А вот и тот пост, который я обещала еще до Роскона. По итогам беседы в реале.
Сидели это мы в реале с Вомпэром, пили чай и вели неспешные русско-японские беседы (ну, а как же нам собраться и не обсудить нечто русско-японское!) по самым разным вопросам, в том числе и по образовательным. И зашел у нас разговор о школах - как русских, так и японских - о подростках и об их отношениях в классе.
И как-то само собой разговор перешел на вопросы подростковой травли. И тут выскочила презанятная, ИМХО, формулировка.
А именно - что ситуация подростковой травли в чем-то является ситуацией ВЫНУЖДЕННОГО АУТИЗМА.
Потому что для подростка в этом положении есть только он сам - и те, кто его травит. Весь остальной внешний мир как бы становится несущественным и почти несуществующим.
Очень часто люди, не сталкивавшиеся с такой ситуацией, недоумевают - а отчего эти травимые подростки не жалуются на травлю. А... как именно пожаловаться? Нормальный ребенок спервоначалу и слов-то таких не имеет, чтобы дать понять, что происходит на самом деле. Рассказать родителям? Ну - они посоветуют дать сдачи. И еще хорошо, если не скажут, что сам виноват. Пожаловаться кому-то из учителей? А на что, собственно? Толкнули в коридоре? Обозвали? Так это едва ли не нормальный уровень подросткового общения. КАК передать, какими словами выразить даже не факты, а саму эту атмосферу презрительного насилия?
И даже это возможно только на ранней стадии. Далее внешний мир окончательно переходит в разряд несуществующих, он слишком внешний по отношению к ситуации... вы, к примеру, Карлсону жаловаться не пробовали? Или Бэтмену? если вы психически нормальны - нет. Ну вот и подросток не будет жаловаться таким же "Карлсонам" - то есть родителям, школьному руководству и так далее. Они НЕ СУЩЕСТВУЮТ. Они вне восприятия. Мир сгустился в аутическую точку противостояния "я и они". Больше нет никого.
В некотором смысле на этой стадии помогает уход в настоящий аутизм. Отчасти. С поправкой на то, что потом подростка, выбравшего этот путь, придется от этого аутизма лечить. Причем дети, аутичные на самом деле, более излечимы. Ребенок с синдромом Аспергера, к примеру, уже привык проделывать этот путь "из себя наружу" - а ребенку, не имеющему этого навыка, будет в разы труднее.
Еще надо отметить, что обнаружить травлю и опознать ее именно как травлю мешает неточное определение групп риска. Например, к ним принято относить инвалидов. Но инвалиды уже знают. что они не как все, что их могут за это травить - а коллективно травят их несколько реже, поскольку травить инвалида будет скорее полный отморозок, а класс, состоящий исключительно из отморозков, возможен, но встречается реже, чем принято думать. К тому же инвалид дейтсвительно нередко морально готов к наезду - и может ответить... ну - скажем так... довольно жестко, особенно если учесть, что увечье отчасти избавляет его от необходимости быть как все, раз он и так не как все, и соблюдать общепринятую вежливость. Почти то же самое относится к детям из неблагополучных семей. Объекты-то они объекты... но нередко довольно жесткие. Нет, основной группой риска являются НОРМАЛЬНЫЕ дети. Нормальные - но уязвимые. И вот в то, что травят их, учителям поверить бывает сложно - с точки зрения нормальной логики нормального взрослого человека.
И мир смыкается в точку "я и они". И жаловаться Карлсону бесполезно...

@темы: дилетантское, школьное, психология, Мысли вслух

Комментарии
30.05.2008 в 21:12

Мракобесие и джаз
Как объекст этой самой травли могу сказать, что это очень правильная теория) Потому что объективно жаловаться не на что. На что? Не так посмотрели? Не так сказали? Толкнули? так всех толкают. А ты чего обижаешься - идиот что ли?
Сложно сказать во-первых, потому что нечего. А во-вторых, потому что все Бэтмэны они дома. ну в классе. А есть места где нет никого. Только ты и они, и все. Как бы искренне не хоетли защитить родители - их нет в школе. А те, кому сказано "не трожь" травят только сильнее, больнее... Поэтому тут действительно только ты и они, другого мира и правда нет. Где он, другой мир? Его нет в школе.

А объектов можно обозначить так : кто выделяется. Причем выделяется не чем-то модным, а тем, что выделяет невыгодно. очки. Толстая попа, пардон муа. Прыщи, брекеты... Ненормальные увлечения, ненормальные мозги и непривычный слэнг, например.
Рисует на уроках, слушает менестрелей в плеере... - ну точно дебил какой-то.
30.05.2008 в 21:13

And it is I, Raksha, who answers!
В цитатник. Ибо верно.
30.05.2008 в 21:16

Имбирные пряники и вычитка текстов нужны этому миру! (с) Ведьма Натка
Мне в своё время посчастливилось выбраться из колеса травли в классе. Но а) всё-таки травил не весь класс, а скажем так - большая часть; б) на бойкоты мне было начихать - с кем я хотела общаться, с теми общаться продолжала, а остальным объявляла ответные бойкоты: ну и что, что вас много, а я одна? - и, самое главное, в) я хорошо училась, и на контрольных, особенно по русскому языку, у меня списывали практически все. Так что стоило один раз устроить классу показательную обструкцию (ну и что, что их много, а я одна? двойки-то не мне получать, а им!), как наиболее влиятельные двоечники быстро прекратили травлю, заключив со мной что-то вроде соглашения.
Физически же на меня наехать класса с шестого было достаточно сложно - карате, кик-боксинг и боксёр-отец.
Так что мне повезло. Хотя и слёз было немало выплакано, и ненависти немало было. Однако представляю себе, что делается с детьми, которым важно общение в классе, и которые не могут ответить на насилие превосходящим насилием, а на насмешку - насмешкой в квадрате.

Кстати, насчёт вынужденного аутизма... В принципе, мне помогал ответ: "Не ваше собачье дело, чем я занимаюсь: чем хочу, тем и занимаюсь, а вы занимайтесь своими делами!" Потому что (опытным путём проверено) если попытаешься объяснить - скорее всего, потом вывернут наизнанку и осмеют. А так беднягам приходится самим разбираться, а разбираться неохота, а на подколки всегда можно пожать плечами и ответить: "Вот когда поймёшь, почему ты дурак, когда это говоришь, тогда и подходи, обсудим. А пока мне просто смешно то, что ты говоришь".
30.05.2008 в 21:17

Кошка, которая летала сама по себе
Знакомо... Но я, к счастью, кое-как с этим справилась, хотя последствия расхлебываю до сих пор.
30.05.2008 в 21:19

Пишу за фидбэк.
Можно добавить, что пожаловаться-то ребёнок может, как-то всё-таки что-то изобразив вербально. Только результать это, скорее, даст обратный - потому что даже если взрослый попытается вмешаться, он вмешается, вероятнее всего, неправильно, на уровне "не смейте этого больше делать" (а как ещё вмешаться взрослому, не будет же он пасти ребёнка постоянно, или начинать войну с детьми), от чего агрессия только вырастёт по принципу "оно ещё и ябеда!" После этого желание просить помощи из вне точно пропадёт.

По поводу же причин травли - даже не придеставляю, откуда что иногда берётся :nope:
30.05.2008 в 21:23

Ты права, Эла. Вы оба правы. Чертовски правы.
Но, к сожалению, в жизни мы часто оказываемся в том самом положении, когда извне ситуацию словами не изложить, не высказать - так, чтобы поняли. А снаружи Карлсоны и Бэтмэны. И что делать - неизвестно.
30.05.2008 в 21:30

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
Небольшая поправка. Все и так и не так.
На самом деле в начале никакой травли нет. И потом ее тоже может не быть. Просто есть дети нормальные - те. которые сами по себе гуляли во дворе без всякого присмотра и являлись потенциальной жертвой маньяков. А есть дети. которых воспитывали "правильно".
И вот, например, ситуация: стоит стул. на нем лежит портфель. Подходит "нормальный" ребенок. которому нужно сесть. Он берет этот портфель и отшвыривает в угол. По его мнению ничегошеньки не произошло. Такой же нормальный как и он на такие действия не обидится. Но если этот портфель принадлежит ребенку "правильному" - то реакция будет дикой. Ах, он цивилизованный бедняжечка вдруг очутился среди дикарей. И он сам первый начнет зажиматься и шарахаться, воспринимая как травлю нормальное поведение дворовых сверстников.
30.05.2008 в 21:31

sugar and spice and everything nice
Есть у меня подозрение, что способность объяснить и призвать на помощь - вычленить в словах, понятных стороннему наблюдателю, что именно происходит, подумать, кто и как может помочь - есть в данном случае уже начало пути к выходу из ситуации. (Сорри, я знаю, что на редкость невразумительно высказалась)
30.05.2008 в 21:31

Pažena, mažena i malo vožena
Откуда берется? Да они сами, наверное, не смогли бы объяснить, в чем дело. Что-то на подсознательном уровне определяет "чужого". И ты просто оказываешься в сливающемся безликом круге. Нет ни отдельных людей, ни отдельных слов. И деваться некуда. И остается на всю жизнь. Даже если было больше тридцати лет назад.
В фирме, где я в свое время работала, был охранник. Немолодой уже мужик из бывших ментов, как оказалось, педагог по образованию. Он как-то сказал, что по поведению уже взрослого человека можно определить, травили ли его в школе и сколько именно лет ему тогда было.
30.05.2008 в 21:36

Мракобесие и джаз
ehwaz у нас в классе все были цивилизованные, начитанные мальчики и девочки. Гимназия. Интеллектуалы, все учились на хорошо и отлично... Поэтому портфели не летали, а травля проводилась на интеллектуальном уровне - бойкот и гразные спетни, слухи, смешки, издевательства...
Хотя, да, согласна, те, у кого скажем в семье это норма - не обижаются
30.05.2008 в 21:37

Вук, просто Вук
Хех! Как-то пытались в классе на меня наехать. Это они зря, ибо засветил я одному из главных обидчиков экспозиционным минералом на тяжелой железной подставке (дело было в кабинете географии). Т.е. кинул в голову со всей дури. Не попал, но кусок штукатурки со стены вышиб. Больше со мной не связывались :)
Когда научился стоять за себя, стал защищать других.
30.05.2008 в 21:41

Забавно. Хек. Хек. Хек.
По личному опыту, могу сказать что в принципе верно. Только не столько полный уход, сколько разделение. На уже знакомое ДО и все остальное. Мне повезло, что я сменил школу, и на новом месте общественное подсознательное избрало другого аутсайдера (класс собирался почти с нуля). Отходил долго, отчасти наверное, до сих пор отхожу =)
Что касается критериев выбора и воздействия взрослых на ситуацию - все верно. Инвалидов/больных стараются не трогать, уже хотя бы потому, что за ними куда пристальнее следят. "Неблагополучные" как раз сами идут в первых рядах, кого бы побольнее пнуть. Выбирают не обязательно слабого - но обязательно неагресивного. Как сложившуюся ситуацию исправить - не представляю. Разве что, как паллиатив, начать заново на новом месте. Или окончательно "утонуть в себе".
2 ehwaz: Не все так просто. Максимум, с этого может начаться. Послужить стартовой причиной. А дальше это уже не "естественное поведение", это вполне осознанное желание "поприкалываться по полной". Причем, что характерно, по-одиночке - они вполне нормальны и адекватны, можно и поговорить нормально, и вообще. А вместе - полный абзец.
30.05.2008 в 21:42

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
Рыжий
У нас в школе травили инвалида. Ну не совсем инвалида. но мальчика с выраженным неврологическим нарушением. Причем из бедной семьи: он не вписывался в общий уровень. Старт дала учительница первых классов: она очень хотела его выжить. Потом он-таки ушел из школы.
Школа была "спец". но портфели там летали. Меня это шокировало. Причем: я не могу сказать. что меня травили. Совсем наоборот: самая боевая девочка в классе была моей лучшей подругой. а ее родители, как потом выяснилось. считали. что я ее подавляю ( интеллектом :)) Но в классе я была чужой. Зачем я об этом говорю: Затем, что это "две большие разницы: не вписываться в коллектив и подвергаться травле. Но их часто путают.
30.05.2008 в 21:47

Cogito, ergo sum.
В некоторых случай тон травли и первое "ату!", как это ни дико звучит, исходит от учитилей. По крайней мере в моей школе такое случалась.
Классная руководительница называла ученика Шаповаленко "Шапка-Валенки", это подхватили, мальчишку вогнало в краску, это стало смешно...
ИМХО в классе учитель (если у него есть хоть какой-то авторитет) может травлю как прекратить, так и простимулировать явно или неявно!
30.05.2008 в 21:48

не заходи за черту (с)
Рыжий
как оно самое, с толстой попой, брекетами и менестрелями в плеере - тоже прочувствовала все по полной
Ela
я по мере взросления как -то научилась оставлять за границей восприятия именно тех, кто пытается травить, но в детстве, да, было сложно. мне чудились оскорбления в каждом слове, или не в слове, а в невербальной составляющей... но жаловаться на это - а на что собственно?
наверное многие прошли через школу отгородившись от мира книгой или плеером, как толстым стеклом - все видно, а тронуть никто не может. сам себя убеждаешь в этом, но так как школа - она как бы модель мира, то на всякий случай надо бы отгородиться и от мира - а вдруг...
30.05.2008 в 21:51

Мракобесие и джаз
ehwaz ой.. простите, я не поняла, что вы хотели сказать) Да, верно, не вписываться в коллектив можно запросто и безопасно. смотря чем не вписываешься.

Гемма учитель может, только если , как вы сказали, он имеет авторитет.. а вот если не имеет - только хуже все
30.05.2008 в 21:59

Как только ты покажешь свою слабость - тебя погубят. Сломают и сожрут. (c)
Нормальные - но уязвимые. И вот в то, что травят их, учителям поверить бывает сложно - с точки зрения нормальной логики нормального взрослого человека. Это еще ничего, когда учителям сложно в это поверить. А вот когда такая травля начинается под руководством классного руководителя?? Я прошла через такую травлю с пятого и по девятый класс, пока из школы не ушла. Так мало того, что травили меня и моих подруг, так еще и моего брата, который учился в младших классах, из-за чего его пришлось из школы забрать. И родителям постоянно доставалось: видете ли у вас дочка не такая и т.д. И это было ужасно. И весь кошмар был даже не в том, что некому было жаловать, а то что действительно получалось: А на что жаловать?? И лишний раз родителям жаловаться не хотелось, и даже не потому, что они становились каким-то внешним миром или фоном. А просто потому, что ты себя уже считаешь взрослым и хочешь свои проблемы решать сам. Ну и вообще жаловаться - это показывать свою слабость и беспомощность!!!! С этим было очень трудно смириться.

Еще тут есть такой момент, что подросток не знает как от этого защититься. Вместо того, что бы не реагировать на травлю или сводить ее к явному асурду, он наоборт реагирует - все по-разному. А те кто травят это очень хорошо видят и чувствуют и для них это еще становиться чем-то вроде развлечения - игры, только очень жестокой.

И еще.... Работая сейчас в школе, я внимательно наблюдаю за отношениями между детьми. И бывает, что тот, которого начинают травить, сам провоцирует на травлю. В двух классах такие дети сами себя противопоставили другим детям. Они их умнее, они их лучше, а все остальные дураки. Так тоже бывает. И кто в такой ситуации больше виноват... трудо понять....
30.05.2008 в 22:01

Дарю Счастье.
Ребята, вот вы говорите, травля - травля.
И все как-то забывают, что травить можно по - разному.
Для меня самым худшим были не тычки - пинки, а полное игнорирование ВСЕГО класса, на протяжении многих лет.
Ты - есть, но для всех тебя - не существует.
Сначала, радуешься, что никто не пристает и не приносит бед, но наступает момент, когда хочется полноценного общения, а его нет.Особенно страшно, когда его нет ни дома, ни в классе.

Ela
Еще надо отметить, что обнаружить травлю и опознать ее именно как травлю мешает неточное определение групп риска. Например, к ним принято относить инвалидов. Но инвалиды уже знают. что они не как все, что их могут за это травить - а коллективно травят их несколько реже, поскольку травить инвалида будет скорее полный отморозок, а класс, состоящий исключительно из отморозков, возможен, но встречается реже, чем принято думать. К тому же инвалид действительно нередко морально готов к наезду - и может ответить... ну - скажем так... довольно жестко, особенно если учесть, что увечье отчасти избавляет его от необходимости быть как все, раз он и так не как все, и соблюдать общепринятую вежливость.

Ela, не забудь, что инвалиды тоже бывают разные. Люди с нарушениями слуха или речи, конечно могут и уйти и сдачи дать. А если ты ходить почти не можешь? Не сдачи дать, ни убежать. К тому же не у всех язык подвешен, чтобы сходу дать обидчикам, достойный ответ. Так что ты не права.

У нормальных, большой плюс в том, что они могут уйти, убежать.
Хотя со стороны учителей помощь в разрешении конфликтов была бы желательна и актуальна.
30.05.2008 в 22:05

Это того стоит ©
Я не называла в детстве то, что происходило в нашей школе (одной из лучших в городе, в нашем классе большинство - дети начальства разных типов). Но у нас разделение шло не по статусу, а по оценкам.
У нас не общались с теми, у кого слишком много четверок, не говоря уж о тройках и двойках.
Плюс ко всему дразнили жестоко, портфели кидали и т. п.
А нормальная социализация у меня началась, по словам психолога, в другой, "совсем простой", школе, в 11 (!) классе.
30.05.2008 в 22:06

Мракобесие и джаз
Allenta morre К тому же не у всех язык подвешен, чтобы сходу дать обидчикам, достойный ответ. Так что ты не права.

У нормальных, большой плюс в том, что они могут уйти, убежать. Хотя со стороны учителей помощь в разрешении конфликтов была бы желательна и актуальна.


как мне кажется, в вопросах травли нормальные от инвалидов, ну не скажу ничем, но все-таки не так уж сильно отличаются. в глазах травящих что отсутствие ноги, что коляска, что очки или какая-то непривычная внешность - одно и тоже. Да что там - не-боление за любиму команду, не-любовь к любимым фильмам - это все приравнивается к тому же самому
30.05.2008 в 22:06

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
Рыжий
Да, можно не вписываться "безопасно". :) И это тоже род аутизма. Но травля тут не при чем - хотя результат близок.

Гемма
ИМХО учителя часто сознательно прибегают к травле. используя ее как метод управления.
30.05.2008 в 22:08

Дарю Счастье.
Рыжий
В вопросах травли - не отличаются! А в вопросе ответа, способа реабилитироваться и выжить - очень.
30.05.2008 в 22:11

Забавно. Хек. Хек. Хек.
Allenta morre У нормальных, большой плюс в том, что они могут уйти, убежать.
Куда?
30.05.2008 в 22:17

Дарю Счастье.
Хотя бы в сторону. Из школы. И просто от толпы рассвирепевших одноклассников, к примеру.
Завести друзей в других компаниях (семейных, дворовых). Компенсироваться за счет более высокого в других местах уровня.
30.05.2008 в 22:18

Как только ты покажешь свою слабость - тебя погубят. Сломают и сожрут. (c)
ehwaz
ИМХО учителя часто сознательно прибегают к травле. используя ее как метод управления. Какой это метод управления!??!?!!?! Таких учителей надо гнать из школы!!!!! Учитель и классый руководитель наоборот должен как-то сглажывать конфликты (я знаю таких учителей, который разрешают проблемы и конфликты между учениками), должны содавать нормальную, здоровую атмосферу в классе, а не пороховую бочку, куда ребенку страшно идти в школу!!!!
30.05.2008 в 22:19

Мракобесие и джаз
Allenta morre кстати вот компенсироваться - это самый лучший вариант.
Но убежать из школы.. ну не всегда же травят именно физически. Чаще морально...
30.05.2008 в 22:20

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
vol4onok2838 Таких учителей надо гнать из школы!!!!!
Да что вы! Как это - гнать? та дама была заслуженным учителем. гордостью школы. Ее уважали и у нее учились методам управления классом.
30.05.2008 в 22:20

Ваша работа, пупсики мои, мячик по полю гонять!
Из того, что я видела: не важно даже, "чужой" этот ребенок, есть ли у него очки и толстая попа, заикается ли он или совершенно ничем не отличается по характеру или воспитанию от остальных (хотя - ха-ха - покажите мне человека, который ничем не отличается от других!). Детство - это время открытой агрессии, во взрослом состоянии мы отгораживаемся спасительной вежливостью, да и понимание других людей как-то прирастает, самому неприятно будет человека бить по лицу (в прямом или переносном смысле). В детстве запретов поменьше, запреты - они для контактов со взрослыми, а в своем мире дети сами законы устанавливают. И порой это напоминает нормальную такую стаю животных (только звери инстинктивно чуют черту по отношению к своим, и не заступают, а людей может в такое занести, что потом не отмыться). Если вспомнить свое детство золотое, то в классе мы, волчатки, все покусывали друг друга. И значение имело не то, отличаешься ли ты или нет, а то, чуешь ли за собой силу, есть ли защита или ты под любой оскал подставляешь горло. Тут, конечно, тихим и замкнутым натурам труднее приходится. Когда класс только начал делиться на группировки, один мальчик с задатками вожака, начал меня выделять чаще других, примеривать на меня роль жертвы. А поскольку он уже набирал себе подпевал, я стала объектом усиленного внимания сразу нескольких не особо приятных людей. Причем интересно то, что изначально мальчик-плохиш шпынял нескольких человек, но в итоге остановился на мне. Почему? Просто потому, что меня легче было задавить - вот и все. При чем тут внешние недостатки или воспитание какое-то? У нас в классе была девочка с серьезным недостатком внешности - она умела поставить себя так, что ее недостаток переставал бросаться в глаза через несколько дней общения (через пару лет она у нас еще первой красавицей класса считалась:)). У нас была девочка-тихоня, любимица учителей, заучка и безнадежная отличница. Нет, ее не трогали, на нее вообще как-то рука не поднималась. Безусловно, тем, кто отличается от других, придется труднее, но не это решает.
Я, кстати, выбралась из ситуации достаточно просто (это если сейчас вспоминать, тогда-то так не казалось): мальчик усиленно утверждал свой авторитет и заступил пресловутую черту. То есть, кому-то это показалось бы фигней, но для меня это было унизительно (я тогда читала очень много книг про гордых и отважных героев). Я проглотила унижение, потому что очень стремно было противостоять ему и его ржущим товарищам... и меня начало мутить. Часа через два я поняла, что фиг я такое смогу пережить и сделать вид, что ничего не было, а тут еще мальчик удачно подошел и напомнил, шутник этакий. В следующую секунду я вдруг обнаружила себя визжащей (это был индейский боевой клич!) и вцепившейся ему в волосы. По-моему, я еще ему лицо расцарапать успела... чуть-чуть. Драться совсем не умела.:rolleyes:
Нас оттащили друг от друга как раз когда он уже нацелился дать мне сдачи, так что мне даже ничего не было. И вот после этого мальчик меня оставил в покое. Насовсем.
Позже был похожий случай, и тоже пришлось подраться с тем, кто прессовал и наорать на тех, кто ржал. Но тогда было проще, я была уже не сама по себе, у меня, вроде, и друзья были. А когда ребенок - часть группы, всерьез его доставать не будут.
Но надо учесть, что я училась в нормальной школе, у нас учителя учеников не гнобили перед классом, дети тоже совсем уж отморозками не были. Не припомню ни одного случая массовых избиений одного толпой. Массовые драки - это да.:gigi: Никакого оружия в школу никто не носил... в общем, золотое времечко было. ^______^
Вот в таких "нормальных" школах выйти из круга травли можно двумя путями:
1. Сразу дать отпор, показать, что тебя не так-то просто загнобить. Скорее всего, и возиться не станут, найдут кого послабее
2. Найти друзей. Только настоящих, а не таких, что при виде опасности отбегают подальше, чтоб не подумали, что они с тобой. Гнобят одиночек. Если ты - часть группы, ты почти в безопасности.
А жаловаться взрослым - это решение со знаком минус. В обеих школах, где я училась, не было лучше способа стать изгоем, чем настучать. После этого остается единственный вариант: перевод. Но ведь это все - повторюсь - о нормальной школе. Ну, сперли портфель, шапку в лужу закинули, заперли в туалете... ну, врезали пару раз - и все... В других школах, в более жестких условиях доходит уже до ситуаций, грозящих здоровью и жизни, а дети все еще действуют по принципу: стучать - нехорошо. Просто не могут понять, что тут уже со-овсем другой случай. Пока совсем поздно не станет...
Извиняюсь, что-то меня понесло.
30.05.2008 в 22:24

Забавно. Хек. Хек. Хек.
Allenta morre Хотя бы в сторону. Из школы. И просто от толпы рассвирепевших одноклассников, к примеру.
Завести друзей в других компаниях (семейных, дворовых). Компенсироваться за счет более высокого в других местах уровня.

Первое - это паллиатив, ведь прийдется вернуться.
Второе - да, наверное, но тяжело, очень тяжело.
30.05.2008 в 22:25

Дарю Счастье.
Рыжий ) Allenta morre кстати вот компенсироваться - это самый лучший вариант. Но убежать из школы.. ну не всегда же травят именно физически. Чаще морально...

А что: уйти от морально душащего - нельзя? Или обязательно стоять и все выслушивать?
Отличие в том, что вы можете уйти быстрее и чаще уверенны, что травящий человек вас не догонит и не начнет насильно капать вам на мозги.