... нет ни одной УТОПИИ (не анти- , а вот именно что утопии), где не функционировала бы на всю катушку служба безопасности, управа благочиния или как уж там автору заблагорассудилось сию "контору" поименовать. Будь то платоновская Атлантида, Утопия Томаса Мора или Мир Полдня АБС - но "контора" там в обязательном порядке есть и бдит. И несть утопии, аще без конторы.
То есть, может, таковая и существует - но все сколько-нибудь серьезные и хоть на что-то претендующие утопии "конторой" оснащены.
О чем-то это, бесспорно, говорит. Об утопиях, об их создателях или о "конторе" - не знаю. Но говорит. ))))
То есть, может, таковая и существует - но все сколько-нибудь серьезные и хоть на что-то претендующие утопии "конторой" оснащены.
О чем-то это, бесспорно, говорит. Об утопиях, об их создателях или о "конторе" - не знаю. Но говорит. ))))
Она и в утопии, и в антиутопии - нужна. Вопрос - для какого дела и кто держит молоток за ручку.
Я недавно подумал, что даже "Блич" - бытописание работы и внутренней жизни УВД Мира Мёртвых. Что-то вроде "Улиц разбитых фонарей" - только персонажи - мертвецы, хотя и очень деятельные.
Общества не ригидны уж совсем насмерть, но часто возникают проблемы, которые формальными методами не решить - и тут приходится применять вантуз. Иногда это к худу, иногда к добру - зависит не от методов, а от текущего соотношения интересов социальных групп и принадлежности к оным тех, кто даёт оценку.
Как Chapter 31 в пост-экономической Федерации Star Trek или Геральдическая Коллегия в галактическом феодализме Seikai no Senki. Собственно, как и КОМКОНы в пост-экономическом Мире Полдня.
Собственно, наличие "конторы" совсем не обязательно служит показателем глубины общечеловеческого падения. Чисто литературно это позволяет накрутить новых коллизий, ввести новых людей, подсыпать в мир новых секретных прибамбасов - пуркуа бы и не па?
"Гаргантюа такая затея понравилась, и он отвел для этой цели всю Телемскую область до самой Луары, монах же обратился к нему с просьбой основать на этом месте обитель, не похожую ни на какую другую.
- В таком случае, - сказал Гаргантюа, - прежде всего вокруг нее не должно быть стены, ибо все прочие аббатства обнесены высоченной стеной.
- А как же, - сказал монах. - и ведь это неспроста: за стеной не лучше, чем в застенке, - там и наушничанье, и зависть, и подсиживание."
"...как мужчины, так и женщины, поступив в монастырь, после годичного послушнического искуса должны и обязаны остаться в монастыре на всю жизнь, - следственно, по вашему уставу как мужчины, так и женщины, поступившие к вам, вольны будут уйти от вас, когда захотят, беспрепятственно и безвозбранно.... Обыкновенно, монахи дают три обета, а именно: целомудрия, бедности и послушания, - вот почему вам надлежит провозгласить, что каждый вправе сочетаться законным браком, быть богатым и пользоваться полной свободой."
"Их устав состоял только из одного правила: ДЕЛАЙ, ЧТО ХОЧЕШЬ, ибо людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяет инстинктом и побудительной силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовется честью. Но когда тех же самых людей давят и гнетут подлое насилие и принуждение, они обращают благородный свой пыл, с которым они добровольно устремлялись к добродетели, на то, чтобы сбросить с себя и свергнуть ярмо рабства, ибо нас искони влечет к запретному, и мы жаждем того, в чем нам отказано."
(задумавшись) а может, все-таки утопия?
Утопия - не Утопия, но в "Лачуге Должника" и "Девушке у обрыва" показано будущее без этих самых спецслужб. И в этом Будущем, черт побери, хочется жить. Но Шефнер в самом деле уникален.
Вопрос - для какого дела и кто держит молоток за ручку.
Не важно, видите ли. Тут дело принципа: "разные люди понимают сугубо разные вещи" - кому-то, может, без
авторского праварабов для чесания пяток жизнь не мила, а мерссская Система не дает таковыми обзаводиться; надзирает, чтобы хорошо было ВСЕМ...О чем-то это, бесспорно, говорит. Об утопиях, об их создателях или о "конторе" - не знаю. Но говорит. ))))
Это говорит о том, что человечество такой подлый и всегда готовый перерегрызть друг другу глотки вид, что даже большинство лучших его представителей не могли себе представить неохраняемое счастье.
Кэналлийский Воронёнок
(именно по этой причине в своей время жестоко невзлюбил книгу "Туманность Андромеды" Ефремова...)
Эээ... а конкретные примеры системного загоняния в схему из ТА привести не затруднит?
My Precious, книги под рукой в данный момент нет и читалось давно - но вообще-то меня вставили некие острова, куда ссылают тех, кто по мнению имеющейся системы, не соотвествует принятым идеалам. Бет Лон, помните такого? По итогам и большому счету, в общем-то, приличный человек оказался, между прочим. Просто в принятые стандарты не помещался и, что важно, не хотел помещаться.
Бет Лон, помните такого?
Как же, как же.
читать дальше
Это раз. Злая система за идеалы наказала.
читать дальше
Это два. Приличный человек, да...
В финальном эпизоде он, как Карлсон, обещался вернуться, и ему радостно все простили - за один хороший поступок. Так где там жесткий надзор и единая схема? Где там система вообще? Девушку силой взять не дали, или и дальше опыты на людях ставить - ущемили в идеалах?
My Precious, а вы надзор только как обязательно полицейский понимаете? С ружьем и газом?
А Вы его отсутствие - исключительно как возможность безнаказно (или даже с наплевательтва общества) убивать и насиловать?
My Precious, я вообще-то к тому, что надзор за всеобщим благополучием может осуществляться различными путями. Можно ружьем и газом, а можно морально - и вот тут возможны всякие преегибы на местах. И, ежели даже в идеальном обществе ТА Беты Лоны случаются (методов его я не оправдываю и не одобряю, на всякий случай, но его "не хочу" на полслове все-таки, ИМХО, говорит несколько о большем, чем просто о раздутом волюнтаризме и морально-этическом тотальном несоответствии) - значит, видимо, не всех устраивают имеющиеся нормы "хорошего для всех"?
Можно ружьем и газом, а можно морально - и вот тут возможны всякие перегибы на местах.
Так Бета Лона никто и морально не контролировал, кроме осуждения непосредственно в момент спасения девушки.
но его "не хочу", ИМХО, говорит несколько о большем, чем просто о раздутом волюнтаризме и морально-этическом тотальном несоответствии
Полно, одну ли мы с Вами книгу читали?
Это его "не хочу" смахивает на истерику, а отступил он только перед силой, превосходящей его собственную - что вполне укладывается в характеристику.
Я вижу только злобу за отобраную живую игрушку.
И, ежели даже в идеальном обществе ТА Беты Лоны случаются - значит, видимо, не всех устраивают имеющиеся нормы "хорошего для всех"?
Мерзавцев и подонков не устраивают. Ну и пусть их, для этого существует - добровольный, кстати! - вариант Острова.
Заметьте, за девушку Бета Лона вообще никак не наказали. Не дали надругаться - и все. А как только у него пошел крен в сторону порядочности, сразу пропало "не хочу" и возвращение на горизонте замаячило. Степень свободы личности в мире ТА вообще запредельная какая-то.
А самозащита от людей, выходящих за границы приемлемого в обществе, характерна для любых здоровых обществ, имхо.
Кимури, спасибо большое - я именно ее и пытался вспомнить, ибо, как уже сказал, текста под рукой нет, что ТА, что "Час Быка" в бумаег дома остались.
В общем-то, готов признать, что с Бет Лоном таки-да, пример вышел в энной степени некорректный - ибо, при прочих равных, за его вытворения его бы и в нашем неидеальном обществе постарались отправить в пенитенциарное заведение. Но вот само понятие "психологический надзор" лично меня тоже настраивает, потому что, в принципе, у Ефремова такое вроде не описывалось, но можно предположить ситуацию - человек не творит явно девиантного экстрима, но психологически в каком-то параметре (или в ряде параметров) с принятой в обществе картиной НЕ совпадает. То есть - объективно безвреден, но не укладывается. И мне как-то не очень верится, что его оставят в покое, но сильно верится в то, что начнется разного рода "пионерская работа с несознательным элементом". А оно элементу надо?
"По идее" - это была вполне отчетливая ефремовская идея, что люди способны быть добрыми, работать нормально, и не перегибать палку в этически сложных ситуациях, вроде тех, с которыми неизбежно должна быть связана работа такой "конторы", вроде психического надзора.
То есть, это мы считаем - и у нас на то свои резоны - что "контора" неизбежно некоторое количество дровишек сломает, и несознательного безвредного или умеренно эгоистичного чудака попытается вылечить или перевоспитать. Из ефремовского текста (в целом, а не из конкретных цитат), по-моему, вычитывается убежденность _автора_ в обратном: что в мире будущего, пока человек не проявит себя как явно опасного для окружающих или как очевидно (медицински) неадекватного, его трогать не будут.
Более того, средний землянин, по идее, вполне способен защитить себя от среднего неадеквата - безо всяких взываний к конторе по пустякам. Тренированность позволяет. Мне кажется, из этого может следовать, что большинство проблем взаимодействия вообще могут решаться лично между людьми, и до каких-либо структур и контор дойдет только в экстремальных случаях (трупы, например).
С другой стороны, тут возможна - с нашей теперешней точки зрения - другая проблема. Что объективно безвредного "не такого" чудака банально завоспитывают соседи, родственники и знакомые
Кролика. Безо всякой там "психологической конторы".Кимури, это да, но термин "психически больной" - это все-таки область уже чистой психиатрии, а не психологии. То есть, я что хочу сказать - с проблемной психикой - это однозначно в больницу, а с психологическими проблемами человек может быть вполне социален.
Из ефремовского текста (в целом, а не из конкретных цитат), по-моему, вычитывается убежденность _автора_ в обратном: что в мире будущего, пока человек не проявит себя как явно опасного для окружающих или как очевидно (медицински) неадекватного, его трогать не будут.
Так вот потому и утопия
С другой стороны, тут возможна - с нашей теперешней точки зрения - другая проблема. Что объективно безвредного "не такого" чудака банально завоспитывают соседи, родственники и знакомые Кролика. Безо всякой там "психологической конторы".
Вот это соглашусь целиком и полностью!
И мне как-то не очень верится, что его оставят в покое, но сильно верится в то, что начнется разного рода "пионерская работа с несознательным элементом".
Домыслы, домыслы. Пуганая птица куста боится?
В книге этого нет. Того же Бета Лона в ТА - оставили. Наоборот, иногда действительно хочется этим раздолбаям из будущего по шапке за беспечность надавать )))
спасибо большое - я именно ее и пытался вспомнить
А. Да. Для протокола: все мной вышесказанное относится исключительно к ТА
My Precious, это тоже к ТА относилось?
Плющ-минущ. Психически здоровая, но проблемная (закомплексованная, мизантропическая и тп) тетка у нас может держать на ушах весь подъезд и, отделение милиции впридачу, отыгрываясь за проблемы в личной жизни и на работе, созданные теми же условиями характера. И отожрав столько нервов и сил у других, что хватит на еще целого человека. Это очень кривая социализация, выходящая энному количеству людей боком. Например.