...культовых фильмов вообще - и олного из них в частности.
Дело в том, что я тут недавно некоторым образом лишила себя культурологической невинности, посмотрев "Аи-но кусаби". И хочу высказать свои мысли по этому поводу.
Но сначала - несколько, как принято говорить в среде фэндома, варнингов.![;-)](/picture/1137.gif)
1. Те, кому памятен мой тред насчет пресловутых "рук", и кто считает, что я сейчас начну ругать это аниме за яойное и местами несколько БДМСное содержание плюс откровенное членовредительство, могут спокойно этот тред проматывать, не читая. Не буду.
2. Те, кто полагает, что я собираюсь верещать от неодолимого восторга, могут сделать то же самое и по той же причине. Потому что я собираюсь делат совсем другое. Я собираюсь думать - что именно сделало этот фильм культовым, причем даже и в среде, не имеющей ни малейшего отношения ни к яою, ни даже к аниме (слишком уж много знаю таких примеров, именно они меня и сподвигли).
3. А потому - выкладывать мысли я буду "в строгом беспорядке", и ваши комменты приветствуются.
4. А вот хамство в адрес друг друга по ходу дискуссии НЕ приветствуется. Такие посты буду резать беспощадно.
5. Когда я выскажу все, что хотела, и в конце одного из моих комментов появится долгожданое "овари", любой из поклонников этого фильма может взять то, что получится, на любой из посвященных этому фильму сайтов в качестве статьи-эссе - если ему этого захочется, понятное дело. Прошу только сообщить мне об этом в личку и при размещении указать источник.
6. А ссылку на дискуссию, если она получится интересной, можно размещать хоть сейчас. Приходите и спорьте. Разумеется, в рамках приличий и вежливого отношения друг к другу.
Так, вроде бы все сказала, что нужно, перед тем, как начать высказываться потихоньку.
Остальное - уже в комментах.
Дело в том, что я тут недавно некоторым образом лишила себя культурологической невинности, посмотрев "Аи-но кусаби". И хочу высказать свои мысли по этому поводу.
Но сначала - несколько, как принято говорить в среде фэндома, варнингов.
![;-)](/picture/1137.gif)
1. Те, кому памятен мой тред насчет пресловутых "рук", и кто считает, что я сейчас начну ругать это аниме за яойное и местами несколько БДМСное содержание плюс откровенное членовредительство, могут спокойно этот тред проматывать, не читая. Не буду.
2. Те, кто полагает, что я собираюсь верещать от неодолимого восторга, могут сделать то же самое и по той же причине. Потому что я собираюсь делат совсем другое. Я собираюсь думать - что именно сделало этот фильм культовым, причем даже и в среде, не имеющей ни малейшего отношения ни к яою, ни даже к аниме (слишком уж много знаю таких примеров, именно они меня и сподвигли).
3. А потому - выкладывать мысли я буду "в строгом беспорядке", и ваши комменты приветствуются.
4. А вот хамство в адрес друг друга по ходу дискуссии НЕ приветствуется. Такие посты буду резать беспощадно.
5. Когда я выскажу все, что хотела, и в конце одного из моих комментов появится долгожданое "овари", любой из поклонников этого фильма может взять то, что получится, на любой из посвященных этому фильму сайтов в качестве статьи-эссе - если ему этого захочется, понятное дело. Прошу только сообщить мне об этом в личку и при размещении указать источник.
6. А ссылку на дискуссию, если она получится интересной, можно размещать хоть сейчас. Приходите и спорьте. Разумеется, в рамках приличий и вежливого отношения друг к другу.
Так, вроде бы все сказала, что нужно, перед тем, как начать высказываться потихоньку.
Остальное - уже в комментах.
Итак - первое знакомство. Состоялось энное время назад по фанфику. После которого желания знакомиться с оригиналом у меня не просто не возникло - мне очень заотелось не увидеть его никогда. Не буду называть ни автора этого текста,ни его названия - я не понимаю, не могу и не хочу такого понимать, и хватит об этом.
Второе первое знакомство - иначе и не скажешь - состоялось с содержанием, пересказанном на сайте, посвященном аниме. Тогда я, принаться, решила, что если увижу сию мелодраму, умру от смеха. И крупно ошиблась - как и при знакомстве с фанфиком. Что стало предельно ясно, когда я увидела нарезанный из Кусаби клип. При такой прорисовке и не такой сюжет "пойдет", так что результат просмотра окажется каким угодно, но только не тем, которого я ожидала.
начало становится любопытно.
И тут обнаруживаюся милые юноши-девушки, которые вообще-то аниме не смотрят, а при слове "слэш" плюются и говорят очень нехорошие слова - и тем не менее данный конкретный фильм... ну да. Как и было сказано.
А вот это уже интересно.
В конце концов я сдалась и пошла удовлетворять любопытство.
И вот они - настоящие первые впечатления, уже от просмотра:
1. отличная прорисовка. О которой потом отдельно и подробнее.
2. потрясающие голоса. просто потрясающие. Вот теперь я поняла, почему завязтые анимешники предпочитают дубляжу субтитры. ТАКИЕ голоса грех перекрывать дубляжом. Так что почему сэйю (так это, кажется, называется) - такая уважаемая профессия, я более чем поняла.
3. музыка - хм, пока не пойму, то ли "никакая", то ли она просто до такой степен вписывается, что растворяется в восприятии до полной незаметности. надо будет посмотреть еще раз.
4. сюжет "на честное слово" и мир, нелогичности и раздерганности которого постыдился бы любой начинающий ДМ, прописывающий на коленке свой первый мир для первой игры.
Это первое впечатление. Потом приходит второе.
А вот о нем уже - в следующем комменте.
Вот над этим-то вопросом я и стала размышлять - а ЧЕМ интересен? Потому что цепляет. Очень многих. Есть ведь книги и фильмы, которые пролетают через мозги, не задерживаясь, закладывая дикие виражи по извилинам - и вылетают насовсем. Их и вспомнить зачастую тяжело. Не за что вспоминать. Здесь явно иной случай.
Когда-то замечательный режиссер и художник театра Н.П. Акимов высказался в том смысле, что если бы сущестовали марсиане, и у них был бы театр, то новичку-землянину высидеть целиком марсианский спектакль было бы очень трудно, а то и невозможно. А как же - после первых ярких картин скука полнейшая. Как досмотреть без скуки то, что НИКАК НЕ СООТНОСИТСЯ с нашей жизнью, ничем не задевает эмоционально, ни в однйо детали не кажется подсознательно узнаваемым?
И если "Кусаби" способно зацепить - значит, это для нас не "марсианский театр". Значит, где-то в чем-то какими-то деталями оно с нашей жизнью все же соотносится.
И вот тут - опять два варнинга.
Первое - я категорически отвергаю заявление особо озабоченных слэшеров о том, что на самом-то деле все вокруг сплошь гомосексуальны и бисексуальны, только врут самим себе, что это не так. Неправда. Почему это и в самом деле не так, я уже изъясняла неожнократно и не считаю нужным повторяться. А фильм привлекает внимание оень разных зрителей НЕЗАВИСИМО от их сексуальной ориентации.
Второе. Фрейдистские толкования я тоже не считаю применимыми. Тем более в данном случае - и именно потому, что соблазн велик. Отвергаю чисто методологически. Потомуч что К. Поппер совершенно прав - с точки зрения методологии фрейдизм - скорее религия, чем наука (сейчас в его теорию фальсификации гипотезы" не вдаюсь, разговор отдельный). Фрейдизм объясняет ВСЁ - а значит, НИЧЕГО. Как божья воля.
Мне кажется куда более интересным понять - без помощи фрйдизма и без привлечения ссылок на чью бы то ни было ориентацию - что именно в этом сюжете, в этом мире, в этих героях такого, что "цепляет", как я уже сказала, совершенно другую на первый взгляд "целевую аудиторию".
С другой стороны, это фильм о любви. В мире Амои сделана попытка пресечь эмоциональные отношения. Нормальный секс исключен, оставлены только его ненормальные, извращенные варианты.
ПОэтому прорыв члеовеческой природы соврешается так страшно,нелепо и жестоко.
Ясон не представляет себе, что можно полностью доверится другому человеку, что можно быть с кем-то по доброй воле. Отсюда - принуждение, насилие, попытка переделать под себя. В Амои нет грани между любовью и дружбой, они одно и то же, поэтому Рики и Гай попадаются в типичную ловушку "дружеского секса". Рики не в состоянии объяснить Ясону, что свобода - необходимое условие любви, у него нет слов и понятий для этого, только ощущение, что все неправильно. Его бунт против этого мироздания инстинктивен, а осмыслить его он не может. Не знает, как и зачем.
Ясон ведь тоже бунтует против мироздания - на свой лад.
Извините, это я так, беспорядочно. "Музыкой навеяло".
А музыка там - очень неплохое техно. Но она действительно растворяется в общем потоке, ее не замечаешь - а она есть, как тот суслик.
Ну, и последнее - да, аниме надо смотреть ТОЛЬКО в оригинальной озвучке. Хотите попробовать?
Жду с нетерпением продолжения. А пока согласна полностью. я долго не могла понять, да и сейчас не до конца осознаю, с чего это меня так торкнуло на Аи но Кусаби. *)
А что скажете о смысловой нагрузке главных действующих персов?
Один из животрепещущих вопросов. *) Фрейдизм Вы отвергли, но ведь у каждого из них (а количество строго определено замыслом) своя важная роль. И символы из них так и прут. *) ИМХО.
Офтоп - в жизни не забуду один случай. Смотрела я тогда японскую версию мультика "Дикие лебеди" по Андерсену. Мульт был классный, сюжет чуток подправлен (бывает), но вот в финале был совершенно для меня отпадный по своей японскости момент. Принц, потрясеный кознями ведьмы, заявляет ей в ошеломлении: "Госпожа ведьма, ведь вы же старая женщина, как вам не стыдно!" Я зажала рот и сползла под стул. ИМХО - вот он, менталитет в полный рост!
Так вот - здесь мы имеем то же самое. И говоря о символике, нельзя забывать, что это очень японская история. Куда больше, чем кажется.
Но мне бы хотелось прежде чем прогнать ребенка от компа и продолжить высказываться, услышать, о каких именно символах идет речь. ИМХО - если яне только высказываю свои соображения, но и ыслушиваю ваши, и отвечаю уже заодно и на них, получится и интереснее для нас всех, и продуктивнее.
Спасибо, читаю ваши размышления с удовольствием.
Нам тоже интересно!
Итак - мир Амоя суть антиутопия, все правильно.Сага о бесчеловечной системе. И вот тут, как ни забавно, в ход идет как достоинство то, что поначалу показалось мне недостатком. Банальность и глупость этого мира. А ведь бесчеловечность и вообще банальна и глупа по определению. Имманентно. И другой быть не может. Система здесь не просто бесчеловечна - она банально, идиотично, глупо бесчеловечна. Постыдно глупо. До поджимания пальцев на ногах от стыда.
И вот именно постыдность творящейся бесчеловечной глупости этой системы и дает эмоциональный зацеп. Даже если этого и не замечаешь.
Потому что - ну оглянемся по сторонам, включим телевизор... ваши ощущения? Когда я созерцаю очередного политики, илчно мое основное ощущение - стыд. Вот этот же самый. Стыдно, что такой идиотизм может вообще происходить. Что эти люди могут быть куда-то избраны и кем-то управлять. Что это все существует, что это не сон и не бред... то есть бред, конечно, но в другом смысле. Господи, если ДЕТИ ИГРАЮТ В ВЫБОРЫ И ДУМУ, КАК В ЦИРК!!! Они хохочут - и нам, взрослым, что на это отвечать? Если это даже детям смешно? Глупость, тяжелая, мучительно постыдная глупость, нелепо бесчеловечная.
Знакомо?
Ничего не напоминает?
И как же нам не сопереживать жертвам такой вот системы - столь же глупой, бесчеловечной и постыдной?
Тоже поучавствую. Как вы думаете, блонди сами понимают, в каком кастрированном эмоционально и социально постыдном мире они живут? Кроме Ясона, который из него выпадает, потому что ему на беду и на счастье позволили быть поживее других. Мне вот последнее время остро кажется, что понимают, не могу сказать, что это чувство основано на фантах, просто некое ощущение. Что в общем-то мир обреченный, и просто на наших глазах подыхает, потому что ни одно живое существо там, кажется, не хочет его жизнь поддерживать искренне.
И - да, Ясону именно "позволили", а почему я так считаю, тоже чуть позднее. Когда о нем зайдет речь уже конкретно.
Теперь несколько дополнений о системе. Монгрелы, ага. Ну - любой живущий тут у нас в Латвии отлично знает, кто это такие. У нас тут имеется статус, немыслимый в правовом отношении - НЕ ГРажданин Латвии. НЕ-ГР. И даже паспорт - не-гражданина. Вот так.
Кстати, о монгрелах. Шаг в сторону от фильма к книге (оправданный - фильм во многом рассчитан на тех, кто книгу читал). Мне пока не удалось достать полный текст ни на английском, ни на русском, ни на польском. Толко частичный перевод и полный синопсис. Но и из него кое-что можно заключить. А именно:
Элита состоит не из одних Блондей. Они, так сказать, элита элиты, сливки. Но - кроме них, в элиту входят и Сапфиры (синеволосые), и Реды (красно-рыжие), и Ониксы (черные), и еще кто-то там, неважно. Это раз. А зачем я об этом упмянула? А в связи с главным секретом Танагуры.Тем, за который Катце поплатился своим лицом. И заключается он в том, что система ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ПОДДЕРЖИВАЕТ ЧИСЛЕННОСТЬ МОНГРЕЛОВ, время от времени сбрасывая туда, вниз, в трущобы, то, что могло там и не быть. Поддерживает - как зримую угрозу всем, кто посмеет помыслить о бунте. Вот они, потомки бунтовщиков, гниющие заживо в безысходности своей помойки! Они ДОЛЖНЫ быть - чтобы простые граждане знали, чем кончаются всякие трепыхации.
Так вот - присмотритесь. Гай, Люк, Килли (Кириэ) с их нечетким, размытым цветом волос и в самом деле монгрелы, причем потомственные. Потомки бунтовщиков. А вот искрасна-рыжий Катце и черноволосый Рики - результат целевого сброса. (Им-то, ясное дело, от этого не легче). Да - и не забудем, что Катце и сам монгрел - фурнитуры и вообще вся обслуга из них и комплектуется. Из помойки есть только один выход. Чтобы ПОДНЯТЬСЯ наверх, приходится ОПУСТИТЬСЯ на колени.
Система, как видите, более чем ригидна. И - да, она агонизирует. И могла бы этим заниматься еще очень и очень долго. А вот насколько и почему... опять же чуть позже.
Снова жду ваших мнений - и после них опять продолжу.
А потом я подумал, что это совсем не так - они, во-первых, могут "подняться" до труда, пусть и специфического, а во-вторых - служат фактором мотивации для граждан. Да и потребность в простом, неквалифицированном труде на Амои меньше, чем сейчас.
Но это ИМХО, ясное дело.
Джен, окстись - да монгрелу нужно феерическое везение, чтобы получить работу! Разве что как Кириэ - или как позднее Рики по просьбе Ясона, но ведь этот се тот же "черный рынок".
А пока - еще пару слов о постыдности и эмоциональной кастрированности системы. (Чеширочка - а вот это для тебя... так мы постепенно и до Ясона доберемся
*Чеширочка - искренне рада видеть тебя здесь*
Спасибо ) К сожалению, могу появляться только набегами. Вы очень хорошо выделили мысль про незрелость пэтов, но, заметьте, блонди тоже все молодые. Это, конечно, и сексуальная выставка "Вот какие у меня детишки все красивые, хотите их" и то же пресечение мудрости. Мудрость - немного иное, нежели развитый интеллект, согласитесь. К слову, мы вообще плавно переключились на монгрелов и пэтов, блонди гораздо более непонятные субстанции. О монгрелах мы имеем все-таки какие-то представления, но блонди непостижимы. Я не могу понять, как они могут так невозмутимо улыбаться, когда их точно так же подвергают селекции, коррекции, утилизации, в конце концов.
Ela,
Прежде всего мне хотелось бы остановиться на саундтреке.
Боюсь, Вы не поверите, что очень многих к просмотру фильма приводит именно музыка. Несколько лет назад раздобыть музыкальные композиции OST было весьма проблематично (как и сам фильм), диски шли по рукам примерно так же, как фотокопии 'Мастер и Маргарита' в мои школьные годы. Мне доводилось слышать массу рассказов о сослуживах и родственниках, далеких от аниме, слеша и гей-культуры, буквально 'подсевших' на музыку. И широкий разброс мнений - от жизнеутверждающей до беспросветной, от светлой до отчаянной, но, так или иначе большинство слушающих сходится на чувственности.
Музыкальное сопровождение как раз идеально выражает чувства героев. Саундтрек AnK похож на сжатую пружину, как, впрочем, и вся внутренняя философия фильма. И в том, и в другом случае мы видим лишь вершину айсберга. Я пока не видел, чтобы кому-то удалось докопаться до самых его корней.
и второй момент, на который я позволю себе обратить Ваше внимание:
>> И как же нам не сопереживать жертвам такой вот системы - столь же глупой, бесчеловечной и постыдной?
1) любая система бесчеловечна по определению
2) они ни в коей мере не 'жертвы' системы, скорее напротив - абсолютные победители.
по крайней мере, это можно смело утверждать о Гае, Рики, Ясоне и Катце.
голоса сейю несомненно стоит услышать, но, если Вы не владеете японским, все же лучше воспользоваться дубляжом или субтитрами - в финале очень четко подведены итоги.
именно по этой причине AnK нельзя считать антиутопией в полном смысле этого слова - в нем заложен слишком жизнеутверждающий смысл: какой бы ни была система, ей не удасться задавить в человеке человека.
оффтопик:
если статья о фрейдизме, которую Вы упоминаете, это статья Криса Коянни, то на сегодняшний день это единственная более или менее серьезная статья по миру AnK. хотя и в ней есть моменты, которые представляются спорными и подогнанными в систему для полноты картины)
я предпочитаю считать, что это лишь одна из многих граней проблематики AnK, но она действительно имеет место.
В свое время мы с Tanuki разбирали сюжет АнК (а нас им торкнуло сильно, мы оба писали, и мастерили ролевку, и чего только не делали) с точки зрения классической японской драматургии.
Так вот, АнК - это классическая пьеса "Самоубийство влюбленных в Дана Бан". Где Юпитер - глава клана, Рауль - кинатоката, "госпожа западных покоев", единственная наследница клана, Ясон - принятый в семью зять, Катце - его доверенный самурай, Гай - деревенский парень, занявшийся разбоем, и Рики - деревенская девушка, бывшая невеста разбойника. Все все прочие детали и романа, и фильма подчинены основному сюжету и слабо проработаны как раз потому, что канва задана и с нее не свернуть. Кстати, это характерно для многих анимэ - жесткие сюжетные рамки, из которых персонажи не могут выпрыгнуть.
Логикой не блещет ни фильм, ни роман - именно потому, что автор не ставила себе задачу написать логически непротиворечивый мир. Она ставила себе задачу выписать классический сюжет в киберпансковском интерьере. Рассказать историю о Любви, Долге и Судьбе. Если я не ошибаюсь, роман вышел в середине восьмидесятых, что отчасти объясняет наивность технологическую, но не объясняет, почему мир АнК настолько слаб и противоречив, если рассматривать его с точки зрения социологии. Впрочем, поставленную задачу автор выполнила. У нее получилась трогательная и тревожащая история о любви на классический сюжет.
Что касается рисовки - Ciber City Oedo 808, вышедший в то же время, очень похож на АнК, только красивее и гораздо более киберпанковский, (натуральный привет от Гибсона как он есть). Фоны совпадают почти до деталей, но логики в пейзажах Oedo больше. Правда, там нет любовной истории, так что Ciber City Oedo 808 далеко не так цепляет.
Мне кажется, что АнК так хорошо ложится, во-первых, потому, что любовная история высшего из высших и низшего из низших интересна всегда. Любовная история в жесткой авторитарной системе - вдвойне. Игроки (те, кому 30 и больше) на форумке по АнК говорили, что система Амой напоминает им советскую, с множеством прописанных правил и еще большим количеством неписаных, с общественным мнением, которое уничтожит отступника гораздо быстрее, чем закон (вообще на такой случай не написанный). Так что на постсоветском пространстве АнК цепляет как раз узнаванием - мы выросли из этого болота, мы знаем его, или хотя бы чувствуем.
Кроме того, в АнК очень четко описаны психотипы, с которыми зритель может себя проассоциировать. Иногда не в полном объеме, иногда в полном. Это тоже подкупает, потому что история красивая. Ясонов в фэндоме как грязи, и Рики хватает. Красиво...
Ничего, вот сейчас перекурю... поищу еще симпатичные картинки для новых ПЧ... дождусь еще постов в этот тред - и продолжим. А потом подведем итоги, упорядочим - глядишь, и получится совместная статья. Nе?
9А насчет санудтрека - да, я слушала оригинал с субтитрами, причем один раз это были только английские субтитры, во второй раз были наложены и русские - очччень интересно было сравнить их. Жаль, что оригинальный текст недоступен, увы...)
жду следующих постов)
да, что текст недоступен, действительно жаль...
PaleFire,
соглашусь относительно японской драматургии)
и добавлю к последнему пункту: привлекает возможность разноплановых трактовок и ассоциаций, в том числе и прежде всего личных) 'четко описанные психотипы' каждым зрителем, каждым мастером и участником игры (имел такую честь)), и тем более каждым фикописателем трактуются по-своему
то, что для японца воспринимается 'дефолтом', по заданной традиционной канве, вовсе не следует для европейского зрителя, и именно последнему скупость описаний и непроработанность мира идет на пользу - позволяя раскрашивать контуры по своему желанию и в меру собственной испорченности))
кто-то рисует историю о садомазохизме, кто-то - о высшем и низшем, кто-то о сопротивлении системе, кто-то - о привязанности))
AnK постигает участь греческих мифологии и театра)
http://diary.ru/~asia-al-medham/?co...postid=13934061
ЗА ЧТО??!!!
думаю, это шутка)))))
сообщение отредактировано 21:13
Во-первых, шутка, во-вторых, старая - я видела ее года четыре назад.
К зрелости эмоциональных связей, к году разлуки, к Ясону трехлетней давности, которого мы почти не видим - и к Ясону последней части, с которым мы успеваем не так уж и плохо познакомиться... кто-нибудь будет спорить, что это два совершенно разных человека?
Понимаете - вот пьяный, к примеру. в трезвом виде не помнит, что вытворял под влиянием алкоголя, но вспомнит, если напьется. Два разных СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ. Так вот - Ясон даже год назад - это совсем ДРУГОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ, нежели Ясон финальный. И - он говорит эти слова совершенно искренне. И не только потому, что Ясон-хозяин, Ясон-владелец пета искренне полагал, что и правда не делает ничего плохого (это ведь так естественно - навести дисциплину, раз игрушка выкобенивается!). А еще и потому, что Ясон-любовник не просто никогда ничего подобного не делал, он и родился-то окончательно совсем недавно - он еще и НЕ ПОМНИТ этого. Это делала другая, прежняя личность. Нет,по факту он эти действия вспомнит, если понадобится. А вот по эмоциям (а ведь они в таких воспоминаниях главное) - нет, не помнит. Совсем. Его там не было - или почти не было.
Я понимаю - тезис спорный. Спорьте - с удовольствием выслушаю. Но дело в том, что я не так давно в жизни столкнулась со случаем, когда человек, эмоционально повзрослев, едва помнит по факту часть своих действий и взаимоотношений. Другое состояние сознания. ИМХО. А вам как кажется?
Во-первых, наверное, никогда не смогу посмотреть этот фильм - пробовала и не получилось; а во-вторых - как вы там вообще уживаетесь все вместе в этой суверенной стране?
Надеюсь на то, что наш мир до похожего на АнК не доживет лет через сто. Как говорится - надеюсь на никогда...
Вообще японцы почему-то очень любят романтику перемешивать с жестокостью и унижением. Вот это совершенно непонятно.