А вот и тот пост, который я обещала еще до Роскона. По итогам беседы в реале.
Сидели это мы в реале с Вомпэром, пили чай и вели неспешные русско-японские беседы (ну, а как же нам собраться и не обсудить нечто русско-японское!) по самым разным вопросам, в том числе и по образовательным. И зашел у нас разговор о школах - как русских, так и японских - о подростках и об их отношениях в классе.
И как-то само собой разговор перешел на вопросы подростковой травли. И тут выскочила презанятная, ИМХО, формулировка.
А именно - что ситуация подростковой травли в чем-то является ситуацией ВЫНУЖДЕННОГО АУТИЗМА.
Потому что для подростка в этом положении есть только он сам - и те, кто его травит. Весь остальной внешний мир как бы становится несущественным и почти несуществующим.
Очень часто люди, не сталкивавшиеся с такой ситуацией, недоумевают - а отчего эти травимые подростки не жалуются на травлю. А... как именно пожаловаться? Нормальный ребенок спервоначалу и слов-то таких не имеет, чтобы дать понять, что происходит на самом деле. Рассказать родителям? Ну - они посоветуют дать сдачи. И еще хорошо, если не скажут, что сам виноват. Пожаловаться кому-то из учителей? А на что, собственно? Толкнули в коридоре? Обозвали? Так это едва ли не нормальный уровень подросткового общения. КАК передать, какими словами выразить даже не факты, а саму эту атмосферу презрительного насилия?
И даже это возможно только на ранней стадии. Далее внешний мир окончательно переходит в разряд несуществующих, он слишком внешний по отношению к ситуации... вы, к примеру, Карлсону жаловаться не пробовали? Или Бэтмену? если вы психически нормальны - нет. Ну вот и подросток не будет жаловаться таким же "Карлсонам" - то есть родителям, школьному руководству и так далее. Они НЕ СУЩЕСТВУЮТ. Они вне восприятия. Мир сгустился в аутическую точку противостояния "я и они". Больше нет никого.
В некотором смысле на этой стадии помогает уход в настоящий аутизм. Отчасти. С поправкой на то, что потом подростка, выбравшего этот путь, придется от этого аутизма лечить. Причем дети, аутичные на самом деле, более излечимы. Ребенок с синдромом Аспергера, к примеру, уже привык проделывать этот путь "из себя наружу" - а ребенку, не имеющему этого навыка, будет в разы труднее.
Еще надо отметить, что обнаружить травлю и опознать ее именно как травлю мешает неточное определение групп риска. Например, к ним принято относить инвалидов. Но инвалиды уже знают. что они не как все, что их могут за это травить - а коллективно травят их несколько реже, поскольку травить инвалида будет скорее полный отморозок, а класс, состоящий исключительно из отморозков, возможен, но встречается реже, чем принято думать. К тому же инвалид дейтсвительно нередко морально готов к наезду - и может ответить... ну - скажем так... довольно жестко, особенно если учесть, что увечье отчасти избавляет его от необходимости быть как все, раз он и так не как все, и соблюдать общепринятую вежливость. Почти то же самое относится к детям из неблагополучных семей. Объекты-то они объекты... но нередко довольно жесткие. Нет, основной группой риска являются НОРМАЛЬНЫЕ дети. Нормальные - но уязвимые. И вот в то, что травят их, учителям поверить бывает сложно - с точки зрения нормальной логики нормального взрослого человека.
И мир смыкается в точку "я и они". И жаловаться Карлсону бесполезно...

@темы: дилетантское, школьное, психология, Мысли вслух

Комментарии
30.05.2008 в 22:28

Мракобесие и джаз
Allenta morre ну... не знаю. когда я училась, то как-то уйти.. ну уйти - значит признать, что тебя задело. Странная логика, конечно, но тогда это казалось неоспоримым) А показать, что задело - добавят еще
30.05.2008 в 22:29

Как только ты покажешь свою слабость - тебя погубят. Сломают и сожрут. (c)
ehwaz
та дама была заслуженным учителем. гордостью школы. Ее уважали и у нее учились методам управления классом. В этом-то и ужас!!!!! Хотя если рассуждать логически - что это вообще за метод уравления... управлять путем унижения другого?? путем натравливания?? Это все, конечно, действует, но... это все очень искуссвенно. Хороший учитель никогда так не будет делать.
30.05.2008 в 22:30

А что: уйти от морально душащего - нельзя? Или обязательно стоять и все выслушивать?
Отличие в том, что вы можете уйти быстрее и чаще уверенны, что травящий человек вас не догонит и не начнет насильно капать вам на мозги.
Карлсон. Без вариантов.
Это я ни в коем случае не для того, чтобы обидеть как-то, просто... вот это как раз и есть та самая реакция внешнего мира. Карлсон.
30.05.2008 в 22:34

Мракобесие и джаз
Ela мда. я вот сейчас сижу и думаю - а вот правда, почему я лично никогда не могла уйти от этих вот издевательств.. знаете, сижу и не могу придумать. просто никак было не уйти
30.05.2008 в 22:36

Pažena, mažena i malo vožena
Хотя бы в сторону. Из школы. И просто от толпы рассвирепевших одноклассников, к примеру.
Allenta morre, а смысл? Все равно надо будет вернуться. В лучшем случае, на следующий день. В худшем - перемена закончена, пора на следующий урок. И все это знают.
Компенсироваться? Ну да, если выясняется, что "объект", оказывается, хорошо разбирается в математике, русском и т.д. (нужное подчеркнуть), то травля может уменьшиться или сойти на нет. Надо же и списать попросить.
30.05.2008 в 22:37

Ваша работа, пупсики мои, мячик по полю гонять!
Рыжий, так ведь и некуда уходить. Все равно завтра вернешься, никуда не денешься. Ну... день-два пропустишь - все равно возвращаться придется.
30.05.2008 в 22:43

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода.(с)
vol4onok2838
На самом деле и таких учителей можно понять: перед ними почти 40 человек ( да. такие в те времена были нормы) - дикий семилетних хулиганов. А их нужно держать в узде. Добром - не сладишь: утопия. Всем известно, что лучше всего толпу объединить не за что-то. а против чего-то... Ну например против прогульщиков или курильщков. Но это уже в старших классах. а в младших? тут уж "по одежке" - кто не ко двору пришелся.
30.05.2008 в 22:44

Как только ты покажешь свою слабость - тебя погубят. Сломают и сожрут. (c)
Neshinigami, можно не уйти, а скорее отгородиться... И как это сделать, понимаешь чуть пойже... А в детсве действительно ничего не сделаешь...
30.05.2008 в 22:47

Это того стоит ©
Завести друзей в других компаниях (семейных, дворовых). Компенсироваться за счет более высокого в других местах уровня.
Ха. У меня во дворе были друзья-подружки. Все они ходили в простую школу в соседнем дворе, а не в ту, что я.
И семьи у них были попроще. Поэтому в гости друг к другу мы ходили редко. Но тогда нам хватало долгих каникулярных дней.
Со мной общались, потому что я умела красиво организовать любую игру, с ролями и "спецэффектами". Потому что мама помогала нам организовывать театрализованные и цирковые выступления. И потому что я умела рассказывать (пересказывать) сказки и фильмы. Красиво. За это же, а так же начитанность и мытье рук перед едой, меня не любили. Дружили ли со мной? Ну, в любом случае, было лучше, чем в школе. Но - слегка "не тот уровень", уже с моей стороны.
30.05.2008 в 22:48

Pažena, mažena i malo vožena
можно не уйти, а скорее отгородиться
vol4onok2838, угу, вот и вернулись к "вынужденному аутизму". Мне за книгой (теперь еще и компьютером) до сих пор уютно прятаться. Только всю жизнь так не просидеть. За стеклянной стеной.
30.05.2008 в 22:55

Pažena, mažena i malo vožena
Очень часто люди, не сталкивавшиеся с такой ситуацией, недоумевают - а отчего эти травимые подростки не жалуются на травлю.

Дело, ИМХО, не только в неумении описать все происходящее словами или нежелании прослыть ябедой. Очень часто сталкивалась со святой верой детей (в младших классах), что мама и так знает все на свете. А потом, лет через десять-пятнадцать, мама безмерно удивляется. "Да если бы я тогда понимала, что нежелание идти в школу или просьбы перевести в другую - не просто каприз!"
30.05.2008 в 22:56

Ваша работа, пупсики мои, мячик по полю гонять!
vol4onok2838 можно не уйти, а скорее отгородиться...
Тогда от травли не избавиться. И потом, я не верю, что можно совсем закрыться от такого воздействия.
30.05.2008 в 22:57

Как только ты покажешь свою слабость - тебя погубят. Сломают и сожрут. (c)
ehwaz
Если бы только по одежке. Добром действительно не очень получается. Мне как-то сказали в школе: "Дети, как шакалы. Они чувствуют кто перед ними (учитель), если перед ними попадается культурный, добрый человек, то они нападают. Если они чувствуют силу, власть и авторитет, то подчиняются". Но завоевывать власть и авторитет таким способом - это называется лже-авторитет. Это тоже самое, когда появляются любимчики и нелюбмчики. И одним все время ставяться хорошие отценки, а другим плохие. И дети это все чувсвтуют. Учитель создает во круг себя круг, так называемых любимчиков или актив класса, и дальше все поехало. Проходили - знаем. Я сама работаю учителем и учусь в Пед. ВУЗе. Удержать и огранизовать коллектив можно и без таких, откровенно говоря, криминальных средств. Хотя это сложно - очень сложно, но возможно.
30.05.2008 в 23:02

Танец длится до сих пор, расписавшись по векам алой линией клинка...
Лично мне при попытках на меня "наехать" всегда помогала холодная вежливость, привитая с младенчества и презрительное выражение лица.
Убежден в том, что травить будут только того, кто это позволяет. Да... Цинично, но все примеры, которые я видел - свидетельствуют именно об этом.
30.05.2008 в 23:07

Как только ты покажешь свою слабость - тебя погубят. Сломают и сожрут. (c)
Zainka-Gwena
Зачем сидеть всю жизнь за стеклянной стенкой? Школа когда-нибудь закончится. И начнется другое, институт, работа. Ты уже будешь взрослее, умнее. Не все же, кто в школе был аутсайдерами, остаются ими на всю жизнь.

Neshinigami
От него можно не закрыться. Как я уже говорила, травля становиться для тех кто травит, своего рода развлечением. Им это смешно, весело, забавно, не смешно только тому, кого травят. И порой, зная за ранее реакцию того, кого травят, например, он заплачет, то начинают специально доводить до этого! Так вот можно просто изменить свою реакцию, и вместо слез и обид, спарировать, посмеятся. Тебе говорят, что ты болван, ты с этим соглашаешься. Через некоторое время, интерес начнет пропадать. Я просто, когда по-старше стала, так избавилась от травли.
30.05.2008 в 23:07

In every wood in every spring there is a different green. (C)
Ela всё правда. Когда мою дочку во втором классе жутко травила учительница, она полгода мне не рассказывала об этом. Я потом все пыталась ее расспросить - почему? Как я поняла, ей просто это не приходило в голову. Разные вселенные...
30.05.2008 в 23:09

Pažena, mažena i malo vožena
Лорд Ветер, жертва сама виновата в том, что спровоцировала насилие? Наверное, так, но справиться с последствиями не очень помогает.
30.05.2008 в 23:19

Ваша работа, пупсики мои, мячик по полю гонять!
vol4onok2838 Так вот можно просто изменить свою реакцию, и вместо слез и обид, спарировать, посмеятся. Тебе говорят, что ты болван, ты с этим соглашаешься.
Да, вот в такой трактовке - согласна. Просто не поняла, почему ты это называешь "отгородиться", тут как раз - взаимодействие с миром, попытка понять своих неприятелей и каким-то образом повлиять на них, вызвать нужную реакцию. Диалог, короче.:)
ИМХО, чувство юмора - сильнейшее оружие. Так сказать, и щит, и меч в одном флаконе.

Лорд Ветер, у потенциальной жертвы первоначально нет умения противостоять агрессии и характер не тот, чтобы быстро и жестко среагировать. А побыв, даже недолгое время, объектом травли, такой человек получает "печать жертвы" и бессознательно подает сигналы, которые остальные дети ловят сразу. И все, получается замкнутый круг.
Но бывают - и сколько угодно - случаи, когда уверенных в себе, сильных характером людей превращали в забитых жертв. Все зависит от того, с какой силой прессуют и где у человека граница слома.
30.05.2008 в 23:19

Танец длится до сих пор, расписавшись по векам алой линией клинка...
Zainka-Gwena
Мм... Нет, не так. Жертва не дала достаточный отпор.
Подчеркиваю - это лишь мое мнение и оно вовсе не обязательно самое верное.
30.05.2008 в 23:20

палочка-выручалочка с многолетним стажем (с)
Ela , все, в принципе, так и есть. Как человек, переживший и травлю в младших классах, и бойкот в старших, должна сказать, что это воспринимается, как личная задача. То есть, маме я, конечно, все говорила, но она не могла ничего сделать: переходить в другую школу я не хотела, ценила уровень образования. А со стороны это выглядело, как будто это я побила весь класс, а не наши мальчики меня)) Потому что сдачу я давала за милую душу, и опасности для жизни никакой не было. А о том, что друзей не было ,переживала очень, но класса с шестого у меня стала образовываться безумно интересная компания, и школьное общение перестало волновать вообще. Так что обошлась без аутизма.

А сын, как только ситуация в школе стала опасной (он учился в обычной дворовой школе), пожаловался, и я его перевела. Опять же Бэтмен пришел на помощь))
30.05.2008 в 23:22

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Я вот пытаюсь сейчас понять - а меня травили? Я была отчетливо не такая, общались со мной через пень-колоду, бывало, и задевали, и сильно задевали, но все-таки не помню обстановки травли. Вот были у меня две подружки - их травили, да. Я была очень сочувствующая девочка, я вечно лезла защищать, в результате приобрела этих двух подружек. Они были еще более странные, чем я, и мне с ними было скучно, но не могла ж я их бросить... так и прообщались, пока я не ушла в другую школу. Это я не к тому, что я такая хорошая была девочка - вовсе нет, но как-то так получилось. А в школе мне было неуютно. Все время оказывалось, что я не в теме. Мне было неинтересно про то, про что интересно всем, а всем - не интересно про то, про что интересно мне. Кроме того, я была самая толстая в классе, так что сами понимаете. Зато списывать давала.
Хе, я тут подумала - я всю жизнь удивляюсь, когда обнаруживаю, что меня кто-то запомнил из людей, с которыми когда-то общалась. Тоже отгороженная, что ли?
30.05.2008 в 23:26

Каждый суслик - агроном.
Отгородиться плеером, оно, конечно, неплохо... Плохо, когда нет плеера. Посему:
В начальных классах - драться всеми методами (Что? Кто там жалуется на меня? Я девочка и слабая, а он всё врёт, Марьванна), потом какое-то время игнорировать, присматриваться к подросшему контингенту, найти хотя бы условных сюзников, поддерживать по мере возможностей отношения с нейтралами, найти хотя бы одного приятеля. Помнить, что притивостояние Я - Они невыгодно, его надо всеми силами перевести хотя бы в Мы - Они, если уж нельзя вовсе всё свети на нет.
Положение травли со стороны учителя тоже крайне неприятно. Но вполне переживаемо. Главное - меньше зацепок для вражьих происков, условные союзники или хотя бы сочувствующие и - при возможности - переход на более выгодное положение ("эта команда - гордость нашей школы" - неважно, спортивная или по интеллектуальным викторинам).
Это порой противно, "нехорошо" в каких-то позициях (моральный аспект колеблется в зависимости от воспитания и личностных качеств) но вполне выживабельно. Проверено!
30.05.2008 в 23:27

Каждый электрик желает знать, где сидит фаза
Ela И еще хорошо, если не скажут, что сам виноват.
Именно.
30.05.2008 в 23:48

Люди, какие вы страшные вещи рассказываете... И ведь наверно где-то оно есть, но я ни разу не видела. До сих пор помню шок от фильма "Чучело" - неужели так тоже бывает?
Нет, меня конечно тоже с первого по седьмой класс дразнили "мамонтом", потому что я самая большая в классе была - но я в ответ регулярно била морды. Да, были драки до разбитых очков (моих), были порванные сумки и спрятанные шапки - но как-то это не мешало после уроков всем классом идти прыгать в сугроб со сломанной веранды. Причем не сказать, что я была в какой-то компании - я вообще по жизни одиночка - но вот не травили, не игнорили, ничего похожего... Может это у меня класс был ненормальный?
30.05.2008 в 23:50

До сих пор помню шок от фильма "Чучело" - неужели так тоже бывает? бывает и похуже...
30.05.2008 в 23:51

палочка-выручалочка с многолетним стажем (с)
А я "Чучело" как про себя смотрела))
30.05.2008 в 23:51

Танец длится до сих пор, расписавшись по векам алой линией клинка...
Ela
Неужели?.. Нет, я серьезно. Просто мне было очень страшно. когда я этот фильм смотрел...
30.05.2008 в 23:57

Неужели?.. Нет, я серьезно. Просто мне было очень страшно. когда я этот фильм смотрел... правильно. И к вопросу о том, что травят того, кто позволяет... травят уязвимого, того, кто просто НЕ ПОНИМАЕТ происходящее, не понимает, как это вообще сделать, чтобы не позволить... и давать сдачи тут часто бессмысленно. Дело не в самих насмешках, толчках и так далее. Дело именно вот в этом... в общем, том, что в фильме было. Я не очень знаю, как это назвать - но это оно.
Чтобы было понятнее... моего ребенка по итогам успехов в приготовительном классе хотели зачислить не в первый, а сразу во второй. Надо объяснять, почему я не позволила?
31.05.2008 в 00:02

Злой самаритянин
Прочитала только заглавный пост. Все верно. До точки. Говорю как бывший объект (довелось как-то раз).
31.05.2008 в 00:03

Танец длится до сих пор, расписавшись по векам алой линией клинка...
Теперь понял... Да. Героиня же просто не осознавала жестокости, не верила... Да.