Здесь мы продолжим разговор, начатый в треде об ООС.
И я убедительно прошу по возможности уменьшить масштабы офтопа и хотя бы отчасти вернуться к сабжу.

Комментарии
15.08.2007 в 18:32

Лень - двигатель прогресса!
Rochefort_ Да, кстати. Автор может написать фанфик на самого себя? Я имею в виду, под своим именем, изданный на равне с исходным произведением?

Сапек. Что-то кончается, что-то начинается :)
Я правда, не совсем в курсе по поводу "изданный"...
15.08.2007 в 18:34

Я не владею русским языком. У меня нелицензионная копия. Я старый пират не знающий слов лицензионного соглашения.
Vax Я слабо знаком с Сапковским, так что, уточни что ты имеешь в виду
15.08.2007 в 18:35

Лень - двигатель прогресса!
Рассказ. Альтернативное "щастливое" окончание ведьмаческой саги. Опять же, не уверен, можно ли считать это хохмой.
15.08.2007 в 18:36

Дама, приятная во всех отношениях
ehwaz Скучным и нудным будет фэндом, где модератор строго-настрого велит участникам приедрживаться в оценке персонажей определенного мнения. По-моему, фикрайтер вправе выставить благородного героя - подонком, изменив точку зрения, придумав альтернативный взгляд, если этот взгляд будет обоснованным и логичным.
Вашими бы устами...
Дело в том, что я ушла с одного форума после большого и скандального спора, в результате которого там установили строгие правила, по которым характеры положительных героев нельзя ни в коем случае менять к худшему. Единственное что допускается - это "исправлять" отрицательных персонажей.
Вот так живут в некоторых фандомах.

При написании АУ, автор фика указывает в какой момент описываемые им события расходятся с теми. что в романе. Но до этого - мое правило действует.
Да, но если события не искажены, а герой дальше (допустим это фик-сиквел) действует не так, как в романе. События не искажены, а персонаж все равно ООС.
15.08.2007 в 18:38

Я не владею русским языком. У меня нелицензионная копия. Я старый пират не знающий слов лицензионного соглашения.
Vax Я ее так и не дочитал. Допустим. Но этимологически фанфикшн - это приключения, описанные фанами. Я готов согласиться, что Сапек фанатеет от себя, любимого, но все же, как-то, где-то... :)
15.08.2007 в 18:40

Лень - двигатель прогресса!
Может, и фанатеет :)
Ник, помнится, тоже когда-то выдвигал похожую идею - издать Войну мага с 7 различными концами

В общем, тогда ты задаёшь вопрос с готовым ответом, или надо дополнять терминологию
15.08.2007 в 18:42

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
Да, но если события не искажены, а герой дальше (допустим это фик-сиквел) действует не так, как в романе. События не искажены, а персонаж все равно ООС.

kate-kapella

Точно: еще один препон. :) Ну имхо здесь поможет только сравнительный анализ лексикона этого перса, ситуаций и проч. Тоже вполне научный метод. Ничего другого в голову не лезет.

15.08.2007 в 18:43

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
Дело в том, что я ушла с одного форума после большого и скандального спора, в результате которого там установили строгие правила, по которым характеры положительных героев нельзя ни в коем случае менять к худшему.

ИМХО - это ужасно! Я на таких форумах не приживаюсь.
15.08.2007 в 18:49

Ну вот, я тут и излагаю.
Как, с моей точки зрения, производится тест на "в" и "вне".
Оформилось НЕ в результате чтения фанфиков, а в результате сеьевого трепа.
Я уже точно не помню, был ли это тред о том, с кем из героев ОЭ мы хотели бы выпить или же тред о том, как общаться с рокэобразными - в общем, я там весьма весело расписала, какую бы я устроила с Рок попойку, при этом вполне себе конкретно строясь под определенного персонажа. И следующим же постом Алькор воскликнула: "МАРСЕЛЬ!!!!" и расхохоталась.
И - совершенно верно - это действительно был Марсель. А ведь я НЕ называла его имени и даже не говорила, что играю под него.
Вот и вся проверка.
"Если что-то ходит, как утка, крякает, как утка, и выглядит, как утка - то скорее всего, это утка". )))
А вот "увидев на клетке слона надпись буйвол", не верь глазам своим.
Применительно к фикам проверка проста, как три рубля, и незатейлива, как грабли.
Производится она так.
Постадийно:
1. Вы берете ваш фик
2. Недрогнувшей рукой ВЫЧЕРКИВАЕТЕ оттуда взятые из исходника имена героев, заменяя их невинными Икс, Игрек, Зет и так далее. Если фик написан от первого лица, а героев двое - еще проще, имена заменяются на еще более невинные местоимения "я" и "он" либо "я" и "ты".
3. Недрогнувшей рукой ВЫЧЕРКИВАЕТЕ взятые из исходника особые приметы - синие глаза и черные волосы, седую прядь на виске, шрам-над-глазом, наследственное косоглазие и прочие опознавательные лэйблы, с упехом способные заменить имя.
4. В особо тяжких случаях проделываете то же самое со служебным положением героя.
5. После того, как убраны все ярлыки и маркеры - так что у вас остался только собственно ХАРАКТЕР выведенного вами героя, его поступки, взаимоотношения, способ реагировать на внешние раздражители, образ мыслей и т.д. - вы берете ваш фик и показываете его читателям, которые знают и любят канон, по которому фик писался.
6. Если представители контрольной группы в количестве не менее 7 из 10 не позднее второго захода опознали героев правильно - поздравляю, вы In Character!
Если нет - ффф сад!
(Заметьте - я не говорю "ф топку" с последующим испитием автором йаду - ибо ООС не обязательно автоматически плохо. НО - фф сад однозначно. Ибо вы таки ООС.)
Проверка соответствия ХАРАКТЕРА героев исходнику производится анонимно относительно героев. Когда читатель не мысли "а оно соответствует или не соответствует" - а просто узнает по повадке, речи, поступкам и так далее - или НЕ узнает.
Вот и вся проблема.
15.08.2007 в 18:51

Дама, приятная во всех отношениях
ehwaz это ужасно! Я на таких форумах не приживаюсь
Там сначала было так хорошо и интеллигентно... пока все были друг с другом согласны:(((

здесь поможет только сравнительный анализ лексикона этого перса, ситуаций и проч. Тоже вполне научный метод.
Вообще, лексикон - это да... В некоторых случаях это наиболее надежный способ доказать ООС. Когда средневековый герой говорит с использованием современной лексики, а взрослый мужчина использует подростковый слэнг. А вот с ситуациями намного сложнее - тут можно кучу копий сломать, а ничего не доказать.
15.08.2007 в 18:53

kate-kapella - см. мой пост выше. ;-)
Все доказуемо. ))))
15.08.2007 в 18:55

Я не владею русским языком. У меня нелицензионная копия. Я старый пират не знающий слов лицензионного соглашения.
Vax В общем, тогда ты задаёшь вопрос с готовым ответом, или надо дополнять терминологию

По-моему, все дело в терминологии. Но пока не оформилось. Думаю, надо идти с начала - когда появилось слово фанфик, почему и что оно означало. А то Эла так расширяет, что весь мир фанфик и люди в нем фикрайтеры.
15.08.2007 в 18:57

Э-эээ... вот все тут о фанфиках да о фикрайтерстве... а когда я по сабжу, то есть про ООС - так оно вроде как никому уже и не надо... )))))
15.08.2007 в 18:57

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
Ela
Мне нравится метод! Ох. как часто бывает наоборот: пишешь оригинального перса. а прочтешь и видишь, что ты in character, причем "в чужом характере", хотя совсем это не планировала. :( Но почему бы не применить то же самое во благо! :)

kate-kapella
А вот с ситуациями намного сложнее - тут можно кучу копий сломать, а ничего не доказать.
Да нет, можно. Если в оригинале герой вел себя решительно. был остроумен и напорист. а в фике вдруг чуть что поджимает хвост и мямлит - вот тебе и ООС,
15.08.2007 в 19:00

наркомань и мимимишность(с)
Ela, я таки с тобой очень согласна, но "меня терзают смутные сомнения" - по поводу цифры 7 из 10.
Если взять того же Гая... думаю, что 5 из 10 будет вполне достаточно, ибо по моим наблюдениям в фэндоме на этого персонажа как миннимум два диметрально противоположных взгляда, и сторонники одного в фике стронника другого "своего" Гая не узнают :)
15.08.2007 в 19:14

Но как нам хочется порой лицом в ладони окунуться...
Ela, не-а, маловато будет.
1. вопрос контрольной группы. и того, что у этой контрольной группы вместо образа героя на уме. еще раз говорю: хоровое называние жопы с ушами каноничным героем - видела. наверное, они знают и любят, вот только что??
2. вопрос стиля. радикальное различие между стилем оригинала и стилем фанфика может успешно погрести под собой любое IC, просто потому, что тот же герой, тот же характер, но у автора фанфика своя лексика, манера строить фразы, свои акцентные моменты в описаниях ситуации.

15.08.2007 в 19:15

Ela. я тут про характер...

А если оригинал достаточно ходульный сам по себе? Таких же много.
15.08.2007 в 19:22

Да, и еще один момент, а как быть с фанфиками про аниме, где могут дублироваться типы персонажей. В разных сериалах могут встречаться ну очень похожие друг на друга но характеру герои?
15.08.2007 в 19:46

Да, и еще один момент, а как быть с фанфиками про аниме, где могут дублироваться типы персонажей. В разных сериалах могут встречаться ну очень похожие друг на друга но характеру герои?
Фэндом указывать невозбраняемо - особенно в этом случае. ))))

не-а, маловато будет.
1. вопрос контрольной группы. и того, что у этой контрольной группы вместо образа героя на уме. еще раз говорю: хоровое называние жопы с ушами каноничным героем - видела. наверное, они знают и любят, вот только что??
2. вопрос стиля. радикальное различие между стилем оригинала и стилем фанфика может успешно погрести под собой любое IC, просто потому, что тот же герой, тот же характер, но у автора фанфика своя лексика, манера строить фразы, свои акцентные моменты в описаниях ситуации.

Не-а, не маловато. ))))
Потому что:
1. разумеется, контрольная группа выбирается не из "стаи товарищей", а маскисмально независимо - иначе результаты не валидны.
2. Нет и нет. Если герой разговаривает в более или менее свойственном ЕМУ стиле, он узнаваем - и никакая разница в стиле авторов тут не помеха.
А очень уж сильное стилевое расхождение нередко укладывается в ООС матчасти.

15.08.2007 в 21:35

Эль леди Виортея тор Дериул
Ela, а) - мне очень понравилсммя способ выявления ООС, но ИХО, это скорее все же способ выявления однозначной вхарактерности, но не тест на ООС
Это все же несколько разные вещи.
Плюс, берем конвертацию из жанра канона (аниме) в жанр фикшена, причем... ну, допустим в драму, в пов перрсонажа, да еще не в монолог. С интерепретацией характера, к примеру, или ситуации в каноне не освещенной. Как раз игрушка, где персонаж узнаваем только по меткам - событиям канона, упоминанию характерной черты внешности т.п. Куда это заппихивать относительно ООС? :-))))
15.08.2007 в 22:39

*Oxocanta* - отвечу позже, ок? Хочу нормально обдумать вопрсоы и отформулировать ответы.
15.08.2007 в 22:51

Эль леди Виортея тор Дериул
Ela, давайте.
Кстати, в догонку еще замечание по фикам и узнаванию ООС в них.
Есть же специальные игры разума, когда текст пишется по принципу - "догадайся про кого это". Частный случай, конечно, но ведь в контексте ООС в фиках как раз интересный :-))
16.08.2007 в 10:04

Но у Пушкина перед фанфикерами есть преимущество, он свой фанфик не дописал, а бросил.
Это преимущество? Не дописать, а бросить? Это, простите, всегда считалось недостатком - бросать начатые дела.


Это называется "Уметь вовремя остановиться". Это огромное преимущество и достоинство. Знать, когда надо отказаться от действия. Все считают, что главное уметь действовать и творят черте что. Но еще важнее уметь остановиться. Пушкин это умел. Ему помогали вкус, такт... Я завидую такому умению.

И это убожество вы называете талантливым романом?
Я знаю достаточно людей, которым этот роман нравится. Если он нравится такому количеству людей, значит он уже достаточно талантлив.

Огромному количеству людей нравится примитивный мордобой, который выдается за юмор. А еще огромному количеству людей периодически нравились гладиаторские игры, казни и прочая дрянь. Мне со школы никто не мог доказать, что сборище большого количества людей автоматически делает их правыми. В математике да, сумма многих единиц приводит к значительному числу, но не в жизни. У Дюма герои обладают характером. У них сложные взаимоотношения. Они могут в чем-то сомневаться, их обуревают страсти, они живые люди. У Борна персонажи картонные. Они не знают сомнений, каких-то переживаний. У них все просто и понятно. Они даже не стареют. Им положено быть дедками лет под 80 )))), а они все живчики без возраста, один вон даже женится на такой же старушке))))))))).

А что логики нет, это обычное дело. У Террайля не меньшая путаница и у всех, кто писал романы-сериалы. Закон жанра.

Никогда не испытывал пристрастия к чтению Террайля. И романы сериалы не обязаны быть тупыми. Вон у того же Дюма мушкетерская трилогия 5 томов, но он же умно пишет.

Минуточку, если Загоскин использует чужого персонажа, ставя его в другие обстоятельства и меняя имя, а автор пострадавшего персонажа, пытается вернуть все на круги своя - это фанфик?
Во-первых, Загоскин всего лишь был настолько впечатлен характерами из "Евгения Онегина" и несогласен с ними, что он создал своих героинь (у них другие имена, они живут в другое время, они действуют в других ситуациях), так что это не совсем фанфик, а скорее произведение сильно по мотивам. И Пушкин вовсе не возвращал все к Онегину, а писал свою версию того, что написал Загоскин. Так что, это был стопроцентный фанфик, хоть и на произведение вдохновленное другим произведением.


Вопрос в том, что исходное произведение Пушкину и принадлежало. А еще в том, что Пушкин возвращел все не к Онегину, а к своему идеалу женщины, который был искажен. Ну и в том, что имея все права ткнуть Загоскина носом в эти обстоятельства, Пушкин все же остановился, потому что как творец обладал чувством меры.

Но чем-то все вдохновляются. Нельзя же называть плагиатором того, кто прочитал роман о двух сестрах и написал свой роман тоже о двух сестрах. Так все без исключения будут считаться плагиаторами.


Я про плагиат ничего не говорил. Об этом пусть говорят писатели, юристы, я в этом ничего не понимаю.
16.08.2007 в 11:27

Чудес не бывает.
Ela
Так что, как я уже говорила, не все йогурты одинаково полезны не все фанфики плохи, и саом по себе явление фикописания абсолютно нейтрально. Не нейтральным - а иногда и просто неприемлемым - его делают доплнительные факторы. Их я здесь, в общем, не рассматриваю. Но вскользь - упомяну. В связи с неторыми постами этого треда

Тут я с тобой не согласна. Фанфик плох одним (если это вещь, написанная по уже известному произведению. Да, сюда относится и Перумовское творение по Толкиену). Автор фанфика, тем более хорошо написанного, даже если этот автор был неизвестен ранее, заранее "обречен" на успех - ибо он использует аудиторию ориджинала. Что ставит автора фанфика заранее в более выгодную позицию, чем автора самостоятельного, собственного произведения. В плане продаж.
Как ты думаешь, так ли бы хорошо раскупалась книга Перумова, если бы это не было анонсировано как продолжение Толкиена,ммм?
Стал бы кто-нибудь покупать книги сыночка Херберта (ужасные,кстати), если бы они не были анонсированы,как "приквел" ко всемирно известной Дюне???
Короче,те, кто публикует пусть даже очень хорошие фики - частично пожинают плоды не ими вспаханного поля. Это не есть хорошо, имхо.
16.08.2007 в 11:32

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
Jess_nata
ППКС! И пример ты привела хороший. :)
16.08.2007 в 11:33

Чудес не бывает.
Rochefort_
Да, кстати. Автор может написать фанфик на самого себя? Я имею в виду, под своим именем, изданный на равне с исходным произведением?
не может. Фанфик - по определению, следующему из самого слова - произведение, написанное поклонником ориджинала - а не его автором.
16.08.2007 в 11:39

наркомань и мимимишность(с)
Jess_nata, возможно, оно и так в фактическом смысле, но вот в оценочном - "не есть хорошо" - категрически не согласна! Я являюсь представителем "аудитории ориджинала" (и как ни странно не одного! :D), и я категрически за то, чтобы хорошие фанфики писались и публиковались. Я морально готова голосовать за это дело рублем или убивать время на чтение в интернете и написание хвалебных писем фикрайтеру - если оно того стоит . Это для меня способ еще какое-то время побыть в любимом мире с любимыми героями, не говоря уже о том, что некоторые фики перерождаются в самостоятельное и серьезное лит. произведение.
Иными словами - спрос рождает предложение, а спрос в данном случае есть и не малый.
Другое дело что я как потребитель жажду качественной продукции, а не халтуры и конвеера ;-)
16.08.2007 в 11:40

Cogito, ergo sum.
Как ты думаешь, так ли бы хорошо раскупалась книга Перумова, если бы это не было анонсировано как продолжение Толкиена,ммм?
А тут нечего думать. Достаточно сравнить тиражи КТ с тиражами других продолжателей Толкина, даже широко известных в узких кругах. Даже после фильма. А потом сравнить тиражи КТ с тиражами Хъерварда, Мельина, "Черепов".

Или взять тиражи "Времени учеников" и сравнить с тиражами Стругацких и проследить дальнейшую литературную судьбу эти хсамых учеников, причем официально поддержанных БНС.

Именно это и доказывает, что сам по себе факт продолжения известной вещи ничего не гарантирует. Не перумовского успеха. Не неуспеха прочих, далеко отставших не только от Перумова, но и от тех, кто раскрутился сам по себе, как та же Оля Громыко.

К тому же анонсирование с использованием раскрученной марки не связано намертво с фанфикерством. Первого "Волкодава" навязчиво анонсировали, как "Русского Конана".
16.08.2007 в 11:45

Я являюсь представителем "аудитории ориджинала" (и как ни странно не одного! :D), и я категрически за то, чтобы хорошие фанфики писались и публиковались. Я морально готова голосовать за это дело рублем или убивать время на чтение в интернете и написание хвалебных писем фикрайтеру - если оно того стоит . Это для меня способ еще какое-то время побыть в любимом мире с любимыми героями, не говоря уже о том, что некоторые фики перерождаются в самостоятельное и серьезное лит. произведение.

Что-то у меня есть сомнение, что это понравится авторам. Ведь как ни крути, хороший фанфик наносит автору материальный ущерб. Плохой - моральный. До сих пор не могу понять, как Борис Стругацкий разрешил издевательство над собой. В тех сборниках читать можно было только "Змеиное молоко"
16.08.2007 в 11:47

Cogito, ergo sum.
Ведь как ни крути, хороший фанфик наносит автору материальный ущерб.
Почему?!