А вот и тот пост, который я обещала еще до Роскона. По итогам беседы в реале.
Сидели это мы в реале с Вомпэром, пили чай и вели неспешные русско-японские беседы (ну, а как же нам собраться и не обсудить нечто русско-японское!) по самым разным вопросам, в том числе и по образовательным. И зашел у нас разговор о школах - как русских, так и японских - о подростках и об их отношениях в классе.
И как-то само собой разговор перешел на вопросы подростковой травли. И тут выскочила презанятная, ИМХО, формулировка.
А именно - что ситуация подростковой травли в чем-то является ситуацией ВЫНУЖДЕННОГО АУТИЗМА.
Потому что для подростка в этом положении есть только он сам - и те, кто его травит. Весь остальной внешний мир как бы становится несущественным и почти несуществующим.
Очень часто люди, не сталкивавшиеся с такой ситуацией, недоумевают - а отчего эти травимые подростки не жалуются на травлю. А... как именно пожаловаться? Нормальный ребенок спервоначалу и слов-то таких не имеет, чтобы дать понять, что происходит на самом деле. Рассказать родителям? Ну - они посоветуют дать сдачи. И еще хорошо, если не скажут, что сам виноват. Пожаловаться кому-то из учителей? А на что, собственно? Толкнули в коридоре? Обозвали? Так это едва ли не нормальный уровень подросткового общения. КАК передать, какими словами выразить даже не факты, а саму эту атмосферу презрительного насилия?
И даже это возможно только на ранней стадии. Далее внешний мир окончательно переходит в разряд несуществующих, он слишком внешний по отношению к ситуации... вы, к примеру, Карлсону жаловаться не пробовали? Или Бэтмену? если вы психически нормальны - нет. Ну вот и подросток не будет жаловаться таким же "Карлсонам" - то есть родителям, школьному руководству и так далее. Они НЕ СУЩЕСТВУЮТ. Они вне восприятия. Мир сгустился в аутическую точку противостояния "я и они". Больше нет никого.
В некотором смысле на этой стадии помогает уход в настоящий аутизм. Отчасти. С поправкой на то, что потом подростка, выбравшего этот путь, придется от этого аутизма лечить. Причем дети, аутичные на самом деле, более излечимы. Ребенок с синдромом Аспергера, к примеру, уже привык проделывать этот путь "из себя наружу" - а ребенку, не имеющему этого навыка, будет в разы труднее.
Еще надо отметить, что обнаружить травлю и опознать ее именно как травлю мешает неточное определение групп риска. Например, к ним принято относить инвалидов. Но инвалиды уже знают. что они не как все, что их могут за это травить - а коллективно травят их несколько реже, поскольку травить инвалида будет скорее полный отморозок, а класс, состоящий исключительно из отморозков, возможен, но встречается реже, чем принято думать. К тому же инвалид дейтсвительно нередко морально готов к наезду - и может ответить... ну - скажем так... довольно жестко, особенно если учесть, что увечье отчасти избавляет его от необходимости быть как все, раз он и так не как все, и соблюдать общепринятую вежливость. Почти то же самое относится к детям из неблагополучных семей. Объекты-то они объекты... но нередко довольно жесткие. Нет, основной группой риска являются НОРМАЛЬНЫЕ дети. Нормальные - но уязвимые. И вот в то, что травят их, учителям поверить бывает сложно - с точки зрения нормальной логики нормального взрослого человека.
И мир смыкается в точку "я и они". И жаловаться Карлсону бесполезно...

@темы: дилетантское, школьное, психология, Мысли вслух

Комментарии
10.06.2008 в 18:06

А гордиться собой... Знаете, это вполне удается, когда воспринримаешь свою внешность адекватно. А вот когда лишний вес, прыщи, эти ужасные скобы на зубах, глазки маленькие, нос большой, губы тонкие и этот ужасный цвет волос! - бесполезно
А зачем начинать с внешности? Почему не вспомнить свои умения? Я не поверю, что найдется человек, у которого нет совсем ничего, чем можно гордиться. Умение решать задачи или бегать стометровку, писать сочинения или рисовать, или петь, варить суп, да картошку хорошо чистить! Начать надо с этого. Но я признаю, объяснить ребенку, что ему есть чем гордиться, тоже сначала должны родители и, желательно, не тогда, когда все стало плохо, а раньше.
10.06.2008 в 18:10

А я еще и матом не ругался.

Я до сих пор мата не знаю. Когда меня однажды обругали матом в письме, я спросила своих друзей-врачей, что это значит. Они очень оскорбились на того, кто ругался, а я пожала плечами и сказала, что надо же, как ошиблась, полагала, что у человека имеется голова на плечах, а ее там и нет. И все. Мне этот человек перестал быть интересен.
10.06.2008 в 18:10

Нас невозможно сбить с пути, нам пофигу куда идти
Я потом уже для себя осознал, что в такие моменты надо давать выход неадеквату - заорать, с кулаками броситься, швырнуть чем-нибудь -".
в моем случае такое не помогало =((((
а насчет отшучивания хм а как отшутится если сразу накидываются

а родителям неадекватным дать понять ненароком если ихний ублюдок тронет моего ребенка то они своего урода найдут повешенным за ноги ... и по частям (((несмешная чернушно-маньячная "шутка"))
10.06.2008 в 18:13

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Юлия (Ортанс) - подросткам, как правило, трудно воспринять свои повседневные умения как что-то стоящее. Например, я очень переживал, что плохо бегаю, а вот тот факт, что я плавал чуть ли не лучше всех в поселке, я игнорировал. Не знаю почему. Мне это не казалось важным. И тот факт, что меня на олимпиады всегда посылают (подумаешь, нашел чем гордиться!) не радовал. И даже умение сочинять красивые песни - все равно ж их никто из одноклассников не понимает (я тогда на английском писал). Я не понимаю, почему так было, но, думаю. это не только у меня такое зацикливание на недостатках происходило.
10.06.2008 в 18:17

Бери от жизни все! Но на всякий случай запоминай, где брал...
Юлия (Ортанс)
А с людьми надо говорить на доступном для них языке. Это бывает неприятно, а что делать? Кому сейчас легко?
Так это сейчас понятно! А тогда мне было 11)) Хорошо, вообще дошло.
Вот мат, кстати, оказался им понятен. *развела руками*

Клятый_Вомпэр, так моя матушка поддать жару тоже ого-го как могла, вот только доказательств не было)) А раскалывать, увы, она не умела...
С юмором у наших тоже было туго. Единственная, до которой доходили шутки, из тех "врагинь" была, та самая, с которой мы потом подружились.
10.06.2008 в 18:42

With a crew of drunken pilots, Were the only airship pirates!
Юлия (Ортанс)
так пошутить в несвойственном мне диапазоне юмора я и сейчас не смогу, чтоб не натужно и смешно вышло. А вымученная шутка тут только более жалким сделает
А дара шутить как угодно в любой ситуации у меня как минимум нет, думаю, я не один

Клятый_Вомпэр
хе, так я и сейчас поводов для гордости найти не могу, когда настроение в минусе, не говоря уже о детстве :pauk:
10.06.2008 в 19:04

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Solet SerCro - я уже натренировался, но, если честно, все равно себя хвалю не за то, чем еще в детстве обладал. Это как-то не воспринимается как что-то особенное.
Kira Kuroi - да, юмор - штука полезная. Я потом с помощью юмора восстанавливался. В том числе и поднимая бывших травителей на смех публично. Но это уже потом - когда мне было глубоко пофигу на все вокруг.
10.06.2008 в 20:51

Бери от жизни все! Но на всякий случай запоминай, где брал...
Клятый_Вомпэр, да, юмор штука такая... Я тоже им спасалась - просто по жизни. Высмеивать обидчиков уже не хотелось, чего их... убогих...))
Кстати, на таких вот... недалеких неплохо действовали недалекие же шуточки. Вот совершенно кретинские. Они тебе: "А давай ты за меня контрольную напишешь!" А ты им: "А спину вареньем не намазать?" Пока они это осмысливают, половина перемены проходит.))
10.06.2008 в 20:59

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Kira Kuroi - мои товарищи даже таких простых шуток не понимали категорически. Хотя вот скажешь им "писька!" - ржут. Но недолго. Потом возвращаются к сабжу.
10.06.2008 в 21:06

Бери от жизни все! Но на всякий случай запоминай, где брал...
Клятый_Вомпэр, а, это у нас парни такие были. Сиськи-письки - это они понимали. Над чуть более сложной фразой зависали.
10.06.2008 в 21:13

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Kira Kuroi - ну так и у меня с парнями трения были. Девицы у нас были тихие и забитые какие-то. Только две выделялись - одна в травле принимать участие боялась, но иногда подливала масла в огонь, вторая была настроена ко мне лояльно, хоть мы и не дружили никогда. Просто девица была не очень умна и очень наивна.
10.06.2008 в 21:20

Бери от жизни все! Но на всякий случай запоминай, где брал...
Клятый_Вомпэр, ну вот с парнями у меня как раз не было особых проблем - они меня не замечали)) Один только постоянно докапывался с прозвищами, а в 11 классе начал орать на весь коридор что-то типа "Киргуду, любовь моя!" Кстати, до сих пор при встрече так орет))
У нас заводилами были именно девицы. Сильные, наглые. Парни держались особняком, как-то вообще мы почти не пересекались.
10.06.2008 в 21:39

Простить и понять может только сытый дракон.
Зато с учителями и родителями начались сплошные проблемы. Ведь со стороны противников все доказательства были налицо. Точнее, на лице.

Хи. Вспомнилась вдруг семейная байка - у моего старшего брата в его школьные годы записи в дневнике (те самые, учительские, красной пастой) выглядели так:
Дерется.
Дерется!
Дерется, но за правду!

10.06.2008 в 23:03

Oh my Goddes!
Со мной как раз так и было, так и было…
И почти десять лет понадобилось, чтобы вывести меня из этого… аутизма? (нет, не свосем он, но что-то несомненно похожее)
Сколько лет после этого мне твердили, что я замечательная, умная, способная, хороший друг…
Три последних года меня купали в любви и обожании…
И только тогда я выправилась…
…только теперь мне стало всё равно, что люди думают обо мне.

Какая же всё-таки травма для ребенка – 6 лет нескончаемой травли. Я даже не думала, что была так сильно… ранена…
*плачет*
10.06.2008 в 23:55

Хи. Вспомнилась вдруг семейная байка
Смешно, конечно. Но каково родителям? Не дерется - обижают его, да так что требуется помощь психолога. Дерется - все впорядке с одноклассниками, но сплошные разборки с учителями... И как на это реагировать? И ругать нельзя, и не ругать тоже не правильно. Вот и выкручивайся.
11.06.2008 в 00:02

Любопытство кошку сгубило... Да, но узнав, что хотела, она воскресла)
Юлия (Ортанс) знаете, я прочитала ваши комментарии... и подумала, что вы немного из другого мира. вот из того, где есть любящие родители, которые одновременно и наставники... которые рядом и готовы прийти на помощь. объяснить что-то, утешить, если надо.
Мои родители меня многому научили и я ими горжусь.
вам повезло.
очень многие были этого лишены. ну не сложилось. не выпало им такой удачи. а ребёнок в своих подсознательных выводах очень категоричен... "если меня не любят родители, значит они правы. есть за что. я в чём-то не такой". и окружающие тоже правы, когда обзывают... как я могу ответить если они правы? а агрессоры, не встречая отпора, моментально наглеют.... и всё.
повторяю - это всё подсознательно. вот и весь простейший механизм...
ещё раз скажу. в ситуацию травли может попасть любой ребёнок, чем-то отличающийся. но именно такой наиболее уязвим, и это наиболее травмирует его. я это говорю не потому что "моя болячка болит сильнее")))) а потому что объективно это так.
11.06.2008 в 00:06

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
А родители могут быть и очень хорошими, любящими и понимающими - просто не сталкивавшимися с травлей. Моя мать учительницей много лет проработала, она была готова к тому, что в ее классе могут кого-то травить, пару раз травили, но она и представить не могла, что травить могут меня. Я был абсолютно нормальным ребенком на ее взгляд.
11.06.2008 в 00:12

Бери от жизни все! Но на всякий случай запоминай, где брал...
Клятый_Вомпэр +1
Похожая фигня. Мама была в классе первой красавицей, заводилой и хулиганкой, за дурное слово в ее адрес подружки какую-то девицу из параллельного класса в туалете отделали на выпускном. Какая уж тут травля! А я с ее точки зрения была нормальным и вообще идеальным ребенком.
11.06.2008 в 02:56

Простить и понять может только сытый дракон.
Литайр И как на это реагировать?
Не знаю. С точки зрения не-так-давно-еще-ребенка, не надо ни ругать, ни не ругать. Надо разговаривать. Просто как с равным другим человеком. Чтобы ребенок знал, что в любой момент может подойти и что-то обсудить "за жизнь" без того, чтобы получить в ответ оценку своих действий. Проблемы в школе от этого, конечно, никуда не денутся, но тогда они остаются всего лишь навсего проблемами в школе. Масштаб другой.

А вот что я буду по этому поводу думать, будучи матерью - большой вопрос :)
11.06.2008 в 13:53

подросткам, как правило, трудно воспринять свои повседневные умения как что-то стоящее. Например, я очень переживал, что плохо бегаю, а вот тот факт, что я плавал чуть ли не лучше всех в поселке, я игнорировал. Не знаю почему. Мне это не казалось важным.
Иногда подросткам советуют сделать табличку "Мои достоинства и Мои недостатки" и расписать свои умения, неумения и пр. Как правило, оказывается, что хорошего-то много больше. И когда ребенок видит выражение этого на бумаге, он верит, что ему есть чем гордиться, больше, чем когда ему это говорят на словах.

так пошутить в несвойственном мне диапазоне юмора я и сейчас не смогу, чтоб не натужно и смешно вышло. А вымученная шутка тут только более жалким сделает
Скажем так. Мне неприятно шутить в несвойственном мне диапазоне, но есть ситуации, когда надо. И потом, лекарство тоже как правило невкусное, но мы же его принимает. Так и тут.
А что до юмора как такового... Ну не умеют люди шутить самостоятельно, так почему не прибегнуть к посторонней помощи? Если вспомнить, сколько выпущено книг собраний остроумных высказываний, высказываний из любимых книг и кинофильмов, анекдотов... Все это можно пустить в дело. Главное признать, что есть проблема. Что ее надо решить, и что ее можно решить. И начать действовать.

знаете, я прочитала ваши комментарии... и подумала, что вы немного из другого мира. вот из того, где есть любящие родители, которые одновременно и наставники... которые рядом и готовы прийти на помощь. объяснить что-то, утешить, если надо.
А разве существуют нелюбящие родители? Нет-нет, я знаю, что существуют дети, которые СЧИТАЮТ, что их не любят, но это не значит, что их представления соответствуют действительности.
Поясню свою мысль. Когда на меня нападали с камнями, причиной нападения была не только зависть, но и то обстоятельство, что эти девочки усомнились в любви своих родителей. Они не могли понять, что если их ругают и хвалят другую девочку, то причина была не в том, что их не любят, а как раз в том, что их любят и хотят, чтобы они достигли всего, что пожелают, и были для всех образцом. Поэтому, обращаюсь к родителям, когда вы ругаете своих детей, не забывайте им сказать о своей любви, а то ведь и правда вообразят, что никто их не любит и не понимает, и молча гибнуть они должны. Мучиться будут и страдать. А вам это надо? Думаю, нет.
С другой стороны, не надо думать, что мои родители только и занимались тем, что гладили меня по головке и разъясняли каждый шаг. Нет, мне, конечно, объяснили, что школа это не детский сад. Там много больше детей, все они разные, и многие очень большие и не всегда приятные. И что временами дети имеют привычку драться и дразниться. И если на меня нападут, не надо бояться сделать нападающим больно -- надо понимать, что нападающий сам может получить, значит, сам и будет виноват, не надо было лезть. У человека всегда есть выбор, но за свой выбор всегда надо платить. Но с другой стороны мне сказали, что жаловаться -- некрасиво, что со своими проблемами надо справляться самостоятельно. Другой вопрос, что мои родители знали, что мне это сказать уже можно -- про самостоятельность, по той простой причине, что занятия фигурным катанием с 5 лет, а музыкой с 6 подразумевают, что ребенку уже приходилось принимать самостоятельные решения и выполнять их. А уж поверьте, серьезные занятия музыкой и спортом совершенно не способствуют родительской снисходительности и потаканию. Больно? Ну и что? Ты сама выбрала этот прыжок и музыку с таким темпом. Флаг тебе в руки, работай, ты уже большая. Трудная партия? Ну и что? Ты сама выбрала эту сонату, и вообще, ты всего два часа занимаешься, посмотрим, что будет еще через три. Воскресенье? Праздник? И что? Ты уже профессионал, так что работай, солнце еще высоко. И я должна сказать, что мои родители были абсолютно правы. При таком положении дел меня просто невозможно было травить. Со мной можно было воевать, но это было сражение на равных.
11.06.2008 в 14:01

А разве существуют нелюбящие родители? Нет-нет, я знаю, что существуют дети, которые СЧИТАЮТ, что их не любят, но это не значит, что их представления соответствуют действительности. э-эээ... вы действительно думаете, что таких родителей не существует???!!!
Я уж не говорю о том, что родители часто не хотят, не считают нужным или не умеют дать детям почувствовать свою любовь, выразить ее... но и такие, которые не любят - существуют. Даже такие, которые втихую (или не втихую) ненавидят своих детей, завидуют им и так далее - существуют.
11.06.2008 в 14:07

Ela , но согласитесь, что это скорее исключение из правил. Мы же сейчас не говорим о родителях-алкоголиках или психопатах или еще какой-нибудь патологии. Мы говорим об обычных семьях. Да, временами родители не успевают выразить свою любовь, или не умеют, или просто не догадываются, что это надо делать. Это неправильно, поэтому я и посоветовала не забывать об этом, а то дети и правда вообразят Бог знает что.
11.06.2008 в 14:07

життя - це те, на що звертаєш увагу
Юлия (Ортанс)
А разве существуют нелюбящие родители?
И даже если они любящие, вовсе не обязательно они "рядом и готовы прийти на помощь. объяснить что-то, утешить, если надо."
Иногда они не знают или не понимают. Иногда не знают и не умеют что-то делать. Иногда думают, что оно и так утрясется. Разные совсем случаи бывают :nope:
11.06.2008 в 14:13

Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Ох, а среди благополучных родителей бывают такие, которые знают, что должны любить своих детей, но не любят, поэтому пытаются через силу любить - и срываются от этого... Это так, в сторону.
11.06.2008 в 14:15

Иногда они не знают или не понимают. Иногда не знают и не умеют что-то делать. Иногда думают, что оно и так утрясется. Разные совсем случаи бывают
Бывают. Но здесь встает проблема, совершенно не касающаяся вопросов травли или противостояния -- полное неумение людей выражать свои мысли и чувства. Ну да, пятилетнего ребенка можно погладить по голове, и он поймет, что его любят. А 14-летнего не погладишь, он обидится, скажет, его за маленького держат. При этом свои чувства не умеют выразить ни подросток, ни его родители. Но это уже тема для другого обсуждения.
11.06.2008 в 14:26

бывают такие, которые знают, что должны любить своих детей, но не любят, поэтому пытаются через силу любить - и срываются от этого... Это так, в сторону.

Скорее, проблема не в том, что "не любят", а в том, что не умеют выражать свои чувства, и от этого раздражаются и срываются. Как собачки, все понимают, только сказать не могут.
11.06.2008 в 14:32

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
L]Юлия (Ортанс)[/L] - Самому поверить - это еще ладно, но вот как убедить остальных, что твое умение делает тебя прекрасным и уважаемым? Ведь у подростков существует определенная градация достоинств. Например, некрасивая девочка не может доказать всем, что она ничуть не хуже, с помощью игры на флейте. Но если ее пригласит известная и популярная группа сыграть на флейте для записи их нового альбома - да это впечатляет.
Или так - девочка-балерина является объектом зависти и восхищения, а мальчика-балеруна, даже очень хорошего, могут травить.

Когда я уже потихоньку выкарабкивался из того жуткого состояния, мои родители отдали меня в школу брейк-данса. У нас в поселке жил знаменитый брейкер, с которым мы часто пересекались на тренировках - кумир всей местной детворы. Как-то мы с классом переходили из одного корпуса в другой (у нас школа была разделена на два корпуса - один находился в лесу, второй - в центре поселка) и по дороге встретили того самого брейкера. Мы с ним остановились поболтать о завтрашней тренировке, потом тепло распрощались и я повернулся лицом к классу. Мне трудно описать это впечатление - как я впервые осознал, что мне завидуют. До этого на меня никогда так не смотрели. Я был типичным фриком-отличником (ну кто завидует отличникам?), а тут... я... так запросто!.. с НИМ!!!
Невероятное было ощущение. Так я впервые в жизни одержал победу над своим классом.

А с родителями... Да, есть родители, которые ненавидят своих детей. А еще есть такие, которым плевать. Нет, не то чтобы они своих детей не любят... Любят - потому что так надо. Детей вообще положено любить. Но вот на переживания детей, на их личную жизнь им плевать. Покормлен? Хорошо. Обут-одет? Отлично! Остальное уже неважно.
А еще родители могут разочароваться в собственном ребенке. Недавно своими глазами наблюдал такой случай - просто мать разочаровалась в 12-летнем сыне. Он неумный, некрасивый, вообще она другого от него ждала - вот и разочаровалась. Что с ним говорить, идиотом? Я его, говорит, даже в свое училище не приму - мне он там не нужен. Ребенок до сумасшедшего дома дошел. Потом это вскрылось - стали их вдвоем на консультации к семейному психологу водить, хотя до сих пор там не все в порядке.
11.06.2008 в 14:37

життя - це те, на що звертаєш увагу
Юлия (Ортанс)
*удивленно* при чем здесь мысли и чувства?
Для того, чтобы мы имели ситуацию с ребенком, у корого есть "любящие родители, которые одновременно и наставники... которые рядом и готовы прийти на помощь. объяснить что-то, утешить, если надо." нам нужен сам ребенок и родители, которые:
1. ребенка любят (предполагает вообще наличие умения любить - что умеют отнюдь не все)
2. могут обеспечить ребенку любовь и комфорт дома (т.е., умеют постоянно выразить любовь понятным ребенку и не травмирующим его способом)
3. рядом (а не на работе - с друзьями - где-то еще, пусть не физически, но мыслями)
4. знают и умеют все то, чему пытаются научить ребенка (хоть в теории, хоть умеют найти наставника)
5. понимают проблемы ребенка как что-то действительно имеющее существенное значение в его развитии, а не отмахиваются как от неважного.
6. умеют и готовы прийти на помощь (т.е., умеют отличать те ситуации, когда необходима помощь, и умеют именно в этой ситуации именно нужную помощь оказать)
7. достаточно эмоционально чуткие, чтобы вовремя ловить обратную связь от ребенка (именно вовремя узнают о наличии у ребенка проблем)

Что еще я не упомянула?

Ладно, уже этого списка, на мой взгляд, достаточно, чтобы понять, что это не слишком распространенные ситуации :nope:

Апд. Упс, согласование совсем поехало :shy:
11.06.2008 в 14:41

Homo homini glucus est...
это скорее исключение из правил. Мы же сейчас не говорим о родителях-алкоголиках или психопатах или еще какой-нибудь патологии
Психопаты и алкоголики - это крайний случай. А бывают вроде бы благополучные, нормальные семьи... с нелюбящими родителями.
11.06.2008 в 14:45

With a crew of drunken pilots, Were the only airship pirates!
Юлия (Ортанс)
я не буду говорить за всю сеть. но лично у меня родители нежно и преданно любят не меня. Так, идеального сына. Я раньше этого не понимал и терзался, не в силах сообразить, как они ко мне относятся. Сейчас я это четко вижу - благополучные, достаточно умные люди выдумали себе образ идеального сына. Расписали, как я должен поступать и как не должен(для себя, но для меня это предполагается обязательным к исполнению), но не учли индивидуальные особненности. И поэтому получается именно так: я - живое вполне существо, для них некий неприятный эрзац любимого сына. Особенно сейчас, когда перестал соглашаться и начал решать свою судьбу самостоятельно. И меня они не любят, не уважают и не доверяют, потому что, насколько я разбираюсь в психологии, внезапно на месте миленькой игрушки возникло непонятно что с незнакомыми глазами и непонятными взглядами, которое им не надо. Им бы вернуть игрушку...

А насчет чувства юмора - ну неужели вы не видите, что это костыли? Нет, есть безусловно талантливые люди, которые могут ввернуть в речи чужую цитату так, что она придаст великолепную законченность и завершенность. Я даже таких встречал в жизни. Возможно, вы относитесь к таким. Так вот, а тем, для кого устная конфронтация, а тем более ругань - тяжкий непривычный труд, это будет выглядеть как натуральнный плагиат: прекрасные фраз, а между ними свои слова резко отличающегося уровня. И выглядит это намного беспомощнее, чем попытки оперировать своими словами, хотя бы за счет контраста.

И я очень рад за вас, что у вас было такое классное детство. но вот контрпример: мне много лет запрещали кататься на велосипеде и плавать в бурной реке, потому что как бы чего не вышло. Да, лет в 14 я отвоевал себе право на посещение секции карате, несмотря на страшные рассказы отца про сломанные шеи и его же издевательские вопросы, сколько раз меня били головой, и прекрасный воспитательный метод - говорить с матерью о том, как я деградировал так, что вроде бы обсуждают меня не при мне, но чтоб я каждое слово услышал. Ваша семья вас поддерживала, мне с моей приходилось воевать, сражаться за каждый самостоятельный шаг. А любой провал или ссадина на коленке после падения с того самого веллосипеда встречали овации и откровенную радость "мы же говориииили!". Разница подходов очевидна? И я уверен, что не один такой невезучий. Причем полностью благополучная семья, полная, с непьющими-некурящими врачами.

Да, еще - я не жалуюсь на то, какие они нехорошие. Просто привожу очень яркий пример непростых отношений за великолепным фасадом с цветочками, кошкой и собакой. И я не прошу меня жалеть. Было и прошло, я с этим справился настолько, насколько смог. Просто возможно кому-то из нынешних или будущих родителей или детей это поможет. почему детей - меня до сих пор подъедает чувство вины за то, что они таки меня материально обеспечивали и вообще хоть что-то поддерживали, своеобразно, правда, и методы воспитания у них уникальные, но тем не менее, мне до сих пор стыдно за то, что я причинил им боль. Хотя прекрасно знаю, что иначе я бы мирно сдох и этим причинил бы боль куда большую, это они не знают, насколько я был близок и, надеюсь, никогда не доведут меня настолько, чтоб получсить в лицо этот последний аргумент.