А вот и тот пост, который я обещала еще до Роскона. По итогам беседы в реале.
Сидели это мы в реале с Вомпэром, пили чай и вели неспешные русско-японские беседы (ну, а как же нам собраться и не обсудить нечто русско-японское!) по самым разным вопросам, в том числе и по образовательным. И зашел у нас разговор о школах - как русских, так и японских - о подростках и об их отношениях в классе.
И как-то само собой разговор перешел на вопросы подростковой травли. И тут выскочила презанятная, ИМХО, формулировка.
А именно - что ситуация подростковой травли в чем-то является ситуацией ВЫНУЖДЕННОГО АУТИЗМА.
Потому что для подростка в этом положении есть только он сам - и те, кто его травит. Весь остальной внешний мир как бы становится несущественным и почти несуществующим.
Очень часто люди, не сталкивавшиеся с такой ситуацией, недоумевают - а отчего эти травимые подростки не жалуются на травлю. А... как именно пожаловаться? Нормальный ребенок спервоначалу и слов-то таких не имеет, чтобы дать понять, что происходит на самом деле. Рассказать родителям? Ну - они посоветуют дать сдачи. И еще хорошо, если не скажут, что сам виноват. Пожаловаться кому-то из учителей? А на что, собственно? Толкнули в коридоре? Обозвали? Так это едва ли не нормальный уровень подросткового общения. КАК передать, какими словами выразить даже не факты, а саму эту атмосферу презрительного насилия?
И даже это возможно только на ранней стадии. Далее внешний мир окончательно переходит в разряд несуществующих, он слишком внешний по отношению к ситуации... вы, к примеру, Карлсону жаловаться не пробовали? Или Бэтмену? если вы психически нормальны - нет. Ну вот и подросток не будет жаловаться таким же "Карлсонам" - то есть родителям, школьному руководству и так далее. Они НЕ СУЩЕСТВУЮТ. Они вне восприятия. Мир сгустился в аутическую точку противостояния "я и они". Больше нет никого.
В некотором смысле на этой стадии помогает уход в настоящий аутизм. Отчасти. С поправкой на то, что потом подростка, выбравшего этот путь, придется от этого аутизма лечить. Причем дети, аутичные на самом деле, более излечимы. Ребенок с синдромом Аспергера, к примеру, уже привык проделывать этот путь "из себя наружу" - а ребенку, не имеющему этого навыка, будет в разы труднее.
Еще надо отметить, что обнаружить травлю и опознать ее именно как травлю мешает неточное определение групп риска. Например, к ним принято относить инвалидов. Но инвалиды уже знают. что они не как все, что их могут за это травить - а коллективно травят их несколько реже, поскольку травить инвалида будет скорее полный отморозок, а класс, состоящий исключительно из отморозков, возможен, но встречается реже, чем принято думать. К тому же инвалид дейтсвительно нередко морально готов к наезду - и может ответить... ну - скажем так... довольно жестко, особенно если учесть, что увечье отчасти избавляет его от необходимости быть как все, раз он и так не как все, и соблюдать общепринятую вежливость. Почти то же самое относится к детям из неблагополучных семей. Объекты-то они объекты... но нередко довольно жесткие. Нет, основной группой риска являются НОРМАЛЬНЫЕ дети. Нормальные - но уязвимые. И вот в то, что травят их, учителям поверить бывает сложно - с точки зрения нормальной логики нормального взрослого человека.
И мир смыкается в точку "я и они". И жаловаться Карлсону бесполезно...
Сидели это мы в реале с Вомпэром, пили чай и вели неспешные русско-японские беседы (ну, а как же нам собраться и не обсудить нечто русско-японское!) по самым разным вопросам, в том числе и по образовательным. И зашел у нас разговор о школах - как русских, так и японских - о подростках и об их отношениях в классе.
И как-то само собой разговор перешел на вопросы подростковой травли. И тут выскочила презанятная, ИМХО, формулировка.
А именно - что ситуация подростковой травли в чем-то является ситуацией ВЫНУЖДЕННОГО АУТИЗМА.
Потому что для подростка в этом положении есть только он сам - и те, кто его травит. Весь остальной внешний мир как бы становится несущественным и почти несуществующим.
Очень часто люди, не сталкивавшиеся с такой ситуацией, недоумевают - а отчего эти травимые подростки не жалуются на травлю. А... как именно пожаловаться? Нормальный ребенок спервоначалу и слов-то таких не имеет, чтобы дать понять, что происходит на самом деле. Рассказать родителям? Ну - они посоветуют дать сдачи. И еще хорошо, если не скажут, что сам виноват. Пожаловаться кому-то из учителей? А на что, собственно? Толкнули в коридоре? Обозвали? Так это едва ли не нормальный уровень подросткового общения. КАК передать, какими словами выразить даже не факты, а саму эту атмосферу презрительного насилия?
И даже это возможно только на ранней стадии. Далее внешний мир окончательно переходит в разряд несуществующих, он слишком внешний по отношению к ситуации... вы, к примеру, Карлсону жаловаться не пробовали? Или Бэтмену? если вы психически нормальны - нет. Ну вот и подросток не будет жаловаться таким же "Карлсонам" - то есть родителям, школьному руководству и так далее. Они НЕ СУЩЕСТВУЮТ. Они вне восприятия. Мир сгустился в аутическую точку противостояния "я и они". Больше нет никого.
В некотором смысле на этой стадии помогает уход в настоящий аутизм. Отчасти. С поправкой на то, что потом подростка, выбравшего этот путь, придется от этого аутизма лечить. Причем дети, аутичные на самом деле, более излечимы. Ребенок с синдромом Аспергера, к примеру, уже привык проделывать этот путь "из себя наружу" - а ребенку, не имеющему этого навыка, будет в разы труднее.
Еще надо отметить, что обнаружить травлю и опознать ее именно как травлю мешает неточное определение групп риска. Например, к ним принято относить инвалидов. Но инвалиды уже знают. что они не как все, что их могут за это травить - а коллективно травят их несколько реже, поскольку травить инвалида будет скорее полный отморозок, а класс, состоящий исключительно из отморозков, возможен, но встречается реже, чем принято думать. К тому же инвалид дейтсвительно нередко морально готов к наезду - и может ответить... ну - скажем так... довольно жестко, особенно если учесть, что увечье отчасти избавляет его от необходимости быть как все, раз он и так не как все, и соблюдать общепринятую вежливость. Почти то же самое относится к детям из неблагополучных семей. Объекты-то они объекты... но нередко довольно жесткие. Нет, основной группой риска являются НОРМАЛЬНЫЕ дети. Нормальные - но уязвимые. И вот в то, что травят их, учителям поверить бывает сложно - с точки зрения нормальной логики нормального взрослого человека.
И мир смыкается в точку "я и они". И жаловаться Карлсону бесполезно...
Очень хорошо запомнил первое сентября в восьмом классе. Я за лето вытянулся, наконец-то сильно похудел, вообще как-то похорошел резко. Я стоял в своем новом костюме, смотрел на себя в зеркало и улыбался - не мог поверить, что я действительно так хорош.
В школу я шел с необыкновенным ощущением радости - мне не будет стыдно перед одноклассниками, я люблю себя, я горжусь собой! Я просто обязан сегодня вызывать восхищение!
Сразу после торжественнной линейке ко мне подошли два бугая и под веселый смех всего класса пинали ногами, обзывая чмом и жиртрестом.
Скажите, после этого можно легко поверить в себя еще раз?
Вы - исключение, подтверждающее правило. Таки да, уникум.
Так я о чем? Я ж и говорю, что они не принимают, и это не шок и растерянность. Они не принимают именно меня. И меня же не любят. Я прощать не собираюсь, но и ненавидеть у меня желания нет.
Мне это в голову не пришло, но вы правы, это может убить оппонента наповал.
Проверял. Оппонент перевирает слова и ржет сильнее. Не помогает.
Да, согласен с теми, кто считает вас уникумом. С прекрасными родителями, отличными учителями - вам исключительно повезло. Не всем так хорошо, поверьте. Вас не ломали в семье, и учителя учили, а не ломали(у нас такой физик был, только действовал моральными плюхами). Ваши советы невыполнимы, особенно в случае ретроспекции, как у многих здесь. Ну что мне от того, что вы сказали "да обсмеивать их надо было! не умеешь? Вырабатывать надо было!". Так оно ж уже было, верно? Так кому помогут ваши советы? не делать ошибок - тоже не помогут, это по ситуации смотреть надо. Может, я черезчур нежный и хрупкий, но меня эти безапелляционные заявления слегка задели. Я рассказал то, что было, для копилки фактов, а не для оценивания, исправлять ошибки поздно немного.
действительно, что было, то было. этого уже не исправить. никак. а постараться увидеть прошлое с другой точки зрения... это невероятно сложно. практически невозможно. психика уже в какой-то мере искалечена... личность изменена. однобока. мы все - немного большие эгоисты, мы лелеем наши обиды и переживания. без них мы тоже уже не можем....
это взято не с потолка, а из тех же книг по психологии...
подписываюсь обеими руками)))))))))
Меня спасла знакомая родителей, которая сама подвергалась травле. Единственный человек, который понял, что и как надо делать. Надеюсь, что горький опыт поможет мне быть хорошим родителем и никогда не отмахиваться от своих детей невыполнимыми советами.
Клятый_Вомпэр а самое неприятное в том, что все, что вы говорите - я уже слышал.
А почему это неприятно? Если подобные советы давали многие, может быть, в них есть смысл?
классной руководительницы - чудесной женщины, кстати, но она все никак не могла найти управу на учеников - побаивалась их.
Это грустно. Бояться можно, но нельзя это показывать. К сожалению, не все чудесные люди умеют быть классными руководителями и просто учителями.
Сразу после торжественнной линейке ко мне подошли два бугая и под веселый смех всего класса пинали ногами, обзывая чмом и жиртрестом. Скажите, после этого можно легко поверить в себя еще раз?
Поверить в себя все равно можно. Я не говорю, что это легко, но возможно. Не стоит ждать, что путь к цели будет усыпан цветами. Нет. Иногда надо ломать себя. Брать гантели и начинать тренировать мышцы. Сбить себе все костяшки пальцев -- но отработать удар кулаков. Неприятно? Естественно. Но наша жизнь не обязана состоять из приятных вещей. Она не обязана быть справедливой. Это мы должны быть справедливыми. Но для этого нужно многое уметь и нужно очень много учиться и работать над собой. Даром ничего не дается даже гениям.
Solet SerCro Они не принимают именно меня. И меня же не любят. Я прощать не собираюсь, но и ненавидеть у меня желания нет.
Не принимать выбор человека и не любить его -- разные вещи. Если бы ваши родители вас не любили, ваш выбор был бы им безразличен. Но вот как раз их неравнодушие и говорит о любви. Я понимаю, что вам от этого не легче. Но жизнь такая какая она есть.
Да, согласен с теми, кто считает вас уникумом. С прекрасными родителями, отличными учителями - вам исключительно повезло. Не всем так хорошо, поверьте. Вас не ломали в семье, и учителя учили, а не ломали(у нас такой физик был, только действовал моральными плюхами).
Вот вы обижаетесь, что вас не слышат, но ведь вы сейчас тоже не видите, что именно я писала прежде. Что ж, если вам от этого станет легче, то могу сказать -- меня ломали, в том числе и учителя. С изобретательностью и ожесточением. Учителя (хотя, почему только учителя?) не любят тех, кто обладает своим "я" и способен выйти за рамки стереотипов, и начинают воевать со своими учениками, как будето они уже взрослые. А, знаете, к примеру, как могут проходить занятия музыкой? Ведь там учитель и ученик находятся один на один. То, что моя учительница могла орать, как труба иерихонская, вместо того, чтобы объяснить, это так -- мелочь. То, что издевками она способна была превратить урок в кошмар -- тоже. А еще она играла мне на руках, на плечах, на спине, так что я была вся в синяках, потому что пальцы у нее были железные. Но ради музыки, ради новых знаний я готова была это терпеть. И лишь тогда, когда я узнала, что моя учительница скрывает от меня приемы, я от нее ушла к другому учителю.
Но все это я рассказываю, не для того чтобы пожаловаться на тяжкую жизнь. Мои рассуждения о жизни см. выше. А для того, чтобы вы поняли, что несмотря на все это можно высоко поднимать голову и наслаждать жизнью. Можно научиться ценить себя и сохранять свое "я". Можно смотреть прямо в глаза оппонента (даже если это твой учитель) и говорить "Нет! Я это делать не буду!" и настоять на своем.
Некоторые же наши знакомые полагали, что система моего домашнего воспитания была интеллектуальным террором, но я с этим несогласна. Хотя мой папа мог дать десятикласснице и мне -- шестикласснице -- одну и ту же задачу по физике, и дико возмутиться, что я не смогла эту задачу решить (то, что ее не решила 10-классница, ему казалось мелочью, что с дурочки взять, а вот мне не прощалось). Но я ведь понимала, что мои родители старались ради меня, хотя временами от таких стараний мне хотелось плакать. Только слезы вовсе не значили, что потом я не вытирала их и не начинала работать. И не важно, было ли это воскресенье, праздники или каникулы.
Вот такая идиллия.
Не принимать выбор человека и не любить его -- разные вещи. Если бы ваши родители вас не любили, ваш выбор был бы им безразличен. Но вот как раз их неравнодушие и говорит о любви.
вы упускаете из виду одну маааленькую вещь - моих родителей еще и волнует положение в обюществе. Сын, учащийся в Бауманке - это круто и престижно, и это поднимает их в глазах окружающих. Сын, живущий с парнем, учащийся в Казани - это их рушит с небес на землю и они будут делать все, чтоб вернуть свой престиж за мой счет на прежний уровень. Никакеой любви ко мне тут не надо.
Но все это я рассказываю, не для того чтобы пожаловаться на тяжкую жизнь. Мои рассуждения о жизни см. выше. А для того, чтобы вы поняли, что несмотря на все это можно высоко поднимать голову и наслаждать жизнью. Можно научиться ценить себя и сохранять свое "я". Можно смотреть прямо в глаза оппонента (даже если это твой учитель) и говорить "Нет! Я это делать не буду!" и настоять на своем.
Вы не поняли. Я сейчас это тоже могу. Речь шла о детстве, если вы не заметили. И можно когда с любовью делаются вещи вроде той, которую делал ваш отец - это переносимо. А когда из "чистааа ради престижу" - нет.
Простите, я закрою тему. Мы говорим на разных языках и о разном времени. Вы не понимаете, что ну послушаю я - ну постыжусь того, что в детстве был слабохарактерным и прогнулся под мир, и выпрямляться приходится сейчас, когда хребет закоснел. Изменить ничего не удастся - как я плакал в 12 из-за того, что мне запретили читать, так я не смогу прекратить те слезы, встать и гордо уйти. Как я чувствовал свою неправильность и старался вписаться и стать как все в 16 - так оно и останется. Ваши слова лишь добавят мне презрения к себе-бывшему, а, поскольку ничего не проходит зря, то и к себе нынешнему. Прошлое нельзя изменить, просто кто-то им может гордиться, кто-то нет. Зачем нас сейчас учить жизни? Вы не находите, что несколько опоздали?
Но ведь это и ваш престиж, почему вы полагаете, что они об этом не думают?
ну послушаю я - ну постыжусь того, что в детстве был слабохарактерным
Зачем? Я ни в коем случае не предлагаю стыдиться прошлого. Это бесперспективно. Прошлое в прошлом. Но по вашим репликам у меня создалось впечателние, что для вас прошлое пока еще является настоящим. Конечно, я могу ошибаться. Но выглядит это именно так.
Зачем нас сейчас учить жизни? Вы не находите, что несколько опоздали?
Я не учу вас жить, зачем? Каждый учит себя сам. Вам 19 лет, вы взрослый человек. Мне 41 год и я учусь до сих пор. А когда я перестану учиться -- я умру.
Знаете, дорогая... Я тут сижу-сижу, читаю-читаю... Достало, если честно. Буду неправ, но выскажусь прямо.
Все эти нравоучения - а по-другому это назвать сложно - выглядят ублюдочно. Мерзко. Возможно, только для меня. Но тем не менее. Возможно, вы правы, а мы все тупые недоделки, не смогшие вовремя обуздать свои чувства и стать круче чем возможно. Но.
Во-первых, самоутверждаться за чужой счёт (может, это происходит подсознательно, но происходит) некрасиво. Или я не прав?
Во-вторых, эти советы уже никому не помогут. Мы тут обсуждаем то, что было. И пытаемся понять, что бы смогли делать тогда. А тут приходит некто, и начинает рассказывать, какие мы тупые. Какого дьявола? Да, мы были неправильными. Мы ими и сейчас, наверное, остаёмся. Но речь о _тогда_. Так вот _тогда_ в нас не было тех грандиозных душевных сил, чтоб выполнить эти советы. А соответственно, они выглядят именно как самоутверждение, соответственно см. выше.
В-третьих. Какие, к чертям, гантели, сбитые костяшки и прочая мутотень? Вы откуда прилетели, с марса? Если в тебе росту метр пятьдесят пять, а тебе противостоят два амбала из двенадцатого класса и твоя долбаная генетика, ЧТО ты с этим сможешь сделать? Единственный способ победить их физически - уйти в полную отмороженность и что-нибудь отгрызть, а после этого ты вылетишь из школы с волчьим билетом. Оно мне, тебе, ему надо? А за тот срок, который требуется чтоб превратить вышеописанное в равного им соперника, всё уже забудется. Ну так какого?
В-четвёртых. С законами толпы вы незнакомы, надо полагать? Не сомневаюсь, собственно, судя по высказываниям. А я уже высказывался на эту тему, правда, по-моему, не тут. Есть две толпы - обычная и отмороженная. Первая - это компания во дворе, к примеру. Тебя там дразнят, но достаточно дать в морду главному - как минимум успокоятся. И всё будет в порядке. Вторая - заведённые до предела твари, чувствующие в тебе слишком сильного соперника, и потому отрывающиеся по максимуму, пока возможно. Эволюция, Феликс... (С) Побеждает в будущих поколениях тот, кто отличается, а не тот кто сильнее сейчас, и потому его надо уничтожить, порвать, растоптать. Или ощущающие в тебе слабину, и бьющие в неё, потому что заведомо неуспешным особям тоже нельзя позволить жить. Так вот, поясняю: со второй нельзя сделать НИЧЕГО. Никакое, нах, самоуважение тут не спасёт. Никакие гантели. Никакие кружки боевых плясок народов севера. Либо ты терпишь, либо тебя покалечат, и никто - НИКТО - не будет виноват. Я этого избежал (со своим-то характером) только потому, что живучий. И то, кое-что на память сохранилось.
И ещё раз. Хватит давать бессмысленные советы и распространяться, как можно было бы поступить, если бы мы были не мы, а кто-то другой.
Как и всегда, можно не стараться мне отвечать, не оценю. Спасибо за внимание.
ЗЫ. Да, я тоже музыкант. Просто, к сведению. И чтоб не было повода взглянуть высокомерно.
Иногда я очень хорошо понимаю, какое зло - переизбыток вежливости ^^ Ты в нескольких словах сказал то, что мы безуспешно пытаемся донести в течение нескольких страниц.
Юлия (Ортанс)
Да, еще хотел добавить - история не знает сослогательного наклонения.
Собственно, по существу мне вам ответить нечего. Ну что, снова сказать, что взрослость означает только самостоятельность и учиться мне это не мешает? Смысл?
Могу только сказать - вот это меня шокировало в нападающих в школе. Взять ответ - и вывернуть его наизнанку, так что и ты дурак, и они Д`Артаньяны. Можно спорить до хрипоты - но вы бережно возьмете ответы, перекрутите их через призму своих представлений о людях и ответите так, что вроде бы и вежливо, а вроде бы и дерьмом облили. Очень полезное умение, ничего не могу сказать. Наверное, хорошо помогло вам в детстве. Вы точно никого не клевали, да? Очень уж отработанным выглядит.
читать дальше
Если уж на то пошло, то учителей-садистов я всегда без особых усилий ставил на место - и мне было плевать на то, что они для меня стараются. Вы не пробовали вашей музычке продемонстрировать синяки? Поиграть на ней? Наорать на нее? Хуже она бы от этого не стала, поверьте. Может, дошло бы, какого это - быть на вашем месте. А я - пробовал. И это полегче, чем противостоять толпе, потому что перед вами всего лишь женщина средних лет, а не безмозглый монстр, собранный из ваших одноклассников. Так что же - мне теперь давать вам советы, как осаждать зарвавшихся учителей? А вам они будут полезны и приятны?
н-да, тоже интересно...
Хотя я таки вышку хочу, но исключительно по любимой специальности, а в Бауманку на нее поступить - мозгишек не хватило ^^
А эта вышка... ну в принципе если без нее, то может и не плохо? Все-таки ее роль ОЧЕНЬ завышена в современном обществе, имхо. И восприятие, что "ах, без высшего образования - ну значит и не специалист" - тоже с неадекватным перекосом.
А мои мне с таким злорадством пророчили жизнь в подворотне...
ага, верно
Просто у меня получилось так, что в детстве не смог пойти в художку, а сейчас надо бы - но куда с универом еще и в художку успеть? Вот буду на вечернем, закончу ^^ А многие компьютерные специальности не требуют обязатьельного высшего образования, вон у меня Джейд успел учителем информатики поработать, а сейчас сисадмин неплохой на чистом энтузазизме ^^ а насчет не то и не так - я поддался на уговоры, поступил в бауманку на хорошую в принципе спеиальность Стартовые ракетные комплексы, но через год осознал, что я к шестому курсу поеду мозгишками ^^
уехали от темы, однако... засоряем хозяйке ее поле...
упс, я это только на себя примерял, но да ^^ да не, если б я на ИУ смог поступить - выдержал бы без проблем. Но я плохо переношу ненужные мне нагрузки типа сопромата и теормеха, которые выучил и забыл ^^
Ага, тогда ее свернем
даже идиотоввсе перетрут" итд - не верю.Во-первых, простите, но драться всерьез с компанией в пять-шесть человек или с людьми старше и сильнее тебя без травм нельзя. То-есть, как правильно сказал Jade Spirit, нужна нехилая доля отмороженности. После того, как меня типа в шутку припугнули изнасилованием, у меня появилась привычка таскать с собой заточенную металлическую линейку. Хороший режик был, особенно удобно карандаши для черчения готовить. К счастью, до столкновения не дошло, иначе не знаю, не получил бы я судимость со школьных лет.
Во-вторых, травля очень часто не физическая, а психологическая. Тебя не бьют. Просто радуются каждой твоей неудаче, каждое сказанное тобой слово выворачивают наизнанку, каждый твой поступок комментируют самым ядовитым тоном. И что тут делать, чему учиться? Остроумие не спасает - толпа тебя не слышит.
В-третьих, у меня был шанс стать своим в компании. Нет, не разбив в кровь костяшки и не установив мироой рекорд. Всего-навсего начать пить и курить вместе со всеми. Получается, не согласившись, я сам виноват в том, что травля продолжилась. Так, что ли? Уважение в глазах таких компаний - это не мастерство музыканта, не умение решать задачи. А соглашаться на глупости ради дружбы с дураками нелепо.
О толпе. Если помните, я писала, что она проходит определенное развитие. На последнем этапе, когда, строго говоря, она перестает быть толпой, сделать с ней почти ничего нельзя и лучше просто ей не попадаться на дороге. Это глупо отрицать. Но вот говорить, что при росте 155 себя нельзя защитить -- это уже не так. Приведу пример, но не себя. Жил был один мальчик, страшно некрасивый, лысый и маленький, да еще к тому же и музыкант. Уж я ростом не отличаюсь, а он был еще меньше. Но мальчику не нравилось, что его обижали и он стал тренироваться. Кулаки тренировать и язвительность. Он преуспел. Кончилось тем, что за ним, таким некрасивым, бегали самые красивые девочки, а высоких красавцев не замечали. Они проигрывали ему по всем статьям.
PS И кстати, я уже давно не музыкант, лет так двадцать, но за вас рада. Приятно, когда люди владеют мызыкальными инструментами.
Solet SerCro Да, еще хотел добавить - история не знает сослогательного наклонения.
История да. Но ведь жизнь в 20 лет не заканчивается.
Клятый_Вомпэр я не знаю, зачем вы ведете этот диалог с людьми, которые вспоминают свое далеко не самое радостное отрочество.
Как вам сказать, я не собиралась вести какой-то диалог. Просто я случайно заметила данную беседу и задумалась, а что в таком случае делать с моим детством и отрочеством мне? Биться головой о стенку? Или выть в голос? Но вот ведь в чем дело, мне совершенно не хочется делать ни то, ни другое. Да, было трудно, иногда очень трудно, а кому легко? Вообще, оно бывает когда-нибудь легко? Лично я не видела. Нет, я верю, что есть люди, у которых легкая жизнь, и я за них рада, но от того, что у кого-то она легче, это не значит, что я несчастна.
Ну а потом люди почему-то стали задавать мне вопросы. Признаться, я этого не ожидала. Еще меньше я ожидала выражений зависти перед моим идеальным детством. А вот ожесточение -- это да, это ожидаемо.
Что вы хотите доказать?
Ровным счетом ничего.
Что из всего есть выход? Да, выход есть всегда. В моем случае он пришел с оглаской. Как вы не можете понять, что ваши слова звучат просто насмехательством?
Скажем так, я прекрасно понимаю, что именно так вы мои слова и воспринимаете, как насмешку, но при этом я могу сказать, что вы ошибаетесь. Нет, в 13 лет слова "Хочешь быть счастливой -- будь ей" мне тоже казались странными, но потом-то я поняла, что это чистая правда.
Если уж на то пошло, то учителей-садистов я всегда без особых усилий ставил на место - и мне было плевать на то, что они для меня стараются. Вы не пробовали вашей музычке продемонстрировать синяки? Поиграть на ней? Наорать на нее? Хуже она бы от этого не стала, поверьте. Может, дошло бы, какого это - быть на вашем месте. А я - пробовал. И это полегче, чем противостоять толпе, потому что перед вами всего лишь женщина средних лет, а не безмозглый монстр, собранный из ваших одноклассников. Так что же - мне теперь давать вам советы, как осаждать зарвавшихся учителей? А вам они будут полезны и приятны?
Как вам сказать, ничего плохого в вашем совете я не вижу, другой вопрос, что он описывает несколько не ту ситуацию. Понимаете, моя учительница не была садисткой, она просто хотела наиболее доходчиво (как она это понимала) показать мне, каким должно быть касание пальцами клавиатуры. А как это показать? Вот она и считала, что если сыграть гамму у меня на руке, я это прочувствую. Еще бы! А я была уверена, что моя учительница ведет меня к высотам мастерства, а тут надо быть неблагодарной тварью, чтобы этому противиться. Больно? Ну и что? А когда фигуристам или балеринам чуть не выворачивают руки и ноги, это что не больно? Но это шаг к мастерству. Так и здесь, я была готова терпеть все -- боль, крик, насмешки, но стать пианисткой. НО! Для родителей, которые хотят, чтобы их дети занимались музыкой, все же лучше (на всякий случай) в начальных классах музыкальной школы присутствовать на уроках, если, конечно есть возможность. Потому что в своем рвении учителя вполне способны забыть обо всем на свете и действительно превратить уроки в ад. А вот когда я поняла, что меня не учат тому, чему должны учить -- все кончилось, этого я не потерпела. Так что здесь вопрос в системе ценностей.
Кстати, касательно того, любят детей или не любят. На своем примере я убедилась, что дети очень часто коренным образом ошибаются в этом вопросе. Мне вот в голову не приходило, что моя учительница музыки меня не любит, но это было так. Более того, став взрослой я поняла, как ей со мной было тяжело -- я все время разрушала ее уютный мир. Она никогда не знала, что от меня ждать, потому что я, как и всякий ребенок, который хочет учиться, задавала очень много вопросов, на которых она или не знала ответа (а мне в голову не приходило, что она не знает, мне казалось, она знает все!), или которые опровергали то, что она говорила. Несколько поколений детей исполняли одну очаровательную пьесу и всегда на экзаменах и концертах объявлялось "Вольфганг Амадей Моцарт". И вдруг я спрашиваю, а почему перед фамилией стоит инициал "Л"? Оказалось, что автор -- Леопольд Моцарт, но этого никто не замечал, пока не появилась семилетняя пигалица. И так было то и дело. Конечно, ей было неуютно, конечно, ей это не нравилось и она меня не любила. Проще с теми, кто вопросов не задает.
Вот поэтому и.
ЗЫ. Ага, опыт школьной травли у меня был. С переменным успехом, пару-тройку раз удавалось очень качественно отбиться. Поэтому учительницу, которая решила бы поиздеваться над моим ребенком ради того, чтобы "отучить ныть" и ждала бы, что жертва "сломается раньше", я бы убила нахрен. Даже если бы эта история открылась пять лет спустя. Можно оправдать или простить обидчиков-одноклассников, особенно если у них были собственные проблемы, я даже могу представить, что бывшая жертва и бывший обидчик впоследствии могут сдружиться (хотя сама вряд ли сумела бы), но взрослая сильная тетка, которая с высоты своей позиции измывается над ребенком и не раскаивается в этом, а считает себя правой...
Дык, самое трудное - объяснить советующему ^^ и ладно в инет-дискуссии, так у многих тут такое родители/учителя советовами вполне