Давайте сразу определимся с некоторыми пунктами.
1. Пародия, стеб и так далее (дружественные или нет, не о том речь) могут допускать ОЧЕНЬ высокую степень ООСшности - и ничего плохого при этом не происходит.
2. Тексты бездарные являются ООС при любом раскладе. Текст, написаныый в стиле "Гермиона так глубоко зарылась в свои руки, что ее оттуда не мог бы откАпать (да - там было написано именно ТАК!) даже экскаватор" ООСшен по определению - и то, что Гермиона не занимается мягким каннибализмом, а Хагрид не ходит в розовой балетной пачке, этому тексту не поможет.
3. То, что я собираюсь сказать, во много является не просто ИМХО, а еще и ИМХО автора, по которому фики таки писали.
4. Я очень убедительно прошу не принимать это на свой счет ВСЕХ фикрайтеров. Более того - практика показала, что принимают такие вещи на свой счет как раз те, к кому это относится в наименьшей степени - а те, кто ваяет махровое ООС, весело размахивают лозунгом "будет так, как мы напишем" и удаляются в литературные пампасы охотиться на снарков, хоть бы из в тексте канона и не было.
5. А теперь приступим.
Итак:
наилучшее определение ООС дал, на мой взгляд, Честертон - хотя речь шла не о фикрайтерах, а о знании истории. Вот оно:
Гораздо естественнее поверить в то, что за пределами нашего разума, чем в то, что не переходит этих пределов, а просто противоречит ему. Если вы скажете мне, что великого Гладстона в его смертный час преследовал призрак Парнела, я предпочту быть агностиком и не скажу ни да, ни нет. Но если вы будете уверять меня, что Гладстон на приеме у королевы Виктории не снял шляпу, похлопал королеву по спине и предложил ей сигару, я буду решительно возражать. Я не скажу, что это невозможно; я скажу, что это невероятно. Я уверен в том, что этого не было, тверже, чем в том, что не было призрака, ибо здесь нарушены законы того мира, который я понимаю. Так и с легендой о проклятии. Я сомневаюсь не в сверхъестественном, а в самой этой истории. Честертон, "Проклятие золотого креста"
И вот от этого определения уже можно начинать рассуждать. Итак - ООС это то, чего не было и не могло быть, поступок, которого герой НЕ мог совершить. Какие же бывают виды ООС?
Сначала я разберу в комментах основные, на мой взгляд, разновидности, а именно:
1. ООС матчасти
2. ООС принципа отбора
Потом дополню другими более частными разновидностями. Итак - это заглавный пост, сейчас продолжу в комментах.
1. Пародия, стеб и так далее (дружественные или нет, не о том речь) могут допускать ОЧЕНЬ высокую степень ООСшности - и ничего плохого при этом не происходит.
2. Тексты бездарные являются ООС при любом раскладе. Текст, написаныый в стиле "Гермиона так глубоко зарылась в свои руки, что ее оттуда не мог бы откАпать (да - там было написано именно ТАК!) даже экскаватор" ООСшен по определению - и то, что Гермиона не занимается мягким каннибализмом, а Хагрид не ходит в розовой балетной пачке, этому тексту не поможет.
3. То, что я собираюсь сказать, во много является не просто ИМХО, а еще и ИМХО автора, по которому фики таки писали.
4. Я очень убедительно прошу не принимать это на свой счет ВСЕХ фикрайтеров. Более того - практика показала, что принимают такие вещи на свой счет как раз те, к кому это относится в наименьшей степени - а те, кто ваяет махровое ООС, весело размахивают лозунгом "будет так, как мы напишем" и удаляются в литературные пампасы охотиться на снарков, хоть бы из в тексте канона и не было.
5. А теперь приступим.
Итак:
наилучшее определение ООС дал, на мой взгляд, Честертон - хотя речь шла не о фикрайтерах, а о знании истории. Вот оно:
Гораздо естественнее поверить в то, что за пределами нашего разума, чем в то, что не переходит этих пределов, а просто противоречит ему. Если вы скажете мне, что великого Гладстона в его смертный час преследовал призрак Парнела, я предпочту быть агностиком и не скажу ни да, ни нет. Но если вы будете уверять меня, что Гладстон на приеме у королевы Виктории не снял шляпу, похлопал королеву по спине и предложил ей сигару, я буду решительно возражать. Я не скажу, что это невозможно; я скажу, что это невероятно. Я уверен в том, что этого не было, тверже, чем в том, что не было призрака, ибо здесь нарушены законы того мира, который я понимаю. Так и с легендой о проклятии. Я сомневаюсь не в сверхъестественном, а в самой этой истории. Честертон, "Проклятие золотого креста"
И вот от этого определения уже можно начинать рассуждать. Итак - ООС это то, чего не было и не могло быть, поступок, которого герой НЕ мог совершить. Какие же бывают виды ООС?
Сначала я разберу в комментах основные, на мой взгляд, разновидности, а именно:
1. ООС матчасти
2. ООС принципа отбора
Потом дополню другими более частными разновидностями. Итак - это заглавный пост, сейчас продолжу в комментах.
Наофтопили мы все тут - аж страшно делается.
Вобще-то исходый пост говорил ТОЛЬКО о том, какие, на мой взгляд, существуют разновидности ООС. И ни о чем больше. Но раз уж так все заофтоплено - будем нводить порядок, раскладывать по полочкам, смахивать пыль и так далее.
Первое - что есть фанфик и является ли фанфиком мое "Время серебра".
ЯВЛЯЕТСЯ!!!
Нра это кому-то или не нра - но:
И "Время серебра" является фанфиком относительно "Боярышника".
И "КТ" является фанфиком относительно "ВК".
И весь скопом проект "Время учеников" явяется собранием фанфиков по мирам Стругацких.
И "Черный Баламут" является фанфиком относительно "Махабхараты".
И...
Дальше примеры ищите сами.
Давайте наконец определимся.
1. Фанфиком явяется любое произведение, написанное ПОСЛЕ исходника и использующее героев исходника и/или реалии его мира.
2. То, что данный текст был опубликован в бумаге, не делает его не-фанфиком.
3. То, что автор исходника был согласен на эту публикацию и вообще был согласен на этот фанфик, тоже не делает текст не-фанфиком
4. Фанфик - это НЕ ругательное слово.
5. Некоторые фанфики - не переставая являться таковыми - могут стать и становятся реальным явлением литературы и далее уже рассматриваются как самостоятельные художественные произведения.
6. Как правило, это тексты, хотя и использующие реалии и героев исходника - но АБСОЛЮТНО ЧИТАБЕЛЬНЫЕ И ПОНЯТНЫЕ ТАКЖЕ ТЕМИ, КТО ИСХОДНИКА И В ГЛАЗА НЕ ВИДЕЛ.
7. Ну, а то, что самостоятельным явлением могут стать только тексты, написанные хорошо и талантливо - думаю, ясно по умолчанию.
Так что, как я уже говорила,
не все йогурты одинаково полезныне все фанфики плохи, и саом по себе явление фикописания абсолютно нейтрально. Не нейтральным - а иногда и просто неприемлемым - его делают доплнительные факторы. Их я здесь, в общем, не рассматриваю. Но вскользь - упомяну. В связи с неторыми постами этого треда.Вот уж не соглашусь. Фанфик существует постольку поскольку. Забудут произведение на которое написан фанфик, и фанфик тоже станет никому не интересным. А все дон Жуаны-Хуаны-Гуаны интересны сами по себе. Они живут независимо друг от друга.
Нет, мне вообще то без разницы. Если у людей много времени, пусть пишут, только от такого творчества смех разбирает. Над Дюма издеваются, как только могут, да над многими... Где то я слышал такое выражение: "Я приду плюнуть на ваши могилы". Создается впечатление, что эти авторы пишут именно с подобной целью.
Тут я могу отослать вас к академическому изданию Пушкина. Я имею в виду полное собрание сочинений, где есть черновики, письма и все остальное. Даты там есть. Правки есть. С такими данными только ленивый не сделает вывода.
Впрочем, факт остается фактом - Пушкин писал фанфики. И думаю от того, что они именно фанфики, а не оригинальные произведения, менее талантливыми они не становятся.
Все же это не фанфики. Но вот набросок про Петрония ужасен, наверное поэтому Пушкин его и бросил. И, кстати, тоже писал в пику кому-то.
"Фауста" тоже можно считать фанфиком на "Народную книгу о Фаусте", о которой сейчас только в спец литературе упоминают...
Создается впечатление, что эти авторы пишут именно с подобной целью.
Многие люди делают гадости и вне литературы, так что явление это другого характера...
А я хочу напомнить, что многие писатели бросают произведения на несколько лет, а потом снова к ним возвращаются. Так что, для меня может быть только одно свидетельство - собственноручная запись Пушкина, что он это считает полной фигней и никогда продолжать не будет.
Все остальное - предположения.
Все же это не фанфики
Обоснования, пожалуйста. Ela только-что разъяснила, что такое фанфик. Теперь будте так добры - скажите, почему то, что писал Пушкин по чужим произведениям, не является фанфиками.
По-моему, это тот самый пример разработки вечной темы. Потому что Фауст Гете и Фауст "Народной книги" и не только ее совершенно разные. В них как и в разных дон Жуанах нет ничего общего.
Могу вам привести еще пример использования вечного героя это Тиль Уленшпигель. Толь Тиль Костера это не фанфик на немецкие и швейцарские шванки.
И ваще, я не филолог, а математик, я не знаю всех терминов, но чувствую разницу между фанфиком и вечной темой желудком, если можно так выразиться.
И кто мне наконец объяснит, что такое яой?!!! Ну хоть кто-нибудь!!!!!
Выжило вторчество после смерти ориджинала — значит, "вечная тема".
Не выжило — значит, фанфик это был....
1. Фанфиком явяется любое произведение, написанное ПОСЛЕ исходника и использующее героев исходника и/или реалии его мира.
Скажи, ты это сама придумала или используешь готовое определение? Потому что... четкую грань между фанфиком и нефанфиком я не проведу, но называть фанфиками фсе, ниписанное по мотивам поостерегся бы. Очень уж широкое получается определение.
сколько там известно сюжетов в литературе?
Я полагаю "вечным" какой-либо сюжет становился тоже не сразу, а после энного обращения к нему литераторов...
Да, безусловно, есть сюжеты более архитипичные и многослойные, чем другие...
Я не литератор, а математик. Я могу говорить только на уровне чувств. Хотя что-то похожее на определение я дал. Фанфик, это когда пишут на конкретное произведение. Вот есть "Три мушкетера" а Бушков наваял "Д'Артаньян гвардеец кардинала", где все тоже, но наоборот. Или кто-то, их было много, стал писать про миледи. Это тоже фанфики. А разработка вечной темы предполагает только какую-то идею - например вечный повеса дон Жуан или история продажи души ради знаний (Фауст), но каждый автор решает эту тему по своему, и в результате мы имеем совершенно разных героев, хотя зовут их одинаково или похоже.
И я уже 10 раз спрашиваю, что такое яой-фик!!!!
яой-фик, равно как и слэш-фик - это когда герои предаются однополой любви, причем вне зависимости от ориентации их в исходном произведении.
Я бы еще добавила, что термин яой-фик прежде всего относится к аниме. В то время как слеш - к книгам
Зы.. ну вот, видимо у меня в голове в определение фан-арта впутываются еще вопросы правообладания. А как тогда с соавторством? К примеру, Лукьяненко и Васильев в "дозорном" цикле.
ludowiga , спасибо и вам. Вы угадали мой следующий вопрос.
Sammium , однако, ничего так критерий, да.... А чем плохо то?
hound , Я полагаю "вечным" какой-либо сюжет становился тоже не сразу, а после энного обращения к нему литераторов...
Не литераторов! Литераторы уже обращаются к вечной теме. Сначала идея поселяется в легендах.
сколько там известно сюжетов в литературе?
Ну мне то откуда знать? Я не филолог!
Ну я сей термин с какого-то сайта подцепила))) В журналах об аниме термин слеш не встречается, из чего я делаю вывод, что яой - явление анимешное
А еще яой - это жанр аниме или манги. Да, речь там идет об однополой мужскорй любви, но создаются эти произведения (манга, аниме- специально для женщин, так как по мнению психологов гетеросексуальной женщине скучно наблюдать за гетеросексуальным половым актом, так как она будет чувствовать ревность к героине. А если в кадре только красивые молодые мужчины - то все ОК.
Я не политкорректен. По-моему это просто гадость.
Практически все известные сюжеты можно обозначить как вечные посколькувсе они имеют начало в мифологических структурах (легенды - это все таки позже). Какая-то часть их в процессе развития человеческой культуры и в зависимости от культурного региона - разрабатывается больше, какая-то меньше. Заимствоввание, пересказ одной и той же темы или сюжета - гораздо древней - чем самостоятельное уникальное творчество, которое в целом - продукт Нового времени.
Смотря как описать.
Фанфик, как таковой, вообще не является актом индивидуального творчества. Это продукт определенной среды, детерменированный сложившимся в этой среди правилами и традициями. Почему так много людей пишут слеш? Потому что существует особая среда, общество - со своими традициями, иерархией, возможностью вовлечения сторонних людей, конами... Сам по себе, в отдельности от фанатской среды, фанфик невозможен, а все, что можно условно назвать творчеством по мотивам чьего-то творчества - не всегда является фанфиком.
Вообще, как таковой фанфик - дитя эры массовой культуры. Соответственно, никакой Шекспир не писал фанфики. И когда какой-нибудь миннезингер брал какую-то историю и перекладывал ее на новый лад - он не был ни фанфикописателем, ни плагиатором - ибо тогда понятия плагиата и фанфика не существовали вовсе.
Современный фанфикшн не существовал бы без Интернета. Сложившиеся устои определяются некоторыми изначальными векторами развития – а они есть результат психических проблем авторов. Скажем, что тезис «писать могут все», он как бы подтверждается наличием фанфикшена. Но кто-то пишет явную «проду» - потому что не грамотен и не образован. Кто пишет ООС – потому что просто не способен выйти на рамки своего довольно узкого мирка и своих проблем. Писатель, настоящий писатель – как и настоящий актер, который способен сыграть кого угодно, способен написать что-то угодно и про кого угодно, дистанцироваться от своего образа мыслей, понять, что думает совершенно иной человек.
Но вот многим это не доступно – отсюда и ООС.
Не согласна! Это явление возникло намного раньше Интернета. Огромное число фанфиков было написано например на "Поворот винта" Генри Джеймса. Многие из них были опубликованы и даже впоследствии экранизированы. Есть фильм "The Nightcomers" с Марлоном Брандо в главной роли, снятый как раз по одному из этих фиков.
ВНИМАНИЕ - всем слэшерам и антислэшерам, читающим этот тред и участвующим в обсуждении!
ВСЕ посты о том, что слэш это гадость или что слэш это прелесть, буду стирать безжалостно.
Найдите другое место, чтобы обижаться друг об друга.
Потому что дискуссия НЕ ОБ ЭТОМ.
lucifug-rofocal - точка зрения интересная, обдумаю.
У меня дайри начинают подглючивать, что моет быть как общим явлением, так и глюком ОДНОГО конкретного дайришного сервера (их же несколько). Так что если я вдруг пропала из дискуссии - значит, сглючило радикально, как глюки рассеются, вернусь.
Я сказала "в целом" и не утверждала, что вовсе не было оригинальных текстов, хотя оригинальность то была несколько другого рода.
Данте выразил в стихотворной форме - уже существовавшие предстовления об устройстве мира. Всевозможные схоластические трактаты об иерархиях на тот момент существовали в количестве. И еще он опирался во многом на провансальскую лирику. Это начало литературы, а не массовое явление...
То есть, не просто способные, а - создающие?
понятие попадает любая история, созданная по мотивам существующего сериала,
книги, кино, комикса, мультфильма и т. д. Фанфик пишется без разрешения его
создателей и никогда ради денежной выгоды, а исключительно ради удовольствия.
http://zhurnal.lib.ru/a/al_a/funfic.shtml
Денежная выгода в моем представлении - это гонорар. Т. е., если издательство решило ЭТО напечатать, то оно уже не фанфик.
?