А вот и тот пост, который я обещала еще до Роскона. По итогам беседы в реале.
Сидели это мы в реале с Вомпэром, пили чай и вели неспешные русско-японские беседы (ну, а как же нам собраться и не обсудить нечто русско-японское!) по самым разным вопросам, в том числе и по образовательным. И зашел у нас разговор о школах - как русских, так и японских - о подростках и об их отношениях в классе.
И как-то само собой разговор перешел на вопросы подростковой травли. И тут выскочила презанятная, ИМХО, формулировка.
А именно - что ситуация подростковой травли в чем-то является ситуацией ВЫНУЖДЕННОГО АУТИЗМА.
Потому что для подростка в этом положении есть только он сам - и те, кто его травит. Весь остальной внешний мир как бы становится несущественным и почти несуществующим.
Очень часто люди, не сталкивавшиеся с такой ситуацией, недоумевают - а отчего эти травимые подростки не жалуются на травлю. А... как именно пожаловаться? Нормальный ребенок спервоначалу и слов-то таких не имеет, чтобы дать понять, что происходит на самом деле. Рассказать родителям? Ну - они посоветуют дать сдачи. И еще хорошо, если не скажут, что сам виноват. Пожаловаться кому-то из учителей? А на что, собственно? Толкнули в коридоре? Обозвали? Так это едва ли не нормальный уровень подросткового общения. КАК передать, какими словами выразить даже не факты, а саму эту атмосферу презрительного насилия?
И даже это возможно только на ранней стадии. Далее внешний мир окончательно переходит в разряд несуществующих, он слишком внешний по отношению к ситуации... вы, к примеру, Карлсону жаловаться не пробовали? Или Бэтмену? если вы психически нормальны - нет. Ну вот и подросток не будет жаловаться таким же "Карлсонам" - то есть родителям, школьному руководству и так далее. Они НЕ СУЩЕСТВУЮТ. Они вне восприятия. Мир сгустился в аутическую точку противостояния "я и они". Больше нет никого.
В некотором смысле на этой стадии помогает уход в настоящий аутизм. Отчасти. С поправкой на то, что потом подростка, выбравшего этот путь, придется от этого аутизма лечить. Причем дети, аутичные на самом деле, более излечимы. Ребенок с синдромом Аспергера, к примеру, уже привык проделывать этот путь "из себя наружу" - а ребенку, не имеющему этого навыка, будет в разы труднее.
Еще надо отметить, что обнаружить травлю и опознать ее именно как травлю мешает неточное определение групп риска. Например, к ним принято относить инвалидов. Но инвалиды уже знают. что они не как все, что их могут за это травить - а коллективно травят их несколько реже, поскольку травить инвалида будет скорее полный отморозок, а класс, состоящий исключительно из отморозков, возможен, но встречается реже, чем принято думать. К тому же инвалид дейтсвительно нередко морально готов к наезду - и может ответить... ну - скажем так... довольно жестко, особенно если учесть, что увечье отчасти избавляет его от необходимости быть как все, раз он и так не как все, и соблюдать общепринятую вежливость. Почти то же самое относится к детям из неблагополучных семей. Объекты-то они объекты... но нередко довольно жесткие. Нет, основной группой риска являются НОРМАЛЬНЫЕ дети. Нормальные - но уязвимые. И вот в то, что травят их, учителям поверить бывает сложно - с точки зрения нормальной логики нормального взрослого человека.
И мир смыкается в точку "я и они". И жаловаться Карлсону бесполезно...
Сидели это мы в реале с Вомпэром, пили чай и вели неспешные русско-японские беседы (ну, а как же нам собраться и не обсудить нечто русско-японское!) по самым разным вопросам, в том числе и по образовательным. И зашел у нас разговор о школах - как русских, так и японских - о подростках и об их отношениях в классе.
И как-то само собой разговор перешел на вопросы подростковой травли. И тут выскочила презанятная, ИМХО, формулировка.
А именно - что ситуация подростковой травли в чем-то является ситуацией ВЫНУЖДЕННОГО АУТИЗМА.
Потому что для подростка в этом положении есть только он сам - и те, кто его травит. Весь остальной внешний мир как бы становится несущественным и почти несуществующим.
Очень часто люди, не сталкивавшиеся с такой ситуацией, недоумевают - а отчего эти травимые подростки не жалуются на травлю. А... как именно пожаловаться? Нормальный ребенок спервоначалу и слов-то таких не имеет, чтобы дать понять, что происходит на самом деле. Рассказать родителям? Ну - они посоветуют дать сдачи. И еще хорошо, если не скажут, что сам виноват. Пожаловаться кому-то из учителей? А на что, собственно? Толкнули в коридоре? Обозвали? Так это едва ли не нормальный уровень подросткового общения. КАК передать, какими словами выразить даже не факты, а саму эту атмосферу презрительного насилия?
И даже это возможно только на ранней стадии. Далее внешний мир окончательно переходит в разряд несуществующих, он слишком внешний по отношению к ситуации... вы, к примеру, Карлсону жаловаться не пробовали? Или Бэтмену? если вы психически нормальны - нет. Ну вот и подросток не будет жаловаться таким же "Карлсонам" - то есть родителям, школьному руководству и так далее. Они НЕ СУЩЕСТВУЮТ. Они вне восприятия. Мир сгустился в аутическую точку противостояния "я и они". Больше нет никого.
В некотором смысле на этой стадии помогает уход в настоящий аутизм. Отчасти. С поправкой на то, что потом подростка, выбравшего этот путь, придется от этого аутизма лечить. Причем дети, аутичные на самом деле, более излечимы. Ребенок с синдромом Аспергера, к примеру, уже привык проделывать этот путь "из себя наружу" - а ребенку, не имеющему этого навыка, будет в разы труднее.
Еще надо отметить, что обнаружить травлю и опознать ее именно как травлю мешает неточное определение групп риска. Например, к ним принято относить инвалидов. Но инвалиды уже знают. что они не как все, что их могут за это травить - а коллективно травят их несколько реже, поскольку травить инвалида будет скорее полный отморозок, а класс, состоящий исключительно из отморозков, возможен, но встречается реже, чем принято думать. К тому же инвалид дейтсвительно нередко морально готов к наезду - и может ответить... ну - скажем так... довольно жестко, особенно если учесть, что увечье отчасти избавляет его от необходимости быть как все, раз он и так не как все, и соблюдать общепринятую вежливость. Почти то же самое относится к детям из неблагополучных семей. Объекты-то они объекты... но нередко довольно жесткие. Нет, основной группой риска являются НОРМАЛЬНЫЕ дети. Нормальные - но уязвимые. И вот в то, что травят их, учителям поверить бывает сложно - с точки зрения нормальной логики нормального взрослого человека.
И мир смыкается в точку "я и они". И жаловаться Карлсону бесполезно...
кстати, я подумала... а не пора ли перевести эту дискуссию в плоскость обсуждения причин? не поводов, а причин?? а так же последствий?
я очень много об этом думала. я не психолог, конечно, но знаний по немногу, но набралась. например, о том, что корень большинства таких бед именно в отношениях детей и родителей.
основная проблема - что дети не получают любви и внимания в достаточной мере. как я уже написала, "одет, накормлен, и ладно".
ну то есть, любить родители любят, но например не озвучивают - в их семье это было не принято. или путают любовь и заботу. или работают в поте лица для блага ребёнка, при этом не имея для него минуты времени... в конце концов, просто заняты собой, своей жизнью и карьерой.
и вот когда такой "недолюбленный" ребёнок выходит в свет, он ищет от окружающих того, что не дали родители - любви. а окружающие инстинктивно понимают, как легко этим человеком манипулировать, как легко его уязвить - его слабое место открыто всем... далее моментально падает самооценка, рождаются страхи и комплексы, теряется уверенность в себе... и всё. алес. что-то изменить крайне трудно.
ребёнок ожесточается. к тому же, пример родителей не проходит бесследно (есть такая вещь, как программирование жизненного сценария. в том числе, и за счёт родительского). и уже своих детей он, выросший, воспитывает так же...
я к чему это всё.
любите своих детей!!!! давайте им почувствовать себя любимыми!!! им очень важно ваше внимание и ласка.
иначе этот порочный круг может продолжиться... как продолжался раньше...
Тоже вариант реакции, да. Как следствие нередко дающий людей тоже замкнутых, не умеющих жаловаться, просить о помощи и принимать помощь, что ведь тоже не есть правильно, да и для здоровья вредно...
и вообще, рассуждаю я исключительно о том, что мне знакомо)) это и была моя история)
и кстати, такая ситуация, как вы описали, намного менее травматична. и в целом, её гораздо больше шансов решить. вот как описывали предыдущие ораторы. треснуть кого-нибудь подставкой, ножик тож ничего)
у ребёнка уже есть внутренние силы справится.
тяжело, да, но есть.
Но в той ситуации, что я описала, другая закавыка: ребеонок так привыть быть хорошим и всеми любимым, что сперва вообще не осознает, а за что его травят? Почему его дразнят и обижают? И далеко не каждый способен подставкой треснуть... =)
здесь причина не в родителях... и именно, кстати, их любовь помогает в данной ситуации. она даёт ребёнку первоначальный стержень. так что мой призыв и в этом случае весьма актуален)))
Всеми любимому ребёнку в такой ситуации много легче, если она вообще случается. Ему есть с кем её обсудить - раз, и запас внутренней прочности у него выше - два. Ему не только стратегию-тактику подскажут, у него ещё и резервов на неё хватит.
А объект травли потому и травят, что чувствуют в нём слабое звено - где-то, в чём-то. А тот, кто слаб, может подвести, это же на уровне инстинкта. Дети к нему гораздо ближе, чем взрослые. Те хоть какими-то условностями связаны, да и опыта с уверенностью у них побольше. Хотя... если кто помнит телеигру в "слабое звено" - в неё вроде не подростки играли, а всё по тем же законам. Занятное было зрелище.
Как правильно сказано! Если бы был хоть кто-то, кто мог бы научить несчастного ребенка спокойному восприятию и принятию окружающего мира - скольких бы слез и травм удалось избежать!
Теперь о жалобах. Жалобы бесполезны всегда и не потому, что никто ничего не поймет, мол другой мир. Просто жалобщик изначально смотрится некрасиво. Я не говорю, что не надо ничего рассказывать, надо, но надо знать, КАК рассказывать.
Сейчас объясню, что я имею в виду. Думаю, все читали роман "Джен Эйр". Помните, как над девочкой издевалась тетушка? По настоящему издевалась. И вот Джен попадает в школу, рассказывает о своей жизни подруге, с жалобами, эмоциями. Что отвечает ей любящая подруга? Мол, посмотри на себя. Причем, это очень хорошая девочка, добрая. Позднее, после того, как Джен публично выставляют на позор, она рассказывает о своей жизни дома учительнице. Но рассказывает она это уже другим тоном. Спокойно, взвешенно, короче, это уже не жалоба. И ее понимают. Что произошло? А Джен перестала воспринимать себя жертвой. Раньше, даже бунтуя, она оставалась жертвой. После этого случая, она перестала им быть. И в результате она победила и смогла прийти в дом, где прошло ее неласковое детство с высоко поднятой головой.
Когда я училась в школе, у нас одного мальчика били за то, что он высокий. Вообще-то он мог одним ударом свалить с ног (музыкой мальчик занимался, так что руки у него были очень сильными), но не делал этого, потому что жалел врагов. В результате отец сказал ему "Да плюнь ты на эту жалость, нечего их жалеть", и мальчик дал сдачи. Очень чувствительно дал. Больше к нему не лезли никогда.
Другого били за то, что он на Пушкина похож. Классная руководительница положила этому конец очень просто. Когда она узнала о ситуации, она сказала "Быть похожим на поэта еще не значит уметь писать стихи". Одноклассников мальчика это настолько поразило, что они оставили его в покое. Писать стихи он действительно не умел.
Я могу привести множестве примеров конфликтных отношений подростков (все же я училась в 3 школах, 2 общеобразовательных и музыкальной), но смысл? Главное все равно сводится к тому, чтобы научиться не быть жертвой.
Вас, наверное, просто никогда не душили в школе) И слава Богу.
Анри д_Ор
А бывает и наоборот. Когда ребенок из не очень состоятельной семьи попадает в "элитный" класс, а если еще при этом учится лучше, чем его сверстники, неминуемо будет лишним.
Но бывает и так, что ребёнка не научили (или учили, но он так и не проникся) что есть вещи, которые делать нельзя: скажем, таскать портфель за завучем или развлекаться так, как описывает Анри д_Ор. Это в любом коллективе обернётся неприятностями, не только в детском. Это та самая слабинка, дефект, недостаток социальных навыков, который рано или поздно взорвёт ситуацию.
А может быть по-другому, когда ребёнок ощущает себя не таким как все и включаются какие-то скрытые страхи. И с ними уже должны разбираться взрослые, именно помочь "поставить себя". Вывести с позиции жертвы, пусть даже одним из этапов станет то самое "противостояние". Сложно, но оно того стоит.
Никогда не поверю, что родители не видят, что с ребёнком не всё в порядке. Разве что хреновые родители?
Другое дело, что переломить ситуацию даже и в союзе с родителями весьма проблематично, проще поменять школу.
А если маленький?
Меня пытались закидать камнями, когда я была в начальной школе. Мои одноклассницы были очень обижены тем обстоятельством, что афиши с моим именем были расклеенны по всему городу. Правда, вынуждена отдать им должное, их толкнули на это родители. Не специально, а по глупости. Вместо того, чтобы сказать своим детишкам "Да, это девочка прекрасно играет на фортепиано, зато ты у меня лучше всех рисуешь или танцуешь, или задачи решаешь, или стометровку бегаешь..." они стали говорить: "Вот Юлечка умница, а ты у меня дура-дурой". Ну и какая на это могла быть реакция? Правильно -- камнями закидать. Другой вопрос, что они не учли степени тренированности девочки, которая четвертый год занималась музыкой и три года фигурным катанием. Поэтому когда учительница начальных классов спросила меня, почему я не жаловалась, я ответила, что жалуются те, кто боятся, а я не боюсь.
Это, скажем так, один из эпизодов.
Другое дело, что переломить ситуацию даже и в союзе с родителями весьма проблематично, проще поменять школу.
Переломить ситуацию можно, но школу скорее всего все равно придется менять. Но одно дело, когда вы сбегаете от проблемы, и другое, когда уходите победителем. Второе лучше.
Я о таком слышал, но в нашем районе элитных школ и классов не было.
С младшими обычно та же история, пока всё не зайдёт слишком далеко. Плохо это, ребёнок молчать не должен. И к жалобам-ябедничеству это отношения не имеет, скорее вопрос взаимного доверия.
А вот совсем недавно был случай у нас в Латвии - затравили маленькую стервочку. Именно стервочку - я потом много об этой девочке наслушался. Тем не менее, затравили до того, что она в школу ходить боялась. Вот вам и защита.
Что касается помощи родителей — она не только возможна, но необходима. Очень плохо, если уровень взаимопонимания и доверия между родителями и детьми не позволяет им обсуждать такие проблемы. Часто сам факт обсуждения является помощью, так как помогает увидеть все со стороны и, нередко, определить причины, а следовательно найти способ избегать неприятных ситуаций. Чаще всего, по моему опыту, срабатывает принцип «разделяй и властвуй»: класс это толпа и ведет себя как толпа — сознательно кого-то могут травить всего несколько человек, остальные присоединяются к ним из стадного чувства, не задумываясь зачем и почему. Если удается найти общий язык с отдельными ребятами, завести приятелей, психологическое давление заметно снижается, а если эти приятели начинают держаться вместе, вступаясь друг за друга, то даже если все они принадлежат к аутсайдерам, их общее положение заметно улучшается, нередко до полного прекращения травли.
Очень жаль, что дискуссии, подобные этой не попадались мне когда проблемы были у моих детей, приходилось опираться только на собственный опыт, а меня никто не травил, хотя и полностью своей в классе я не была. Обсуждение проблемы, даже если не дает готовых рецептов, позволяет искать их не вслепую. Хорошо бы это было доступно не только читателям дайриков.
Сразу, чтобы не было обвинений - мои родители меня всегда любили и понимали. Просто они с этим не сталкивались. Они не могли представить, что травить могут меня. Я был вполне в струе - разбирался в музыке (причем хоть я попсу и не слушал, но в ней тоже разбирался за компанию), любил кино, у меня были друзья за пределами школы (правда, в основном по переписке, с которыми я редко виделся), да и не хлюпик был - плавал чуть ли не лучше всех в поселке. Да и характер мой они знали - я раньше обидчика засыпал ехидными комментариями раньше, чем он успевал меня достать. Но я очень изменился буквально за пару месяцев. А они это списали на переходный возраст...
Со своей стороны, как человека, всего лишь несколько лет назад подвергавшегося травле в школе и после много раз наблюдавшего это явление со стороны, замечу, что большинство подростков (особенно мальчиков) помощи у родителей будет просить только в крайнем случае, причем именно по этой причине:
А уж они устроили переполох в школе, да такой, что меня потом боялись и пальцем тронуть.
Если учиться в данной школе и данном классе еще не год, а больше - то ситуация получается крайне неприятная. Тех, за кого громко и со скандалом заступаются родители, начинают обходить стороной, но и презирать. Часто презрение перерастает почти (или даже не почти) в ненависть. Ни общаться, ни учиться в такой обстановке практически невозможно. Физическое давление полностью заменяется моральным - и это чуть ли не хуже. Класс у меня был совершенно сумасшедший, если они кого-то принимали - то навсегда, но если кого-то начинали травить - то никакое заступничество не помогало, а наоборот, только ухудшало положение. Если ты пытался справиться с ситуацией сам, пытался наладить отношения хоть с кем-то из класса, - шанс был. Но если уж кто-то жаловался родителям, и это выплывало наружу - давили жестоко и до победного конца, игнорируя родителей, не обращая внимания на наказания и выговоры. У нас таким образом из школы человек пять ушли.
В идеале помощь родителей заключается как раз в том, чтобы поговорить, обсудить проблему, вместе попытаться подобрать индивидуальное решение. В моем случае это получилось - в классе я все равно до конца оставался несколько в стороне от всех, но сумел не только поставить себя так, чтобы на меня не "наезжали", но и какого-то уважения добился. Тут очень во многом все зависит от конкретной ситуации - от того, насколько единодушен в своей агрессии класс, от того, какой человек подвергается травле, от того, какие у него отношения с родителями. Мне повезло, повезло кому-то еще - а для многих пребывание в школе стало стрессом и психологической травмой.
Тоже вполне себе ситуация, да. Но так не всем везет - один из моих бывших одноклассников тоже не жаловался, родители со стороны узнали, но лучше ему от этого не стало. Говорю же - от класса зависит сильно. И от человека.
Совершенно согласен. И опять мы возвращаемся к тому, что все зависит от ситуации.)