А вот и тот пост, который я обещала еще до Роскона. По итогам беседы в реале.
Сидели это мы в реале с Вомпэром, пили чай и вели неспешные русско-японские беседы (ну, а как же нам собраться и не обсудить нечто русско-японское!) по самым разным вопросам, в том числе и по образовательным. И зашел у нас разговор о школах - как русских, так и японских - о подростках и об их отношениях в классе.
И как-то само собой разговор перешел на вопросы подростковой травли. И тут выскочила презанятная, ИМХО, формулировка.
А именно - что ситуация подростковой травли в чем-то является ситуацией ВЫНУЖДЕННОГО АУТИЗМА.
Потому что для подростка в этом положении есть только он сам - и те, кто его травит. Весь остальной внешний мир как бы становится несущественным и почти несуществующим.
Очень часто люди, не сталкивавшиеся с такой ситуацией, недоумевают - а отчего эти травимые подростки не жалуются на травлю. А... как именно пожаловаться? Нормальный ребенок спервоначалу и слов-то таких не имеет, чтобы дать понять, что происходит на самом деле. Рассказать родителям? Ну - они посоветуют дать сдачи. И еще хорошо, если не скажут, что сам виноват. Пожаловаться кому-то из учителей? А на что, собственно? Толкнули в коридоре? Обозвали? Так это едва ли не нормальный уровень подросткового общения. КАК передать, какими словами выразить даже не факты, а саму эту атмосферу презрительного насилия?
И даже это возможно только на ранней стадии. Далее внешний мир окончательно переходит в разряд несуществующих, он слишком внешний по отношению к ситуации... вы, к примеру, Карлсону жаловаться не пробовали? Или Бэтмену? если вы психически нормальны - нет. Ну вот и подросток не будет жаловаться таким же "Карлсонам" - то есть родителям, школьному руководству и так далее. Они НЕ СУЩЕСТВУЮТ. Они вне восприятия. Мир сгустился в аутическую точку противостояния "я и они". Больше нет никого.
В некотором смысле на этой стадии помогает уход в настоящий аутизм. Отчасти. С поправкой на то, что потом подростка, выбравшего этот путь, придется от этого аутизма лечить. Причем дети, аутичные на самом деле, более излечимы. Ребенок с синдромом Аспергера, к примеру, уже привык проделывать этот путь "из себя наружу" - а ребенку, не имеющему этого навыка, будет в разы труднее.
Еще надо отметить, что обнаружить травлю и опознать ее именно как травлю мешает неточное определение групп риска. Например, к ним принято относить инвалидов. Но инвалиды уже знают. что они не как все, что их могут за это травить - а коллективно травят их несколько реже, поскольку травить инвалида будет скорее полный отморозок, а класс, состоящий исключительно из отморозков, возможен, но встречается реже, чем принято думать. К тому же инвалид дейтсвительно нередко морально готов к наезду - и может ответить... ну - скажем так... довольно жестко, особенно если учесть, что увечье отчасти избавляет его от необходимости быть как все, раз он и так не как все, и соблюдать общепринятую вежливость. Почти то же самое относится к детям из неблагополучных семей. Объекты-то они объекты... но нередко довольно жесткие. Нет, основной группой риска являются НОРМАЛЬНЫЕ дети. Нормальные - но уязвимые. И вот в то, что травят их, учителям поверить бывает сложно - с точки зрения нормальной логики нормального взрослого человека.
И мир смыкается в точку "я и они". И жаловаться Карлсону бесполезно...
Сидели это мы в реале с Вомпэром, пили чай и вели неспешные русско-японские беседы (ну, а как же нам собраться и не обсудить нечто русско-японское!) по самым разным вопросам, в том числе и по образовательным. И зашел у нас разговор о школах - как русских, так и японских - о подростках и об их отношениях в классе.
И как-то само собой разговор перешел на вопросы подростковой травли. И тут выскочила презанятная, ИМХО, формулировка.
А именно - что ситуация подростковой травли в чем-то является ситуацией ВЫНУЖДЕННОГО АУТИЗМА.
Потому что для подростка в этом положении есть только он сам - и те, кто его травит. Весь остальной внешний мир как бы становится несущественным и почти несуществующим.
Очень часто люди, не сталкивавшиеся с такой ситуацией, недоумевают - а отчего эти травимые подростки не жалуются на травлю. А... как именно пожаловаться? Нормальный ребенок спервоначалу и слов-то таких не имеет, чтобы дать понять, что происходит на самом деле. Рассказать родителям? Ну - они посоветуют дать сдачи. И еще хорошо, если не скажут, что сам виноват. Пожаловаться кому-то из учителей? А на что, собственно? Толкнули в коридоре? Обозвали? Так это едва ли не нормальный уровень подросткового общения. КАК передать, какими словами выразить даже не факты, а саму эту атмосферу презрительного насилия?
И даже это возможно только на ранней стадии. Далее внешний мир окончательно переходит в разряд несуществующих, он слишком внешний по отношению к ситуации... вы, к примеру, Карлсону жаловаться не пробовали? Или Бэтмену? если вы психически нормальны - нет. Ну вот и подросток не будет жаловаться таким же "Карлсонам" - то есть родителям, школьному руководству и так далее. Они НЕ СУЩЕСТВУЮТ. Они вне восприятия. Мир сгустился в аутическую точку противостояния "я и они". Больше нет никого.
В некотором смысле на этой стадии помогает уход в настоящий аутизм. Отчасти. С поправкой на то, что потом подростка, выбравшего этот путь, придется от этого аутизма лечить. Причем дети, аутичные на самом деле, более излечимы. Ребенок с синдромом Аспергера, к примеру, уже привык проделывать этот путь "из себя наружу" - а ребенку, не имеющему этого навыка, будет в разы труднее.
Еще надо отметить, что обнаружить травлю и опознать ее именно как травлю мешает неточное определение групп риска. Например, к ним принято относить инвалидов. Но инвалиды уже знают. что они не как все, что их могут за это травить - а коллективно травят их несколько реже, поскольку травить инвалида будет скорее полный отморозок, а класс, состоящий исключительно из отморозков, возможен, но встречается реже, чем принято думать. К тому же инвалид дейтсвительно нередко морально готов к наезду - и может ответить... ну - скажем так... довольно жестко, особенно если учесть, что увечье отчасти избавляет его от необходимости быть как все, раз он и так не как все, и соблюдать общепринятую вежливость. Почти то же самое относится к детям из неблагополучных семей. Объекты-то они объекты... но нередко довольно жесткие. Нет, основной группой риска являются НОРМАЛЬНЫЕ дети. Нормальные - но уязвимые. И вот в то, что травят их, учителям поверить бывает сложно - с точки зрения нормальной логики нормального взрослого человека.
И мир смыкается в точку "я и они". И жаловаться Карлсону бесполезно...
А зачем начинать с внешности? Почему не вспомнить свои умения? Я не поверю, что найдется человек, у которого нет совсем ничего, чем можно гордиться. Умение решать задачи или бегать стометровку, писать сочинения или рисовать, или петь, варить суп, да картошку хорошо чистить! Начать надо с этого. Но я признаю, объяснить ребенку, что ему есть чем гордиться, тоже сначала должны родители и, желательно, не тогда, когда все стало плохо, а раньше.
Я до сих пор мата не знаю. Когда меня однажды обругали матом в письме, я спросила своих друзей-врачей, что это значит. Они очень оскорбились на того, кто ругался, а я пожала плечами и сказала, что надо же, как ошиблась, полагала, что у человека имеется голова на плечах, а ее там и нет. И все. Мне этот человек перестал быть интересен.
в моем случае такое не помогало =((((
а насчет отшучивания хм а как отшутится если сразу накидываются
а родителям неадекватным дать понять ненароком если ихний ублюдок тронет моего ребенка то они своего урода найдут повешенным за ноги ... и по частям (((несмешная чернушно-маньячная "шутка"))
А с людьми надо говорить на доступном для них языке. Это бывает неприятно, а что делать? Кому сейчас легко?
Так это сейчас понятно! А тогда мне было 11)) Хорошо, вообще дошло.
Вот мат, кстати, оказался им понятен. *развела руками*
Клятый_Вомпэр, так моя матушка поддать жару тоже ого-го как могла, вот только доказательств не было)) А раскалывать, увы, она не умела...
С юмором у наших тоже было туго. Единственная, до которой доходили шутки, из тех "врагинь" была, та самая, с которой мы потом подружились.
так пошутить в несвойственном мне диапазоне юмора я и сейчас не смогу, чтоб не натужно и смешно вышло. А вымученная шутка тут только более жалким сделает
А дара шутить как угодно в любой ситуации у меня как минимум нет, думаю, я не один
Клятый_Вомпэр
хе, так я и сейчас поводов для гордости найти не могу, когда настроение в минусе, не говоря уже о детстве
Kira Kuroi - да, юмор - штука полезная. Я потом с помощью юмора восстанавливался. В том числе и поднимая бывших травителей на смех публично. Но это уже потом - когда мне было глубоко пофигу на все вокруг.
Кстати, на таких вот... недалеких неплохо действовали недалекие же шуточки. Вот совершенно кретинские. Они тебе: "А давай ты за меня контрольную напишешь!" А ты им: "А спину вареньем не намазать?" Пока они это осмысливают, половина перемены проходит.))
У нас заводилами были именно девицы. Сильные, наглые. Парни держались особняком, как-то вообще мы почти не пересекались.
Хи. Вспомнилась вдруг семейная байка - у моего старшего брата в его школьные годы записи в дневнике (те самые, учительские, красной пастой) выглядели так:
Дерется.
Дерется!
Дерется, но за правду!
Со мной как раз так и было, так и было…
И почти десять лет понадобилось, чтобы вывести меня из этого… аутизма? (нет, не свосем он, но что-то несомненно похожее)
Сколько лет после этого мне твердили, что я замечательная, умная, способная, хороший друг…
Три последних года меня купали в любви и обожании…
И только тогда я выправилась…
…только теперь мне стало всё равно, что люди думают обо мне.
Какая же всё-таки травма для ребенка – 6 лет нескончаемой травли. Я даже не думала, что была так сильно… ранена…
*плачет*
Смешно, конечно. Но каково родителям? Не дерется - обижают его, да так что требуется помощь психолога. Дерется - все впорядке с одноклассниками, но сплошные разборки с учителями... И как на это реагировать? И ругать нельзя, и не ругать тоже не правильно. Вот и выкручивайся.
Мои родители меня многому научили и я ими горжусь.
вам повезло.
очень многие были этого лишены. ну не сложилось. не выпало им такой удачи. а ребёнок в своих подсознательных выводах очень категоричен... "если меня не любят родители, значит они правы. есть за что. я в чём-то не такой". и окружающие тоже правы, когда обзывают... как я могу ответить если они правы? а агрессоры, не встречая отпора, моментально наглеют.... и всё.
повторяю - это всё подсознательно. вот и весь простейший механизм...
ещё раз скажу. в ситуацию травли может попасть любой ребёнок, чем-то отличающийся. но именно такой наиболее уязвим, и это наиболее травмирует его. я это говорю не потому что "моя болячка болит сильнее")))) а потому что объективно это так.
Похожая фигня. Мама была в классе первой красавицей, заводилой и хулиганкой, за дурное слово в ее адрес подружки какую-то девицу из параллельного класса в туалете отделали на выпускном. Какая уж тут травля! А я с ее точки зрения была нормальным и вообще идеальным ребенком.
Не знаю. С точки зрения не-так-давно-еще-ребенка, не надо ни ругать, ни не ругать. Надо разговаривать. Просто как с равным другим человеком. Чтобы ребенок знал, что в любой момент может подойти и что-то обсудить "за жизнь" без того, чтобы получить в ответ оценку своих действий. Проблемы в школе от этого, конечно, никуда не денутся, но тогда они остаются всего лишь навсего проблемами в школе. Масштаб другой.
А вот что я буду по этому поводу думать, будучи матерью - большой вопрос
Иногда подросткам советуют сделать табличку "Мои достоинства и Мои недостатки" и расписать свои умения, неумения и пр. Как правило, оказывается, что хорошего-то много больше. И когда ребенок видит выражение этого на бумаге, он верит, что ему есть чем гордиться, больше, чем когда ему это говорят на словах.
так пошутить в несвойственном мне диапазоне юмора я и сейчас не смогу, чтоб не натужно и смешно вышло. А вымученная шутка тут только более жалким сделает
Скажем так. Мне неприятно шутить в несвойственном мне диапазоне, но есть ситуации, когда надо. И потом, лекарство тоже как правило невкусное, но мы же его принимает. Так и тут.
А что до юмора как такового... Ну не умеют люди шутить самостоятельно, так почему не прибегнуть к посторонней помощи? Если вспомнить, сколько выпущено книг собраний остроумных высказываний, высказываний из любимых книг и кинофильмов, анекдотов... Все это можно пустить в дело. Главное признать, что есть проблема. Что ее надо решить, и что ее можно решить. И начать действовать.
знаете, я прочитала ваши комментарии... и подумала, что вы немного из другого мира. вот из того, где есть любящие родители, которые одновременно и наставники... которые рядом и готовы прийти на помощь. объяснить что-то, утешить, если надо.
А разве существуют нелюбящие родители? Нет-нет, я знаю, что существуют дети, которые СЧИТАЮТ, что их не любят, но это не значит, что их представления соответствуют действительности.
Поясню свою мысль. Когда на меня нападали с камнями, причиной нападения была не только зависть, но и то обстоятельство, что эти девочки усомнились в любви своих родителей. Они не могли понять, что если их ругают и хвалят другую девочку, то причина была не в том, что их не любят, а как раз в том, что их любят и хотят, чтобы они достигли всего, что пожелают, и были для всех образцом. Поэтому, обращаюсь к родителям, когда вы ругаете своих детей, не забывайте им сказать о своей любви, а то ведь и правда вообразят, что никто их не любит и не понимает, и молча гибнуть они должны. Мучиться будут и страдать. А вам это надо? Думаю, нет.
С другой стороны, не надо думать, что мои родители только и занимались тем, что гладили меня по головке и разъясняли каждый шаг. Нет, мне, конечно, объяснили, что школа это не детский сад. Там много больше детей, все они разные, и многие очень большие и не всегда приятные. И что временами дети имеют привычку драться и дразниться. И если на меня нападут, не надо бояться сделать нападающим больно -- надо понимать, что нападающий сам может получить, значит, сам и будет виноват, не надо было лезть. У человека всегда есть выбор, но за свой выбор всегда надо платить. Но с другой стороны мне сказали, что жаловаться -- некрасиво, что со своими проблемами надо справляться самостоятельно. Другой вопрос, что мои родители знали, что мне это сказать уже можно -- про самостоятельность, по той простой причине, что занятия фигурным катанием с 5 лет, а музыкой с 6 подразумевают, что ребенку уже приходилось принимать самостоятельные решения и выполнять их. А уж поверьте, серьезные занятия музыкой и спортом совершенно не способствуют родительской снисходительности и потаканию. Больно? Ну и что? Ты сама выбрала этот прыжок и музыку с таким темпом. Флаг тебе в руки, работай, ты уже большая. Трудная партия? Ну и что? Ты сама выбрала эту сонату, и вообще, ты всего два часа занимаешься, посмотрим, что будет еще через три. Воскресенье? Праздник? И что? Ты уже профессионал, так что работай, солнце еще высоко. И я должна сказать, что мои родители были абсолютно правы. При таком положении дел меня просто невозможно было травить. Со мной можно было воевать, но это было сражение на равных.
Я уж не говорю о том, что родители часто не хотят, не считают нужным или не умеют дать детям почувствовать свою любовь, выразить ее... но и такие, которые не любят - существуют. Даже такие, которые втихую (или не втихую) ненавидят своих детей, завидуют им и так далее - существуют.
А разве существуют нелюбящие родители?
И даже если они любящие, вовсе не обязательно они "рядом и готовы прийти на помощь. объяснить что-то, утешить, если надо."
Иногда они не знают или не понимают. Иногда не знают и не умеют что-то делать. Иногда думают, что оно и так утрясется. Разные совсем случаи бывают
Бывают. Но здесь встает проблема, совершенно не касающаяся вопросов травли или противостояния -- полное неумение людей выражать свои мысли и чувства. Ну да, пятилетнего ребенка можно погладить по голове, и он поймет, что его любят. А 14-летнего не погладишь, он обидится, скажет, его за маленького держат. При этом свои чувства не умеют выразить ни подросток, ни его родители. Но это уже тема для другого обсуждения.
Скорее, проблема не в том, что "не любят", а в том, что не умеют выражать свои чувства, и от этого раздражаются и срываются. Как собачки, все понимают, только сказать не могут.
Или так - девочка-балерина является объектом зависти и восхищения, а мальчика-балеруна, даже очень хорошего, могут травить.
Когда я уже потихоньку выкарабкивался из того жуткого состояния, мои родители отдали меня в школу брейк-данса. У нас в поселке жил знаменитый брейкер, с которым мы часто пересекались на тренировках - кумир всей местной детворы. Как-то мы с классом переходили из одного корпуса в другой (у нас школа была разделена на два корпуса - один находился в лесу, второй - в центре поселка) и по дороге встретили того самого брейкера. Мы с ним остановились поболтать о завтрашней тренировке, потом тепло распрощались и я повернулся лицом к классу. Мне трудно описать это впечатление - как я впервые осознал, что мне завидуют. До этого на меня никогда так не смотрели. Я был типичным фриком-отличником (ну кто завидует отличникам?), а тут... я... так запросто!.. с НИМ!!!
Невероятное было ощущение. Так я впервые в жизни одержал победу над своим классом.
А с родителями... Да, есть родители, которые ненавидят своих детей. А еще есть такие, которым плевать. Нет, не то чтобы они своих детей не любят... Любят - потому что так надо. Детей вообще положено любить. Но вот на переживания детей, на их личную жизнь им плевать. Покормлен? Хорошо. Обут-одет? Отлично! Остальное уже неважно.
А еще родители могут разочароваться в собственном ребенке. Недавно своими глазами наблюдал такой случай - просто мать разочаровалась в 12-летнем сыне. Он неумный, некрасивый, вообще она другого от него ждала - вот и разочаровалась. Что с ним говорить, идиотом? Я его, говорит, даже в свое училище не приму - мне он там не нужен. Ребенок до сумасшедшего дома дошел. Потом это вскрылось - стали их вдвоем на консультации к семейному психологу водить, хотя до сих пор там не все в порядке.
*удивленно* при чем здесь мысли и чувства?
Для того, чтобы мы имели ситуацию с ребенком, у корого есть "любящие родители, которые одновременно и наставники... которые рядом и готовы прийти на помощь. объяснить что-то, утешить, если надо." нам нужен сам ребенок и родители, которые:
1. ребенка любят (предполагает вообще наличие умения любить - что умеют отнюдь не все)
2. могут обеспечить ребенку любовь и комфорт дома (т.е., умеют постоянно выразить любовь понятным ребенку и не травмирующим его способом)
3. рядом (а не на работе - с друзьями - где-то еще, пусть не физически, но мыслями)
4. знают и умеют все то, чему пытаются научить ребенка (хоть в теории, хоть умеют найти наставника)
5. понимают проблемы ребенка как что-то действительно имеющее существенное значение в его развитии, а не отмахиваются как от неважного.
6. умеют и готовы прийти на помощь (т.е., умеют отличать те ситуации, когда необходима помощь, и умеют именно в этой ситуации именно нужную помощь оказать)
7. достаточно эмоционально чуткие, чтобы вовремя ловить обратную связь от ребенка (именно вовремя узнают о наличии у ребенка проблем)
Что еще я не упомянула?
Ладно, уже этого списка, на мой взгляд, достаточно, чтобы понять, что это не слишком распространенные ситуации
Апд. Упс, согласование совсем поехало
Психопаты и алкоголики - это крайний случай. А бывают вроде бы благополучные, нормальные семьи... с нелюбящими родителями.
я не буду говорить за всю сеть. но лично у меня родители нежно и преданно любят не меня. Так, идеального сына. Я раньше этого не понимал и терзался, не в силах сообразить, как они ко мне относятся. Сейчас я это четко вижу - благополучные, достаточно умные люди выдумали себе образ идеального сына. Расписали, как я должен поступать и как не должен(для себя, но для меня это предполагается обязательным к исполнению), но не учли индивидуальные особненности. И поэтому получается именно так: я - живое вполне существо, для них некий неприятный эрзац любимого сына. Особенно сейчас, когда перестал соглашаться и начал решать свою судьбу самостоятельно. И меня они не любят, не уважают и не доверяют, потому что, насколько я разбираюсь в психологии, внезапно на месте миленькой игрушки возникло непонятно что с незнакомыми глазами и непонятными взглядами, которое им не надо. Им бы вернуть игрушку...
А насчет чувства юмора - ну неужели вы не видите, что это костыли? Нет, есть безусловно талантливые люди, которые могут ввернуть в речи чужую цитату так, что она придаст великолепную законченность и завершенность. Я даже таких встречал в жизни. Возможно, вы относитесь к таким. Так вот, а тем, для кого устная конфронтация, а тем более ругань - тяжкий непривычный труд, это будет выглядеть как натуральнный плагиат: прекрасные фраз, а между ними свои слова резко отличающегося уровня. И выглядит это намного беспомощнее, чем попытки оперировать своими словами, хотя бы за счет контраста.
И я очень рад за вас, что у вас было такое классное детство. но вот контрпример: мне много лет запрещали кататься на велосипеде и плавать в бурной реке, потому что как бы чего не вышло. Да, лет в 14 я отвоевал себе право на посещение секции карате, несмотря на страшные рассказы отца про сломанные шеи и его же издевательские вопросы, сколько раз меня били головой, и прекрасный воспитательный метод - говорить с матерью о том, как я деградировал так, что вроде бы обсуждают меня не при мне, но чтоб я каждое слово услышал. Ваша семья вас поддерживала, мне с моей приходилось воевать, сражаться за каждый самостоятельный шаг. А любой провал или ссадина на коленке после падения с того самого веллосипеда встречали овации и откровенную радость "мы же говориииили!". Разница подходов очевидна? И я уверен, что не один такой невезучий. Причем полностью благополучная семья, полная, с непьющими-некурящими врачами.
Да, еще - я не жалуюсь на то, какие они нехорошие. Просто привожу очень яркий пример непростых отношений за великолепным фасадом с цветочками, кошкой и собакой. И я не прошу меня жалеть. Было и прошло, я с этим справился настолько, насколько смог. Просто возможно кому-то из нынешних или будущих родителей или детей это поможет. почему детей - меня до сих пор подъедает чувство вины за то, что они таки меня материально обеспечивали и вообще хоть что-то поддерживали, своеобразно, правда, и методы воспитания у них уникальные, но тем не менее, мне до сих пор стыдно за то, что я причинил им боль. Хотя прекрасно знаю, что иначе я бы мирно сдох и этим причинил бы боль куда большую, это они не знают, насколько я был близок и, надеюсь, никогда не доведут меня настолько, чтоб получсить в лицо этот последний аргумент.