….все! Его развели! После того. как он сообщил, что читал пяток несуществующих произведений, класс уже заходился хохотом. Потом поднялась сама классная и раскрыла правду. Вот смеху-то было!
«Он ушел как оплеванный! – с радостной улыбкой сообщила мне эта учительница. – Больше он никогда и заикнуться не смел о своих латиноамериканцах».
У меня аналогичная ситуация закончилась частичной потерей веры в людей с сохранением сознания собственной правоты.
"Самое трудное знаешь что? Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверно они и в самом деле правы. Может случиться, что правы. Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. Не оправдывай себя чужими правильными словами." В. Крапивин. "Журавленок и молнии"
"Дневник по чтению". У нас тоже такая была. Правда, даже я, самый ответственный на тот момент человек в классе, перестал вести её через месяц. А потом от этой затеи отказалась и русичка.
С первой учительницей у меня нарисовался конфликт еше с первого урока - я посмела отстоять свое мнение по банальнейшему вопросу: рост мелкий, зрение слабое (я в очках с 3,5 лет хожу), сидеть дальше первых трех парт - нельзя. А их сразу же заняли ребята побойчее и пофигуристее. Я отказалась сесть на "галерку". Мелкое чудо с хвостиками. Не подчинилась. Теперь я понимаю, что можно было потом подойти учителю и поговорить отдельно. Но тогда мне казалось, что не сяду сейчас на первую парту - не сяду никогда. А я ведь права - есть такие нормы.
Моя первая "двойка" по математике была за то, что я, прорешав все примеры с заданного на доске (правильно) попыталась объяснить соседу по парте, почему у него не выходит, невнимательно слушая, какой именно пример зачитывается вслух. Меня вызвали и с удовольствием поставили "2" - я зачитала пример не по порядку (не то предыдущий, не то следующий...). Но ведь я решила правильно. И не только тот злосчастный пример, а все задание на урок... Но в мою тетрадь даже не взглянули. И ведь поставь она "2" по поведению я бы, пожалуй, согласилась - не участвовала в уроке, разговаривала. Но "2" было именно по математике. А сентенции о том, что отличники младших классов потом непременно будут учится на "2" и "3"... С ее попустительства мои однокласники и начали меня задевать. К 9-му классу это доросло до полномасштабной травли и нервного срыва. Но это уже иная история.
А важно то, что ошибки врачей и учителей, по моему, обходятся людям дороже всего. И учителя, по крайней мере младших классов, обязательно должны проходить психологическую проверку (а не набираться по остаточному принципу - не прошел куда-то еще, пойду в учителя, там все равно недобор). Поскольку искалечить психику ребенка можно быстро и надолго, а вот исправить потом...
О необходимой психологической проверке учителей младших классов.
Моя первая учительница имела какие-то титулы\заслуги и т.д.
Один из её новаторских методов - как отучить первоклассников вертеться, оборачиваться и т.д.
Она показала нам пенал и дала индульгенцию( в обязательном порядке) бить по голове поворачивающегося пеналом. В результате на уроках стоял мерный перестук. Обиднее всего было тем, кто сидел на первых партах - им-то кого бить?
"боевой режим" был отменен только в конце 2 четверти, когда с визитом на раздачу табелей вторглась возмущенная бабушка одной из учениц- врач и сказала, что любой ударо по голове - это небольшое сотрясение мозга.
А у нас учителница это вообще произносила "монзир"... Я уже позже самостоятельно разобралась, как надо правильно...
и дала индульгенцию( в обязательном порядке) бить по голове поворачивающегося пеналом - ничего себе... Поневоле задумаешься, что ж она за человек такой...
Сиреневая Совесть - коллега!
Наша биологичка как-то на олимпиаду по биологии принципиально послала двух девочек-заучек, которые в этой самой биологии рубили на уровне учебника, но уж никак не выше. А все потому, что альтернативой были 1) я, 2) очень умная девица легкого поведения и 3) странный товарищ, помешанный на компах и почему-то прекрасно разбирающийся еще и в биологии. Девочки заняли последние места, очень переживали по этому поводу, а она на них еще и обрушилась с обвинениями в проигрыше. Мол, готовились недостаточно. Вот такой вот воспитательный процесс.
Зная, кто с нашего филологического потока пошел преподавать(единицы), я бы лично еще раз в школу не подалась.
Те, кто с грехом пополам читали и переводили, теперь гордо именуются учителями английского языка и правят произношение детям))
Вообще, в школе хороших учителей и вспомнить не могу. Нормальные - были, а вот хороших... Я предлагала им то, что они хотели увидеть/услышать, и бороться с ними за "правду" не было никакого желания. Дураку никогда ничего не докажешь... Я четко понимала разницу между получением оценки и моим личным духовным развитием, которое шло со школьным образованием параллельно и никогда не пересекалось.
Еще один прикол. Всемирная литература. Нам диктовали список книг, которые надо прочитать, в том числе номера глав из "Энеиды" Вергилия. Тут я встаю и говорю: "Я Энеиду читала полностью, но книга не моя, и у меня ее сейчас нет. Я не помню там разбивку на главы." Учительница: "Ты читала Энеиду Вергилия?!??!?!?!" Немая сцена. Самое смешное, что учительница сама ее не читала.
Зато с благодарностью вспоминаю институт (Национальный Университет "Львовская Политехника") - там преподаватели были в основном хорошие, а исключения попадались нечасто, и на общую картину практически не влияли. До сих пор мимо прохожу и ностальгия одолевает.
Зато с благодарностью вспоминаю институт (Национальный Университет "Львовская Политехника") - там преподаватели были в основном хорошие, а исключения попадались нечасто, и на общую картину практически не влияли. До сих пор мимо прохожу и ностальгия одолевает. -