...культовых фильмов вообще - и олного из них в частности.

Дело в том, что я тут недавно некоторым образом лишила себя культурологической невинности, посмотрев "Аи-но кусаби". И хочу высказать свои мысли по этому поводу.

Но сначала - несколько, как принято говорить в среде фэндома, варнингов. ;-)

1. Те, кому памятен мой тред насчет пресловутых "рук", и кто считает, что я сейчас начну ругать это аниме за яойное и местами несколько БДМСное содержание плюс откровенное членовредительство, могут спокойно этот тред проматывать, не читая. Не буду.

2. Те, кто полагает, что я собираюсь верещать от неодолимого восторга, могут сделать то же самое и по той же причине. Потому что я собираюсь делат совсем другое. Я собираюсь думать - что именно сделало этот фильм культовым, причем даже и в среде, не имеющей ни малейшего отношения ни к яою, ни даже к аниме (слишком уж много знаю таких примеров, именно они меня и сподвигли).

3. А потому - выкладывать мысли я буду "в строгом беспорядке", и ваши комменты приветствуются.

4. А вот хамство в адрес друг друга по ходу дискуссии НЕ приветствуется. Такие посты буду резать беспощадно.

5. Когда я выскажу все, что хотела, и в конце одного из моих комментов появится долгожданое "овари", любой из поклонников этого фильма может взять то, что получится, на любой из посвященных этому фильму сайтов в качестве статьи-эссе - если ему этого захочется, понятное дело. Прошу только сообщить мне об этом в личку и при размещении указать источник.

6. А ссылку на дискуссию, если она получится интересной, можно размещать хоть сейчас. Приходите и спорьте. Разумеется, в рамках приличий и вежливого отношения друг к другу.

Так, вроде бы все сказала, что нужно, перед тем, как начать высказываться потихоньку.

Остальное - уже в комментах.

Комментарии
01.06.2006 в 15:12

Нет свободы для врагов свободы!
*читает да облизывается*
01.06.2006 в 15:16

Это больше не бред, это - факт. И прискорбный.
Так вот - если Ясон у нас такой вот Истинный Самурай со всеми его чертами, картинка национального ИДЕАЛА, то Рики воплощает собой как раз национальный ХАРАКТЕР. При этом мы видим и отталкивающие черты идеала, и неприятные качетсва характера, когда они раздельны. Этакое единство и борьба противоположностей. ИМХО



В целом - согласна. Но,мне кажется. это побочный эффект
01.06.2006 в 15:38

Сайфо - побочный, но неибежный! ;-)

Так - а теперь переходим к символизму шевелюры! Как и было обещано.

Итак - Волосы - 1.

первый символический слой Тихе уже назвала. Сила. Жизненность вообще. В магическом и ритуальном смысле - и вообще личность, или по крайней мере ее субституция. В китайско-японской (да, здесь это объединяемо) традиции - примеров масса, приведу парочку для общего увселения.

Троецарствие. Цао Цао ведет сове войско через засеянные поля. Мужик он очень сволочной, очень умный и популист еще тот. Народная любовь ему сейчас ой как нужна - и он заявляет, что любого, помявшего всходы, велит казнить. Но тут из-под копыт его коня шарахается заяц, конь прянул в сторону и немного помял всходы. Цао Цао выхватывает меч, отсекает клок волос и швыряет его под копыта коня. После этого войско вело себя тише рыбки, суше водки, и побеги раздвигало руками, чтобы не приведи Небо, колосок не помять.

Эпизод второй - имен не помню, искать сейчас хронику лениво, да и не в именах суть, а в поступке. Засуха. Моление о дожде. Неоднократное и безрезультатное. Император заявляет, что дело не иначе как в его грехах - значит, Небо требует принесения его в жертву. Обрезав волосы и ногти, кидает их в жертвенный огонь. Народ в шоке. (Хроника сообщает, что дождь таки вскорости пошел ;-) ). Это ведь полная ритуальная субституция, и хронист восхваляет императорское самопожертвование на полной серьезе.

Ну, и наконец небезызвестный советскому зрителю "Хон Гильдон". Кадр, когда Гильдон вместо того, чтобы убить разбойника Тхык Дэ, как и обещался, рассекает ударом меча его головную повязку, срезая прядь волос, и бывший (теперь уже бывший!) разбойник говорит: "Тхык Дэ умер". В зале. полном европейского менталитета - сплошной хихикс. А между тем для "восточника" все не просто понятно, а и предельно естетственно.

01.06.2006 в 15:45

Это больше не бред, это - факт. И прискорбный.
Немного не в тему. Интересна символика волос у ирокезов. Для них - то своеобразные антенны, улавливающие сны, а, следователньно, и жизненную силу. стриженного или лысого человека они воспринимали с удивлением. ведь такой человек не способен спать.



Что касается Парня с флетой, то и для западного человека аналогия прозрачна. Единственное, что не обязательно именно волосы выступали символом жизни. Вполне мог быть нанесен удар вплотную к голове.
01.06.2006 в 15:47

Волосы - 2.

Второй слой тоже не загадка. Распущенные волосы - символ страсти. Особенно все в той же китайско-японской и вообще восточной традиции. Если посмотреть с этой точки зрения... хм. Недлинная, но вечно встрепанная шевелюра Рики, свободно рассыпающиеся волосы. Четко уложенная прическа Катце - вот кому не до страсти, бедолаге. Перетянтые натуго волосы Гая. Льющиеся по плечам или взметнувшиеся волосы Ясона. Вот только оно портит картинку этой благостыни символической чувственности - у Рауля-то шевелюра никак не короче, чем у Ясона! А он как бы склонности к страстям не проявляет (точнее - к страстям. которые в данной культуре постулируются как запретные и разрушительные - бесучвственным ни его, ни Катце я не назову и даже не собраюсь, но сстарсти это отношения не имеет). Так что же - нет в этом символики? ИМХО - есть, но совсем другая. Совсем.
01.06.2006 в 15:49

"Немного не в тему. Интересна символика волос у ирокезов. Для них - то своеобразные антенны, улавливающие сны, а, следователньно, и жизненную силу. стриженного или лысого человека они воспринимали с иудивлением. ведь такой человек не способен спать"

---

Точнее, не способен спать "правильно" и пролдуктивно. Сайфо - ну почему же не в тему, если и очень даже в нее? ;-) Еще одно проявление все той же "жизненности". Европа эту символику уже подзабыла - а она была всеобщей, хотя и выражалось это по-разному.

Хмы, вот сейчас я к третьей части приступлю... ;-)
01.06.2006 в 15:53

Нет свободы для врагов свободы!
Да, мне в китайской литературе встречалась метафора "вынуть заколку из волос" - т.е. пуститься во все тяжкие...
01.06.2006 в 15:56

Это больше не бред, это - факт. И прискорбный.
Ela, ну почему же подзабыла? Просто облекла в христианскую традицию. "Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет" - символ праздничной свободы. Манипуляции с волосами невест, поверие о том, что волосы, выпавшие при расчесывании нужно сжигать ит.д. Рудиментарно,Ю но сохранилось
01.06.2006 в 15:56

Злой самаритянин
Так, так, так...

Если это симво жизненности и силы, то у Рики с Катце силы этой должно бытьмаловато. Хотя...Это ЧТО именно считать тут силой. *)



А у Гая волосы перетянут, практически держит свое Я, свою силу в узде? Или как? А у Рауля волосы почти полностью скрывают лицо. Может здесь стоит порыцца? Рауль вообще темная лошадка, имхо.
01.06.2006 в 16:02

Это больше не бред, это - факт. И прискорбный.
Tihe А у Гая волосы перетянут, практически держит свое Я, свою силу в узде?



Такая трактовка напрашивается, но, я думаю, тут скорее символ того, что гай не способен понимать и принимать свободу. Как свою, так и чужую. Ведь сила - это, собственно, и есть свобода. так у Рики, короткие, тно непослушные волосы. То есть, несмотря на статус, он бунтарь. У Гая волосы чуть короче блондевых, потому что сила фанатизма почти рана силе закона. Но вот свободы у Гая нет. ни внутренней, ни внешней
01.06.2006 в 16:04

Это больше не бред, это - факт. И прискорбный.
Кстати, о волосах Катцэ. У них одна функция - прикрывать шрам, оставленный Ясоном. то есть, сила и свобода Катцэ напрямую связаны с Ясоном
01.06.2006 в 16:18

Волосы - 3.

Ну так вот. Ежели волосы - это жизненная сила, то КТО имеет на нее преимущественное ПРАВО? Кто может носить волосы длинными и нестриженными?

Только высшие из высших.

Длинные и нередко при этом "вольные" волосы - символ не только и не столько страсти, сколько СТАТУСА. Общественного положения. Когда-то это было и в Европе - вспомним "длинноволосых королей", неистовую Клотильду - которая, когда узурпатор прислал ей на выбор для внуков меч и ножницы, выбрала меч: пусть умрут, но КОРОЛЯМИ!

И то же самое на Востоке. Длинные, слабо перехваченные или не перехваченные ничем,далеко не всегда уложенные прическу волосы - вечный образ Хэйянской художественной традиции. Самурайский период внес, мягко говоря, кое-какие коррективы, но длина волос так и осталась символом статуса.

И вот с этой точки зрения прически героев аниме трактуются несколько иначе.

Недлинные, но великолепные волосы Рики - лидер, но монгрел. Кстати, весьма характерно, что прическа его после трехлетнего отсутствия выглядит иначе, нежели в прологе. Волосы уже не буно растрепаны - они еще более великоепные и пышные, но они уложены в нечто более спокойное, как бы "окультурены".Что симптоматично.

Жидковатые, но полудлинные волосы Люка - вечно задирающего всех, в том числе и Гая, явная претензия на лидерство... но не более того. Причем претензия, скорее всего, маловыполнимая.

Льющиеся ниже пояса и не связанные ничем волосы Блондей - ВЛАСТЬ. Статус, не подвергаемый сомнению.

А вот длинные, но при этом перехваченные натуго волосы Гая - это ТОЖЕ ПРЕТЕНЗИЯ, и не на лидерство среди Бизонов.

Вспомним "Цзинь, Пин, Лянь". Символику цвета - недозволенных цветов и дозволенных оттенков. Взятая недавно в дом седьмая, самая младшая жена ведет себя поначалу вроде и тихо - но на один праздник надевает туфли, крытые красным шелком, а на следующий так и вовсе красную юбку. Коасный - цвет власти. Символика более чем прозрачна - дама претендует на привидегии старщей жены и собирается ее оттеснить.

Так вот - длинные, действительно длинные, но связанные волосы Гая из того же ряда. Это жестко заявленная претензия - на статус, которым он не обладает и никогда не сможет обладать. И вот ревность Гая и все то, что он заявляет Рики, я предлагаю рассмотреть вот в этом вот ракурсе. ;-)
01.06.2006 в 16:23

Это больше не бред, это - факт. И прискорбный.
Переитала свои посты. Стоит извиниться за количество опечаток - дикая клавиатура и нехватка времени на вычитывание
01.06.2006 в 16:28

Сайфо, у меня то же самое - одна машина на двоих и клава, с которой уже буквы постерлись.

Так как вам всем моя идея о соимволической связи "волосы - статус"? ;-)Жду мнений!
01.06.2006 в 16:43

Хаос изначален, Тьма вечна, а посуду мыть все равно надо.
Ela

Хорошо и правильно, да.

Кстати, волосы Рауля, как и волосы Катце, имеют вид тщательно уложенных - укрощенных и окультуренных. Особенно это видно на Рауле в сцене с игрой в шахматы - пряди лежат как клеем залитые, несмотря на то, что при такой длине и волнистости волосы норовят вести себя как им вздумается.
01.06.2006 в 16:44

Злой самаритянин
Волосы обрезанные, завязанные, заплетенные, убранные - означают подчиненное положение.

Если так, то все сходицца. *)
01.06.2006 в 16:46

Злой самаритянин
А как быть с закрывающей лицо шевелюрой Рауля?

Сила есть, воля есть, страсть есть, но не видно. а лицо то закрыыыыто.

То же и с Катце. Тут, конечно, шрам, но явно что-то еще должно быть. *)
01.06.2006 в 17:42

Так - явно о Гае придется потом, сперва о Рауле и его шевелюре. Волосы укрощенные, окультуренные - но при этом "непокорные" пряди ниспадают на лицо, наполовину закрывая его. Статус, за которым прячется личность. И весьма симпатичная, ИМХО. Ну - если Рики - нац. характер, Ясон - нац. идеал, то Рауль - и правда нац. традиция. НЕ хранитель традиции. Рауль - хранитель, да, но - не традиции, а Ясона!!! Будь он хранителем ТРАДИЦИИ - и в ответ на ошеломляющий вопрос Ясона "ты будешь смеяться, если я тебе скажу, что люблю Рики" кликнул бы Рауль кого следует, скрутил бы Первого Консула Амой и отправил на пихокоррекцию. Незамедлительно. С полной верой в то, что так не просто лучше - так лучше самому Ясону. А что делает Рауль? Уговаривает и предостерегает. И только.Хмы - интересно, матерятся ли Блондя? Если да - то когда Рауль объясняет Ясона уже "на пальцах", что у нарушения законов есть свои неписаные законы (читай - вернись в рамки, и тебя не тронут, идиот!!!), что Ясон теряет лицо, а в ответ получает задумчивое "да, ОН тоже мне об этом говорил", и только... м-да, если Рауль знаком с матом, то конструкция у него в мозгу воздвигается даже не трехэтажная, это уже просто небоскреб какой-то должен быть!!! ;-)

Так что - Рауль САМ традиция, оберегающая и хранящая, но не хранитель традиции. Воплощение.

Есть возражения? ;-)
01.06.2006 в 17:54

Злой самаритянин
А личико он потому и прикрывает?

Типа нарушает правила, но по правилм? Стыдливо так? *))
01.06.2006 в 18:09

Ну - почти. ;-) Скорее прикрытие реального лица под покровом традиции. ;-)

Ну что - вернемся к Гаю и его "хвостику"? ;-)
01.06.2006 в 19:04

mind the gap
PaleFire,



>> Авторы фильма (...) не знают и плохо могут представить себе модель и схемы поведения, отличающиеся от им известных. Утрировать знакомое - да, довести до логического предела - да, но выйти за их пределы - нет.

(...)Попытка понять и проанализировать АнК без поправки на менталитет создателей книги и фильма будет провальной.


противоречие: если мы _можем_ представить, понять и проанализировать с поправкой на менталитет - значит, могут и авторы фильма. если _не_можем_ - значит таковая попытка по определению ни к чему не приведет.



>> Человек, который ради личной прихоти пренебрег своим долгом, совершил подлость, забыв о своих обязанностях, о людях, которые от него зависят. Человек, поддавшийся страстям, зашедший так далеко, так уронивший репутацию группы, которую он представлял, что единственным способом разрешения ситуации для него будет смерть.

Вам не кажется, что все это уже было в европейской литературе и понималось (продолжает восприниматься) достаточно ясно? Кстати то, о чем Вы говорите, например, для меня - само собой разумеющаяся вещь?



Ela,

>> Они уходят СОВСЕМ - в другое время, реалии, миры - оставляя систему с носом.

Мне кажется, научную фантастику придумали несколько позднее религий. Нет иных миров, кроме Японии) И нет иной системы, кроме той, что существует в Японии.



Что касается героев японцев и не-японцев, видимо, стоит напомнить о том, что японцы то же люди и их базовая психология не столь существенно отличается от психологии западного человека.



В целом по теории о волосах согласен, но,Ela, поясните, пожалуйста, несколько моментов:

- прически Рауля и Гая идентичны: длинные тщательно уложенные волосы) это что-то значит?

- Вы полагаете, Катце не обладает властью и жизненной силой? Катце - фигура на черной рынке, и если не властность и сила (и духовная, и физическая), Катце - либо труп, либо очень везучий человек

- на какой именно статус претендует Гай? только не на положение 'старшей жены' Рики) во-первых 'ты можешь не быть _моим_ Рики', во-вторых, полагаю, если бы операция на Дана Бан прошла, как была задумана, Гай ее однозначно бы не пережил (приравняем Гая к террористам-смертникам, для себя лично он претендовать ни на что не может).

- где-то в романе Рики говорит Гаю, что тот 'единственный дейсвительно свободный человек изо всех нас' (русский синопсис).
01.06.2006 в 19:09

mind the gap
Ela,

>> Рауль - хранитель, да, но - не традиции, а Ясона!!!

А вот здесь я с вами полностью согласен)) даже больше, чем полностью - говорю об этом не первый год))
01.06.2006 в 19:49

Злой самаритянин
Если Рауль олицетворенная традиция, то что за лицо он за ней скрывает????



Присоединяюсь к Лансу по вопросу Гая, его хвостика, свободы, а также по вопросу о Катце. *)
01.06.2006 в 20:00

Спрашивайте - отвечаем! ;-)

---

">> Они уходят СОВСЕМ - в другое время, реалии, миры - оставляя систему с носом. Мне кажется, научную фантастику придумали несколько позднее религий. Нет иных миров, кроме Японии) И нет иной системы, кроме той, что существует в Японии."



Ну-ну, зачем же так. Для любого - любого! - японца не-христианина, то есть синтоиста, буддиста и так далее, миров этих самых, причем обитаемых - до фигища и больше. Правда, не все из них - миры людей... но ведь это такие мелочи, ne? ;-)

------



- прически Рауля и Гая идентичны: длинные тщательно уложенные волосы) это что-то значит?



Идентичны?! Покажите мне, люди, хоть один кадр, в котором у Рауля волосы подобраны, а у Гая свободны!!!

----



"- Вы полагаете, Катце не обладает властью и жизненной силой? Катце - фигура на черной рынке, и если не властность и сила (и духовная, и физическая), Катце - либо труп, либо очень везучий человек"



Катце - умница, человек с огромным внутренним достоинством, которое он сохраняет и в присутствии вышестоящих, редкого самообладания и так далее. Но вот насчет власти... чего нет, того нет. Он обладает на черном рынке влиянием и тем, что принято называть "весом", он там очень серьезная фигура - но властью он обладает только ПРОМЕЖУТОЧНОЙ, из рук Ясона. Он креатура Ясона, его создание от и до, под его властью, и во власти Ясона уничтожить Катце, как и создал (что, кстати, не заставляет Катце пресмыкаться). Такая у него и прическа -промежуточная длина и прикрывающие лицо пряди - как у Рауля, который прикрывает ими то же самое - свою человечность. Свое - "я НЕ хочу промывать тебе мозги". Ну, и Катце тоже. Если уж говорить о сходстве причесок, то не у Гая искать сходство в Раулем, а у Катце. С той только разницей, что у Катце волосы, само собой, покороче. Но - опять же роскошные и не аткие короткие, как кажется на первый взгляд. Положению промежуточной власти - соответствуют. И - тому, что он как бывший фурнитур, кастрирован, увы, тоже.

----

"- где-то в романе Рики говорит Гаю, что тот 'единственный дейсвительно свободный человек изо всех нас' (русский синопсис)."



А Рики, как я уже и говорила, в избыточном ай-кью никто не обвинял. ;-) Это мнение Рики. Причем Рики в романе (в главе, которая пока вроде как есть только в синопсисе, так что ситуацию мы точно не занем на самом-то деле в оттенках - а они могут оказаться решающими). Рики в аниме ничего такого не говорил. И вот насчет моего мнения о "свободе" Гая - отдельным постом, вместе с мнением о том, на какой статус он претендует.
01.06.2006 в 20:03

Злой самаритянин
Эх, вот не зря фанфикеры вечно связывают эту парочку: Рауль-Катце.

Правда там и связыватьто больше некого. *))
01.06.2006 в 21:21

mind the gap
Ela,

>> Для любого - любого! - японца не-христианина, то есть синтоиста, буддиста и так далее, миров этих самых, причем обитаемых - до фигища и больше.

например?

кстати, для христиана, действительно, существует два (если не четыре) мира - этот, и потусторонний, подразделяющийся на Рай, Ад, Чистилище.



>> Идентичны?! Покажите мне, люди, хоть один кадр, в котором у Рауля волосы подобраны, а у Гая свободны!!!

Вы делите волосы по двум основным признакам: длинные/короткие, свободные/несвободные. Вы сами настаиваете на том, что длинные (более длинные, чем у Ясона - это видно, когда оба блонди стоял спиной к зрителю) волосы Рауля тщательно уложены, 'склеены' лаком, т.е. несвободны.



О Катце. Прическа Катце не длиннее прически Рики и далеко не всегда хорошо уложена, а прядь, прикрывающая левую щеку и вовсе сострижена неаккуратно) Обратите внимание на аватар Tihe))



>> А Рики, как я уже и говорила, в избыточном ай-кью никто не обвинял.

))))

это удобная отговорка, которая, увы, никак не может быть принята. Рики отнюдь не глуп (не показывает себя глупым, не разбирающимся в людях, скорее наоборот), особенно в том, что касается жизненных ситуаций.

да. в аниме этой главы нет, в фильме сюжет вовсе развивается иначе и акценты сильно смещены по сравнению с романом) но тем не менее, позиция Гая прописывается и там достаточно четко - Гай хочет вернуть прежнего, _свободного_ Рики, это его цель и, на мой взгляд, та причина, по которой он собирается убить Ясона (отнюдь не ревность). К слову, зачем, по Вашему мнению, Гаю - смерть консула?

Заметьте, тот выбор Рики, в признании которого Вы (и большинство зрителей) отказываете Гаю, самим Рики нигде не озвучен. между тем, факт, что Рики - пет Ясона, обсуждается Рики и Гаем дважды(!). Ключевая фраза 'я хочу вернуться к Ясону' не звучит, а о сексе с хозяином Рики рассказывает с таким отвращением, что поневоле задумаешься: а не отрезать ли кольцо, пусть даже и вместе с головой?

как западный человек, я вижу в поведении Гая экзистенциальный бунт - именно тот выпад против системы, на который не решаются остальные персонажи. попытку остановить танк голыми руками. братья Гая во бизонах, очевидно, видят то же самое, считая Гая сумасшедшим, раз он решился пойти против блонди.
01.06.2006 в 21:34

mind the gap
Tihe,

оффтопик о фанфикшене)

как очень давний шиппер пары, могу сказать, что _связать_ Рауля и Катце - легче легкого, но я не видел еще _ни_одного_ психологически достоверного изображения любовных отношений между ними. увы) идеальные деловые партнеры, друзья в том смысле, в котором понятие 'дружба' вообще приложима к Амои, - никак не любовники)

мы решаем эту задачу. пока не решили - даже саботировали кусабитон.)



прошу прощения за оффтопик.
01.06.2006 в 21:35

Per aspera ad astra... может быть...
Ланс, по-моему, там не отвращение, а желание достучаться (типа, "ну какой же ты тупо-ой!"). Ярость человека, который пошёл ва-банк: "Ты боишься страшных вещей - так получи по полной программе!"
01.06.2006 в 21:43

mind the gap
Донна Роза,

ключевое слово 'страшных')

психологически поставьте себя на место Гая, и Вам больше не понадобится никакая запутанная символика) вспомните роман 'Коллекционер'?
01.06.2006 в 21:45

Ланс, да все это было бы так, если бы не одно "но" - Гай ведет себя и позиционирует, как этакий суррогатный Блонди. Это и есть тот статус, который символизирует его длинный, но перетянутый хвост. Именно суррогатный - потому что настоящим ему не быть. А "экзистенциальный бунт" его тоже суррогатный, ненастоящий - потому что он осуществляет его за счет Рики. Не себя же он изувечил! Насчет освободить Рики... освободить насильно - это потрясающая катахреза, такую не всегда и найдешь... хмы, хотя ее сторонников и в жизни хватает, освободителей фиговых. Как правило, им стучат по фэйсу обычно как раз те, кого они пытаются освободить. ;-)

Да - причина, по которой Гай хочет убить Ясона, НЕ ревность. Это ненависть подделки к оригиналу, суррогата к настоящему. Гая бесит не несвобода Рики (о ней идет речь только в первом диалоге после тюрьмы... когда Гай избивает ошеломленного Рики - наверное, так вот учит быть свободным, ага... свобода, которую кулаками в глотку вбивают вместе с зубами... ну-ну). Гая бесит, что его соперником оказался БЛОНДИ. Он ведь готов даже отказаться от Рики, даже стерпеть рядом с ним другого - но не Блонди. При том, что сам ведет себя с ним как натуральный собственник (от чего как раз Ясон последовательно отказывается - даром что он был и есть очень властная скотина ;-) ).

Пока - перерыв, жду возражений и комментов, потом продолжу.