А вот и тот пост, который я обещала еще до Роскона. По итогам беседы в реале.
Сидели это мы в реале с Вомпэром, пили чай и вели неспешные русско-японские беседы (ну, а как же нам собраться и не обсудить нечто русско-японское!) по самым разным вопросам, в том числе и по образовательным. И зашел у нас разговор о школах - как русских, так и японских - о подростках и об их отношениях в классе.
И как-то само собой разговор перешел на вопросы подростковой травли. И тут выскочила презанятная, ИМХО, формулировка.
А именно - что ситуация подростковой травли в чем-то является ситуацией ВЫНУЖДЕННОГО АУТИЗМА.
Потому что для подростка в этом положении есть только он сам - и те, кто его травит. Весь остальной внешний мир как бы становится несущественным и почти несуществующим.
Очень часто люди, не сталкивавшиеся с такой ситуацией, недоумевают - а отчего эти травимые подростки не жалуются на травлю. А... как именно пожаловаться? Нормальный ребенок спервоначалу и слов-то таких не имеет, чтобы дать понять, что происходит на самом деле. Рассказать родителям? Ну - они посоветуют дать сдачи. И еще хорошо, если не скажут, что сам виноват. Пожаловаться кому-то из учителей? А на что, собственно? Толкнули в коридоре? Обозвали? Так это едва ли не нормальный уровень подросткового общения. КАК передать, какими словами выразить даже не факты, а саму эту атмосферу презрительного насилия?
И даже это возможно только на ранней стадии. Далее внешний мир окончательно переходит в разряд несуществующих, он слишком внешний по отношению к ситуации... вы, к примеру, Карлсону жаловаться не пробовали? Или Бэтмену? если вы психически нормальны - нет. Ну вот и подросток не будет жаловаться таким же "Карлсонам" - то есть родителям, школьному руководству и так далее. Они НЕ СУЩЕСТВУЮТ. Они вне восприятия. Мир сгустился в аутическую точку противостояния "я и они". Больше нет никого.
В некотором смысле на этой стадии помогает уход в настоящий аутизм. Отчасти. С поправкой на то, что потом подростка, выбравшего этот путь, придется от этого аутизма лечить. Причем дети, аутичные на самом деле, более излечимы. Ребенок с синдромом Аспергера, к примеру, уже привык проделывать этот путь "из себя наружу" - а ребенку, не имеющему этого навыка, будет в разы труднее.
Еще надо отметить, что обнаружить травлю и опознать ее именно как травлю мешает неточное определение групп риска. Например, к ним принято относить инвалидов. Но инвалиды уже знают. что они не как все, что их могут за это травить - а коллективно травят их несколько реже, поскольку травить инвалида будет скорее полный отморозок, а класс, состоящий исключительно из отморозков, возможен, но встречается реже, чем принято думать. К тому же инвалид дейтсвительно нередко морально готов к наезду - и может ответить... ну - скажем так... довольно жестко, особенно если учесть, что увечье отчасти избавляет его от необходимости быть как все, раз он и так не как все, и соблюдать общепринятую вежливость. Почти то же самое относится к детям из неблагополучных семей. Объекты-то они объекты... но нередко довольно жесткие. Нет, основной группой риска являются НОРМАЛЬНЫЕ дети. Нормальные - но уязвимые. И вот в то, что травят их, учителям поверить бывает сложно - с точки зрения нормальной логики нормального взрослого человека.
И мир смыкается в точку "я и они". И жаловаться Карлсону бесполезно...
Сидели это мы в реале с Вомпэром, пили чай и вели неспешные русско-японские беседы (ну, а как же нам собраться и не обсудить нечто русско-японское!) по самым разным вопросам, в том числе и по образовательным. И зашел у нас разговор о школах - как русских, так и японских - о подростках и об их отношениях в классе.
И как-то само собой разговор перешел на вопросы подростковой травли. И тут выскочила презанятная, ИМХО, формулировка.
А именно - что ситуация подростковой травли в чем-то является ситуацией ВЫНУЖДЕННОГО АУТИЗМА.
Потому что для подростка в этом положении есть только он сам - и те, кто его травит. Весь остальной внешний мир как бы становится несущественным и почти несуществующим.
Очень часто люди, не сталкивавшиеся с такой ситуацией, недоумевают - а отчего эти травимые подростки не жалуются на травлю. А... как именно пожаловаться? Нормальный ребенок спервоначалу и слов-то таких не имеет, чтобы дать понять, что происходит на самом деле. Рассказать родителям? Ну - они посоветуют дать сдачи. И еще хорошо, если не скажут, что сам виноват. Пожаловаться кому-то из учителей? А на что, собственно? Толкнули в коридоре? Обозвали? Так это едва ли не нормальный уровень подросткового общения. КАК передать, какими словами выразить даже не факты, а саму эту атмосферу презрительного насилия?
И даже это возможно только на ранней стадии. Далее внешний мир окончательно переходит в разряд несуществующих, он слишком внешний по отношению к ситуации... вы, к примеру, Карлсону жаловаться не пробовали? Или Бэтмену? если вы психически нормальны - нет. Ну вот и подросток не будет жаловаться таким же "Карлсонам" - то есть родителям, школьному руководству и так далее. Они НЕ СУЩЕСТВУЮТ. Они вне восприятия. Мир сгустился в аутическую точку противостояния "я и они". Больше нет никого.
В некотором смысле на этой стадии помогает уход в настоящий аутизм. Отчасти. С поправкой на то, что потом подростка, выбравшего этот путь, придется от этого аутизма лечить. Причем дети, аутичные на самом деле, более излечимы. Ребенок с синдромом Аспергера, к примеру, уже привык проделывать этот путь "из себя наружу" - а ребенку, не имеющему этого навыка, будет в разы труднее.
Еще надо отметить, что обнаружить травлю и опознать ее именно как травлю мешает неточное определение групп риска. Например, к ним принято относить инвалидов. Но инвалиды уже знают. что они не как все, что их могут за это травить - а коллективно травят их несколько реже, поскольку травить инвалида будет скорее полный отморозок, а класс, состоящий исключительно из отморозков, возможен, но встречается реже, чем принято думать. К тому же инвалид дейтсвительно нередко морально готов к наезду - и может ответить... ну - скажем так... довольно жестко, особенно если учесть, что увечье отчасти избавляет его от необходимости быть как все, раз он и так не как все, и соблюдать общепринятую вежливость. Почти то же самое относится к детям из неблагополучных семей. Объекты-то они объекты... но нередко довольно жесткие. Нет, основной группой риска являются НОРМАЛЬНЫЕ дети. Нормальные - но уязвимые. И вот в то, что травят их, учителям поверить бывает сложно - с точки зрения нормальной логики нормального взрослого человека.
И мир смыкается в точку "я и они". И жаловаться Карлсону бесполезно...
Сложно сказать во-первых, потому что нечего. А во-вторых, потому что все Бэтмэны они дома. ну в классе. А есть места где нет никого. Только ты и они, и все. Как бы искренне не хоетли защитить родители - их нет в школе. А те, кому сказано "не трожь" травят только сильнее, больнее... Поэтому тут действительно только ты и они, другого мира и правда нет. Где он, другой мир? Его нет в школе.
А объектов можно обозначить так : кто выделяется. Причем выделяется не чем-то модным, а тем, что выделяет невыгодно. очки. Толстая попа, пардон муа. Прыщи, брекеты... Ненормальные увлечения, ненормальные мозги и непривычный слэнг, например.
Рисует на уроках, слушает менестрелей в плеере... - ну точно дебил какой-то.
Физически же на меня наехать класса с шестого было достаточно сложно - карате, кик-боксинг и боксёр-отец.
Так что мне повезло. Хотя и слёз было немало выплакано, и ненависти немало было. Однако представляю себе, что делается с детьми, которым важно общение в классе, и которые не могут ответить на насилие превосходящим насилием, а на насмешку - насмешкой в квадрате.
Кстати, насчёт вынужденного аутизма... В принципе, мне помогал ответ: "Не ваше собачье дело, чем я занимаюсь: чем хочу, тем и занимаюсь, а вы занимайтесь своими делами!" Потому что (опытным путём проверено) если попытаешься объяснить - скорее всего, потом вывернут наизнанку и осмеют. А так беднягам приходится самим разбираться, а разбираться неохота, а на подколки всегда можно пожать плечами и ответить: "Вот когда поймёшь, почему ты дурак, когда это говоришь, тогда и подходи, обсудим. А пока мне просто смешно то, что ты говоришь".
По поводу же причин травли - даже не придеставляю, откуда что иногда берётся
Но, к сожалению, в жизни мы часто оказываемся в том самом положении, когда извне ситуацию словами не изложить, не высказать - так, чтобы поняли. А снаружи Карлсоны и Бэтмэны. И что делать - неизвестно.
На самом деле в начале никакой травли нет. И потом ее тоже может не быть. Просто есть дети нормальные - те. которые сами по себе гуляли во дворе без всякого присмотра и являлись потенциальной жертвой маньяков. А есть дети. которых воспитывали "правильно".
И вот, например, ситуация: стоит стул. на нем лежит портфель. Подходит "нормальный" ребенок. которому нужно сесть. Он берет этот портфель и отшвыривает в угол. По его мнению ничегошеньки не произошло. Такой же нормальный как и он на такие действия не обидится. Но если этот портфель принадлежит ребенку "правильному" - то реакция будет дикой. Ах, он цивилизованный бедняжечка вдруг очутился среди дикарей. И он сам первый начнет зажиматься и шарахаться, воспринимая как травлю нормальное поведение дворовых сверстников.
В фирме, где я в свое время работала, был охранник. Немолодой уже мужик из бывших ментов, как оказалось, педагог по образованию. Он как-то сказал, что по поведению уже взрослого человека можно определить, травили ли его в школе и сколько именно лет ему тогда было.
Хотя, да, согласна, те, у кого скажем в семье это норма - не обижаются
Когда научился стоять за себя, стал защищать других.
Что касается критериев выбора и воздействия взрослых на ситуацию - все верно. Инвалидов/больных стараются не трогать, уже хотя бы потому, что за ними куда пристальнее следят. "Неблагополучные" как раз сами идут в первых рядах, кого бы побольнее пнуть. Выбирают не обязательно слабого - но обязательно неагресивного. Как сложившуюся ситуацию исправить - не представляю. Разве что, как паллиатив, начать заново на новом месте. Или окончательно "утонуть в себе".
2 ehwaz: Не все так просто. Максимум, с этого может начаться. Послужить стартовой причиной. А дальше это уже не "естественное поведение", это вполне осознанное желание "поприкалываться по полной". Причем, что характерно, по-одиночке - они вполне нормальны и адекватны, можно и поговорить нормально, и вообще. А вместе - полный абзец.
У нас в школе травили инвалида. Ну не совсем инвалида. но мальчика с выраженным неврологическим нарушением. Причем из бедной семьи: он не вписывался в общий уровень. Старт дала учительница первых классов: она очень хотела его выжить. Потом он-таки ушел из школы.
Школа была "спец". но портфели там летали. Меня это шокировало. Причем: я не могу сказать. что меня травили. Совсем наоборот: самая боевая девочка в классе была моей лучшей подругой. а ее родители, как потом выяснилось. считали. что я ее подавляю ( интеллектом
Классная руководительница называла ученика Шаповаленко "Шапка-Валенки", это подхватили, мальчишку вогнало в краску, это стало смешно...
ИМХО в классе учитель (если у него есть хоть какой-то авторитет) может травлю как прекратить, так и простимулировать явно или неявно!
как оно самое, с толстой попой, брекетами и менестрелями в плеере - тоже прочувствовала все по полной
Ela
я по мере взросления как -то научилась оставлять за границей восприятия именно тех, кто пытается травить, но в детстве, да, было сложно. мне чудились оскорбления в каждом слове, или не в слове, а в невербальной составляющей... но жаловаться на это - а на что собственно?
наверное многие прошли через школу отгородившись от мира книгой или плеером, как толстым стеклом - все видно, а тронуть никто не может. сам себя убеждаешь в этом, но так как школа - она как бы модель мира, то на всякий случай надо бы отгородиться и от мира - а вдруг...
Гемма учитель может, только если , как вы сказали, он имеет авторитет.. а вот если не имеет - только хуже все
Еще тут есть такой момент, что подросток не знает как от этого защититься. Вместо того, что бы не реагировать на травлю или сводить ее к явному асурду, он наоборт реагирует - все по-разному. А те кто травят это очень хорошо видят и чувствуют и для них это еще становиться чем-то вроде развлечения - игры, только очень жестокой.
И еще.... Работая сейчас в школе, я внимательно наблюдаю за отношениями между детьми. И бывает, что тот, которого начинают травить, сам провоцирует на травлю. В двух классах такие дети сами себя противопоставили другим детям. Они их умнее, они их лучше, а все остальные дураки. Так тоже бывает. И кто в такой ситуации больше виноват... трудо понять....
И все как-то забывают, что травить можно по - разному.
Для меня самым худшим были не тычки - пинки, а полное игнорирование ВСЕГО класса, на протяжении многих лет.
Ты - есть, но для всех тебя - не существует.
Сначала, радуешься, что никто не пристает и не приносит бед, но наступает момент, когда хочется полноценного общения, а его нет.Особенно страшно, когда его нет ни дома, ни в классе.
Ela
Еще надо отметить, что обнаружить травлю и опознать ее именно как травлю мешает неточное определение групп риска. Например, к ним принято относить инвалидов. Но инвалиды уже знают. что они не как все, что их могут за это травить - а коллективно травят их несколько реже, поскольку травить инвалида будет скорее полный отморозок, а класс, состоящий исключительно из отморозков, возможен, но встречается реже, чем принято думать. К тому же инвалид действительно нередко морально готов к наезду - и может ответить... ну - скажем так... довольно жестко, особенно если учесть, что увечье отчасти избавляет его от необходимости быть как все, раз он и так не как все, и соблюдать общепринятую вежливость.
Ela, не забудь, что инвалиды тоже бывают разные. Люди с нарушениями слуха или речи, конечно могут и уйти и сдачи дать. А если ты ходить почти не можешь? Не сдачи дать, ни убежать. К тому же не у всех язык подвешен, чтобы сходу дать обидчикам, достойный ответ. Так что ты не права.
У нормальных, большой плюс в том, что они могут уйти, убежать.
Хотя со стороны учителей помощь в разрешении конфликтов была бы желательна и актуальна.
У нас не общались с теми, у кого слишком много четверок, не говоря уж о тройках и двойках.
Плюс ко всему дразнили жестоко, портфели кидали и т. п.
А нормальная социализация у меня началась, по словам психолога, в другой, "совсем простой", школе, в 11 (!) классе.
У нормальных, большой плюс в том, что они могут уйти, убежать. Хотя со стороны учителей помощь в разрешении конфликтов была бы желательна и актуальна.
как мне кажется, в вопросах травли нормальные от инвалидов, ну не скажу ничем, но все-таки не так уж сильно отличаются. в глазах травящих что отсутствие ноги, что коляска, что очки или какая-то непривычная внешность - одно и тоже. Да что там - не-боление за любиму команду, не-любовь к любимым фильмам - это все приравнивается к тому же самому
Да, можно не вписываться "безопасно".
Гемма
ИМХО учителя часто сознательно прибегают к травле. используя ее как метод управления.
В вопросах травли - не отличаются! А в вопросе ответа, способа реабилитироваться и выжить - очень.
Куда?
Завести друзей в других компаниях (семейных, дворовых). Компенсироваться за счет более высокого в других местах уровня.
ИМХО учителя часто сознательно прибегают к травле. используя ее как метод управления. Какой это метод управления!??!?!!?! Таких учителей надо гнать из школы!!!!! Учитель и классый руководитель наоборот должен как-то сглажывать конфликты (я знаю таких учителей, который разрешают проблемы и конфликты между учениками), должны содавать нормальную, здоровую атмосферу в классе, а не пороховую бочку, куда ребенку страшно идти в школу!!!!
Но убежать из школы.. ну не всегда же травят именно физически. Чаще морально...
Да что вы! Как это - гнать? та дама была заслуженным учителем. гордостью школы. Ее уважали и у нее учились методам управления классом.
Я, кстати, выбралась из ситуации достаточно просто (это если сейчас вспоминать, тогда-то так не казалось): мальчик усиленно утверждал свой авторитет и заступил пресловутую черту. То есть, кому-то это показалось бы фигней, но для меня это было унизительно (я тогда читала очень много книг про гордых и отважных героев). Я проглотила унижение, потому что очень стремно было противостоять ему и его ржущим товарищам... и меня начало мутить. Часа через два я поняла, что фиг я такое смогу пережить и сделать вид, что ничего не было, а тут еще мальчик удачно подошел и напомнил, шутник этакий. В следующую секунду я вдруг обнаружила себя визжащей (это был индейский боевой клич!) и вцепившейся ему в волосы. По-моему, я еще ему лицо расцарапать успела... чуть-чуть. Драться совсем не умела.
Нас оттащили друг от друга как раз когда он уже нацелился дать мне сдачи, так что мне даже ничего не было. И вот после этого мальчик меня оставил в покое. Насовсем.
Позже был похожий случай, и тоже пришлось подраться с тем, кто прессовал и наорать на тех, кто ржал. Но тогда было проще, я была уже не сама по себе, у меня, вроде, и друзья были. А когда ребенок - часть группы, всерьез его доставать не будут.
Но надо учесть, что я училась в нормальной школе, у нас учителя учеников не гнобили перед классом, дети тоже совсем уж отморозками не были. Не припомню ни одного случая массовых избиений одного толпой. Массовые драки - это да.
Вот в таких "нормальных" школах выйти из круга травли можно двумя путями:
1. Сразу дать отпор, показать, что тебя не так-то просто загнобить. Скорее всего, и возиться не станут, найдут кого послабее
2. Найти друзей. Только настоящих, а не таких, что при виде опасности отбегают подальше, чтоб не подумали, что они с тобой. Гнобят одиночек. Если ты - часть группы, ты почти в безопасности.
А жаловаться взрослым - это решение со знаком минус. В обеих школах, где я училась, не было лучше способа стать изгоем, чем настучать. После этого остается единственный вариант: перевод. Но ведь это все - повторюсь - о нормальной школе. Ну, сперли портфель, шапку в лужу закинули, заперли в туалете... ну, врезали пару раз - и все... В других школах, в более жестких условиях доходит уже до ситуаций, грозящих здоровью и жизни, а дети все еще действуют по принципу: стучать - нехорошо. Просто не могут понять, что тут уже со-овсем другой случай. Пока совсем поздно не станет...
Извиняюсь, что-то меня понесло.
Завести друзей в других компаниях (семейных, дворовых). Компенсироваться за счет более высокого в других местах уровня.
Первое - это паллиатив, ведь прийдется вернуться.
Второе - да, наверное, но тяжело, очень тяжело.
А что: уйти от морально душащего - нельзя? Или обязательно стоять и все выслушивать?
Отличие в том, что вы можете уйти быстрее и чаще уверенны, что травящий человек вас не догонит и не начнет насильно капать вам на мозги.